Митинг 2 декабря в поддержку сирийских черкесов в Москве. Итоги.
Вчера, 2 декабря, в Москве на площади Яузских ворот прошел митинг в поддержку эвакуации сирийских черкесов. Сегодня ситуация в Республике Сирия достигла критической отметки и оценивается экспертами как гражданская война и гуманитарная катастрофа.
Мирные средства урегулирования конфликта исчерпаны. В ходе военных действий гибнут мирные жители, старики, женщины и дети, разрушаются населенные пункты. Тысячи людей, лишившись крова, стали беженцами в Турции, Ливане, Иордании, Ираке.
В Сирии проживает 100-120 тыс. черкесская диаспора. На митинге люди, находящиеся постоянно на связи со своими родными, говорили, что положение катастрофично; символом этой катастрофы для меня стала расстрелянная несколько дней назад войсками оппозиции статуя ключевой героини нартского эпоса Сатаней гуаще в черкесском ауле Бир-Аджам, на Голанах. (Сатаней гуаще – центральный женский персонаж нартского эпоса, воплощение духовной красоты и женской мудрости).
Сирийские черкесы практически не имеют возможности выехать на родину: РФ прекращена выдача виз в связи с исчерпанностью квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Адыгее и КБР.
Еще до окончания квоты возможности оформлять и легализовать документы в российских консульских отделах были ограничены - визовые платежи оказывались очень дороги, что особенно сказывалось при переезде семей; было также невозможно, в значительном числе случаев, корректно оформить требуемый российской стороной пакет документов, поскольку многие государственные учреждения в Сирии полностью парализованы.
Наконец, требование лично явиться в российские консульские отделы в городах Дамаск и Алеппо из-за ведущихся по всей стране интенсивных боевых действий опасно для жизни.
В пресс-релизе митинга говорится, что «организаторы митинга в Москве рассчитывают, что митинг будет способствовать реализации Закона о соотечественниках в отношении сирийских черкесов, началу процесса гуманитарной помощи и эвакуации сирийских соотечественников, а также упрощению и ускорению официальных процедур получения разрешений на въезд в РФ для лиц, попадающих в эту категорию».
В ряду многих инициатив черкесских общественников с конца 2011 года (обращения к руководству страны, съезд черкесов в Майкопе весной 2012 года, акции по сбору средств помощи, одиночные и массовые пикеты в Майкопе, Нальчике, Москве) митинг можно считать особенным событием и отражением дальнейшего развития и переформатирования черкесского активизма:
1. Митинг стал первым событием такого рода в Москве. Ни одно событие на малой родине с начала 1990-х гг. не вывело на площади столицы такое количество людей.
2. Митинг был инициирован и проведен ВНЕ участия всех известных черкесских общественных организаций в Москве. Ни успешно функционирующих (как Фонд черкесской культуры имени Ю. Калмыкова), ни чисто символических (как Совет старейшин). Хотя, справедливости ради отметим выступление на митинге Юрия Агирбова, председателя совета старейшин «Адыгэ Хасэ» Москвы.
3.Организаторами митинга стали «люди из социальных сетей», до 2011 года неизвестные в пространстве черкесского национального движения. Все они молоды и образованны, свободно владеют иностранными языками, успешны в Москве, некоторые из них имеют ученые степени, стабильные адвокатскую и медицинские практики. По характеру и самое главное, по реактивности, своих инициатив они переигрывают целые общественные организации на местах.
4.Средством мобилизации участников стали социальные медиа – через смс люди оповещались о митинге, а через закрытые сообщества отрабатывались инструкции для участников, тематика выступлений и т.д. Там же обсуждались тексты для плакатов и другие нюансы.
5.Митинг показал высокий потенциал самоорганизации участников – ни один из 150 участников не нарушил ни одного правила публичного поведения, а площадь Яузских ворот по окончании митинга осталась в такой же чистоте, в какой она была в начале дня.
6.Наконец, у современного черкесского активизма, и это было заметно на митинге, хорошо виден гендерный аспект, женское измерение. На Северном Кавказе найдется не так много общественных движений, где участие женщин столь заметно и продуктивно. Молодые женщины стали инициаторами и ключевыми спикерами на данном мероприятии, а среди участников были и девушки из Нальчика, специально прилетевшие на митинг в столицу.
Подведем итоги. Лично я не питаю иллюзий, что митинг станет переломным моментом в ситуации с сирийскими черкесами и будет способствовать второй реализации косовского сценария (репатриации сирийских черкесов по аналогии с черкесами из Косово в 1998 году). Он представляет интерес как отражение новых процессов в черкесском национальном движении, когда на смену традиционным формам мобилизации приходят новые, появляются «новые лица».
