Олимпиада и шапсуги
Почему кубанских адыгов, коренных жителей Кубани, не приглашают принять участие в Олимпиаде?
Аул Большой Кичмай известен далеко за пределами Сочи. Прежде всего, местным этно-историческим музеем – шапсугским подворьем, куда каждый год приезжают тысячи туристов. За 22 года работы подворья среди его гостей были и федеральные политики, руководители регионов. Не случайно в сентябре прошлого года, после скандального заявления про «выдавливание» мигрантов, губернатор Александр Ткачев встретился с адыгскими старейшинами именно здесь – за пиалой местного чая под тенистой плетеной крышей.
О разговоре с главой Краснодарского края, кубанском гимне и том, что шапсугам даст Олимпиада «Кавказской политике» рассказал директор туристической фирмы «Джегош» Айса Ачмизов.
Как “женят” чай
Встречу гостей в шапсугском подворье начинают с розжига очага. Над потрескивающими от огня дровами висит на цепи старинный котелок, за окном напротив очага – зеленый пейзаж с горной речушкой.
И если родиной чая по праву считается Китай, то самый северный в мире чай растет как раз в этих местах. С чайного обряда и начинает рассказ Айса Юнусович. Он несколько раз «женит» чай – переливает из заварочного чайника в чашку и обратно, чтобы напиток насытился кислородом. Затем наступает время неспешной беседы.
«Под словом «адыги» кого нужно иметь в виду? Республика Адыгея – адыгейцы, Кабардино-Балкария – кабардинцы, Карачаево-Черкесия – черкесы – все это один народ с одним языком, – пояснил старейшина. – Мы себя называем адыгами, в мировой культуре известны как черкесы. Под таким названием мы вошли и в русскую классическую литературу. Но слово «черкес» – иноназвание, это не наше слово. Нет народа на Кавказе, который бы не имел по два названия, а некоторые и по три имеют, причем официально».
Адыгейскую культуру включат в олимпийскую программу
Вопрос о признании адыгов коренными жителями Краснодарского края шапсугские старейшины подняли на встрече с Ткачевым в прошлом году. «Сегодня в краевых документах мы как коренные жители не вписаны. Об этом говорили губернатору, и он дал такой ответ: “Сейчас идут выборы в Законодательное собрание, пройдут они – приезжайте, будем решать”. Я знаю, что уже, минимум, три раза туда ездили, пока вариант нулевой», – рассказывает Айса Ачмизов.
Что же даст признание коренным народом кубанских адыгов? «Какие-то земельные отношения, статус. Но главное не это. Главное – Олимпиада будет. Казаков будут выставлять, греков ищут. В Абхазию поехали, абхазы говорят – там же живут коренные жители, чего нас туда тащите. Весь мир-то знает, что здесь происходило, кто здесь жил», – рассуждает собеседник.
«Элементы адыгской культуры будут вмонтированы в общую программу открытия или закрытия Олимпийских игр, подчеркивая тем самым, что это — коренные жители, благодаря которым мы и проводим это уникальное событие», – заявил на встрече в Большом Кичмае кубанский губернатор. Местные старейшины, правда, не знают о том, как это обещание воплотится в жизнь – принять участие в подготовке их пока никто не приглашал.
Зато к Олимпиаде в шапсугском ауле относятся положительно. Прежде всего потому, что благодаря федеральным и краевым вливаниям удалось решить многие застаревшие проблемы Сочи – в дома пришел газ, на улицах расставили фонари, отремонтировали дороги. Подворье в ауле включили в туристический маршрут, гостевую улицу. Так что здесь ждут гостей, которым расскажут о культуре и быте коренных жителей олимпийской столицы.
Живая история
Айса Юнусович может долго рассказывать о каждом предмете, выставленном в экспозиции. Например, этот огромный кувшин принес армянин с внуком. Он рассказал, что первые армяне попали сюда со стороны Турции и шапсуги дали им семь больших сосудов – два с продуктами, остальные пустые. Благодаря им переселенцы смогли выжить первое время, обосноваться на новой родине. Во время Великой Отечественной войны сбитый советский самолет угодил как раз в место, где в земле были зарыты кувшины.
