Сочинский дневник
Ирина Лагунина: Три черкесские организации Кабардино-Балкарии приняли обращение в поддержку проведения Сочинской Олимпиады 2014 года. Они считают, что Олимпиада даёт черкесам уникальный шанс познакомить со своей культурой весь мир. С такой постановкой вопроса не согласны многие другие черкесские этнические организации, в том числе и международные. На взгляд сторонников такой точки зрения, российские власти не хотят решать многие насущные проблемы черкесских народов, более того в ходе подготовки к Олимпиаде они продолжают уничтожать уникальные памятники этнической культуры. Рассказывает Олег Кусов.
Олег Кусов: У большинства черкесских этнических организаций в отношении Сочинской Олимпиады позиция долгое время остаётся неизменной – они будут готовы поддержать эти престижные спортивные игры только после выполнения Москвой ряда условий. Главные из них – строители должны прекратить уничтожение памятников черкесской истории, а власти – облегчить процедуру возвращения на историческую родину потомков мухаджиров, которых в результате Кавказской войны 19 века царские власти изгнали в Турцию. Говорит председатель общественного движения «Хасэ» Ибрагим Яганов.
Ибрагим Яганов: Нас очень возмущают формы строительства, которые идут. На Красной поляне очень много дольменов – черкесских захоронений, остатков старинных сел. Без учета мнения местного населения, без учета экологических вопросов, без учета археологических вопросов весь этот пласт сгребается общим бульдозером и уничтожается история целого народа. Одной из злободневных проблем черкесского народа является репатриация. До сих пор наши соотечественники приезжают на территорию России по тем же законам и на тех же правах, что туда едут китайцы, вьетнамцы и другие. Мы считаем, что для этих лиц должен быть особый режим, как для репатриантов. Есть много вопросов, которые очень нас волнуют и до тех пор, пока эти вопросы не будут отрегулированы, мы не можем согласиться на то, чтобы на земле адыгов проводилось такое мероприятие. После Олимпиады вообще никто и ничего решать не будет, этот вопрос будет забыт.
Олег Кусов: Эти требования до недавнего времени разделяло большинство черкесских организаций. Единодушие в этническом движении было нарушено в конце августа. Лидеры трёх общественных организаций – председатель Координационного совета черкесских организаций Кабардино-Балкарии Жиляби Калмыков, тхамада «Адыгэ Хасэ» Кабардино-Балкарии Мухамед Хафицэ и председатель Союза абхазских добровольцев Кабардино-Балкарии Казбек Яхогоев – выступили с меморандумом, в котором поддержали идею проведения Олимпиады в Сочи, вопреки мнению других черкесских организаций.
"Мы считаем неконструктивными попытки увязать 22 Зимние Олимпийские игры в Сочи с трагическими событиями адыгской истории 19 века. Мы считаем, что 22 Зимние Олимпийские игры в Сочи дают уникальный шанс адыгам и всем народам многонациональной России открыть для всего мира свое богатейшее культурное наследие, героическую историю, демонстрировать душевную щедрость и гостеприимство.
В апреле 1991 года новая Россия, преодолевая последствия тоталитаризма, реабилитировала репрессированные сталинским режимом народы. Этим она доказала всему миру свое благородство и силу на пути демократизации общества".
Олег Кусов: Это был фрагмент меморандума трёх черкесских общественных организаций Кабардино-Балкарии.
Ибрагим Яганов считает, что за меморандумом в поддержку сочинской Олимпиады стоят федеральные власти и их представители в Кабардино-Балкарии.
Ибрагим Яганов: Этот вопрос о меморандуме был поднят еще полгода назад, мне тоже предложили подписать его. Я отказался это подписывать, в том числе и целый ряд адыгских общественных организаций не сочли нужным подписать по той причине, что до сих пор ни руководители Российской Федерации, ни руководители Олимпийского комитета России не подняли вопрос и не поговорили с лидерами общественных организаций коренных народов. А коренными народами являются черкесы и абхазы.
Олег Кусов: По мнению Ибрагима Яганова, среди черкесских общественных деятелей инициатором меморандума стал тхамада «Адыгэ Хасэ» Кабардино-Балкарии Мухамед Хафицэ. Он считает, что в истории российско-черкесских отношений было немало и положительных страниц, на которые в первую очередь сегодня необходимо обратить внимание.
