Из уважения к своей нации, а не для обоснования экстремизма. Ответ З.Кашежеву.
В Интернете появилась статья Заура Кашежева «Кто готовит идеологический базис исламистов в Кабарде». Поводом для ее написания послужила трагическая смерть Аслана Ципинова. Главная же мысль статьи заключается в том, что, якобы, коллеги Ципинова были его идеологическими противниками.
Аслан Ципинов был, несомненно, одним из лучших черкесских этнографов, и его смерть стала невосполнимой утратой. Но потенциал черкесского народа огромен. У нас есть ученые, политики, патриоты своего народа, которые многое делают для консолидации общества и возрождения черкеской нации. В этом и есть сила духа, которую мы черпаем в тысячелетней истории черкесского народа. Однако удивляет стремление автора статьи противопоставить Аслану Ципинову других научных деятелей в лице Б. Бгажнокова, С. Жемухова, В. Кажарова, которые многое сделали для сохранения истории и культуры нашего народа.
Хочу сказать отдельно о Суфьяне Жемухове. Делаю это как соучредитель Всемирных черкесских игр – совместного с Жемуховым проекта. Заур Кашежев однобоко освещает научную и публицистическую деятельность Суфьяна Жемухова, не говоря ни слова о его активной деятельности и крупном вкладе в развитие черкесской науки и культуры.
Прежде всего, расскажу о проекте Всемирных черкесских игр. Мы уже два года работаем над этим проектом. У Черкесиады есть 12 целей, среди которых: развитие черкесского языка, популяризация адыгской истории - дольменной и майкопской культур, пропаганда черкески - национальной одежды черкесов, традиций Адыгэ хабзэ, игрищ (джэгу), черкесских видов спорта, объединение нашего многострадального народа и т.д. Нигде здесь нет и намека на исламский экстремизм. Более того, в проекте особо отмечено, что «Черкесиада не имеет религиозной или антирелигиозной окраски».
Вспоминаю презентацию Черкесиады в С.-Петербурге, где С. Жемухов сказал в своем выступлении, что проведение презентации в северной столице России тем более знаменательно, что там похоронен выдающийся сын черкесской нации Шора Ногмов. И действительно, Суфьян Жемухов внес большой вклад в изучение биографии и взглядов Шоры Ногмова – он написал две монографии «Жизнь Шоры Ногмова» и «Философия истории Ш. Б. Ногмова». Шора Ногмов был носителем и хранителем адыгэ хабзэ и черкесской истории, и никакого исламского экстремизма нет в изучении и пропаганде его наследия. Так же как и в монографии С. Жемухова «Мировоззрение Хан-Гирея». И здесь вы не найдете никаких мотивов исламского экстремизма.
Другая широко известная сфера деятельности С. Жемухова - он многое делает для сохранения истории селений и фамилий Кабарды. Он автор «Истории селения Кахун», в которой восстановил историю и генеалогию более 70 древних кабардинских родов, проживающих в Кахуне. Разве это полностью не соответствует нормам Адыгэ хабзэ, требующей от каждого черкеса знания истории своего рода и места рождения?
После нашей совместной презентации Черкесиады в Лондоне С.Жемухов принял участие в конференции в Шотландии, организованной Британской академией наук. Именно там проявилась еще одна грань его деятельности – в своем докладе он предложил свой проект разрешения многовековой «черкесской проблемы»: с одной стороны Россия признает черкесский геноцид и принимает программу по государственной поддержке возвращения репатриантов и их обустройству, с другой – основываясь на нормах адыгэ хабзэ, черкесы отказываются от репараций. Это выступление было опубликовано в британской печати, а влиятельнейшая газета «Нью-Йорк Таймс» назвала предложение С. Жемухова «Идеей Дня». И здесь нет никакого исламского экстремизма!
