Арамбий Хапай: "Для меня самое важное — это что бы мой народ собрался и жил в мире и согласии на своей родной земле."
Предлагаем вниманию читателей интервью с Тхамадэ Общественного движения «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» Республики Адыгея Арамбием Хапаем.
- Армабий, Вы являетесь Тхамадэ Общественного движения «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» Республики Адыгея. Расскажите, пожалуйста, об этой организации.
- Наша организация, ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский Парламент» — это самостоятельное общественное движение Республики Адыгея, которое входит в структуру Международной Черкесской Ассоциации через представителей нашей организации, как и другие общественные движения «Адыгэ Хасэ» субъектов Российской Федерации и других стран.
Основной задачей нашего движения является защита национальных интересов черкесов проживающих в Республике Адыгея, а через МЧА - всего мира.
Власти нашего субъекта обязаны защищать интересы жителей Адыгеи, не зависимо от их национальной принадлежности, но иногда этого бывает не достаточно. Именно наше общественное движение, в силу своих возможностей, закрывает эту брешь во внутренней политике официальной власти.
Естественно, что наши возможности ограничены и мы решаем все вопросы исключительно в рамках закона РФ через взаимодействие с правительством Республики Адыгея. Те вопросы, которые мы считаем важными для сохранения адыгов, как народа, для сохранения адыгской-черкесской самобытности, мы пытаемся решать, влияя на наши власти.
Также наше общественное движение взаимодействует с Хасэ других российских регионов, а через МЧА и с зарубежными Хасэ.
- Как ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» работает с населением Адыгеи?
- Из всех общественных организаций Адыгеи мы являемся одной из самых мобильных и самых организованных. В каждом районе Республики имеются ячейки ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент». От каждого района в совете организации присутствует представитель адыгской общественности. Все это создано и работает на общественных началах.
Любой человек может донести до нас свою проблему, свою боль. Мы, конечно же, не благотворительная организация, но стараемся рассматривать все поступающие к нам вопросы. Иногда приходится решать и бытовые проблемы. Например, если где-нибудь в ауле для кого-нибудь из наших соплеменников нужно решить проблему, то мы помогаем вынести ее на районный уровень и, если этого оказывается не достаточно, то и на республиканский. Контролируем, проталкиваем. К сожалению, не всегда получается добиться положительного результата. Иногда в силу каких то объективных причин, иногда просто из за того, что с властями не находим понимания.
Любой адыг может вынести свой вопрос на рассмотрение исполнительного комитета ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент». Дальше исполнительный комитет принимает решение о рассмотрении этого вопроса на Совете, а если надо на съезд организации.
Например, сейчас перед нами стоит очень серьезный вопрос... Многие в курсе того чрезвычайного положения, которое сложилось в Сирийской Республике, и в результате которого наши соотечественники, сирийские черкесы попали в очень сложную и опасную ситуацию. Совет ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» Республики Адыгея инициировал съезд Движения, который состоится 11 февраля в Майкопе, где будет рассматриваться положение черкесов Сирии. На этот съезд мы пригласили представителей адыгской общественности из других регионов страны и представителей официальной республиканской власти, включая А. Тхакушинова и М. Кумпилова. Мы будем рассматривать очень серьезный вопрос и решить мы его можем только совместными усилиями.
Хочу заметить, что несмотря на то, что приоритетным направлением нашей деятельности является помощь адыгскому населению, мы не отказываем ни кому. Человек любой национальности может к нам обратиться и мы обязательно постараемся помочь.
- Можно ли назвать взаимодействие ОД «Адыгэ Хасэ- Черкесский Парламент» РА и властей Республики плодотворным?
- Это — не простой вопрос, потому что не всегда наши взгляды на определенные вопросы совпадают. Есть, конечно, и обратные примеры. Например, история строительства памятника адыгскому народу в Майкопе.