Мухамед Хафицэ: Наш меморандум является коллективным продуктом, во-первых, президиума "Адыгэ Хасэ" Кабардино-Балкарии и плюс еще присоединившиеся Координационный совет и Союз абхазских добровольцев. Мы это вместе принимали. Конечно, надо оглядываться назад, чтобы увидеть свет впереди. Вечно жаловаться, вечно бороться с кем-то мы не должны. Мы должны взять из того, что было, позитив. Мои оппоненты видят только негатив, они хотят помешать Олимпиаде в России. Олимпиаду надо провести, чтобы использовать все, что будет давать Олимпиада в пользу адыгов. Это и включение атрибутов черкесского культурного наследия в церемонию открытия и закрытия Олимпийских игр, и создание в городе Сочи адыгской этнографической деревни, название ряда олимпийских объектов с черкесскими этнонимами, отражение национальных мотивов в олимпийской символике, открытие памятника жертвам Кавказской войны 1763-64 годов, независимо от их национальной принадлежности. Все это позволит мировой общественности увидеть Кавказ как полноправный регион Российской Федерации, где государственная политика направлена на сохранение прав и самобытности населяющих его народов. Хорошо в этом смысле сказал и первый президент Российской Федерации. Но наши националисты кроме того, что они сами говорят, других они не слышат. Они готовы замешать любого человека в грязь из-за того, что у них не такое мнение, как у наших оппонентов.
Олег Кусов: Мухамед Хафицэ критично относится к признанию геноцида черкесского народа грузинским парламентом. Это произошло в мае нынешнего года.
Мухамед Хафицэ: Я не против того, чтобы Грузия признала геноцид, я уверен в том, что это они сделали от чистого сердца. Но чтобы навредить России, вставить России палки в колеса принимать такие серьезные меморандумы не надо. Грузии сначала надо было признать геноцид югоосетинского и абхазского народов, а потом обратиться к нам. Они об этом не хотят слышать. Они хотят вроде облагодетельствовать нас, но благодетельства здесь не вижу.
Олег Кусов: Меморандум трёх черкесских организаций в поддержку Сочинской Олимпиады возмутил многих активистов Международной черкесской ассоциации, утверждает Ибрагим Яганов.
Ибрагим Яганов: Без учета интересов и тех вопросов, которые ставятся общественными организациями, без надлежащей дани тем костям, которые были похоронены на Красной поляне еще 150 лет тому назад, никакого процветания и никакой поддержки национальной культуры адыгов быть не может. Нам просто прошлое не даст нормально провести это мероприятие. В октябре месяце будет заседание президиума МЧА, я думаю, что именно Международная черкесская ассоциация, которая обязана заниматься всеми этими вопросами, будет вынуждена поднять этот вопрос по той причине, что основная масса черкесского народа, особенно молодежи, требует незамедлительной реакции на этот меморандум.
Олег Кусов: Относиться к требованиям, выдвинутым движением «Хасэ» и их единомышленниками, как к невыполнимым – это большая ошибка. Так считает эксперт Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев.
Александр Караваев: Начнем с позиции противников проведения Олимпиады. То, что они требуют от Москвы, не так трудно выполнимо, как может показаться на первый взгляд. И Москва, кстати говоря, могла бы воспользоваться случаем, чтобы перетянуть этих людей на свою сторону, если бы пошла навстречу помимо их требований по ряду пунктов. А именно: еще когда была ясность с проведением Олимпиады, что это в 14 году, можно было бы в рамках культурной программы Олимпиады отдельным пунктом провести момент, связанный с историей края. Здесь уже в этом контексте можно было бы сделать мемориал, который бы рассказывал о том, какие жестокости были при покорении этого региона, можно было бы ритуал специальный поминовения усопших. И это было бы нормально включено в контекст Олимпиады, на это достаточно времени было. А сейчас, спустя два года, когда громко заявили о себе промосковские организации, я считаю, что время уже потеряно.
Теперь на олимпийской площадке мы будем свидетелями локальных политических баталий, связанных с черкесским вопросом. А этого могло не быть вовсе. В конечном итоге ничего не было сделано. Видимо, были выделены деньги для того, чтобы израсходовать на решение этой проблемы, на самом деле деньги потрачены на организацию каких-то имитационных организаций и результата от их деятельности практически никакого.
Олег Кусов: Российские власти подозревают сторонников Ибрагима Яганова в содействии официальному Тбилиси. В тоже время должностные лица в Москве отказываются от встреч с представителями тех черкесских организаций, которые не согласны с нынешними методами подготовки к сочинской Олимпиаде. Так, например, президент Медведев прошедшим летом не стал встречаться с делегацией Совета старейшин адыгов Причерноморья. Старейшины же предлагали Дмитрию Медведеву обсудить ситуацию вокруг предстоящей Олимпиады, чтобы разрядить обстановку и обозначить ориентиры на будущее для всего общества (как говорилось в обращении на имя президента России).
