Приключения грузин на Кавказе

В Нальчике, вслед за Махачкалой, Грозным и Владикавказом побывала делегация из Республики Грузия

Первым шагом к сближению России и Грузии и гражданской дипломатией назвали в Нальчике визит грузинских экспертов на Северный Кавказ. За два дня они успели встретиться с представителями власти, студентами КБГУ, членами Общественной палаты и национальными диаспорами.

Однако число гостей по дороге сильно сократилось – из шести грузин и одного москвича до Нальчика доехали лишь независимые аналитики Шота Апхаидзе и Демур Гиорхелидзе и директор некоммерческой организации «Кавказское сотрудничество», сотрудник «Центра кавказских исследований» МГИМО Николай Силаев.


Цель визита – наведение мостов между народами Кавказа и Закавказья.

В Грузии о Северном Кавказе сложилось определенное мнение, которое не всегда лицеприятно. Явно ощущается недостаток правдивой информации о событиях в Грузии и на Северном Кавказе, а такие поездки способствуют налаживанию контактов, считает Николай Силаев. «Политический контекст сложный. Это касается Абхазии, Южной Осетии, российско-грузинских отношений. Но человеческий интерес с обеих сторон ощущается независимо от политического контекста», – отметил он.


От Махачкалы до Нальчика

«Приключения» грузин и одного москвича в республиках Северного Кавказа некоторые СМИ уже успели назвать «чересчур засекреченными». Журналистам из Северной Осетии, судя по некоторым сообщениям, остались неизвестны даже имена гостей.

Но эту информацию участники проекта назвали провокацией. «Я читал статью, которая так и называлась «Слишком засекреченный визит». Но автор написал материал еще до нашего приезда. Мы приглашали её на встречи, но она не пришла. Ничего секретного нет, встречи открыты для всех», – так прокомментировал публикацию статей о поездке делегации в Северную Осетию Николай Силаев.

В Нальчике тайн и секретов не было. Представитель института «Евразия» Шота Апхаидзе, независимый эксперт по экономическим вопросам Демур Гиорхелидзе и руководитель некоммерческого партнерства «Кавказское сотрудничество» Николай Силаев, который выступил инициатором поездки, были открыты даже для самых сложных вопросов.

Говорили на встречах, а было их пять, много, по-кавказски эмоционально и открыто. За два дня, кажется, успели обсудить все: Абхазию и Южную Осетию, Саакашвили и геноцид черкесов, прозападную ориентацию Грузии и сельское хозяйство.

Начался визит с приема у вице-премьера КБР Мухамеда Кодзокова. Народы Северного Кавказа и Грузии заложили традицию добрососедства, которую надо возрождать, задал тон всем предстоящим беседам Кодзоков.

На самом деле, после вооруженного конфликта в 2008 году в Южной Осетии, признания геноцида адыгов в Кавказской войне парламентом Грузии в 2011 году и падения режима Саакашвили, происходящее в соседнем регионе и планы новых властей по отношению к России вызывают живой интерес в республике. Тем более, что исторически Кабарда и Балкария имели прочные связи с Грузией, и они никогда не были омрачены кровью. Наверное, именно поэтому грузинских экспертов принимали как дорогих гостей.


Грузия вчера и сегодня

Смена властей в октябре прошлого года, по словам экспертов, стала точкой отсчета преобразований в Грузии. Гражданское общество показало свою зрелость, сделав выбор.

«На выбор народа ни внешние, ни внутренние силы не смогли повлиять. Новое грузинское государство состоялось, и против настроения народа никакая сила не может идти. Мы не просто состоялись как государство – наш народ стал нацией», – сказал Димур Гиорхелидзе.

Впервые за годы суверенитета власть в Грузии сменилась мирным путем – без гражданской войны и революций. «А это значит, что в Грузии идет становление гражданского общества. Новые власти идут на восстановление российско-грузинских отношений. На законодательном уровне началась либерализация законов, которые противоречили правам человека и общим принципам гуманизма», – отметил Шота Апхаидзе.

Кстати, Шота – бывший политзаключенный, отсидевший в тюрьме 4.5 лет. «Как только меня не называли! Называли агентом ФСБ, обвиняли в попытке вооруженного переворота, в организации незаконного вооруженного формирования. Но в итоге осудили за религиозный экстремизм», – сказал он.

На самом деле, если судить по рассказам гостей, с демократией в Грузии не все так радужно, как у нас принято считать. В этой, в общем-то, не очень большой стране, более 30 тысяч человек сидит в тюрьмах, а еще 300 тысяч – осужденные на условные сроки.

По словам Демура Гиорхелидзе, в политике Саакашвили были как плюсы, так и минусы, вопрос лишь в их соотношении.

Плюсы – обустройство городов. Тбилиси стал еще красивее.

Но при этом в стране большая безработица, многие живут на грани бедности. «Государство не было социально направленным, а скорее выглядело как фирма, которой управляет определенная группа людей. Хочешь паспорт за 2 часа – заплати и получи. Но то, что у тебя нет 100 рублей на эту услугу, корпорацию не интересует», – сказал Демур.

И еще: для Кавказа никогда не была свойственна женская миграция. Но сегодня эта проблема коснулась и Грузии. По словам Демура, только из Кутаиси уехали на заработки в другие страны тысячи женщин. Они работают в Греции, Турции, России. «Они взяли на себя все сложности жизни. Саакашвили можно сказать спасибо за попытку перемен. Но он хотел изменить людей, а создать нового человека невозможно. Это грозило потерей идентичности. А возможности модернизации страны были утеряны», – заявил он.