Когда наша команда пришла в ОД «Адыгэ Хасэ - Черкесский Парламент» вопрос со строительством памятника стоял принципиально. Уже было выбрано место, был эскиз, была предварительная оценка стоимости. И мы понимали, что дальше общественными силами мы не сможем построить. По этому пришлось менять взгляд, ломать психологию. Было решено, что строительство памятника должна взять на себя Республика, а общественность помогать. В этом вопросе мы нашли общий язык.
- Как сейчас обстоят дела со строительством памятника Черкесскому народу?
Эскиз памятника и концепция несколько раз менялись. Сначала хотели поставить памятник жертвам Русско-Кавказской войны. Это несколько раз обсуждалось. В итоге многие согласились с тем, что нельзя вечно жаловаться, что надо смотреть в будущее, надо пропагандировать возрождение народа. Сейчас тоже есть люди с другой точкой зрения, но большинство считает, что это должен быть памятник Черкесскому народу, символ объединяющий всех черкесов, символизирующий нашу перспективу. Место для памятника выбрано отличное. Площадь вокруг памятника будет сделана с национальным колоритом. Думаю, что на Кавказе это будет самая красивая площадь.
Повторю, что по этому вопросу мы нашли общий язык с правительством Адыгеи.
Процесс двигается. Может быть тяжело, но поступательно. Надеюсь, что со строительством нам помогут и наши черкесские меценаты и простые люди. И некоторые наши друзья уже изъявили желание участвовать в этом благородном деле. В этом случае мы сможем справедливо и с гордостью утверждать, что памятник построил наш народ, с помощью наших друзей.
Также надо отметить, что по предложению Президента Республики Адыгея на конференции МЧА в г. Майкопе улучшены условия работы ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» РА для работы с МЧА. Сегодня наша организация имеет благоприятные условия для работы.
- По каким еще вопросам ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» пытается сотрудничать с правительством Республики?
- Недавно мы написали очередное письмо в правительство Республики с просьбой увеличить часы для изучение адыгского языка в школе.
Сейчас в школе изучают даже не «родной язык», как он назывался раньше, а «адыгейский язык». Т.е. наш язык наши же дети изучают в школах, как иностранный. И для его изучения отведено всего два урока, так же как на иностранный язык. Вот скажи мне, можно ли проживая в русскоязычной среде знать свой родной язык, изучая его в школе всего на двух уроках в неделю?
- Конечно нет! И как реагирует правительство на ваши инициативы по языку?
- По этому вопросу мы с руководством Адыгеи общего языка так и не нашли. Не смотря на то, что они должны были ответить на наше письмо в течение месяца, ни на одно из них мы так и не получили ответ.
Учитывая такое негативное отношение нашей власти к важным вопросам сохранения адыгского языка, в прошлом году Совет ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский Парламент» Республики Адыгея предложил руководству Республики назначить Тхамаду нашего общественного движения вице-премьером правительства по черкесским вопросам на общественных началах. Но и на это предложение, которое мы два раза направляли в правительство, мы так и не получили ответ.
Мы не знаем почему наши инициативы по адыгскому языку игнорируют. Может быть они просто не знают, что и как нужно делать.
По этому мы считаем, что министр образования и науки Республики Адыгея не справляется со своей работой. Говорят, что сейчас ему подготовили замену. Но если на эту должность придет не политик, а простой чиновник, то ничего не изменится.
Министр образования и науки в нашей многонациональной республике должен быть политиком. Потому что сохранение культуры и языка коренного населения Республики — это не просто образование, это — политика.
- Может быть для этого нужны какие то законы или федеральные программы?
Законы и конституция Республики это позволяют. Но власть для этого работает не в полной мере. Более того, кода в Адыгею приезжал президент Д.А.Медведев и спрашивал о наших проблемах, ни один человек не сказал ему о том, что у нас есть проблемы с сохранением родного языка. Ни один! А нас на встречу с президентом не пустили, хотя мы просили. На Форум народов юга России в г. Кисловодске, где обсуждался вопрос изучения и сохранения коренных языков нас тоже не пригласили. Получается, что федеральная власть говорит правильные слова и дает позитивный импульс, а местные власти весь этот позитив гасят.
