Генезис вместо Ренессанса

Андзор КабардСегодня, когда речь заходит о черкесах, обычно вспоминают трагическое прошлое нашего народа или то чего он лишен в непростом своем настоящем. Ниже речь пойдет не об этом, а о том что у нас сейчас есть, о целях, на которых предлагается сосредоточиться черкесскому национальному движению, а также о том как к ним лучше подступиться.

Кто такие черкесы сегодня? Народ расселившийся примерно в полусотне стран. Общая численность черкесов почти 10млн человек, 7/8 из которых, или около 8,5млн человек, приходится на долю Турции (следует учитывать, что корректной статистики по этническому составу в Турции нет со времен падишаха). Второй по численности является российская община, уступающая турецкой в численности на порядок. Черкесы в России живут в основном в исторической Черкессии, т.е. на Западном Кавказе (с Центральным, включительно), а также в столичных городах Москва и Санкт-Петербург.

Кроме Турции, на постосманском пространстве выделяются своей численностью общины Сирии и Иордании, а также Ирака и Ливии, из которых следует особо отметить уникальную по потенциалу иорданскую общину, численностью около 100тыс человек. Своей организованностью и активностью постоянно обращают на себя внимание и наши израильские сородичи.

За пределами России и стран-наследниц Османской империи, крупные общины есть в Евросоюзе (прежде всего речь о Германии), а также в США.

В стремительно диаспоризирующемся современном мире, после революции в сферах коммуникативных технологий и средств передвижения, подобная модель расселения открывает перед черкесами огромные перспективы. Каковы же сегодня основные глубинные чаяния среди активной части черкесского народа? Как представляется, они вращаются вокруг четырех слов: достоинство, язык, репатриация и единение.

Достоинство это то без чего все остальное не имеет значения. Печально, что на нашей Родине, в исторической Черкессии, ныне являющейся частью Российской федерации, оно сегодня постоянно подвергается серьезным испытаниям, но это отдельная большая тема: исторические фальсификации, прежде всего неприятие российскими властями любой дискуссии вокруг геноцида абхазо-адыгских народов в ходе Великой Кавказской войны, воспроизводство стереотипов порожденных имперской пропагандой той эпохи, агрессивная маркировка территории исторической Черкессии символами царской экспансии, подаваемыми в качестве «патриотических», «олимпийский проект» в Сочи, первоначально вообще не учитывавший «фактор автохтонного населения», даже эпизодические преследования черкесских национальных активистов – вот далеко не полный перечень сегодняшних проблем. Тем не менее, есть и позитивные сигналы, дающие основания рассчитывать на налаживание конструктивного диалога с властями в обозримой перспективе. Это отнюдь не означает, что надо сидеть и ждать этого «светлого мига», наоборот, только последовательные усилия, направленные на выстраивание диалога между черкесами и Москвой могут привести к результату удовлетворяющему обе стороны.

Параллельно следует интенсифицировать работу по изучению и популяризации нашего наследия, истории, традиций, культуры, мифологии, прежде всего в самой черкесской среде. К сожалению, многие черкесы крайне невежественны на сей счет, а какое может быть Достоинство у того, кто забыл кто он и откуда? - Никакого. Такие люди легко отказываются от того чему не ведают цены, забывая и забываясь. К счастью, пик подобных негативных процессов остался пройденным в прошлом веке и сейчас ситуация улучшается с каждым годом.

Язык для дисперсно расселенной нации, такой как черкесская, есть важнейшее условие ее существования. Его сохранение и развитие это залог нашего Будущего, гарантия сохранения нашей ментальности, базовой личности черкесского общества. Именно в языке зашифровано уникальное, выработанное тысячелетиями мироописание, которое присуще только его носителям. Решающим моментом здесь является организация образовательного процесса на черкесском языке (адыгэбзэ), в первую очередь открытие средних школ с преподаванием на нем всех основных предметов. Этот момент следует подчеркнуть особо, так как язык изгнанный из школы безальтернативно обречен на скорую смерть в современном урбанизированном обществе. К сожалению, данный вопрос обычно не поднимается черкесскими активистами, а тянуть с ним больше нельзя, время работает против нас с чудовищной скоростью, хотя процесс еще обратим, просто с каждым годом это будет все труднее и дороже сделать.

