Куда ушли черкесы?

Очищая все, что задевает глаз и мешает строительству Олимпийских объектов в г.Сочи, на благодатной земле черкесов, все перекопали. Все. Возможно, в надежде найти живого черкеса или хотя бы останки его, в черкеске и доспехах. Так говорят. Но не нашли. Значит – не жили в районе Сочи черкесы. Не жили – значит, нечего писать черкесским ученым, что жили и даже воевали, защищая свою Родину и свободу 150 лет тому назад. А раз так, то черкесский вопрос снимается, и Научно-исследовательский институт РА ликвидируется. А зачем НИИ РА без истории черкесов. Правда, знающие люди сказывают, что «краешком черкесы где-то проходили…» Да и В.В. Путин это подтвердил. Ну, прошли. Возможно, кто-то и видел, как они прошли… Но куда? Где они сейчас? А еще говорят, что проходя, всем аборигенам Кавказа дарили черкеску, ибо она нравилась всем. Чего говорить – красивый народ. Вот поэтому и черкеска всему Кавказу подошла. Но вот сами черкесы куда ушли? И откуда вообще они шли? На этот вопрос, наши ученые, нашей Матушки-России, пока не отвечают. То ли от того, что не знают ответа, то ли сомневаются, потому и перекопали все ища живого черкеса. А живого почему? Потому, что только живой черкес может сказать правду. Жили здесь черкесы или нет. Иначе никто не поверит. Вот если бы нашли живого в черкеске и доспехах черкеса, не стали бы переписывать историю Кубани и тратить на это время, которого катастрофически не хватает до Олимпиады-2014. Ведь земля, на которой будет проходить Олимпиада, должна иметь историю, желательно славную, чистую, красивую.

Ну, а если нашли бы? Что тогда? Пусть даже не живого черкеса?… Скелет с доспехами.

Подумав и представив себе это, я вспомнил случившееся с товарищем: случай не придуманный и довольно странный. Многим творческим людям покажется символическим. Мало кто поверит, но это правда. Зовут моего товарища Алий.

Так вот, слушайте:

Начитавшись книг по истории черкесов (не новую историю, которая пишется по госзаказу, а историю, написанную черкесскими учеными из архивных материалов), Алий поехал искать места захоронений черкесов в Майкопском районе. Объехал он много мест и материалов, в виде рассказов стариков, собрал немало. Но больше всего его удивил рассказ казака, сидевшего на лавочке у плетня подперев подбородок палкой. Старик сидел задумчиво, не шевелясь, смотря куда-то вдаль. Куда он так далеко смотрел и о чем думал – одному богу известно. Но эта впечатляющая фигура притянула внимание Алия, и он остановился. – Вот он, наверняка, может рассказать мне многое о моих предках, – подумал Алий.

Старик как будто спал. Но подойдя поближе, Алий заметил, что он совсем не спал, а наоборот, напевал какую-то мелодию. Подойдя еще ближе, мой товарищ услышал не совсем разборчиво странную песню. Во всем этом была грусть, тоска, боль…

–Возможно, все это показалось мне, – говорит Алий. – Ведь я сам был в таком настроении после увиденного, услышанного и прочитанного о моем народе.

Но старик был действительно наполнен внутренним содержанием.

Здравствуй, дедушка! – сказал робко Алий, боясь нарушить покой старика.

Здравствуй, сынок! – ответил казак, чуть приподнявшись, и пригласил сесть рядом черкеса.

Алий сел рядом с левой стороны, как положено по обычаю.

– Нет, ты сядь с правой стороны, сынок, – сказал старик.

Алий пересел, подумав, что старик соблюдает какой-то свой этикет.

– Ну, говори, сынок, кого-что ищешь?

– Родину, – не задумываясь сказал Алий.

– Родину? – удивленный краткостью ответа переспросил старик.

