Ибрагим Яганов: мы оказались в ситуации, когда два брата не могут разделить наследство

Председатель общественного движения "Хасэ" Ибрагим Яганов, вышедший из Республиканской клинической больницы после совершенного на него нападения ("Газета Юга" №50), по просьбе газеты разъясняет свою позицию:

Суть вопроса в горных пастбищах, которыми испокон веков распоряжались села, когда у каждого был свой участок. Вытеснение общественного скота, то есть частного скота из всех сел, с этих пастбищ в 1913 привело к Зольскому восстанию, которое жестоко было подавлено государством. Это продолжалось и при советской власти, когда места сел заняли колхозы. Без горных пастбищ развитие животноводства в КБР практически невозможно, потому что на равнине земля всегда вспахивалась и засеивалась зерновыми, а оставшиеся участки превращались в сенокосы. Держать скот на равнине было невозможно, поэтому он значительную часть года находился на альпийских лугах.

Наше предложение состоит в том, чтобы вернуть горные пастбища всем селам независимо от национальности и места расположения. Существуют распоряжение правительства КБР от 11 сентября 1991 и соответствующая карта, на которой отражены все села и участки горных пастбищ, которые им принадлежали. Вначале эти земли будут находиться в муниципальной собственности, затем это может перейти в частную в рамках цивилизованного рынка.

Нам неоднократно с высокой трибуны заявляли, что сельские жители не смогут содержать эти земли. Но все эти годы именно они ее содержали, без помощи государства.

Позиция правительства по горным пастбищам состоит в том, чтобы оставить эти территории в государственной собственности. Это аргументируют тем, что земли очень мало и делить ее нельзя, - это обязательно приведет к войне. Я с этим не согласен. Существуют этнические границы, все это происходило совсем недавно и можно восстановить. Мы можем жить в общем доме, но при своих интересах, которые есть у каждого народа. В результате диалога можно прийти к компромиссу и общему знаменателю. Но нас лишают диалога и сталкивают между собой.

Необходимо отличать национальное самосознание от национализма. Если мы должны раствориться в глобальном мире, пусть нам об этом скажут. Я адыг, мусульманин. Аллах создал нас разными, поэтому я чту свой язык, свои обычаи, свой образ жизни. Разве это можно назвать национализмом? У меня нет никаких претензий к балкарскому народу. Балкарцы имеют право отстаивать свои интересы. Но если наши интересы сталкиваются, то нам необходимо общаться, чтобы вывести формулу, максимально учитывающую интересы всех народов республики.

Мы все делали в рамках закона. Проводить собрания и митинги - это право любого народа. Только выявив волю народа, можно потом прийти к общему знаменателю.

А разжиганием межнациональной розни являются незаконные действия отдельных лиц и сообществ, которые путем использования физической силы пытаются держать ситуацию под контролем.

Мы оказались в ситуации, когда два брата не могут разделить наследство. Они обращаются в суд и ищут выход. Нам тоже надо искать компромиссы. При этом я не призываю разделить Кабардино-Балкарию.

© Газета Юга 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.