Здравствуй, праздник?
У Сочи появился новый День города. Раньше его приурочивали к началу курортного сезона. Но олимпийская столица не могла, видимо, и дальше оставаться в тени Нептуна. Ей нужен был свой, респектабельный и идеологически актуальный, не хуже чем у других, праздник. Но не все перемены, как известно, ведут к лучшему. Вот, например, в 1988 году попытались было привязать День города к моменту высадки русского десанта в устье реки Сочи (1838г.). Однако первое празднование оказалось последним. Да еще пришлось извиняться перед жителями в своей некомпетентности и безнравственности. Пробовали также совместить День с другими датами в истории города, государственными праздниками. Не прижилось. И вот, как говорится, приплыли.
День города назначен на 21 ноября. Как сказали, так и сделали. В воскресенье город гулял: праздничные службы в церквах (в главной ее провел кубанский митрополит Исидор в присутствии городских чиновников во главе с мэром), музыка, феерические шоу, вечерний салют и прочие атрибуты назначаемых праздников. Денег явно не жалели. Не отдыхало разве что ТВ. По ящику было видно, как мэр серьезно, с заметным волнением говорил, в частности, сколь важна и необходима городу божья помощь. Видимо, дела наши действительно плохи. К слову, не знаю, как кого, а меня всегда умиляет, когда чиновники под прицелом камер делают лица и крестятся. В театр не ходи! Если бы верхи жили по вере, а не по понятиям, мы были давно бы в шоколаде.
Но у многих завис вопрос: почему 21 ноября? Обычно не очень удачное время для городских гуляний. (Злые языки уже судачат, что День города совпадает с днем рождения супруги мэра Пахомова.) Дело в том, что этот день совмещен с храмовым (престольным) праздником, установленным церковью в честь святого Михаила-архангела, имя которого носит собор – главная сочинская церковь. В христианской традиции архангел Михаил считается небесным военачальником, ангелом-хранителем всех христиан, в частности верующих православного прихода Михаила-архангельского собора.
Однако распространение городскими светскими и церковными властями религиозного праздника на весь город Сочи нарушает положение Конституции РФ об отделении церкви от государства, права и свободы горожан. Нужно признать, что действия властей были последовательными и настойчивыми. Сначала мэр провозгласил архангела Михаила небесным покровителем Сочи, затем этому мифическому персонажу в центре города был поставлен памятник. Он представляет собой вознесенную на 30-метровую высоту мужскую фигуру со сложенными за спиной крыльями, мечом в правой руке, громадным (выше головы) православным крестом – в левой. Вообще-то крест, тем более православный, не является традиционным атрибутом архангела Михаила. Но именно благодаря размерам и массе крест акцентирует внимание на себе и воспринимается как некий, нарочито выпяченный символ. Одним словом, монумент внушает. И заставляет задуматься. Причем каждого о своем, что вряд ли способствует единству нации. Но на том, что это идеологическая фигура-дура изуродовала центр города сойдутся многие. Может когда-то ее перенесут на дачу к мэру?
Имя святого оказалось востребованным в Сочи после завоевания Кавказа Россией. В 1874 г. здесь начали строить православный собор «в память окончания Кавказской войны с горцами» (цитата). Он был назван, как и следовало ожидать, Михаило-архангельским, в честь покровителя русского «воинства». Некоторые отмечали, что последний был также ангелом- хранителем вел.кн. Михаила Николаевича, вполне реального, земного, военачальника - главнокомандующего в 1862-1864 годах. Кавказской армией.
Но стоило ли навязывать (иначе не скажешь) городу праздник, ноги которого растут из Кавказской войны? Ответ может быть однозначно отрицательным. У людей обладающих нравственностью. Или начальство об этом не догадывалось? Но оно точно знало, что в многонациональном Сочи проживают приверженцы различных конфессий. Что, однако, не помешало заинтересованным лицам учредить праздник общегородского масштаба лишь для одной из них – православной. А для отмазки в праздничном телерепортаже дали 2-минутный сюжет о руководителе татарской мусульманской общины в Адлере, которая уже больше 20 лет бьется за выделение участка под мечеть, а в то же время праздничные службы как проходили, так и проходят в подвале жилого дома. Все это было подслащено тем, что проект уже готов (когда? 20 лет назад?) и идет поиск земельного участка для строительства мечети.