Сейчас нам говорят, что количество детей, изучающих «адыгейский язык» в Республике, растет. Но даже если все жители России будут изучать наш язык, то мы адыги сами лучше его знать не будем. Очевидно, что это как раз тот случай, когда количество изучающих язык не перерастает в качество его знания у тех, кто должен свободно владеть этим языком.
Мы просто хотим, что бы мы, адыги знали свой язык, что бы среди нас опять появились люди, умеющие писать на родном языке, как Тембот Керашев, Исхак Машбаш, Нальбий Куек. А у нас сейчас нет ни одного молодого писателя, который может встать рядом с нашими именитыми литераторами.
Когда подобный разговор заходит некоторые наши руководители говорят, что надо учить детей дома. Но у нас в Адыгее русскоговорящая среда и все наши усилия по обучению детей и внуков родному языку в семье пропадают зря, потому что в садике, в школе и на улице нет языковой среды.
На эту проблему можно посмотреть под другим углом. Зачем нужна Республика Адыгея? Она нам нужна, как гарант и инструмент сохранения нашего черкесского этноса, нашей национальной самобытности и в том числе нашего языка. А зачем еще?
- Какие еще вопросы остаются без внимания властей Адыгеи, не смотря на ваши инициативы по их разрешению?
- Другой важный вопрос — это вопрос незаконной установки религиозных символов и памятников. Сразу хочу сказать, что по этому направлению наша организация работает исключительно официально и в рамках закона. Кстати, в отличие от тех, кто эти символы устанавливает без разрешения соответствующих инстанций, т.е. Незаконно.
Кстати, недавно кто то сломал такой символ. И тут же прокуратура без заявления, без документов на «памятник» открыла уголовное дело. Меня тоже приглашали для «беседы», где мне пришлось объяснять, что мы такими вещами не занимаемся.
- Кто устанавливает эти символы, памятники?
- Мы считаем, что это какая то «третья сила», которая подобными методами пытается указать нам, кто здесь хозяин.
Мы всегда находим общий язык со всеми народами, проживающими в Адыгее. Наверное, это кому то не нравится.
Республиканская Прокуратура под чьим то давлением умудрилась выписать нам предостережение о недопущении экстремистской деятельности, т.к. в День памяти и траура в 2011 году мы хотели раздать изготовленные ленты с надписью на черкесском языке «Урыс – Адыгэ зау», что употребляется в исторической терминологии многими учеными как исторический термин «Русско-черкесская война», «Русско-кавказская война», «Кавказская война» встречающийся в произведениях русских и других авторов прошлых лет. Но это действие прпокуратуры только доказывает тот факт, что мы работаем исключительно в правовом поле. Иначе таких фиктивных обвинений в наш адрес не было бы.
- Что делает руководство Республики для противодействия незаконной установке религиозных символов и памятников в Адыгее?
- Республиканская власть создала комиссию, много документов собрано, которые показывают, что эти символы и памятники установлены без документов. Но дальше вопрос не решается.
- Есть ли у ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» другой опыт взаимодействия с руководством Республики?
- Кроме положительного опыта по строительстве памятника, о котором я уже рассказывал, есть еще несколько примеров такого сотрудничества. Республиканская власть проводит «День национальных ремесел». Здесь «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» помогает в организации. В 2011 году получился красивый и теплый праздник, в котором президент, премьер-министр и другие руководители приняли участие.
Мы предложили сделать «День черкесского флага» официальным праздником республики. Сейчас этот день с большим размахом отмечается в Адыгее на общественных началах.
Далее, по инициативе ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» РА в прошлом году (28 сентября 2011) при взаимодействии с Министерством культуры и Министерством по делам национальностей провели праздник «День черкесского костюма». Получилось очень хорошо и очень красиво.
Нашу национальную одежду носят многие народы, кто то вносит свои изменения.
Посмотреть на это было бы очень интересно. В этом году мы хотели бы пригласить представителей других республик и стран, где черкеска считается национальной одеждой. Т.е. постепенно это мероприятие может дорасти до международного уровня.