В этом году начала выходить газета Координационного совета адыгских общественных объединений КБР «Голос Кабарды», главным редактором которой является Суфьян Жемухов. С ее страниц выступают видные государственные и общественные деятели республики. В марте спецвыпуск этой газеты был посвящен Всемирным черкесским играм. Может, это и случайное совпадение, но именно после этого появилась данная статья, обвиняющая главного редактора в сочувствии религиозному экстремизму.
Хочу отдельно сказать о статье З. Дышековой "Кто ведет нас назад к язычеству?" З. Кашежев хочет внушить читателям, что якобы публикация статьи этой женщины в 2007 г. в «Кабардино-Балкарской правде» стала поводом для убийства Аслана Ципинова спустя четыре года. Если это так, давайте попросим Дышекову призвать экстремистов сложить оружие, и может они снова прислушаются к ней. По этой логике получается, что если завтра, не дай Бог, что-то случится с Суфьяном Жемуховым, Барасби Бгажноковым и другими черкесскими учеными и лидерами национального движения, то прямую ответственность будет нести Заур Кашежев, который своей статьей подготовил «идеологический базис» для этого. Надеюсь, Заур Кашежев выйдет из тени, и мы вместе обсудим проблемы, которые нас всех волнуют во имя будущего нашего народа и республики.
Нельзя смешивать религию и экстремизм. Ислам, как и любая другая религия – это неотъемлемая часть культуры нации. Пример этому показывает Президент России, который совершает публичные молитвы в православных храмах в своей стране и в заграничных поездках. И нам не нужно стесняться того, что мы являемся носителями исламской веры. Президент и Правительство КБР также имеют право строить мечети и храмы и поддерживать религии народов Кабардино-Балкарии.
Культура и вера – это части нашего единого мировоззрения. Могу утверждать это с полным правом. Работая председателем «Адыгэ Хасэ» Урванского района в период национального возрождения, 22 марта 1990 г. мы впервые отметили черкесский Новый год. И в том же году мы праздновали окончание Уразы, впервые в республике провели конкурс чтецов Корана. Тогда «Адыгэ Хасэ» Урванского района обратилась в Урванский райком КПСС для получения разрешения на строительство мечети в г. Нарткале. В 1991 г. мы провели футбольный турнир, ставший потом традиционным, памяти героев русско-кавказской войны Измаил-бея Атажукина и Асланбека Мисостова. В 1996 г. мы провели вечер памяти кабардинского джегуакIуэ Ляши Агнокова, остававшегося в забвении более 70 лет. Мы занимались пропагандой спорта, традиций и исходили из того, что культура, вера, родной язык, обычаи, национальная кухня, здоровый образ жизни – это единый стержень, необходимый для гармоничного развития нашего народа. Позднее, как председатель Союза абхазских добровольцев КБР, я наблюдал такой же дух у черкесских добровольцев, которые защитили Абхазию.
Мы должны работать на реальное возрождение Адыгэ Хабзэ. Основополагающий призыв этого движения – Родина и адыгский этикет (Хэкурэ Хабзэрэ). И именно С. Жемухов одним из первых черкесских ученых и общественных деятелей разработал самое актуальное сегодня направление в актуализации этого движения в свой знаменитой статье «Черкесский аспект сочинской Олимпиады». В этой и других статьях он часто повторяет, что Сочи – это последняя столица независимой Черкесии. Так случилось, что проведение сочинской Олимпиады совпало с 150-летием выселения черкесов со своей земли. Мы должны об этом помнить и говорить. Помнить свое прошлое – это неотъемлемая часть Адыгэ Хабзэ. Думаю, что свою работу Жемухов делает из уважения к своей черкесской нации, а не вовсе для обоснования идеологии экстремизма.
В заключение хочу напомнить, что Аслан Ципинов мечтал построить черкесскую этнографическую деревню перед сочинской Олимпиадой. Тем же самым занимается и Суфьян Жемухов, разрабатывая черкесский аспект сочинской Олимпиады. Я глубоко убежден, что нашей лучшей памятью перед Асланом Ципиновым станет воплощение этой его мечты в реальность.