Хотелось также сказать тем, кто не знает и напомнить тем, кто забыл, что православные верующие (преобладающее их число) есть среди русских, украинцев и белорусов, а также греков. Но среди них же имеются и люди, исповедующие другие религии. Большинство же представителей названных народов в Сочи являются атеистами. И это наша реальность. Поэтому не стоит ставить знак равенства между национальностью и вероисповеданием, в частности русскими и православными. Это не синонимы. Да и в целом Россия – не православное государство. А что будет один бог знает.
Теперь выводы и предложения:
1. Демонстрация единения жителей города и церкви, устроена властями, не удалась. Состоялся обычный, спущенный сверху День, подменивший праздник города праздником власти. Ну не может одна из конфессий быть носителем национальной идеи и собственником общегородского праздника, как не лоббируй! Кстати, не последние лица города уже предложили недоумевающим гражданам: «Не нравится – не празднуйте!»
2. Историю с Днем города можно считать личным политическим пиаром мэра Пахомова, с модным нынче православным оттенком, созданием для себя лишнего информационного повода.
3. Цель пиара – представить всем правильного мэра-государственника, естественно, хорошо знающего кто в РФ является государствообразующим народом и какая у нас «главная» религия.
4. Считаю необходимым опубликовать в газете «Новости Сочи» (печатный орган администрации) официальный документ, на основании которого 21 ноября считается отныне Днем города Сочи. Проинформировать жителей, во что обошлись бюджету (и налогоплательщикам) подготовка и проведение этого мероприятия.
5. В связи со всем вышесказанным, предлагается отменить привязку Дня города к религиозному празднику. Вынести вопрос о новом Дне на обсуждение общественности.
По-моему мнению, праздник города должен быть ярким, веселым и не побоюсь этого слова, развлекательным, а отнюдь не поводом для агитации и пропаганды чьих-то политических или религиозных предпочтений. Возможно, в виде карнавала. Когда? Конечно, в начале курортного сезона. Ведь Сочи - это прежде всего курорт. Или что-то изменилось?
Старожил.
День города назначен на 21 ноября. Как сказали, так и сделали. В воскресенье город гулял: праздничные службы в церквах (в главной ее провел кубанский митрополит Исидор в присутствии городских чиновников во главе с мэром), музыка, феерические шоу, вечерний салют и прочие атрибуты назначаемых праздников. Денег явно не жалели. Не отдыхало разве что ТВ. По ящику было видно, как мэр серьезно, с заметным волнением говорил, в частности, сколь важна и необходима городу божья помощь. Видимо, дела наши действительно плохи. К слову, не знаю, как кого, а меня всегда умиляет, когда чиновники под прицелом камер делают лица и крестятся. В театр не ходи! Если бы верхи жили по вере, а не по понятиям, мы были давно бы в шоколаде.
Но у многих завис вопрос: почему 21 ноября? Обычно не очень удачное время для городских гуляний. (Злые языки уже судачат, что День города совпадает с днем рождения супруги мэра Пахомова.) Дело в том, что этот день совмещен с храмовым (престольным) праздником, установленным церковью в честь святого Михаила-архангела, имя которого носит собор – главная сочинская церковь. В христианской традиции архангел Михаил считается небесным военачальником, ангелом-хранителем всех христиан, в частности верующих православного прихода Михаила-архангельского собора.
