Черкесские сказки. Осторожно! Черкесы объединяются! (часть вторая)
...Бережное отношение к своему прошлому для современных адыгов является первостепенной задачей. Ведь именно их благородное историческое наследие объединяет сегодня три искусственно разделенных этноса в единый. Неожиданное возрождение искреннего интереса к своей культуре, языку, обычаем и традициям подает огромные надежды на светлое перерождение, давно казалось, умиротворенного народа!
То, что этническая карта Северного Кавказа поменяется после очередной переписи населения, у меня лично, сомнений почти не осталось. Даже, если статистика не покажет нам появление представителей новых народностей, это не значит, что мы не увидим количественной рост одного из коренных. Конечно, подобнoe явление не будет объяснятся резким улучшением демографической ситуации в регионе . Причина в другом- Черкесы объединяются!
Но как не странно, это проблема. Причем не только для карчаевского и балкарского народов, которые совершенно необоснованно успели выразить серьезные опасения по этому поводу, но и для российской государственности в целом, которая даже сегодня следует принципу подданнического типа политической культуры, "в которой население рассматривается не в качестве участников общественно-политической жизни, a как объект воздействия со стороны государства, которое "спускает сверху" населению нормы и требует полного подчинения и включения в эту систему властных отношений". Учитывая, что сегодня, как и вчера, народы Северного Кавказа подвергаются жесткой русификации и попытками ассимиляции, реанимация адыгского "Сэры" никак не вписывается в ментальность нынешней национальной политики нашего государства. Черкесы, пока скромно, но нашептывают Центру о своем историческом праве быть единым народом и не исключено, что в дальнейшем на общей территории, в одном субъекте, что не может не волновать Кремль, который болезненно относится к подобным инициативам, тем более когда это касается Северного Кавказа.
Однако, события произошедшие за последние 5 лет в среде черкесской общественности, вынудили правительство пойти на некие преферансы в сторону адыгов. Таким образом, после августовских событий 2008 года состоялась встреча Сергея Лаврова с представителями черкесской диаспорой в Турции, что характерно продемонстрировало скромное желание постепенно возобновить долгожданный диалог. Мало того, Кремль наконец начал замечать пока небольшую, но напряженность в среде адыгской молодежи, которая целеустремленно рвется на "политическую кухню", где решается "Черкесский вопрос". Складывается впечатление, что Москва начинает вести более продуманную и дальновидную политику в отношении черкесов, пытаясь предотвратить очередную волну возможных, многовариантных "протестов" на Северном Кавказе. Так за последнее время адыгские националисты добились определенных значимых уступок со стороны Правительства:
- "Cовсем недавно квота на адыгов-возвращенцев была увеличена до 1400 человек. Раньше она была 50 человек, и постоянно та или иная организация вынуждена была добиваться ее увеличения";
- включение "Черкессиады" в программу подготовки Сочинской Олимпиады и возможное участие проекта в культурной составляющей "Сочи-2014".
Сегодня, именно эти два основных пункта находятся в центре внимания адыгской общественности. Возвращение черкесских "мухаджиров" является первостепенной "реабилитационной" задачей для этноса. И таким же важным является участие адыгов в Сочинской Олимпиаде на правах коренного народа. Если Россия сегодня не желает дестабилизировать самое спокойное "адыгское пространство" на Северном Кавказе, то она должна избегать попыток активного замалчивания назревших проблем и отторжения черкесов от принадлежности к истории Сочи, его будущему и региону в целом.
Подобные, новые подходы к решению национальных вопросов, подают положительныe знаки в пользу постепенной, "новейшей" демократизации государственной внутренней политики в России и медленному, но уверенному отступу от иерархического понимания взаимоотношений государства и народа. По крайней мере на это надо надеется. Но а пока, о прогрессивном прорыве говорить рано. Mентальный консерватизм все еще живет и благоприятно процветает в умах некоторых наших политикoв, общественных деятелей и ученых. Поэтому, избежать попыток окрасить объективную реанимацию черкесского самоосознания в агрессивные тона, вряд ли получиться. Мало того, первые подвижки к очернению "народного имиджа" адыгов уже начались. Определенные провокаторы, переворачивая и фальсифицируя историю, придумывают новые, современные "Черкесские сказки" о недоброжелателях Российской Государственности. Черкесов обвиняют в сепаратизме, агрессивном национализме и в неком мнимом желании "исторического реваншa".