Репатриация в историческую Черкессию, т.е. на Западный Кавказ, является сегодня стержневой идеей черкесского национального движения. Т.к. именно революционные изменения этнической карты Западного Кавказа, т.е. уничтожение Черкессии, были целью и смыслом финала Кавказской войны, то нам следует полностью отдавать себе отчет в том, что в случае массовой репатриации речь идет ни много ни мало, как о мирном пересмотре ее итогов, т.е. о снятии поражения в правах изгнанных с Родины коренных насельников исторической Черкессии. Также очевидно, что лишь незначительная часть черкесов, во всяком случае в границах прогноза, решит встать на эту дорогу, даже при создании комфортных условий, но в любом случае все черкесы должны иметь такое право, а также всемерно помогать тем, кто решился его реализовать. В России уже есть серьезные, но пока недостаточные подвижки в законодательстве, облегчающие решение этого вопроса, на Родине сформировались ядра из репатриантов 1990-2000-х гг, которые притягивают к себе новых репатриантов, обретен бесценный опыт их успешной адаптации, что позволяет с оптимизмом оценивать перспективы этого стратегически важного процесса, в последние годы вновь ставшего набирать силу.

Единения мы касаемся последним, однако это необходимая предпосылка успешной реализации всего того о чем говорилось выше и благодаря росту этнического либерального национализма в черкесской среде многие из нас почувствовали в нем насущную необходимость.

На нынешнем этапе речь идет о создании национальных сетевых структур: гибкие, распределенные в пространстве, полицентричные сетевые структуры решат вопрос первичной консолидации нации вопреки нашей традиционной разобщенности. Результатом этих процессов станет рождение нового игрока в Черноморско-Каспийском и Ближневосточном регионах, с которым невозможно будет не считаться всем тем кто имеет в нем интересы - ни больше, ни меньше.

Какова общая стратегическая концепция? Черкесы, как система, станут «нервом» огромного региона, обеспечивающим межнациональный и межцивилизационный диалог в целях общей безопасности и роста благополучия всех людей проживающих в нем, вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности, а также в целях интенсификации развития условий для соблюдения прав человека и ускорения технологического прогресса. Кто-то может спросить: «Не слишком ли это?». - Нет, «не слишком»: не ставя перед собой задач подобного масштаба невозможно решить свои национальные, как и невозможно стать хоть кому-то интересными, в том числе самим себе.

Какими ресурсами для реализации указанной миссии мы сегодня обладаем? Потенциально достаточными, но до сегодняшнего дня наша структурированность и наши институты не адекватны даже намного менее амбициозным планам. Поэтому, прежде чем перейти к действиям, нам еще предстоит решить организационные вопросы, т.е. создать организацию, главными целями которой будут не только сохранение нашей этнической идентичности и обеспечение Будущего нашего народа, но и способствование модернизации стран с которыми нас связали общие судьбы, сближению их позиций. В первую очередь здесь речь идет о Турции и России, потому что именно от этих двух государств зависит Будущее нашего народа.

Пришло время воткнуть в землю штандарт вокруг которого могут собраться все те, кто считает себя «адыгэ» и связывает свою судьбу со своим народом, вне зависимости от места своего проживания, гражданства и религии. Собраться, чтобы вернуть престиж нашему имени, столь долго державшийся лишь на славе наших предков, заплатившим за это высочайшую цену. Вернуть, наполнив его новыми смыслами, адекватными нашей эпохе и ее реалиям. Для этого потребуется не просто амбициозность, а амбициозность, подкрепленная организованностью, последовательностью, рациональностью и страстью.

Это наш долг перед предками, сделавшими практически невозможное, учитывая обстоятельства – сохранившими народ и даже кое что из земли. Черкесы долго приходили в себя, оглушенные страшной катастрофой, а потом придавленные поколениями забвения. Но мы пережили все это, что сегодня уже является фактом. Назад, в прошлое, возврата нет. Только движение вперед сохранит смысл всех принесенных жертв и свершенных подвигов. Не о «возрождении черкесского народа» в данном случае ведется речь, а о зарождении новой дисперсной черкесской нации - наследницы старой Черкессии и матери новой, которая когда-нибудь все равно возродится из пепла, сколько бы времени для этого не понадобилось и в какую бы причудливую форму она в итоге не отлилась.


Андзор Кабард
© cherkessia.net 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.