Однако распространение городскими светскими и церковными властями религиозного праздника на весь город Сочи нарушает положение Конституции РФ об отделении церкви от государства, права и свободы горожан. Нужно признать, что действия властей были последовательными и настойчивыми. Сначала мэр провозгласил архангела Михаила небесным покровителем Сочи, затем этому мифическому персонажу в центре города был поставлен памятник. Он представляет собой вознесенную на 30-метровую высоту мужскую фигуру со сложенными за спиной крыльями, мечом в правой руке, громадным (выше головы) православным крестом – в левой. Вообще-то крест, тем более православный, не является традиционным атрибутом архангела Михаила. Но именно благодаря размерам и массе крест акцентирует внимание на себе и воспринимается как некий, нарочито выпяченный символ. Одним словом, монумент внушает. И заставляет задуматься. Причем каждого о своем, что вряд ли способствует единству нации. Но на том, что это идеологическая фигура-дура изуродовала центр города сойдутся многие. Может когда-то ее перенесут на дачу к мэру?
Имя святого оказалось востребованным в Сочи после завоевания Кавказа Россией. В 1874 г. здесь начали строить православный собор «в память окончания Кавказской войны с горцами» (цитата). Он был назван, как и следовало ожидать, Михаило-архангельским, в честь покровителя русского «воинства». Некоторые отмечали, что последний был также ангелом- хранителем вел.кн. Михаила Николаевича, вполне реального, земного, военачальника - главнокомандующего в 1862-1864 годах. Кавказской армией.
Но стоило ли навязывать (иначе не скажешь) городу праздник, ноги которого растут из Кавказской войны? Ответ может быть однозначно отрицательным. У людей обладающих нравственностью. Или начальство об этом не догадывалось? Но оно точно знало, что в многонациональном Сочи проживают приверженцы различных конфессий. Что, однако, не помешало заинтересованным лицам учредить праздник общегородского масштаба лишь для одной из них – православной. А для отмазки в праздничном телерепортаже дали 2-минутный сюжет о руководителе татарской мусульманской общины в Адлере, которая уже больше 20 лет бьется за выделение участка под мечеть, а в то же время праздничные службы как проходили, так и проходят в подвале жилого дома. Все это было подслащено тем, что проект уже готов (когда? 20 лет назад?) и идет поиск земельного участка для строительства мечети.
Хотелось также сказать тем, кто не знает и напомнить тем, кто забыл, что православные верующие (преобладающее их число) есть среди русских, украинцев и белорусов, а также греков. Но среди них же имеются и люди, исповедующие другие религии. Большинство же представителей названных народов в Сочи являются атеистами. И это наша реальность. Поэтому не стоит ставить знак равенства между национальностью и вероисповеданием, в частности русскими и православными. Это не синонимы. Да и в целом Россия – не православное государство. А что будет один бог знает.
Теперь выводы и предложения:
1. Демонстрация единения жителей города и церкви, устроена властями, не удалась. Состоялся обычный, спущенный сверху День, подменивший праздник города праздником власти. Ну не может одна из конфессий быть носителем национальной идеи и собственником общегородского праздника, как не лоббируй! Кстати, не последние лица города уже предложили недоумевающим гражданам: «Не нравится – не празднуйте!»
2. Историю с Днем города можно считать личным политическим пиаром мэра Пахомова, с модным нынче православным оттенком, созданием для себя лишнего информационного повода.
3. Цель пиара – представить всем правильного мэра-государственника, естественно, хорошо знающего кто в РФ является государствообразующим народом и какая у нас «главная» религия.
4. Считаю необходимым опубликовать в газете «Новости Сочи» (печатный орган администрации) официальный документ, на основании которого 21 ноября считается отныне Днем города Сочи. Проинформировать жителей, во что обошлись бюджету (и налогоплательщикам) подготовка и проведение этого мероприятия.
5. В связи со всем вышесказанным, предлагается отменить привязку Дня города к религиозному празднику. Вынести вопрос о новом Дне на обсуждение общественности.
По-моему мнению, праздник города должен быть ярким, веселым и не побоюсь этого слова, развлекательным, а отнюдь не поводом для агитации и пропаганды чьих-то политических или религиозных предпочтений. Возможно, в виде карнавала. Когда? Конечно, в начале курортного сезона. Ведь Сочи - это прежде всего курорт. Или что-то изменилось?
Старожил.
Комментарии 0