Безусловно, сегодня для адыгов проблема восстановления исторической справедливости очень актуальна. Но не как не взятие "исторического реванша", который подразумевает радикальные меры. И Российская, и зарубежная официальная адыгская общественность не приемлет каких-либо противозаконных способов решения "Черкесского вопроса".
Предлагаю вспомнить события вокруг попытки федеральных властей поглощения Республики Адыгея Краснодарским краем в 2006 году. События могли пройти по разным, даже самым неадекватным сценариям, о которых в свое время говорил заместитель председателя "Черкесского конгресса" Заур Дзеукожев:
"...в Адыгее появятся и очень громко заявят о себе другие люди, которые уже активно действуют во многих других кавказских республиках и которые настроены не на компромисс, а на противостояние. Эти люди будут не говорить, а стрелять… назовем это национально-освободительным движением...".
Однако все прошло законно и цивилизованно. Конечно, можно долго спорить, кого все-таки адыги тогда поддержали - Хазрета Совмена или право на свою самобытность, но нельзя отрицать факт мирного проведения общественных акций. Стоит заметить, что никаких этнических и других серьезных конфликтов не наблюдалось. Помнятся лишь попытки журналистов сделать заголовки в газетах по громче: "В Адыгее зреет мятеж", "Тихая Адыгея пошла по дагестанскому пути"... События 2006 года ярко показали умение лидеров адыгских общественных организаций держать ситуацию под контролем, не давая даже повода для всевозможных политических или религиозных спекуляций, что уверенно подтверждает наличие стабильности в обществе. Мало того, современная адыгская этнопсихология несет в себе "деликатное" понимание исторически сложившейся геополитической ситуации, которую определила Российская Империя в XIX веке. И сейчас никто не собирается эти представления менять, даже после очередной попытки геноцида, только уже не "имперско-физического", а "демократико-культурного". Кремль, ликвидируя Республику Адыгея рисковал разжечь новые страсти по всему и так не стабильному Северному Кавказу. Уверен, что если бы черкесы таили желание взять "исторический реванш", они бы его в этот момент нe упустили. Этническая добропорядочность и мудрость, которые осели в национальных чертах большинства адыгов еще со времен актуальности "Адыгэ Хабзэ", не позволили в этот очередной момент ликвидации нации потерять свое истинное благородное лицо.
В итоге оказалось, что политика Кремля, направленная на растворение адыгов и их независимости, которую дает статус "республика" только сплотила народ, вызвав обратную реакцию и послужила огромным толчком к восхождению на новый уровень национального самоосознания черкесов России.
С большим энтузиазмом была воспринята идея, предложенная "Черкесским Конгрессом", об объединении адыгских республик в один национальный регион. Центр хотел "укрупнения", а нарвался на асимметричный ответ, выставленный черкесскими националистами, что просто не могло не взорвать общественность всей России, которая до сих пор громко и горячо дискутирует о перспективах "Великой Черкесии". Безусловно такой резонанс, который осел во всевозможных интернет форумах и дискуссионных площадках не мог не породить множествo мнений и теорий, иногда дрейфующих на уровне "фольклорного" творчества. Умелые провокаторы сразу усмотрели в проекте так называемый "адыгейский" демарш. Однако, этих же народных "имидж-мэйкеров" совсем не смущает тот факт, что черкесы в своей стране ,которая с 1991 года провозгласила себя демократической, вынуждены давать отпор политики Федерального Центра. Странно как-то получается, когда какой-либо из авторов, относящий себя к "новой демократической мысли" применяет старые, шаблонные подходы к обслуживанию неофициальной стратегии государственной политики, касающейся пропаганды. Причем в большинстве случаев многие из подобных "аналитиков" не брезгуют самыми гнусными приемами ведения информационной войны. На вооружение берутся цинизм, ложь и фальсификация, которая формирует так называемую "смутную альтернативу" сегодняшним процессам.
Так одним из плодов подобной "альтернативистики" стала мнимая идея адыгских националистов в связке с многочисленной зарубежной диаспорой построения "Черкесского Халифата" путем объединения КЧР, КБР и РА под видом содействия политики ФЦ по укрупнению регионов. Странная, но все же пугающая перспектива для неадыгских народов Северного Кавказа призвана обратить всех в бдительное состояние, мол "Осторожно! Черкесы объединяются!".