Олег Кусов
© Радио Свобода
Олег Кусов: У большинства черкесских этнических организаций в отношении Сочинской Олимпиады позиция долгое время остаётся неизменной – они будут готовы поддержать эти престижные спортивные игры только после выполнения Москвой ряда условий. Главные из них – строители должны прекратить уничтожение памятников черкесской истории, а власти – облегчить процедуру возвращения на историческую родину потомков мухаджиров, которых в результате Кавказской войны 19 века царские власти изгнали в Турцию. Говорит председатель общественного движения «Хасэ» Ибрагим Яганов.
Ибрагим Яганов: Нас очень возмущают формы строительства, которые идут. На Красной поляне очень много дольменов – черкесских захоронений, остатков старинных сел. Без учета мнения местного населения, без учета экологических вопросов, без учета археологических вопросов весь этот пласт сгребается общим бульдозером и уничтожается история целого народа. Одной из злободневных проблем черкесского народа является репатриация. До сих пор наши соотечественники приезжают на территорию России по тем же законам и на тех же правах, что туда едут китайцы, вьетнамцы и другие. Мы считаем, что для этих лиц должен быть особый режим, как для репатриантов. Есть много вопросов, которые очень нас волнуют и до тех пор, пока эти вопросы не будут отрегулированы, мы не можем согласиться на то, чтобы на земле адыгов проводилось такое мероприятие. После Олимпиады вообще никто и ничего решать не будет, этот вопрос будет забыт.
Олег Кусов: Эти требования до недавнего времени разделяло большинство черкесских организаций. Единодушие в этническом движении было нарушено в конце августа. Лидеры трёх общественных организаций – председатель Координационного совета черкесских организаций Кабардино-Балкарии Жиляби Калмыков, тхамада «Адыгэ Хасэ» Кабардино-Балкарии Мухамед Хафицэ и председатель Союза абхазских добровольцев Кабардино-Балкарии Казбек Яхогоев – выступили с меморандумом, в котором поддержали идею проведения Олимпиады в Сочи, вопреки мнению других черкесских организаций.
"Мы считаем неконструктивными попытки увязать 22 Зимние Олимпийские игры в Сочи с трагическими событиями адыгской истории 19 века. Мы считаем, что 22 Зимние Олимпийские игры в Сочи дают уникальный шанс адыгам и всем народам многонациональной России открыть для всего мира свое богатейшее культурное наследие, героическую историю, демонстрировать душевную щедрость и гостеприимство.
В апреле 1991 года новая Россия, преодолевая последствия тоталитаризма, реабилитировала репрессированные сталинским режимом народы. Этим она доказала всему миру свое благородство и силу на пути демократизации общества".
Олег Кусов: Это был фрагмент меморандума трёх черкесских общественных организаций Кабардино-Балкарии.
Ибрагим Яганов считает, что за меморандумом в поддержку сочинской Олимпиады стоят федеральные власти и их представители в Кабардино-Балкарии.
Ибрагим Яганов: Этот вопрос о меморандуме был поднят еще полгода назад, мне тоже предложили подписать его. Я отказался это подписывать, в том числе и целый ряд адыгских общественных организаций не сочли нужным подписать по той причине, что до сих пор ни руководители Российской Федерации, ни руководители Олимпийского комитета России не подняли вопрос и не поговорили с лидерами общественных организаций коренных народов. А коренными народами являются черкесы и абхазы.
Олег Кусов: По мнению Ибрагима Яганова, среди черкесских общественных деятелей инициатором меморандума стал тхамада «Адыгэ Хасэ» Кабардино-Балкарии Мухамед Хафицэ. Он считает, что в истории российско-черкесских отношений было немало и положительных страниц, на которые в первую очередь сегодня необходимо обратить внимание.
