Позиция АдыгэХасэ Республики Адыгея относительно празднования 150-летия основания г.Майкопа и 450-летия присоединения к России кардинально изменилась.
1. Адыгэ Хасэ РА рассмотрит вопрос 150-летия Майкопа.
Завтра, 22 февраля, в Майкопе состоится заседание Совета республиканского движения «Адыгэ Хасэ». Об этом Натпресс сообщил член этого Совета Арамбий Хапай. По его словам, на заседании будет рассмотрен вопрос празднования 150-летия Майкопа, которое планируется в начале июня этого года.
Напомним, данный вопрос уже выносился на рассмотрение Совета организации – летом прошлого года. Однако тогда руководство организации должного внимания к предстоящему празднованию не проявило.
Ожидается, что, как и тогда, основой к обсуждению станет статья «К истории основания Майкопа. Древнейшей…» республиканского ученого-историка Нурбия Ловпаче.
Ожидается также, что на рассмотрение Совета организации будет вынесено и празднование 450-летия «добровольного вхождения Адыгеи в состав Российского государства». Здесь точкой опоры будет статья «К 450-летию заключения военно-политического союза России и Черкесии» в авторстве ученого-историка Самира Хотко.
(с) Натпресс
2. «Адыгэ Хасэ» Адыгеи против празднования двух юбилейных дат.
Республиканское общественное движение «Адыгэ Хасэ» против празднований 150-летия Майкопа и 450-летия добровольного вхождения Адыгеи в состав Российского государства. Об этом было заявлено на заседании Совета организации 22 февраля, сообщает корреспондент Кавказского узла. В связи с данным решением будут подготовлены и направлены два заявления – в администрацию столицы Адыгеи и президенту республики.
По 150-летию Майкопа было особенно много протестных выступлений. Заместитель председателя исполкома организации Мамет Едиджи, например, отметил: «Важно, чтобы власть четко сказала о том, что предполагает праздновать. Можно отмечать то, когда в здешних местах появились первые человеческие поселения. Это будет одна дата. Если говорить о том, когда поселения приобрели городской статус – это будет другая дата. Что же касается мая 1857 года, взятого за время основания Майкопа – это тот период, когда здесь закрепились солдаты царской армии». И если праздновать данное обстоятельство, пояснил Едиджи, то следует ждать того, что и адыги начнут отмечать свою дату основания города. А это, в свою очередь, будет означать, отметил в заключение зампредседателя, что межнациональное разногласие в республике внесено администрацией Майкопа.
Было выступление о том, что, на самом деле, нынешняя дата основания Майкопа была определена еще во времена коммунистического режима. Поэтому полностью винить нынешние власти нельзя. И никогда это празднование – особенно юбилейных дат – не проходило гладко. Например, празднеств по поводу 140-летия Майкопа практически не было. И сейчас необходимо лишь твердо заявить свою позицию – адыги не будут участвовать в данных торжествах.
Высказывалось и компромиссное решение – городской статус Майкопу в новые времена был придан в 1870 году. Эта дата не вызовет отторжения у коренного населения Адыгеи.
Заявление по этой дате будет направлено в адрес мэра Майкопа Николая Пивоварова и президента Адыгеи Аслана Тхакушинова. При его написании рекомендовано использовать статью местного историка-археолога Нурбия Ловпаче «К истории основания Майкопа. Древнейшей…». В этой статье, напомним, дана справка о Майкопской плите, на которой сохранилась надпись об основании крепости Айе на территории современного Майкопа 3200 лет назад. Дешифровку надписи сделали ленинградский ученый Георгий Турчанинов и сам Нурбий Ловпаче.
Позиция по празднованию 450-летия вхождения Адыгеи и состав Российского государства также не вызвала разногласий. Здесь опротестовывается именно формулировка, сказано на заседании. Члены Совета в своих выступлениях напомнили о том, что 10 лет назад ученый совет Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований провел специальное расширенное заседание с приглашением ученых-историков Северного Кавказа, а также специалистов Российской академии наук. На нем было заявлено, что события тех лет при всей их исторической значимости нельзя рассматривать как присоединение или вхождение. Это – заключение союза, в данном случае военно-политического.
Учитывая это, Совет «Адыгэ Хасэ» поручил исполнителям при составлении заявления следовать выработанным тогда документам. Рекомендовано также использовать статью кандидата исторических наук Самира Хотко «К 450-летию заключения военно-политического союза России и Черкесии», опубликованную недавно. Само заявление будет адресовано республиканскому президенту.
На заседании Совета поднят и вопрос Олимпиады-2014. Его озвучил трехкратный чемпион мира по самбо, заслуженный тренер СССР и РФ Арамбий Хапай. Голосование определило, что Совет организации не намерен выступать против проведения данного мероприятия в Сочи. Однако, как отметил в своем слове Хапай, российское руководство, а если местом проведения будет избран Сочи, то и весь мир, должны знать, на чьей исторической земле проходит олимпиада.
Так же как в Сиднее главной темой олимпийской символики стали аборигены Австралии, в Сочи в центре культурных программ должны быть адыги (черкесы), считает заслуженный тренер. Здесь же необходимо заострить внимание федерального центра на многострадальном вопросе строительства дороги Майкоп-Дагомыс, а также резервного горнолыжного катка на плато Лаго-Наки, где климатические условия для него не менее благоприятны, чем на Красной Поляне.
Данное предложение поручено осуществить его автору.
Напомним, Красная Поляна – место подписания капитуляции черкесского организованного сопротивления. Ее царские генералы приняли 21 мая 1864 года. После этого прошла массовая депортация местного населения в Османскую империю. Разрозненное же сопротивление местных жителей продолжалось еще десятки лет.