–Да, Родину. Хочу знать, где жили черкесы, где были похоронены мои прапрадедушки и бабушки. Сердцем чувствую, что эти места им были по душе, потому и жили в этих краях – с грустью и обидой, что не знает точно, произнес Алий.

Старый казак глубоко вздохнул, чуть улыбнулся, удивляясь, видимо, тому, что молодой человек грустит по незнакомому прошлому…

–Да, сынок, ты правильно чувствуешь сердцем своим, что предки твои похоронены в этих местах. И я знаю одного из них. Он до сих пор не дает мне покоя, преследует, напоминает о себе… – непонятно о чем пробормотал старик.

– Дедушка, Вы о чем? Как не дает Вам покоя? Кто напоминает о себе? Кто преследует? Сколько времени прошло, после русско-кавказской войны, после которой…

–Знаю, сынок. Все знаю. – перебил старик молодого. – Много видел, много чего слышал. Вот и ты послушай меня – начал казак. – Видишь вот тот холм?

– Да, дедушка.

–Так вот, слушай. Когда я был совсем маленьким, мне старостой было дано задание вспахать этот холм. Во время пахоты я вдруг обнаружил из-под плуга согнутое в дугу блестящее железо. Чтобы не сломать ее плугом, остановился, подошел ближе и, убедившись в том, что это, видимо, что-то красивое и ценное, стал откапывать его с двух сторон рукой. Осторожно отбрасывая с двух концов дуги землю, я освобождал свою находку от плена. Но вдруг, неожиданно распрямившись пружиной, выскочила из земли моя находка и острым своим концом выбила мой левый глаз!

Старик сделал паузу.

– Вот почему я попросил тебя пересесть на правую сторону, чтобы тебя получше увидеть, черкес, – заключил старик.

И в правду, Алий только сейчас заметил, что старый казак без левого глаза.

Возникла неловкая пауза для Алия, а для старика это была как бы передышка от нахлынувших воспоминаний и чувств.

– Вот, поделом мне, – продолжил старик. – Нечего мне было беспокоить черкеса! Нечего было приезжать сюда, куда не звали. Не будет здесь счастья, где даже мертвые продолжают защищать свою землю! Так подумал я тогда, с окровавленным выбитым глазом, уходя с холма. Так думаю и до сегодняшнего дня. Не моя это Родина, сынок, не моя! И я тоже ищу Родину свою. Только не ногами, а в думах своих. Видишь, сынок, когда идешь против воли Всевышнего, что получается? Не ладится жизнь. Все не так получается. Ну, не наше это место, не наше. И эту землю не научились как следует обрабатывать. Потому что она не наша. Видишь, как хутор пустеет. Уезжают люди. Особенно молодежь. Вот одни старики и остались. Доживаем свой век.

Да, сынок, где-то ошибка большая вышла… Там, на верху, у царя. Не по-божески все это…

Долго еще продолжался разговор между старцем-казаком и молодым черкесом, ищущими Родину каждый по-своему.

Но вспомнив этот рассказ моего товарища, мне тоже вспомнились слова Владимира Владимировича Путина, который сказал по ЦТ, что «черкесы краешком проходили где-то» … Ей богу, без всякого сарказма хочу спросить того, кто знает: Куда они шли? И откуда? И где их Родина? И кто их так долго водит по разным странам? Может они ищут свою Родину и не находят? Потому и разбрелись по более чем 50 странам.

А может не надо ворошить прошлое и перепахивать историю? Может, не надо было трогать могилы наших предков и заливать кладбища и аулы, строя Кубанское море? Может, не надо было ворошить пропитанную кровью землю, чтобы именно там провести Олимпиаду? Не знаю. А вдруг старик-казак был прав, сказав: «…там на верху … большая ошибка вышла… Не по-божески все это…» Не знаю. И мертвецы, как видите, могут мстить… Казак это понял. А мы?

Не по-божески все это.

Касей Хачегогу 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.