Вокруг церемонии открытия новой школы в ауле Большой Кичмай наблюдается нездоровый ажиотаж
Первое сентября в Большом Кичмае ожидается непростым

Особенно пристальное внимание к происходящему сейчас в Большом Кичмае проявляют чиновники сочинского муниципалитета – практически ежедневно тут проходят рабочие совещания различных служб и управлений, все изучается, проверяется и перепроверяется, тщательно отслеживается и темп работ – на открытие ждут больших гостей. Церемония обещает быть очень громкой, что легко объяснимо: данный объект единственный в нынешнем году "сдаточный" на всей территории всего Краснодарского края. Пока твердо озвучивается только одна фамилия – губернатора Ткачева. Понятно, что программа, подготовкой которой занимаются непосредственно на городском уровне, верстается специально под приезд главы края.
Судя по всему, первого сентября в Большом Кичмае будет регламентировано буквально все: кто и где будет стоять, кто выйдет навстречу гостям, когда зазвучат гимны, кому будет предоставлено право разрезать символическую красную ленту, что нужно говорить и сколько аплодировать. Хронометраж рассчитан поминутно: сам Ткачев здесь долго не задержится – проведет здесь всего двадцать минут.

Разгорается скандал и вокруг вопроса о том, какие гимны будут звучать на открытии школы. С формальной точки зрения все просто: на подобного рода общественно-массовых мероприятиях обязательны к исполнению гимны государства и субъекта Федерации. Все так, если бы не одно "но". Очень серьезное "но". Директор школы Аслан Гвашев и педагогический коллектив выступили резко против того, чтобы на празднике в черкесском ауле звучал нынешний гимн Кубани, в тексте которого, как известно, содержатся слова, оскорбляющие национальные и религиозные чувства адыгов-мусульман. А в "песне" той поется: "На врага, на басурманина, мы идем на смертный бой…". В основу гимна, как известно, легла песня кубанских казаков, воевавших с турками в 1914 году. В прежние годы вокруг символики края было сломано немало копий: что хорошо для сохранения исторической памяти одного, даже не этноса, а военного сословия, может навредить в деле построения взаимоуважительных отношений между этносами и религиозными конфессиями в таком крупном многонациональном регионе, как Краснодарский край, где, в частности, проживает большая мусульманская община.
Сочинские чиновники долгое время были в искреннем недоумении: что же возмутило адыгов? Аслану Гвашеву, кстати, историку по образованию, пришлось доходчиво объяснять каждому: басурманин в русском языке – человек иной, другой веры, то есть нехристианин, поэтому данный гимн, который, как считают власти региона, "в настоящее время олицетворяет собой Кубань", на территории Краснодарского края, звучат, мягко говоря, неэтично, неуважительно не только по отношению к черкесам. Впрочем, "пилюлю" чиновники глотать не торопятся. Их логика узка и прямолинейна, как извилина в мозгах – каждый боится, как все это им "аукнется" в дальнейшем. С одной стороны, можно попасть "под каток" Краснодара и лично Ткачева, с другой – вызвать волну недовольства среди адыгского населения, а подобный случай здесь далеко не первый: достаточно вспомнить скандал, разразившийся в феврале нынешнего года, когда ансамбль "Шапсугия" вышел на концерт в Сочи с общечеркесским флагом в руках. Тогда, напомню, чиновники от культуры попытались "наехать" на руководителя коллектива, мол, он и его артисты проявили неуважение к многонациональному сообществу Сочи??????
В настоящий момент директор школы подвергается сильнейшему давлению со стороны своего начальства – строптивых сегодня, как известно, не любят, звучат даже угрозы об его возможном увольнении. До первого сентября далеко идущих огрвыводов, наверняка, не будет, но что еще изобретут бюрократы после праздника?
Анзор НИБО.
Комментарии 0