Мы предложили придать официальный статус республиканского праздника «Дню черкесского костюма». Но этот вопрос еще не решен, как и вопрос с "Днем черкесского флага".
Нам, общественной организации осилить проведение подобных мероприятий очень тяжело. По этому мы считаем, что эти праздники должны иметь официальный статус. Не обязательно делать дни их проведения выходным. Это гуманитарные праздники, которые объединяют всех жителей нашей Республики.
- Какие еще серьезные вопросы не решаются?
- Уже пятый год мы просим правительство Республики выделить нам землю рядом с Майкопом для строительства молодежного культурного центра. Там мы планируем проводить культурные мероприятия и свадьбы в строгом соответствии с нашими обычаями и обычаями других народов Адыгеи.
Сейчас свадьбы постепенно превращаются в пьянку. После каждой свадьбы то драки, то аварии. Теряем молодых ребят. Пора все возвращать в традиционное русло. Но уже пятый год город и республика кивают друг на друга, а вопрос не решается.
- Давайте поговорим о той ситуации, которая сложилась в Сирийской Республике. Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию посетила делегация сирийских черкесов, представляющая интересы тех наших сородичей, которые желают вернуться на свою историческую Родину — Северный Кавказ. Говорят, что во время их первой продолжительной остановки в Адыгее, г-н Тхакушинов не встретился с ними. Вы не знаете почему?
- Я не знаю. Но считаю, что как руководитель Республики, он был обязан встретиться с ними, при любых обстоятельствах и кем бы они ни были, учитывая по какому вопросу они приехали в Адыгею.
- Арамбий, Вы с ними встречались? Что они рассказывают про положение черкесов в Сирии?
- Конечно и я, и члены Исполкома с ними встречались!
Ситуация там гораздо серьезнее, чем та, которую нам описывают. С каждым днем ситуация усугубляется и с каждым днем желающих вернуться на свою историческую родину становится все больше.
Но как людям быть? Вокруг война и продать свои дома и имущества, что бы здесь были хоть какие то «подъемные» они не могут. Проблем с переездом много.
По нашим данным, количество желающих переехать на Кавказ перевалило за тысячу человек. Это серьезная цифра. И это не легко осилить.
Черкесы там находятся между молотом и наковальней. Многие служат в войсках, полиции и спецслужбах. Другие пытаются соблюдать нейтралитет. Уже давно, с самого начала волнений оппозиция предъявляет черкесскому меньшинству Сирии претензии, пытаясь заставить их вступить в войну против власти президента Б.Асада.
Я хочу подчеркнуть, что без республиканской и без федеральной власти мы вопрос репатриации сирийских черкесов решить не сможем. Общественными силами мы это дело не осилим. Здесь нужна поддержка государства. По этому мы надеемся, что соответствующие представители государственных органов Республики Адыгея и Российской Федерации будут присутствовать на съезде ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент», который состоится 11 февраля 2012 года в Майкопе.
- Что вы думаете о том информационном фоне, который возник в черкесской среде вокруг Зимних Олимпийских Игр 2014 в Сочи?
- МЧА уже два раза отправляла письмо в правительство РФ с просьбой обсудить "черкесский вопрос" в контексте Зимних Олимпийских Игр 2014 года. Но ответа до сих пор нет.
Складывается такое впечатление, что с тех пор, как руководитель Российской Федерации на выборах места проведения Олимпийских Игр – 2014 г в Гватемале, заявил – что в районе Сочи «жили греки», с тех пор ничего не изменилось. Хотя за это время уже весь мир узнал, чья это была земля и кто здесь жил.
В решении этого вопроса мы возлагаем большие надежды на МЧА, которая ведет диалог с властями Российской Федерации.
Со своей стороны мы отправили в МЧА предложение объявить 2014 год годом памяти черкесского народа, т.к. в этом году исполнится 150 лет со дня окончания Русско-Кавказской войны.
- Связан ли, по вашему мнению, вопрос репатриации черкесов в пределы исторической Родины и Олимпиада в Сочи?