Уцелел только один. Его вытащили и хранили в подвале дома. И вот сосуд оказался в музее – «от черкесов пришло, хоть один, но с благодарностью верну» – отдавая его, со слезами на глазах, сказал старик. Амфору поменьше нашли в горах – после ливня обвалилась часть склона, и обнажился белый глиняный бок сосуда. Его до подворья несли на руках 18 километров.
Кто такие басурмане?
Говоря о результатах встречи с губернатором, хранитель подворья рассказал и о непростом вопросе с гимном Краснодарского края.
Песня «Ты, Кубань, Ты наша Родина» была написана в годы Первой мировой войны полковым священником Константином Образцовым. В годы гражданской войны она стала официальным гимном Кубанской народной республики, а в Великую Отечественную исполнялась казаками-фронтовиками. В марте 1995 года Законодательное собрание Краснодарского края приняло текст гимном региона. В кубанском гимне есть неоднозначные строки: «О тебе здесь вспоминаючи,/ Как о матери родной,/ На врага на басурманина/ Мы идем на смертный бой».
«Читайте гимн Кубани, там экстремизм найдете, – говорит Айса Ачмизов. – До основания будем биться с басурманами. А кто такие басурмане? Люди иной веры». В словаре Даля, например, дается следующее определение – «неверный, нехристианин; особенно мусульманин, а иногда всякий неправославный; всякий иноземец и иноверец, в неприязненном значении, особенно азиятец или турок».
«Гимн – это прославление народа, проживающего на данной территории и самой территории. Если это гимн казаков, пусть они сами и поют. Но не гимн Кубани», – рассуждает собеседник. Действительно, в обработке руководителя Кубанского казачьего хора, народного артиста России, Украины и Абхазии Виктора Захарченко строк про басурман нет. «Но гимн-то принимали официально. Также официально и откажитесь», – настаивает старейшина Большого Кичмая.
Казачьи дружины
По словам Айсы Юнусовича, «притирка» казачьих дружинников и местных шапсугов началась не в сентябре прошлого года, а лет пять назад, когда дружины начали дежурить на непостоянной основе (вместо ежемесячного оклада платили за каждый выход отдельно).
«Лет семь назад эту тему начали поднимать, на повороте в Кичмай казаки вместе с ДПС дежурили. Начали – открывайте багажник, выходите, досмотр. А наши отвечают – почему я тебе должен открывать, кто ты такой? Ты одел черкеску, я сейчас тоже свою черкеску надену… Кончилось маленькой стычкой, после этого их не стало. Что касается казачьих дружин – если ты полицию держишь, а она не справляется, ставьте людей, платите им деньги, наводите порядок. Нам предложили и своих людей в дружины направить», – рассказал шапсуг.
По его словам, несколько месяцев назад в Сочи произошел инцидент, ставший наглядной иллюстрацией вызвавших резонанс слов Ткачева «что нельзя вам (полицейским – прим.авт.) – казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на подсознательном, на понятийном». Тогда полицейские вместе с казаками дежурили возле одного из кафе, возле которого шумел пьяный дебошир.
На предложение по-мирному уйти домой, он вытащил удостоверение сотрудника администрации, пообещав отомстить правоохранителям. Тогда казаки попросили полицейских отойти в стороны и сказали: “Ты это удостоверение завтра на стол положишь, добьемся, чтобы тебя уволили”. И слово свое сдержали. Пришли к атаману с заявлением с угрозой, что, если этот человек продолжит работать в мэрии, то уходим все мы. Администрация была вынуждена пойти навстречу, чиновник лишился работы. «Наши полицейские навряд ли добились бы этого, за это стоит уважать», – подытожил собеседник рассказ.
Предателей не было
Стычки между молодежью бывают здесь не только с казаками. Но старики стараются их решать сами, не привлекая третью сторону в виде государства. Потому что среди шапсугов, да и, вообще. всех кавказских народов, свято хранится имя и честь рода.
«Из моего рода в Великую Отечественную войну погибли 116 человек. Один стал Героем Советского Союза. Среди шапсугов ни одного предателя не было. Один, которого нашли – в полиции служил, так наши его «выдернули», чтобы наказать, как следует, потом пришли чекисты – это наш человек, он нам сведения приносит, отпустите его. Так старики попросили – пошлите другого туда, не надо нашего», – поведал еще одну историю хранитель подворья.