Наконец, Москва становится заметной точкой черкесской активности, и не исключено, что через пару лет черкесский активизм будет структурироваться здесь также, как в Майкопе и Нальчике периода 1990-х гг.
© Кавказский узел
Фото Али Кунаша
В Сирии проживает 100-120 тыс. черкесская диаспора. На митинге люди, находящиеся постоянно на связи со своими родными, говорили, что положение катастрофично; символом этой катастрофы для меня стала расстрелянная несколько дней назад войсками оппозиции статуя ключевой героини нартского эпоса Сатаней гуаще в черкесском ауле Бир-Аджам, на Голанах. (Сатаней гуаще – центральный женский персонаж нартского эпоса, воплощение духовной красоты и женской мудрости).
Сирийские черкесы практически не имеют возможности выехать на родину: РФ прекращена выдача виз в связи с исчерпанностью квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Адыгее и КБР.
Еще до окончания квоты возможности оформлять и легализовать документы в российских консульских отделах были ограничены - визовые платежи оказывались очень дороги, что особенно сказывалось при переезде семей; было также невозможно, в значительном числе случаев, корректно оформить требуемый российской стороной пакет документов, поскольку многие государственные учреждения в Сирии полностью парализованы.
Наконец, требование лично явиться в российские консульские отделы в городах Дамаск и Алеппо из-за ведущихся по всей стране интенсивных боевых действий опасно для жизни.
В пресс-релизе митинга говорится, что «организаторы митинга в Москве рассчитывают, что митинг будет способствовать реализации Закона о соотечественниках в отношении сирийских черкесов, началу процесса гуманитарной помощи и эвакуации сирийских соотечественников, а также упрощению и ускорению официальных процедур получения разрешений на въезд в РФ для лиц, попадающих в эту категорию».
В ряду многих инициатив черкесских общественников с конца 2011 года (обращения к руководству страны, съезд черкесов в Майкопе весной 2012 года, акции по сбору средств помощи, одиночные и массовые пикеты в Майкопе, Нальчике, Москве) митинг можно считать особенным событием и отражением дальнейшего развития и переформатирования черкесского активизма:
1. Митинг стал первым событием такого рода в Москве. Ни одно событие на малой родине с начала 1990-х гг. не вывело на площади столицы такое количество людей.
2. Митинг был инициирован и проведен ВНЕ участия всех известных черкесских общественных организаций в Москве. Ни успешно функционирующих (как Фонд черкесской культуры имени Ю. Калмыкова), ни чисто символических (как Совет старейшин). Хотя, справедливости ради отметим выступление на митинге Юрия Агирбова, председателя совета старейшин «Адыгэ Хасэ» Москвы.
3.Организаторами митинга стали «люди из социальных сетей», до 2011 года неизвестные в пространстве черкесского национального движения. Все они молоды и образованны, свободно владеют иностранными языками, успешны в Москве, некоторые из них имеют ученые степени, стабильные адвокатскую и медицинские практики. По характеру и самое главное, по реактивности, своих инициатив они переигрывают целые общественные организации на местах.
4.Средством мобилизации участников стали социальные медиа – через смс люди оповещались о митинге, а через закрытые сообщества отрабатывались инструкции для участников, тематика выступлений и т.д. Там же обсуждались тексты для плакатов и другие нюансы.
5.Митинг показал высокий потенциал самоорганизации участников – ни один из 150 участников не нарушил ни одного правила публичного поведения, а площадь Яузских ворот по окончании митинга осталась в такой же чистоте, в какой она была в начале дня.
6.Наконец, у современного черкесского активизма, и это было заметно на митинге, хорошо виден гендерный аспект, женское измерение. На Северном Кавказе найдется не так много общественных движений, где участие женщин столь заметно и продуктивно. Молодые женщины стали инициаторами и ключевыми спикерами на данном мероприятии, а среди участников были и девушки из Нальчика, специально прилетевшие на митинг в столицу.
Подведем итоги. Лично я не питаю иллюзий, что митинг станет переломным моментом в ситуации с сирийскими черкесами и будет способствовать второй реализации косовского сценария (репатриации сирийских черкесов по аналогии с черкесами из Косово в 1998 году). Он представляет интерес как отражение новых процессов в черкесском национальном движении, когда на смену традиционным формам мобилизации приходят новые, появляются «новые лица».
Наконец, Москва становится заметной точкой черкесской активности, и не исключено, что через пару лет черкесский активизм будет структурироваться здесь также, как в Майкопе и Нальчике периода 1990-х гг.
© Кавказский узел
Фото Али Кунаша
Комментарии 0