- На этот вопрос я могу ответить только от себя лично. Для меня самое важное — это что бы мой народ собрался и жил в мире и согласии на своей родной земле. Все остальное по сравнению с этим не важно.
С Арамбием Хапаем беседовал Самир Хутов.
© aheku.net
- Наша организация, ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский Парламент» — это самостоятельное общественное движение Республики Адыгея, которое входит в структуру Международной Черкесской Ассоциации через представителей нашей организации, как и другие общественные движения «Адыгэ Хасэ» субъектов Российской Федерации и других стран.
Основной задачей нашего движения является защита национальных интересов черкесов проживающих в Республике Адыгея, а через МЧА - всего мира.
Власти нашего субъекта обязаны защищать интересы жителей Адыгеи, не зависимо от их национальной принадлежности, но иногда этого бывает не достаточно. Именно наше общественное движение, в силу своих возможностей, закрывает эту брешь во внутренней политике официальной власти.
Естественно, что наши возможности ограничены и мы решаем все вопросы исключительно в рамках закона РФ через взаимодействие с правительством Республики Адыгея. Те вопросы, которые мы считаем важными для сохранения адыгов, как народа, для сохранения адыгской-черкесской самобытности, мы пытаемся решать, влияя на наши власти.
Также наше общественное движение взаимодействует с Хасэ других российских регионов, а через МЧА и с зарубежными Хасэ.
- Как ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» работает с населением Адыгеи?
- Из всех общественных организаций Адыгеи мы являемся одной из самых мобильных и самых организованных. В каждом районе Республики имеются ячейки ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент». От каждого района в совете организации присутствует представитель адыгской общественности. Все это создано и работает на общественных началах.
Любой человек может донести до нас свою проблему, свою боль. Мы, конечно же, не благотворительная организация, но стараемся рассматривать все поступающие к нам вопросы. Иногда приходится решать и бытовые проблемы. Например, если где-нибудь в ауле для кого-нибудь из наших соплеменников нужно решить проблему, то мы помогаем вынести ее на районный уровень и, если этого оказывается не достаточно, то и на республиканский. Контролируем, проталкиваем. К сожалению, не всегда получается добиться положительного результата. Иногда в силу каких то объективных причин, иногда просто из за того, что с властями не находим понимания.
Любой адыг может вынести свой вопрос на рассмотрение исполнительного комитета ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент». Дальше исполнительный комитет принимает решение о рассмотрении этого вопроса на Совете, а если надо на съезд организации.
Например, сейчас перед нами стоит очень серьезный вопрос... Многие в курсе того чрезвычайного положения, которое сложилось в Сирийской Республике, и в результате которого наши соотечественники, сирийские черкесы попали в очень сложную и опасную ситуацию. Совет ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» Республики Адыгея инициировал съезд Движения, который состоится 11 февраля в Майкопе, где будет рассматриваться положение черкесов Сирии. На этот съезд мы пригласили представителей адыгской общественности из других регионов страны и представителей официальной республиканской власти, включая А. Тхакушинова и М. Кумпилова. Мы будем рассматривать очень серьезный вопрос и решить мы его можем только совместными усилиями.
Хочу заметить, что несмотря на то, что приоритетным направлением нашей деятельности является помощь адыгскому населению, мы не отказываем ни кому. Человек любой национальности может к нам обратиться и мы обязательно постараемся помочь.
- Можно ли назвать взаимодействие ОД «Адыгэ Хасэ- Черкесский Парламент» РА и властей Республики плодотворным?
- Это — не простой вопрос, потому что не всегда наши взгляды на определенные вопросы совпадают. Есть, конечно, и обратные примеры. Например, история строительства памятника адыгскому народу в Майкопе.
Когда наша команда пришла в ОД «Адыгэ Хасэ - Черкесский Парламент» вопрос со строительством памятника стоял принципиально. Уже было выбрано место, был эскиз, была предварительная оценка стоимости. И мы понимали, что дальше общественными силами мы не сможем построить. По этому пришлось менять взгляд, ломать психологию. Было решено, что строительство памятника должна взять на себя Республика, а общественность помогать. В этом вопросе мы нашли общий язык.
