Выбирать нельзя назначать: Кавказ и выборы глав регионов

Дума приступает к очередной реформе регионального управления: новый законопроект позволит регионам самостоятельно решать, нужны ли им прямые губернаторские выборы. На первый взгляд, это некая попытка отыграть назад реформу годичной давности, вернувшую прямые выборы глав регионов в политическую практику после восьмилетнего перерыва, но не всех и не везде обрадовавшая.

Выборы в прошлом году уже прошли в пяти субъектах Российской Федерации, и хотя на них победили те же губернаторы, что раньше были назначены, они разбили губернаторский корпус на две группы с разным механизмом легитимации. Даже если остальные регионы решат сохранить назначение, эти пять губернаторов все равно останутся избранными. Единое правило сломано. Новый законопроект напоминает: Россия – не унитарное, а федеративное государство. Центр готов оставить принципиальный вопрос организации власти на усмотрение регионов.

Объективно есть регионы, в которых выборы могут стать источником проблем, а не инструментом их решения. Например, Дагестан – единственный российский регион, в котором выборов главы не было никогда. До середины 2000-х годов эта сложно устроенная многонациональная республика управлялась Госсоветом – надстройкой над законодательным собранием из 14 представителей самых многочисленных дагестанских народов. Когда в начале 2000 поднялась первая волна унификации региональных законодательств, перед Дагестаном замаячила перспектива прямых выборов главы. Она была пугающая: единоличный глава может представлять только один народ, все остальные, конечно, будут считать себя обиженными, а это - конфликт. На прямых выборах голосов автоматически больше у самых многочисленных этносов.

В середине 2000-х казалось, что этнические различия и этнический фактор в политике – это пережиток, который в начале XXI века уже странно обсуждать. Но на Кавказе этничность продолжает играть огромную роль. И когда в 2004 году Кремль отменил прямые выборы губернаторов, в России был как минимум один регион, который вздохнул с облегчением: Дагестан. Назначаемый единоличный начальник – это тоже представитель только одного народа. Но он назначается извне. Грубо говоря, твой сосед аварец не имеет к этому отношения, и у тебя, кумыка, нет оснований предъявлять ему претензии.

Правда, тот же дагестанский пример показывает, что и назначение сопровождается на Кавказе напряженностью. Различные группы влияния тратят ресурсы не на агитацию избирателей, а на лоббистские усилия в Москве и кампанию по дискредитации соперников в регионе – а это приводит к всплескам нестабильности и хронической общей лихорадке.

Большинство неприятностей в последнее время происходит в Дагестане – и как раз там сильны опасения, связанные с возможной досрочной отставкой главы. Но практика показывает, что нестабильность, растущая в период неопределенности, не снижается после принятия решения. Постепенно теряет значение и фактор, который позволил обеспечить относительную стабильность Северного Кавказа во второй половине 2000-х годов: стало гораздо труднее заставить людей поверить: придет новый назначенец и все поправит. Замена – больше не решение. Гораздо важнее, чтобы губернатор всегда чувствовал за своей спиной полную поддержку Москвы, надежный тыл. Чтобы он знал, что телефоны на его столе не замолчат после того, как очередная группа его конкурентов произведет хорошее впечатление в руководящих кабинетах в Центре.

Раньше всех на Кавказе, этой осенью, срок истекает у главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, который, кстати, уже высказался за сохранность системы назначения. Но ЦИК республики пока готовится к выборам, и Евкуров в интервью ИТАР-ТАСС дал понять, что не исключает своего участия в них. Следующий на очереди Дагестан: первый срок полномочий Магомедсалама Магомедова истекает в 2014-м. В 2015 году истекают вторые сроки у главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова и главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, в 2016 – первый срок главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова и второй – Рамзана Кадырова.

Однозначно стабильной и не зависящей от того, какой будет процедура замещения должности, можно назвать лишь позицию Кадырова, который, к тому же, уже давно избавился от ограничений по числу сроков. Скорей всего, как минимум до конца первого срока ничего не грозит Рашиду Темрезову – он сам досрочно сменил в КЧР своего предшественника Бориса Эбзеева.

Судьба остальных кавказских руководителей довольно неопределенна, что бы ни предпочли их республики – назначение или выборы.

Иван Сухов

© ИТАР-ТАСС 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.