Мухамед Хафицэ: Наш меморандум является коллективным продуктом, во-первых, президиума "Адыгэ Хасэ" Кабардино-Балкарии и плюс еще присоединившиеся Координационный совет и Союз абхазских добровольцев. Мы это вместе принимали. Конечно, надо оглядываться назад, чтобы увидеть свет впереди. Вечно жаловаться, вечно бороться с кем-то мы не должны. Мы должны взять из того, что было, позитив. Мои оппоненты видят только негатив, они хотят помешать Олимпиаде в России. Олимпиаду надо провести, чтобы использовать все, что будет давать Олимпиада в пользу адыгов. Это и включение атрибутов черкесского культурного наследия в церемонию открытия и закрытия Олимпийских игр, и создание в городе Сочи адыгской этнографической деревни, название ряда олимпийских объектов с черкесскими этнонимами, отражение национальных мотивов в олимпийской символике, открытие памятника жертвам Кавказской войны 1763-64 годов, независимо от их национальной принадлежности. Все это позволит мировой общественности увидеть Кавказ как полноправный регион Российской Федерации, где государственная политика направлена на сохранение прав и самобытности населяющих его народов. Хорошо в этом смысле сказал и первый президент Российской Федерации. Но наши националисты кроме того, что они сами говорят, других они не слышат. Они готовы замешать любого человека в грязь из-за того, что у них не такое мнение, как у наших оппонентов.
Олег Кусов: Мухамед Хафицэ критично относится к признанию геноцида черкесского народа грузинским парламентом. Это произошло в мае нынешнего года.
Мухамед Хафицэ: Я не против того, чтобы Грузия признала геноцид, я уверен в том, что это они сделали от чистого сердца. Но чтобы навредить России, вставить России палки в колеса принимать такие серьезные меморандумы не надо. Грузии сначала надо было признать геноцид югоосетинского и абхазского народов, а потом обратиться к нам. Они об этом не хотят слышать. Они хотят вроде облагодетельствовать нас, но благодетельства здесь не вижу.
Олег Кусов: Меморандум трёх черкесских организаций в поддержку Сочинской Олимпиады возмутил многих активистов Международной черкесской ассоциации, утверждает Ибрагим Яганов.
Ибрагим Яганов: Без учета интересов и тех вопросов, которые ставятся общественными организациями, без надлежащей дани тем костям, которые были похоронены на Красной поляне еще 150 лет тому назад, никакого процветания и никакой поддержки национальной культуры адыгов быть не может. Нам просто прошлое не даст нормально провести это мероприятие. В октябре месяце будет заседание президиума МЧА, я думаю, что именно Международная черкесская ассоциация, которая обязана заниматься всеми этими вопросами, будет вынуждена поднять этот вопрос по той причине, что основная масса черкесского народа, особенно молодежи, требует незамедлительной реакции на этот меморандум.
Олег Кусов: Относиться к требованиям, выдвинутым движением «Хасэ» и их единомышленниками, как к невыполнимым – это большая ошибка. Так считает эксперт Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев.
Александр Караваев: Начнем с позиции противников проведения Олимпиады. То, что они требуют от Москвы, не так трудно выполнимо, как может показаться на первый взгляд. И Москва, кстати говоря, могла бы воспользоваться случаем, чтобы перетянуть этих людей на свою сторону, если бы пошла навстречу помимо их требований по ряду пунктов. А именно: еще когда была ясность с проведением Олимпиады, что это в 14 году, можно было бы в рамках культурной программы Олимпиады отдельным пунктом провести момент, связанный с историей края. Здесь уже в этом контексте можно было бы сделать мемориал, который бы рассказывал о том, какие жестокости были при покорении этого региона, можно было бы ритуал специальный поминовения усопших. И это было бы нормально включено в контекст Олимпиады, на это достаточно времени было. А сейчас, спустя два года, когда громко заявили о себе промосковские организации, я считаю, что время уже потеряно.
Теперь на олимпийской площадке мы будем свидетелями локальных политических баталий, связанных с черкесским вопросом. А этого могло не быть вовсе. В конечном итоге ничего не было сделано. Видимо, были выделены деньги для того, чтобы израсходовать на решение этой проблемы, на самом деле деньги потрачены на организацию каких-то имитационных организаций и результата от их деятельности практически никакого.
Олег Кусов: Российские власти подозревают сторонников Ибрагима Яганова в содействии официальному Тбилиси. В тоже время должностные лица в Москве отказываются от встреч с представителями тех черкесских организаций, которые не согласны с нынешними методами подготовки к сочинской Олимпиаде. Так, например, президент Медведев прошедшим летом не стал встречаться с делегацией Совета старейшин адыгов Причерноморья. Старейшины же предлагали Дмитрию Медведеву обсудить ситуацию вокруг предстоящей Олимпиады, чтобы разрядить обстановку и обозначить ориентиры на будущее для всего общества (как говорилось в обращении на имя президента России).
Олег Кусов
© Радио Свобода
Комментарии 0