- Как сейчас обстоят дела со строительством памятника Черкесскому народу?
Эскиз памятника и концепция несколько раз менялись. Сначала хотели поставить памятник жертвам Русско-Кавказской войны. Это несколько раз обсуждалось. В итоге многие согласились с тем, что нельзя вечно жаловаться, что надо смотреть в будущее, надо пропагандировать возрождение народа. Сейчас тоже есть люди с другой точкой зрения, но большинство считает, что это должен быть памятник Черкесскому народу, символ объединяющий всех черкесов, символизирующий нашу перспективу. Место для памятника выбрано отличное. Площадь вокруг памятника будет сделана с национальным колоритом. Думаю, что на Кавказе это будет самая красивая площадь.
Повторю, что по этому вопросу мы нашли общий язык с правительством Адыгеи.
Процесс двигается. Может быть тяжело, но поступательно. Надеюсь, что со строительством нам помогут и наши черкесские меценаты и простые люди. И некоторые наши друзья уже изъявили желание участвовать в этом благородном деле. В этом случае мы сможем справедливо и с гордостью утверждать, что памятник построил наш народ, с помощью наших друзей.
Также надо отметить, что по предложению Президента Республики Адыгея на конференции МЧА в г. Майкопе улучшены условия работы ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» РА для работы с МЧА. Сегодня наша организация имеет благоприятные условия для работы.
- По каким еще вопросам ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» пытается сотрудничать с правительством Республики?
- Недавно мы написали очередное письмо в правительство Республики с просьбой увеличить часы для изучение адыгского языка в школе.
Сейчас в школе изучают даже не «родной язык», как он назывался раньше, а «адыгейский язык». Т.е. наш язык наши же дети изучают в школах, как иностранный. И для его изучения отведено всего два урока, так же как на иностранный язык. Вот скажи мне, можно ли проживая в русскоязычной среде знать свой родной язык, изучая его в школе всего на двух уроках в неделю?
- Конечно нет! И как реагирует правительство на ваши инициативы по языку?
- По этому вопросу мы с руководством Адыгеи общего языка так и не нашли. Не смотря на то, что они должны были ответить на наше письмо в течение месяца, ни на одно из них мы так и не получили ответ.
Учитывая такое негативное отношение нашей власти к важным вопросам сохранения адыгского языка, в прошлом году Совет ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский Парламент» Республики Адыгея предложил руководству Республики назначить Тхамаду нашего общественного движения вице-премьером правительства по черкесским вопросам на общественных началах. Но и на это предложение, которое мы два раза направляли в правительство, мы так и не получили ответ.
Мы не знаем почему наши инициативы по адыгскому языку игнорируют. Может быть они просто не знают, что и как нужно делать.
По этому мы считаем, что министр образования и науки Республики Адыгея не справляется со своей работой. Говорят, что сейчас ему подготовили замену. Но если на эту должность придет не политик, а простой чиновник, то ничего не изменится.
Министр образования и науки в нашей многонациональной республике должен быть политиком. Потому что сохранение культуры и языка коренного населения Республики — это не просто образование, это — политика.
- Может быть для этого нужны какие то законы или федеральные программы?
Законы и конституция Республики это позволяют. Но власть для этого работает не в полной мере. Более того, кода в Адыгею приезжал президент Д.А.Медведев и спрашивал о наших проблемах, ни один человек не сказал ему о том, что у нас есть проблемы с сохранением родного языка. Ни один! А нас на встречу с президентом не пустили, хотя мы просили. На Форум народов юга России в г. Кисловодске, где обсуждался вопрос изучения и сохранения коренных языков нас тоже не пригласили. Получается, что федеральная власть говорит правильные слова и дает позитивный импульс, а местные власти весь этот позитив гасят.
Сейчас нам говорят, что количество детей, изучающих «адыгейский язык» в Республике, растет. Но даже если все жители России будут изучать наш язык, то мы адыги сами лучше его знать не будем. Очевидно, что это как раз тот случай, когда количество изучающих язык не перерастает в качество его знания у тех, кто должен свободно владеть этим языком.