Алексей БЕКШОКОВ,
соучредитель Всемирных черкесских игр
Аслан Ципинов был, несомненно, одним из лучших черкесских этнографов, и его смерть стала невосполнимой утратой. Но потенциал черкесского народа огромен. У нас есть ученые, политики, патриоты своего народа, которые многое делают для консолидации общества и возрождения черкеской нации. В этом и есть сила духа, которую мы черпаем в тысячелетней истории черкесского народа. Однако удивляет стремление автора статьи противопоставить Аслану Ципинову других научных деятелей в лице Б. Бгажнокова, С. Жемухова, В. Кажарова, которые многое сделали для сохранения истории и культуры нашего народа.
Хочу сказать отдельно о Суфьяне Жемухове. Делаю это как соучредитель Всемирных черкесских игр – совместного с Жемуховым проекта. Заур Кашежев однобоко освещает научную и публицистическую деятельность Суфьяна Жемухова, не говоря ни слова о его активной деятельности и крупном вкладе в развитие черкесской науки и культуры.
Прежде всего, расскажу о проекте Всемирных черкесских игр. Мы уже два года работаем над этим проектом. У Черкесиады есть 12 целей, среди которых: развитие черкесского языка, популяризация адыгской истории - дольменной и майкопской культур, пропаганда черкески - национальной одежды черкесов, традиций Адыгэ хабзэ, игрищ (джэгу), черкесских видов спорта, объединение нашего многострадального народа и т.д. Нигде здесь нет и намека на исламский экстремизм. Более того, в проекте особо отмечено, что «Черкесиада не имеет религиозной или антирелигиозной окраски».
Вспоминаю презентацию Черкесиады в С.-Петербурге, где С. Жемухов сказал в своем выступлении, что проведение презентации в северной столице России тем более знаменательно, что там похоронен выдающийся сын черкесской нации Шора Ногмов. И действительно, Суфьян Жемухов внес большой вклад в изучение биографии и взглядов Шоры Ногмова – он написал две монографии «Жизнь Шоры Ногмова» и «Философия истории Ш. Б. Ногмова». Шора Ногмов был носителем и хранителем адыгэ хабзэ и черкесской истории, и никакого исламского экстремизма нет в изучении и пропаганде его наследия. Так же как и в монографии С. Жемухова «Мировоззрение Хан-Гирея». И здесь вы не найдете никаких мотивов исламского экстремизма.
Другая широко известная сфера деятельности С. Жемухова - он многое делает для сохранения истории селений и фамилий Кабарды. Он автор «Истории селения Кахун», в которой восстановил историю и генеалогию более 70 древних кабардинских родов, проживающих в Кахуне. Разве это полностью не соответствует нормам Адыгэ хабзэ, требующей от каждого черкеса знания истории своего рода и места рождения?
После нашей совместной презентации Черкесиады в Лондоне С.Жемухов принял участие в конференции в Шотландии, организованной Британской академией наук. Именно там проявилась еще одна грань его деятельности – в своем докладе он предложил свой проект разрешения многовековой «черкесской проблемы»: с одной стороны Россия признает черкесский геноцид и принимает программу по государственной поддержке возвращения репатриантов и их обустройству, с другой – основываясь на нормах адыгэ хабзэ, черкесы отказываются от репараций. Это выступление было опубликовано в британской печати, а влиятельнейшая газета «Нью-Йорк Таймс» назвала предложение С. Жемухова «Идеей Дня». И здесь нет никакого исламского экстремизма!
В этом году начала выходить газета Координационного совета адыгских общественных объединений КБР «Голос Кабарды», главным редактором которой является Суфьян Жемухов. С ее страниц выступают видные государственные и общественные деятели республики. В марте спецвыпуск этой газеты был посвящен Всемирным черкесским играм. Может, это и случайное совпадение, но именно после этого появилась данная статья, обвиняющая главного редактора в сочувствии религиозному экстремизму.