На первый взгляд выглядит смешно. Kто может поверить, что адыги, исторический фундамент принципов жизнедеятельности которых основывается не на Исламе, а на правилах "Адыгэ Хабзэ", а сегодня вообще непонятно на чем, могут поддержать подобную идею. Плюс ко всему большинство современных российских черкесов вообще слабо воспринимают ислам и Мечети посещают лишь изредка., что в очередной раз подтверждает несостоятельность надуманного стремления. Однако это глупо для тех, кто ,как говорится: "в теме". А вот для тех, кто "вне темы"-это выглядит вполне правдоподобно, как и выкрики адыгов : "Русская свинья, почему ходишь по нашей земле?" после проламывания русских голов железными прутьями...
Хотя, какая разница- правдоподобно или нет? Всегда найдутся люди, которые различат "золото" от "позолоты" и еще больше найдется тех, кто не увидит разницы. Факт остается фактом - рост национального самоосознания адыгов представляется в агрессивном антироссийском русле. Сегодня, с уверенностью можно сказать, что информационную войну - черкесы проигрывают и вряд ли они ее выиграют в силу не владения обширными медиа и интернет ресурсами, и нежелания пассивной части народа участвовать в жизненно важных политико-культурных процессах страны и переходить в фазу активной защиты своих гражданских позиций. Но это совершенно не значит, что мы уступаем самим себе в светлом стремлении жить в своей стране и иметь свое имя. Эта данность присвоена нам Конституцией Российской Федерации, страной, которая провозгласила себя демократическим государством, в котором право народов на самоопределение является фундаментальным началом Новой России.
В конце, хотелось бы выразить огромную надежду, что любые попытки "перевернуть" современные адыгские реалии всегда натолкнутся на жесткий отпор черкесской интеллигенции, которая сможет противостоять фальсификациям и провокациям. Сохранить стабильность в обществе и молодежной среде, не давая поводов для каких-либо корыстных и беспринципных людей зарабатывать всякого рода грязные дивиденды. Надеюсь, что "Черкесские сказки" останутся достоянием именно черкесского народного творчества, а не плодом политических манипуляций, призванных к искажению объективных процессов.
Мы должны бережно относиться к своей истории, иначе к ней будут " относиться " другие ...
Руслан Шеуджен
(Часть первая)
То, что этническая карта Северного Кавказа поменяется после очередной переписи населения, у меня лично, сомнений почти не осталось. Даже, если статистика не покажет нам появление представителей новых народностей, это не значит, что мы не увидим количественной рост одного из коренных. Конечно, подобнoe явление не будет объяснятся резким улучшением демографической ситуации в регионе . Причина в другом- Черкесы объединяются!
Но как не странно, это проблема. Причем не только для карчаевского и балкарского народов, которые совершенно необоснованно успели выразить серьезные опасения по этому поводу, но и для российской государственности в целом, которая даже сегодня следует принципу подданнического типа политической культуры, "в которой население рассматривается не в качестве участников общественно-политической жизни, a как объект воздействия со стороны государства, которое "спускает сверху" населению нормы и требует полного подчинения и включения в эту систему властных отношений". Учитывая, что сегодня, как и вчера, народы Северного Кавказа подвергаются жесткой русификации и попытками ассимиляции, реанимация адыгского "Сэры" никак не вписывается в ментальность нынешней национальной политики нашего государства. Черкесы, пока скромно, но нашептывают Центру о своем историческом праве быть единым народом и не исключено, что в дальнейшем на общей территории, в одном субъекте, что не может не волновать Кремль, который болезненно относится к подобным инициативам, тем более когда это касается Северного Кавказа.
Однако, события произошедшие за последние 5 лет в среде черкесской общественности, вынудили правительство пойти на некие преферансы в сторону адыгов. Таким образом, после августовских событий 2008 года состоялась встреча Сергея Лаврова с представителями черкесской диаспорой в Турции, что характерно продемонстрировало скромное желание постепенно возобновить долгожданный диалог. Мало того, Кремль наконец начал замечать пока небольшую, но напряженность в среде адыгской молодежи, которая целеустремленно рвется на "политическую кухню", где решается "Черкесский вопрос". Складывается впечатление, что Москва начинает вести более продуманную и дальновидную политику в отношении черкесов, пытаясь предотвратить очередную волну возможных, многовариантных "протестов" на Северном Кавказе. Так за последнее время адыгские националисты добились определенных значимых уступок со стороны Правительства:
- "Cовсем недавно квота на адыгов-возвращенцев была увеличена до 1400 человек. Раньше она была 50 человек, и постоянно та или иная организация вынуждена была добиваться ее увеличения";
- включение "Черкессиады" в программу подготовки Сочинской Олимпиады и возможное участие проекта в культурной составляющей "Сочи-2014".