Мы просто хотим, что бы мы, адыги знали свой язык, что бы среди нас опять появились люди, умеющие писать на родном языке, как Тембот Керашев, Исхак Машбаш, Нальбий Куек. А у нас сейчас нет ни одного молодого писателя, который может встать рядом с нашими именитыми литераторами.
Когда подобный разговор заходит некоторые наши руководители говорят, что надо учить детей дома. Но у нас в Адыгее русскоговорящая среда и все наши усилия по обучению детей и внуков родному языку в семье пропадают зря, потому что в садике, в школе и на улице нет языковой среды.
На эту проблему можно посмотреть под другим углом. Зачем нужна Республика Адыгея? Она нам нужна, как гарант и инструмент сохранения нашего черкесского этноса, нашей национальной самобытности и в том числе нашего языка. А зачем еще?
- Какие еще вопросы остаются без внимания властей Адыгеи, не смотря на ваши инициативы по их разрешению?
- Другой важный вопрос — это вопрос незаконной установки религиозных символов и памятников. Сразу хочу сказать, что по этому направлению наша организация работает исключительно официально и в рамках закона. Кстати, в отличие от тех, кто эти символы устанавливает без разрешения соответствующих инстанций, т.е. Незаконно.
Кстати, недавно кто то сломал такой символ. И тут же прокуратура без заявления, без документов на «памятник» открыла уголовное дело. Меня тоже приглашали для «беседы», где мне пришлось объяснять, что мы такими вещами не занимаемся.
- Кто устанавливает эти символы, памятники?
- Мы считаем, что это какая то «третья сила», которая подобными методами пытается указать нам, кто здесь хозяин.
Мы всегда находим общий язык со всеми народами, проживающими в Адыгее. Наверное, это кому то не нравится.
Республиканская Прокуратура под чьим то давлением умудрилась выписать нам предостережение о недопущении экстремистской деятельности, т.к. в День памяти и траура в 2011 году мы хотели раздать изготовленные ленты с надписью на черкесском языке «Урыс – Адыгэ зау», что употребляется в исторической терминологии многими учеными как исторический термин «Русско-черкесская война», «Русско-кавказская война», «Кавказская война» встречающийся в произведениях русских и других авторов прошлых лет. Но это действие прпокуратуры только доказывает тот факт, что мы работаем исключительно в правовом поле. Иначе таких фиктивных обвинений в наш адрес не было бы.
- Что делает руководство Республики для противодействия незаконной установке религиозных символов и памятников в Адыгее?
- Республиканская власть создала комиссию, много документов собрано, которые показывают, что эти символы и памятники установлены без документов. Но дальше вопрос не решается.
- Есть ли у ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» другой опыт взаимодействия с руководством Республики?
- Кроме положительного опыта по строительстве памятника, о котором я уже рассказывал, есть еще несколько примеров такого сотрудничества. Республиканская власть проводит «День национальных ремесел». Здесь «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» помогает в организации. В 2011 году получился красивый и теплый праздник, в котором президент, премьер-министр и другие руководители приняли участие.
Мы предложили сделать «День черкесского флага» официальным праздником республики. Сейчас этот день с большим размахом отмечается в Адыгее на общественных началах.
Далее, по инициативе ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент» РА в прошлом году (28 сентября 2011) при взаимодействии с Министерством культуры и Министерством по делам национальностей провели праздник «День черкесского костюма». Получилось очень хорошо и очень красиво.
Нашу национальную одежду носят многие народы, кто то вносит свои изменения.
Посмотреть на это было бы очень интересно. В этом году мы хотели бы пригласить представителей других республик и стран, где черкеска считается национальной одеждой. Т.е. постепенно это мероприятие может дорасти до международного уровня.
Мы предложили придать официальный статус республиканского праздника «Дню черкесского костюма». Но этот вопрос еще не решен, как и вопрос с "Днем черкесского флага".