(с) Натпресс
Завтра, 22 февраля, в Майкопе состоится заседание Совета республиканского движения «Адыгэ Хасэ». Об этом Натпресс сообщил член этого Совета Арамбий Хапай. По его словам, на заседании будет рассмотрен вопрос празднования 150-летия Майкопа, которое планируется в начале июня этого года.
Напомним, данный вопрос уже выносился на рассмотрение Совета организации – летом прошлого года. Однако тогда руководство организации должного внимания к предстоящему празднованию не проявило.
Ожидается, что, как и тогда, основой к обсуждению станет статья «К истории основания Майкопа. Древнейшей…» республиканского ученого-историка Нурбия Ловпаче.
Ожидается также, что на рассмотрение Совета организации будет вынесено и празднование 450-летия «добровольного вхождения Адыгеи в состав Российского государства». Здесь точкой опоры будет статья «К 450-летию заключения военно-политического союза России и Черкесии» в авторстве ученого-историка Самира Хотко.
(с) Натпресс
2. «Адыгэ Хасэ» Адыгеи против празднования двух юбилейных дат.
Республиканское общественное движение «Адыгэ Хасэ» против празднований 150-летия Майкопа и 450-летия добровольного вхождения Адыгеи в состав Российского государства. Об этом было заявлено на заседании Совета организации 22 февраля, сообщает корреспондент Кавказского узла. В связи с данным решением будут подготовлены и направлены два заявления – в администрацию столицы Адыгеи и президенту республики.
По 150-летию Майкопа было особенно много протестных выступлений. Заместитель председателя исполкома организации Мамет Едиджи, например, отметил: «Важно, чтобы власть четко сказала о том, что предполагает праздновать. Можно отмечать то, когда в здешних местах появились первые человеческие поселения. Это будет одна дата. Если говорить о том, когда поселения приобрели городской статус – это будет другая дата. Что же касается мая 1857 года, взятого за время основания Майкопа – это тот период, когда здесь закрепились солдаты царской армии». И если праздновать данное обстоятельство, пояснил Едиджи, то следует ждать того, что и адыги начнут отмечать свою дату основания города. А это, в свою очередь, будет означать, отметил в заключение зампредседателя, что межнациональное разногласие в республике внесено администрацией Майкопа.
Было выступление о том, что, на самом деле, нынешняя дата основания Майкопа была определена еще во времена коммунистического режима. Поэтому полностью винить нынешние власти нельзя. И никогда это празднование – особенно юбилейных дат – не проходило гладко. Например, празднеств по поводу 140-летия Майкопа практически не было. И сейчас необходимо лишь твердо заявить свою позицию – адыги не будут участвовать в данных торжествах.
Высказывалось и компромиссное решение – городской статус Майкопу в новые времена был придан в 1870 году. Эта дата не вызовет отторжения у коренного населения Адыгеи.
Заявление по этой дате будет направлено в адрес мэра Майкопа Николая Пивоварова и президента Адыгеи Аслана Тхакушинова. При его написании рекомендовано использовать статью местного историка-археолога Нурбия Ловпаче «К истории основания Майкопа. Древнейшей…». В этой статье, напомним, дана справка о Майкопской плите, на которой сохранилась надпись об основании крепости Айе на территории современного Майкопа 3200 лет назад. Дешифровку надписи сделали ленинградский ученый Георгий Турчанинов и сам Нурбий Ловпаче.
Позиция по празднованию 450-летия вхождения Адыгеи и состав Российского государства также не вызвала разногласий. Здесь опротестовывается именно формулировка, сказано на заседании. Члены Совета в своих выступлениях напомнили о том, что 10 лет назад ученый совет Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований провел специальное расширенное заседание с приглашением ученых-историков Северного Кавказа, а также специалистов Российской академии наук. На нем было заявлено, что события тех лет при всей их исторической значимости нельзя рассматривать как присоединение или вхождение. Это – заключение союза, в данном случае военно-политического.
Учитывая это, Совет «Адыгэ Хасэ» поручил исполнителям при составлении заявления следовать выработанным тогда документам. Рекомендовано также использовать статью кандидата исторических наук Самира Хотко «К 450-летию заключения военно-политического союза России и Черкесии», опубликованную недавно. Само заявление будет адресовано республиканскому президенту.
На заседании Совета поднят и вопрос Олимпиады-2014. Его озвучил трехкратный чемпион мира по самбо, заслуженный тренер СССР и РФ Арамбий Хапай. Голосование определило, что Совет организации не намерен выступать против проведения данного мероприятия в Сочи. Однако, как отметил в своем слове Хапай, российское руководство, а если местом проведения будет избран Сочи, то и весь мир, должны знать, на чьей исторической земле проходит олимпиада.
Так же как в Сиднее главной темой олимпийской символики стали аборигены Австралии, в Сочи в центре культурных программ должны быть адыги (черкесы), считает заслуженный тренер. Здесь же необходимо заострить внимание федерального центра на многострадальном вопросе строительства дороги Майкоп-Дагомыс, а также резервного горнолыжного катка на плато Лаго-Наки, где климатические условия для него не менее благоприятны, чем на Красной Поляне.
Данное предложение поручено осуществить его автору.
Напомним, Красная Поляна – место подписания капитуляции черкесского организованного сопротивления. Ее царские генералы приняли 21 мая 1864 года. После этого прошла массовая депортация местного населения в Османскую империю. Разрозненное же сопротивление местных жителей продолжалось еще десятки лет.
(с) Натпресс
Комментарии 0