На последнем издыхании
Фактически полностью разрушив систему изучения адыгского языка в школах Лазаревского и Туапсинского районов, государство делает ставку на показательные пиар-акции и занимается откровенной профанацией благополучного положения дел в этой сфере.
Легко не было никогда. Начав с нуля более двадцати лет назад, старшее поколение учителей-единомышленников, работавших в разных уголках Причерноморской Шапсугии, вынуждены были создавать все буквально по крупицам. Первым преподавателям родного языка пришлось особенно туго, но они упорно – вопреки противодействию со стороны чиновников и низкому уровню национального самосознания определенной части родителей – шли к своей цели: создать необходимые условия для каждого ребенка-адыга, желающего приобщиться к материнскому языку и культуре своих предков. Далось это буквально потом и кровью: была проделана огромная работа, много сил было вложено в развитие системы обучения молодежи адыгской словесности в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях, в подготовку педагогических кадров.
– Более-менее благополучная ситуация в этнокультурной образовательной сфере наблюдалась в середине и конце 90-х годов прошлого века, – рассказывает заместитель председателя общественного парламента шапсугов, руководитель комитета «Адыгэ Хасэ» по образованию, заслуженный учитель Кубани Аслан Гвашев. – Например, в средней школе аула Большой Кичмай, где я долгое время работал, тогда помимо 4-5 учебных часов, отводившихся в каждом классе на изучение родного языка и литературы, отдельно преподавались история и география Адыгеи. А оценки по каждой учебной дисциплине шли в аттестаты о неполном (общем), а затем и среднем образовании. Давалось это, конечно, непросто, приходилось твердо отстаивать свою позицию перед руководством, доказывать необходимость сохранения в расписании каждого этнокультурного часа, находить компромиссы, но тогда нас хотя бы слышали. Сегодня ситуация прямо противоположная.
– На предыдущих съездах общественного парламента, отмечая факт наличия очевидных проблем в области обучения молодежи родному языку, мы все же с гордостью могли сказать, что практически сто процентов шапсугских детей, проживающих в Лазаревском и Туапсинском районах, изучают адыгскую словесность, – подчеркивает председатель Хасэ шапсугов Маджид Чачух. – Это направление всегда было приоритетным для нашей организации, поэтому мы с максимальной заинтересованностью поддерживали значимые образовательно-культурные проекты: слеты адыгских школьников, олимпиады по родному языку, школьные научные конференции, тематические мероприятия, издание книг, по мере возможностей помогали учителям родного языка, обеспечивали образовательные учреждения учебными пособиями и художественной литературой. За неполные десять лет положение дел в этой сфере кардинально изменилось в худшую сторону – сейчас ситуация просто катастрофическая. Введенная повсеместно система нормативно-подушевого финансирования больнее всего ударила по маленьким сельским школам и родному языку, который буквально выдавливается из детских садов и образовательных учреждений. Учителя, преподающие родной язык, намеренно ставятся в условия, при которых работать по специальности просто невозможно. Из школ вынужденно уходят лучшие преподаватели, а на смену старшим, наблюдая за происходящим, молодежь идти не спешит: она не видит, что государство в ней реально заинтересовано. Решить же все эти проблемы можно только при наличии государственной воли и с учетом огромной значимости родной словесности для полноценного развития коренного народа.
Цифры очевидны: если в начале 90-х годов адыгский язык изучался в четырнадцати школах Лазаревского и Туапсинского районов – Большом Кичмае, Головинке, Аше, Макопсе, Советквадже, Наджиго, Хаджико, трех школах поселка Лазаревское, а также Цыпке, Георгиевском, Псебе, Агуй-Шапсуге, то сегодня его с трудом удалось сохранить только в трех – в аулах Большой Кичмай, Хаджико и Агуй-Шапсуг. Но и здесь ситуация далека от идеала – за небольшим исключением родная словесность «выведена» за границы учебного расписания. Теперь ее, как и почти сто лет назад, на заре зарождения системы образования в Шапсугии, осваивают на кружковых занятиях.. По последней информации, сегодня язык изучают 30 % детей-адыгов в Лазаревском районе и всего порядка 15% – в Туапсинском…
– Недавно была сокращена даже ставка методиста по адыгскому языку в Сочинском центре развития образования, позволявшая курировать данное направление и держать проблемы на контроле, – отмечает Маджид Чачух. – Эти функции многие годы успешно выполняла Нина Адамовна Боус, возглавлявшая также межрайонную секцию учителей адыгского языка Лазаревского и Туапсинского районов. Если государство начало экономить даже на этом, о чем можно дальше говорить? Нина Боус, подвергавшаяся нападкам со стороны руководства и чиновников, была вынуждена вообще уйти из школы. К слову, изучение родных языков, в частности, адыгского, в Сочи теперь курирует только один человек – специалист СЦРО Роза Арутюновна Кочконян. Мы неоднократно поднимали острейшие вопросы в образовательной области на краевом и федеральном уровнях, но реальных изменений как не было, так и нет. Эта тема, безусловно, вновь будет серьезно обозначена и на предстоящем съезде причерноморских адыгов-шапсугов. Народ должен сказать свое веское слово, мы намерены и дальше отстаивать свои конституционные права.
А пока в Сочи проходят показательные пиар-акции. Их цель очевидна – продемонстрировать видимость благополучия в этой сфере: мол, все нормально, поводов для беспокойства нет. Ради этого, судя по всему, и была организована недавняя городская олимпиада по адыгскому, армянскому и грузинскому языкам. Главной задачей мероприятия, стало обеспечение массовости участников, в угоду качеству, но и в этой части было далеко не все гладко. В «адыгской» группе, например, удалось с трудом собрать всего одиннадцать человек со всего района, а чему, по большому счету, удивляться, если система практически разрушена до основания? Пять школьников «выставил» Большой Кичмай, два человека приехали из школы №99 поселка Лазаревское, еще четверо – из Хаджико. Даже элементарной конкуренции в возрастных группах обеспечить практически не удалось – хотя детям, а также их учителям, безусловно, нужно сказать огромное спасибо, со своим делом они как раз блестяще справились. В итоге победителями интеллектуального турнира стали: среди учащихся седьмых классов – Лариса Тлиф (СОШ № 90, а.Б.Кичмай), среди восьмиклассников – Бэлла Меджажева (Б.Кичмай) и их землячка Заира Нибо, показавшая лучшие знания в старшей возрастной группе. Вторые места заняли Лариса Чачух (7 кл., СОШ №94 а.Хаджико) и Сурета Хушт (8 кл, а.Б.Кичмай). Третьими стали Фатима Гвашева (7 кл.) и Светлана Сизо (8 кл.), представлявшие аул Хаджико.
Комментарии 0