Встреча в Большом Кичмае завершилась. Выходя к машине, мы увидели очередную экскурсию, рассматривающую чайные плантации. Именно это – самый северный в мире чай, домашний сыр, десятки горных водопадов и культура шапсугов, научившихся сохранять все это, привлекает туристов. Потому что не меняется десятилетиями и веками.
Андрей Кошик
На фото Айса Ачмизов
© Кавказская политика
О разговоре с главой Краснодарского края, кубанском гимне и том, что шапсугам даст Олимпиада «Кавказской политике» рассказал директор туристической фирмы «Джегош» Айса Ачмизов.
Как “женят” чай
Встречу гостей в шапсугском подворье начинают с розжига очага. Над потрескивающими от огня дровами висит на цепи старинный котелок, за окном напротив очага – зеленый пейзаж с горной речушкой.
И если родиной чая по праву считается Китай, то самый северный в мире чай растет как раз в этих местах. С чайного обряда и начинает рассказ Айса Юнусович. Он несколько раз «женит» чай – переливает из заварочного чайника в чашку и обратно, чтобы напиток насытился кислородом. Затем наступает время неспешной беседы.
«Под словом «адыги» кого нужно иметь в виду? Республика Адыгея – адыгейцы, Кабардино-Балкария – кабардинцы, Карачаево-Черкесия – черкесы – все это один народ с одним языком, – пояснил старейшина. – Мы себя называем адыгами, в мировой культуре известны как черкесы. Под таким названием мы вошли и в русскую классическую литературу. Но слово «черкес» – иноназвание, это не наше слово. Нет народа на Кавказе, который бы не имел по два названия, а некоторые и по три имеют, причем официально».
Адыгейскую культуру включат в олимпийскую программу
Вопрос о признании адыгов коренными жителями Краснодарского края шапсугские старейшины подняли на встрече с Ткачевым в прошлом году. «Сегодня в краевых документах мы как коренные жители не вписаны. Об этом говорили губернатору, и он дал такой ответ: “Сейчас идут выборы в Законодательное собрание, пройдут они – приезжайте, будем решать”. Я знаю, что уже, минимум, три раза туда ездили, пока вариант нулевой», – рассказывает Айса Ачмизов.
Что же даст признание коренным народом кубанских адыгов? «Какие-то земельные отношения, статус. Но главное не это. Главное – Олимпиада будет. Казаков будут выставлять, греков ищут. В Абхазию поехали, абхазы говорят – там же живут коренные жители, чего нас туда тащите. Весь мир-то знает, что здесь происходило, кто здесь жил», – рассуждает собеседник.
«Элементы адыгской культуры будут вмонтированы в общую программу открытия или закрытия Олимпийских игр, подчеркивая тем самым, что это — коренные жители, благодаря которым мы и проводим это уникальное событие», – заявил на встрече в Большом Кичмае кубанский губернатор. Местные старейшины, правда, не знают о том, как это обещание воплотится в жизнь – принять участие в подготовке их пока никто не приглашал.
Зато к Олимпиаде в шапсугском ауле относятся положительно. Прежде всего потому, что благодаря федеральным и краевым вливаниям удалось решить многие застаревшие проблемы Сочи – в дома пришел газ, на улицах расставили фонари, отремонтировали дороги. Подворье в ауле включили в туристический маршрут, гостевую улицу. Так что здесь ждут гостей, которым расскажут о культуре и быте коренных жителей олимпийской столицы.
Живая история
Айса Юнусович может долго рассказывать о каждом предмете, выставленном в экспозиции. Например, этот огромный кувшин принес армянин с внуком. Он рассказал, что первые армяне попали сюда со стороны Турции и шапсуги дали им семь больших сосудов – два с продуктами, остальные пустые. Благодаря им переселенцы смогли выжить первое время, обосноваться на новой родине. Во время Великой Отечественной войны сбитый советский самолет угодил как раз в место, где в земле были зарыты кувшины.
Уцелел только один. Его вытащили и хранили в подвале дома. И вот сосуд оказался в музее – «от черкесов пришло, хоть один, но с благодарностью верну» – отдавая его, со слезами на глазах, сказал старик. Амфору поменьше нашли в горах – после ливня обвалилась часть склона, и обнажился белый глиняный бок сосуда. Его до подворья несли на руках 18 километров.
Кто такие басурмане?
Говоря о результатах встречи с губернатором, хранитель подворья рассказал и о непростом вопросе с гимном Краснодарского края.