Сегодня, именно эти два основных пункта находятся в центре внимания адыгской общественности. Возвращение черкесских "мухаджиров" является первостепенной "реабилитационной" задачей для этноса. И таким же важным является участие адыгов в Сочинской Олимпиаде на правах коренного народа. Если Россия сегодня не желает дестабилизировать самое спокойное "адыгское пространство" на Северном Кавказе, то она должна избегать попыток активного замалчивания назревших проблем и отторжения черкесов от принадлежности к истории Сочи, его будущему и региону в целом.
Подобные, новые подходы к решению национальных вопросов, подают положительныe знаки в пользу постепенной, "новейшей" демократизации государственной внутренней политики в России и медленному, но уверенному отступу от иерархического понимания взаимоотношений государства и народа. По крайней мере на это надо надеется. Но а пока, о прогрессивном прорыве говорить рано. Mентальный консерватизм все еще живет и благоприятно процветает в умах некоторых наших политикoв, общественных деятелей и ученых. Поэтому, избежать попыток окрасить объективную реанимацию черкесского самоосознания в агрессивные тона, вряд ли получиться. Мало того, первые подвижки к очернению "народного имиджа" адыгов уже начались. Определенные провокаторы, переворачивая и фальсифицируя историю, придумывают новые, современные "Черкесские сказки" о недоброжелателях Российской Государственности. Черкесов обвиняют в сепаратизме, агрессивном национализме и в неком мнимом желании "исторического реваншa".
Безусловно, сегодня для адыгов проблема восстановления исторической справедливости очень актуальна. Но не как не взятие "исторического реванша", который подразумевает радикальные меры. И Российская, и зарубежная официальная адыгская общественность не приемлет каких-либо противозаконных способов решения "Черкесского вопроса".
Предлагаю вспомнить события вокруг попытки федеральных властей поглощения Республики Адыгея Краснодарским краем в 2006 году. События могли пройти по разным, даже самым неадекватным сценариям, о которых в свое время говорил заместитель председателя "Черкесского конгресса" Заур Дзеукожев:
"...в Адыгее появятся и очень громко заявят о себе другие люди, которые уже активно действуют во многих других кавказских республиках и которые настроены не на компромисс, а на противостояние. Эти люди будут не говорить, а стрелять… назовем это национально-освободительным движением...".
Однако все прошло законно и цивилизованно. Конечно, можно долго спорить, кого все-таки адыги тогда поддержали - Хазрета Совмена или право на свою самобытность, но нельзя отрицать факт мирного проведения общественных акций. Стоит заметить, что никаких этнических и других серьезных конфликтов не наблюдалось. Помнятся лишь попытки журналистов сделать заголовки в газетах по громче: "В Адыгее зреет мятеж", "Тихая Адыгея пошла по дагестанскому пути"... События 2006 года ярко показали умение лидеров адыгских общественных организаций держать ситуацию под контролем, не давая даже повода для всевозможных политических или религиозных спекуляций, что уверенно подтверждает наличие стабильности в обществе. Мало того, современная адыгская этнопсихология несет в себе "деликатное" понимание исторически сложившейся геополитической ситуации, которую определила Российская Империя в XIX веке. И сейчас никто не собирается эти представления менять, даже после очередной попытки геноцида, только уже не "имперско-физического", а "демократико-культурного". Кремль, ликвидируя Республику Адыгея рисковал разжечь новые страсти по всему и так не стабильному Северному Кавказу. Уверен, что если бы черкесы таили желание взять "исторический реванш", они бы его в этот момент нe упустили. Этническая добропорядочность и мудрость, которые осели в национальных чертах большинства адыгов еще со времен актуальности "Адыгэ Хабзэ", не позволили в этот очередной момент ликвидации нации потерять свое истинное благородное лицо.