Провокация для России

В мае 2011 года парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесского народа, «…осуществленного Российской империей в XVIII-XIX веках». При этом за документ проголосовали все 95 депутатов. Тогда в резолюции документа утверждалось, что «в результате неоднократных карательно-военных экспедиций физически было уничтожено или изгнано из родины больше 90% черкесов». А представители черкесских диаспор, участвовавшие в заседании парламента, встретили решение грузинского парламента аплодисментами.

«Не отменит ли новое руководство Грузии решение парламентариев?» – волновались студенты КБГУ. «Для нас это очень важный вопрос», – говорили они.

Профессор КБГУ Касбулат Дзамихов посетовал, что Москва нервозно реагирует на черкесский вопрос, делает вид, что его нет, а некоторые эксперты утверждают, что вопрос возник вчера и актуализировался перед Олимпиадой в Сочи. «Никто не заинтересован в эксцессах накануне и во время олимпиады. Черкесские организации об этом говорили. Но проблемы с черкесским вопросом имеют давнюю историю, и никто не говорит о нравственно-политической оценке событий, связанных с Кавказской войной», – сказал он.

Однако оказалось, что тема геноцида адыгского народа в Грузии не актуальна, и этот вопрос – лишь повод для спекуляций Саакашвили перед западным сообществом. «Признание геноцида было провокацией, Саакашвили не переживал за самих черкесов. Это сделано для того, чтобы создать проблему России. На самом деле он не любил свой народ, что тут говорить о черкесах. Это сделано не от чистого сердца», – отметил Апхаидзе.

«Признания геноцида адыгов – это вмешательство во внутренние дела России. Это нас поставило в неловкое положение», – признался председатель международной черкесской ассоциации Хаути Сохроков* на встрече в Общественной палате.

«Диалог начался, важно вернуть уважение, но при этом нельзя повторить ошибки и вмешиваться в межнациональные отношения, которые и так очень тонкие. Хотелось бы, чтобы оттуда не звучали слова, которые не улучшают отношения к черкесам в России. Это очень важно для нашей молодежи. Взрослых убеждать не надо, но если мы не научим молодых правильно относится к происходящему, боюсь, рецидивы будут», – опасается Сохроков.


Территориальные претензии

Выступления экспертов сводилось к одному: грузинская сторона заинтересована в улучшении отношений с Россией. Одна из причин – с прерыванием дипломатических связей после событий 2008 года с Россией рынок сбыта грузинской сельхозпродукции закрылся, что сильно ударило по жителям сел.

Но для меня осталось загадкой, как декларацию желания сблизиться с Россией, призывы забыть все старые претензии и установить мирные отношения, в том числе, с республиками Северного Кавказа, совместить с категоричными заявлениями Демура Гиорхелидзе, что Абхазия и Южная Осетия – это грузинские земли, а после конфликта 2008 года Грузия потеряла 20% своих территорий. Ведь Россия признала независимость этих государств, и вряд ли когда-нибудь этот шаг будет отменен.

«Мы не смиримся с потерей территорий, этот вопрос будет оставаться камнем преткновения в отношениях между Грузией и Россией», – говорил Димур на встрече в КБГУ.

«Мы потеряли 20% своей территории после 2008 года. Не важно, кто виноват, но есть данность. А она ужасна. Мы не контролируем их. Мы к России будет всегда иметь претензии из-за этого. Нам надо возвращать абхазов и осетин как народы, а потом думать о территориях», – говорил он в Общественной палате.

А возражение заместителя председателя Общественной палаты Жамала Аттаева, что исторически эти земли принадлежали абхазам, и территория была насильственно присоединена к Грузии уже в период Сталинского правления, было встречено возмущением.

«Нам надо вернуть абхазский народ, а потом найти пути сосуществования. Если будем заниматься историей, это тупиковое направление в политике», – парировал Демур.


Что в итоге?

Говорить о каких-то больших результатах визита, наверное, еще рано. Поездка – это гражданская инициатива, и она оказалась первой за 22 года постсоветского времени. «Я не ожидал, что поездка получится настолько удачной, не думал, что связи Грузии и Кавказа так нужны. Надеюсь, за первой поездкой последуют другие контакты, совместные проекты, и взаимная негативная риторика поменяется к лучшему. А пока политикам не понятно, что делать дальше, необходимо региональное сотрудничество», – отметил Николай Силаев на пресс-конференции с журналистами.

«Мы собрали информацию, которая нужна для восстановления русско-грузинских отношений. Будем обмениваться ею с соотечественниками, с нужными людьми, будем информировать официальные органы», – заключил Шота Апзаидзе.

Однако, кто эти «нужные люди», какую информацию им представят эксперты, и поможет ли это наладить отношения соседей? Эти вопросы пока остаются открытыми.


© Кавказская политика
Фото автора


*Примечание ah: Следует отметить, что новый президент Международной Черкесской Ассоциации (МЧА) г-ин Сохроков сделал, в последнее время, ряд заявлений, отличающихся большой оригинальностью, однако прямо противоречащих принципам, заложенным в основание возглавляемой им ныне организации ее создателями. 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.