Нам, общественной организации осилить проведение подобных мероприятий очень тяжело. По этому мы считаем, что эти праздники должны иметь официальный статус. Не обязательно делать дни их проведения выходным. Это гуманитарные праздники, которые объединяют всех жителей нашей Республики.
- Какие еще серьезные вопросы не решаются?
- Уже пятый год мы просим правительство Республики выделить нам землю рядом с Майкопом для строительства молодежного культурного центра. Там мы планируем проводить культурные мероприятия и свадьбы в строгом соответствии с нашими обычаями и обычаями других народов Адыгеи.
Сейчас свадьбы постепенно превращаются в пьянку. После каждой свадьбы то драки, то аварии. Теряем молодых ребят. Пора все возвращать в традиционное русло. Но уже пятый год город и республика кивают друг на друга, а вопрос не решается.
- Давайте поговорим о той ситуации, которая сложилась в Сирийской Республике. Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию посетила делегация сирийских черкесов, представляющая интересы тех наших сородичей, которые желают вернуться на свою историческую Родину — Северный Кавказ. Говорят, что во время их первой продолжительной остановки в Адыгее, г-н Тхакушинов не встретился с ними. Вы не знаете почему?
- Я не знаю. Но считаю, что как руководитель Республики, он был обязан встретиться с ними, при любых обстоятельствах и кем бы они ни были, учитывая по какому вопросу они приехали в Адыгею.
- Арамбий, Вы с ними встречались? Что они рассказывают про положение черкесов в Сирии?
- Конечно и я, и члены Исполкома с ними встречались!
Ситуация там гораздо серьезнее, чем та, которую нам описывают. С каждым днем ситуация усугубляется и с каждым днем желающих вернуться на свою историческую родину становится все больше.
Но как людям быть? Вокруг война и продать свои дома и имущества, что бы здесь были хоть какие то «подъемные» они не могут. Проблем с переездом много.
По нашим данным, количество желающих переехать на Кавказ перевалило за тысячу человек. Это серьезная цифра. И это не легко осилить.
Черкесы там находятся между молотом и наковальней. Многие служат в войсках, полиции и спецслужбах. Другие пытаются соблюдать нейтралитет. Уже давно, с самого начала волнений оппозиция предъявляет черкесскому меньшинству Сирии претензии, пытаясь заставить их вступить в войну против власти президента Б.Асада.
Я хочу подчеркнуть, что без республиканской и без федеральной власти мы вопрос репатриации сирийских черкесов решить не сможем. Общественными силами мы это дело не осилим. Здесь нужна поддержка государства. По этому мы надеемся, что соответствующие представители государственных органов Республики Адыгея и Российской Федерации будут присутствовать на съезде ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент», который состоится 11 февраля 2012 года в Майкопе.
- Что вы думаете о том информационном фоне, который возник в черкесской среде вокруг Зимних Олимпийских Игр 2014 в Сочи?
- МЧА уже два раза отправляла письмо в правительство РФ с просьбой обсудить "черкесский вопрос" в контексте Зимних Олимпийских Игр 2014 года. Но ответа до сих пор нет.
Складывается такое впечатление, что с тех пор, как руководитель Российской Федерации на выборах места проведения Олимпийских Игр – 2014 г в Гватемале, заявил – что в районе Сочи «жили греки», с тех пор ничего не изменилось. Хотя за это время уже весь мир узнал, чья это была земля и кто здесь жил.
В решении этого вопроса мы возлагаем большие надежды на МЧА, которая ведет диалог с властями Российской Федерации.
Со своей стороны мы отправили в МЧА предложение объявить 2014 год годом памяти черкесского народа, т.к. в этом году исполнится 150 лет со дня окончания Русско-Кавказской войны.
- Связан ли, по вашему мнению, вопрос репатриации черкесов в пределы исторической Родины и Олимпиада в Сочи?
- На этот вопрос я могу ответить только от себя лично. Для меня самое важное — это что бы мой народ собрался и жил в мире и согласии на своей родной земле. Все остальное по сравнению с этим не важно.
С Арамбием Хапаем беседовал Самир Хутов.
© aheku.net
Комментарии 0