В итоге оказалось, что политика Кремля, направленная на растворение адыгов и их независимости, которую дает статус "республика" только сплотила народ, вызвав обратную реакцию и послужила огромным толчком к восхождению на новый уровень национального самоосознания черкесов России.
С большим энтузиазмом была воспринята идея, предложенная "Черкесским Конгрессом", об объединении адыгских республик в один национальный регион. Центр хотел "укрупнения", а нарвался на асимметричный ответ, выставленный черкесскими националистами, что просто не могло не взорвать общественность всей России, которая до сих пор громко и горячо дискутирует о перспективах "Великой Черкесии". Безусловно такой резонанс, который осел во всевозможных интернет форумах и дискуссионных площадках не мог не породить множествo мнений и теорий, иногда дрейфующих на уровне "фольклорного" творчества. Умелые провокаторы сразу усмотрели в проекте так называемый "адыгейский" демарш. Однако, этих же народных "имидж-мэйкеров" совсем не смущает тот факт, что черкесы в своей стране ,которая с 1991 года провозгласила себя демократической, вынуждены давать отпор политики Федерального Центра. Странно как-то получается, когда какой-либо из авторов, относящий себя к "новой демократической мысли" применяет старые, шаблонные подходы к обслуживанию неофициальной стратегии государственной политики, касающейся пропаганды. Причем в большинстве случаев многие из подобных "аналитиков" не брезгуют самыми гнусными приемами ведения информационной войны. На вооружение берутся цинизм, ложь и фальсификация, которая формирует так называемую "смутную альтернативу" сегодняшним процессам.
Так одним из плодов подобной "альтернативистики" стала мнимая идея адыгских националистов в связке с многочисленной зарубежной диаспорой построения "Черкесского Халифата" путем объединения КЧР, КБР и РА под видом содействия политики ФЦ по укрупнению регионов. Странная, но все же пугающая перспектива для неадыгских народов Северного Кавказа призвана обратить всех в бдительное состояние, мол "Осторожно! Черкесы объединяются!".
На первый взгляд выглядит смешно. Kто может поверить, что адыги, исторический фундамент принципов жизнедеятельности которых основывается не на Исламе, а на правилах "Адыгэ Хабзэ", а сегодня вообще непонятно на чем, могут поддержать подобную идею. Плюс ко всему большинство современных российских черкесов вообще слабо воспринимают ислам и Мечети посещают лишь изредка., что в очередной раз подтверждает несостоятельность надуманного стремления. Однако это глупо для тех, кто ,как говорится: "в теме". А вот для тех, кто "вне темы"-это выглядит вполне правдоподобно, как и выкрики адыгов : "Русская свинья, почему ходишь по нашей земле?" после проламывания русских голов железными прутьями...
Хотя, какая разница- правдоподобно или нет? Всегда найдутся люди, которые различат "золото" от "позолоты" и еще больше найдется тех, кто не увидит разницы. Факт остается фактом - рост национального самоосознания адыгов представляется в агрессивном антироссийском русле. Сегодня, с уверенностью можно сказать, что информационную войну - черкесы проигрывают и вряд ли они ее выиграют в силу не владения обширными медиа и интернет ресурсами, и нежелания пассивной части народа участвовать в жизненно важных политико-культурных процессах страны и переходить в фазу активной защиты своих гражданских позиций. Но это совершенно не значит, что мы уступаем самим себе в светлом стремлении жить в своей стране и иметь свое имя. Эта данность присвоена нам Конституцией Российской Федерации, страной, которая провозгласила себя демократическим государством, в котором право народов на самоопределение является фундаментальным началом Новой России.
В конце, хотелось бы выразить огромную надежду, что любые попытки "перевернуть" современные адыгские реалии всегда натолкнутся на жесткий отпор черкесской интеллигенции, которая сможет противостоять фальсификациям и провокациям. Сохранить стабильность в обществе и молодежной среде, не давая поводов для каких-либо корыстных и беспринципных людей зарабатывать всякого рода грязные дивиденды. Надеюсь, что "Черкесские сказки" останутся достоянием именно черкесского народного творчества, а не плодом политических манипуляций, призванных к искажению объективных процессов.
Мы должны бережно относиться к своей истории, иначе к ней будут " относиться " другие ...
Руслан Шеуджен
(Часть первая)
Комментарии 0