Песня «Ты, Кубань, Ты наша Родина» была написана в годы Первой мировой войны полковым священником Константином Образцовым. В годы гражданской войны она стала официальным гимном Кубанской народной республики, а в Великую Отечественную исполнялась казаками-фронтовиками. В марте 1995 года Законодательное собрание Краснодарского края приняло текст гимном региона. В кубанском гимне есть неоднозначные строки: «О тебе здесь вспоминаючи,/ Как о матери родной,/ На врага на басурманина/ Мы идем на смертный бой».
«Читайте гимн Кубани, там экстремизм найдете, – говорит Айса Ачмизов. – До основания будем биться с басурманами. А кто такие басурмане? Люди иной веры». В словаре Даля, например, дается следующее определение – «неверный, нехристианин; особенно мусульманин, а иногда всякий неправославный; всякий иноземец и иноверец, в неприязненном значении, особенно азиятец или турок».
«Гимн – это прославление народа, проживающего на данной территории и самой территории. Если это гимн казаков, пусть они сами и поют. Но не гимн Кубани», – рассуждает собеседник. Действительно, в обработке руководителя Кубанского казачьего хора, народного артиста России, Украины и Абхазии Виктора Захарченко строк про басурман нет. «Но гимн-то принимали официально. Также официально и откажитесь», – настаивает старейшина Большого Кичмая.
Казачьи дружины
По словам Айсы Юнусовича, «притирка» казачьих дружинников и местных шапсугов началась не в сентябре прошлого года, а лет пять назад, когда дружины начали дежурить на непостоянной основе (вместо ежемесячного оклада платили за каждый выход отдельно).
«Лет семь назад эту тему начали поднимать, на повороте в Кичмай казаки вместе с ДПС дежурили. Начали – открывайте багажник, выходите, досмотр. А наши отвечают – почему я тебе должен открывать, кто ты такой? Ты одел черкеску, я сейчас тоже свою черкеску надену… Кончилось маленькой стычкой, после этого их не стало. Что касается казачьих дружин – если ты полицию держишь, а она не справляется, ставьте людей, платите им деньги, наводите порядок. Нам предложили и своих людей в дружины направить», – рассказал шапсуг.
По его словам, несколько месяцев назад в Сочи произошел инцидент, ставший наглядной иллюстрацией вызвавших резонанс слов Ткачева «что нельзя вам (полицейским – прим.авт.) – казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на подсознательном, на понятийном». Тогда полицейские вместе с казаками дежурили возле одного из кафе, возле которого шумел пьяный дебошир.
На предложение по-мирному уйти домой, он вытащил удостоверение сотрудника администрации, пообещав отомстить правоохранителям. Тогда казаки попросили полицейских отойти в стороны и сказали: “Ты это удостоверение завтра на стол положишь, добьемся, чтобы тебя уволили”. И слово свое сдержали. Пришли к атаману с заявлением с угрозой, что, если этот человек продолжит работать в мэрии, то уходим все мы. Администрация была вынуждена пойти навстречу, чиновник лишился работы. «Наши полицейские навряд ли добились бы этого, за это стоит уважать», – подытожил собеседник рассказ.
Предателей не было
Стычки между молодежью бывают здесь не только с казаками. Но старики стараются их решать сами, не привлекая третью сторону в виде государства. Потому что среди шапсугов, да и, вообще. всех кавказских народов, свято хранится имя и честь рода.
«Из моего рода в Великую Отечественную войну погибли 116 человек. Один стал Героем Советского Союза. Среди шапсугов ни одного предателя не было. Один, которого нашли – в полиции служил, так наши его «выдернули», чтобы наказать, как следует, потом пришли чекисты – это наш человек, он нам сведения приносит, отпустите его. Так старики попросили – пошлите другого туда, не надо нашего», – поведал еще одну историю хранитель подворья.
Встреча в Большом Кичмае завершилась. Выходя к машине, мы увидели очередную экскурсию, рассматривающую чайные плантации. Именно это – самый северный в мире чай, домашний сыр, десятки горных водопадов и культура шапсугов, научившихся сохранять все это, привлекает туристов. Потому что не меняется десятилетиями и веками.
Андрей Кошик
На фото Айса Ачмизов
© Кавказская политика
Комментарии 0