Хочу отдельно сказать о статье З. Дышековой "Кто ведет нас назад к язычеству?" З. Кашежев хочет внушить читателям, что якобы публикация статьи этой женщины в 2007 г. в «Кабардино-Балкарской правде» стала поводом для убийства Аслана Ципинова спустя четыре года. Если это так, давайте попросим Дышекову призвать экстремистов сложить оружие, и может они снова прислушаются к ней. По этой логике получается, что если завтра, не дай Бог, что-то случится с Суфьяном Жемуховым, Барасби Бгажноковым и другими черкесскими учеными и лидерами национального движения, то прямую ответственность будет нести Заур Кашежев, который своей статьей подготовил «идеологический базис» для этого. Надеюсь, Заур Кашежев выйдет из тени, и мы вместе обсудим проблемы, которые нас всех волнуют во имя будущего нашего народа и республики.
Нельзя смешивать религию и экстремизм. Ислам, как и любая другая религия – это неотъемлемая часть культуры нации. Пример этому показывает Президент России, который совершает публичные молитвы в православных храмах в своей стране и в заграничных поездках. И нам не нужно стесняться того, что мы являемся носителями исламской веры. Президент и Правительство КБР также имеют право строить мечети и храмы и поддерживать религии народов Кабардино-Балкарии.
Культура и вера – это части нашего единого мировоззрения. Могу утверждать это с полным правом. Работая председателем «Адыгэ Хасэ» Урванского района в период национального возрождения, 22 марта 1990 г. мы впервые отметили черкесский Новый год. И в том же году мы праздновали окончание Уразы, впервые в республике провели конкурс чтецов Корана. Тогда «Адыгэ Хасэ» Урванского района обратилась в Урванский райком КПСС для получения разрешения на строительство мечети в г. Нарткале. В 1991 г. мы провели футбольный турнир, ставший потом традиционным, памяти героев русско-кавказской войны Измаил-бея Атажукина и Асланбека Мисостова. В 1996 г. мы провели вечер памяти кабардинского джегуакIуэ Ляши Агнокова, остававшегося в забвении более 70 лет. Мы занимались пропагандой спорта, традиций и исходили из того, что культура, вера, родной язык, обычаи, национальная кухня, здоровый образ жизни – это единый стержень, необходимый для гармоничного развития нашего народа. Позднее, как председатель Союза абхазских добровольцев КБР, я наблюдал такой же дух у черкесских добровольцев, которые защитили Абхазию.
Мы должны работать на реальное возрождение Адыгэ Хабзэ. Основополагающий призыв этого движения – Родина и адыгский этикет (Хэкурэ Хабзэрэ). И именно С. Жемухов одним из первых черкесских ученых и общественных деятелей разработал самое актуальное сегодня направление в актуализации этого движения в свой знаменитой статье «Черкесский аспект сочинской Олимпиады». В этой и других статьях он часто повторяет, что Сочи – это последняя столица независимой Черкесии. Так случилось, что проведение сочинской Олимпиады совпало с 150-летием выселения черкесов со своей земли. Мы должны об этом помнить и говорить. Помнить свое прошлое – это неотъемлемая часть Адыгэ Хабзэ. Думаю, что свою работу Жемухов делает из уважения к своей черкесской нации, а не вовсе для обоснования идеологии экстремизма.
В заключение хочу напомнить, что Аслан Ципинов мечтал построить черкесскую этнографическую деревню перед сочинской Олимпиадой. Тем же самым занимается и Суфьян Жемухов, разрабатывая черкесский аспект сочинской Олимпиады. Я глубоко убежден, что нашей лучшей памятью перед Асланом Ципиновым станет воплощение этой его мечты в реальность.
Алексей БЕКШОКОВ,
соучредитель Всемирных черкесских игр
Комментарии 0