Покажет ли Туапсе пример остальным?
Причерноморские шапсуги обратились к законодателям Туапсе с предложениями по внесению поправок в Устав города.
10 ноября в соответствии с решением городского Совета Туапсе от 26 сентября текущего года в администрации портового города состоялись общественные слушания, посвященные обсуждению проекта Устава муниципального образования. Свои мнения и суждения по тому какой именно должна быть "городская Конституция" могли высказать все желающие – от государственных структур и общественных организаций до рядовых жителей. Судя по активности местной общественности, вопросы, связанные с формированием главного законодательного документа, по которому туапсинцам придется жить и работать все ближайшие годы, вызвали здесь огромный интерес. Участие в публичных слушаниях приняли и активисты Адыгэ Хасэ причерноморских шапсугов, внесшие на рассмотрение два предложения, в которых выражается принципиальная позиция организации. После установленных законом процедур изучения, обсуждения и согласований, окончательный вердикт по поводу наших поправок должны огласить законодатели Туапсе на своей очередной сессии, которая состоится 28 ноября.
Обе поправки, поступившие от общественного парламента шапсугов, назрели давно. Первая напрямую связана с историческим обоснованием даты образования города Туапсе. В прежней редакции устава, как известно, значится 1838 год. Напомним, в том году в устье реки Туапсе был высажен первый десант царских войск, ознаменовавший начало полномасштабной войны против коренного населения Черноморского побережья Кавказа. Именно поэтому адыгская общественность, воспринимающая подобные даты как оскорбление своей исторической памяти, неоднократно высказывала свое твердое несогласие с такой трактовкой истории города и попытками ее фальсификации. Данная тема в свое время особенно остро обсуждалась и в Сочи, где местными законодателями за точку отсчета истории города взят тот же принцип. В 1988 году на курорте даже планировалось широко отметить "150-летие" Сочи. Чем все закончилось, широко известно: под давлением общественности и неоспоримостью исторических фактов власти города торжества отменили и предпочли также публично извиниться перед населением. Но дату в Уставе все же оставили.
Имеющиеся исторические факты и авторитетные мнения ведущих отечественных ученых-кавказоведов, изложенные, в частности, в официальном ответе Института Истории СССР Академии Наук СССР от 30.08.90 г. вполне конкретны. Датой основания того или иного населенного пункта, в частности, Сочи и Туапсе, констатируют они, должно считаться наиболее ранее их упоминание в исторических источниках. А таких свидетельств немало. Первые – относятся к периоду античности и закреплены в воспоминаниях путешественников, бывавших тогда на Кавказе. Есть и факты более позднего времени, которые уже сами по себе ставят под сомнение нынешние подходы к истории. Например: "Упоминания о Сочи встречаются у французского ученого и путешественника Фредерика Дюбуа де Монпере (1830 г.), который писал, что "на берегах Соче или Саче находится селение того же названия. Мы видели вблизи селения Соче маленькое турецкое судно, пришвартованное для обмена товарами" (см.: Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. Т.1 (Перевод с французского Н.А.Данкевич-Пущиной. – Сухуми: АБГИЗ, 1937. – С.90); еще ранее (1641 г.). Сочи упоминается в "Книге путешествий" турецкого историка и географа Э.Челеби; еще ранее…" Или "1838 год не может считаться годом основания Сочи, так как это дата НЕ ОСНОВАНИЯ, а ЗАВОЕВАНИЯ Сочи царизмом в ходе Кавказской войны (здесь и далее выделено нами. – Ред.). Как известно, царская Россия проводила на Кавказе Захватническую, колониальную политику".
Кстати, о недопустимости и необоснованности с исторической точки зрения празднования 125-летия г.Туапсе в свое время, еще в 1962 году, писал в справке на имя директора Туапсинского музея член-корр. АН СССР, тогдашний директор Института Истории АН СССР А.П.Новосельцев. Затем 24 сентября 1962 г. в своем письме ученые Л.В.Черепнин и П.В.Поляков вновь подтвердили позицию Института истории АН СССР, что "1838 год не может считаться годом основания г.Туапсе". "1838 год, как дата начальной истории Туапсе исключается, – убеждены они, – ибо горское население имеет больше прав называться предшественниками города, нежели военное укрепление с 2-мя ротами солдат".
В том же письме говорится: "Из описания англичанина торговца и эмиссара Бэла, бывшего в Туапсе во время основания здесь русского форта, видно, что на месте позднейшего города было черкесское селение. Уже на основании приведенных данных можно сделать вывод о наличии горского населения в устье реки Туапсе до основания здесь форта Вельяминовского".
Помимо этих есть и другие, не менее серьезные исторические документы, ставящие под сомнение используемые сегодня даты основания Туапсе и Сочи. Кто вправе из политических соображений одним махом "отрезать" многовековую историю Черноморского побережья, написанную нашими предками? – адресуют свой вопрос властям активисты общественного парламента шапсугов.
Вторая поправка, озвученная в ходе публичных слушаний председателем Хасэ Маджидом Чачухом и экспертом рабочей группы по Уставу города Туапсе кандидатом исторических наук, старшим преподавателем филиала РГУПС в г.Туапсе, членом-корреспондентом Академии военно-исторических наук Нуретой Напсо, касается внесения в Устав города факта проживания на его территории представителей коренного малочисленного народа, которым, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, Конституцией страны и федеральным законодательством признаны причерноморские адыги-шапсуги, включенные в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.
– Предложенные нами поправки обоснованы, как с исторической, юридической, так и с этической точек зрения, и ни в коей мере не направлены на ущемление чьих-либо прав и интересов, – подчеркнул, обращаясь к участникам общественных слушаний, Маджид Чачух. – Включение же их в Устав Туапсе, позволит снять неизбежно возникающую в местном сообществе напряженность и привести главный законодательный документ города в соответствие с федеральным законодательством.
Публичные слушания по внесению поправок в Устав города Сочи, а к участию в них также серьезно готовятся активисты Адыгэ Хасэ, состоятся 12 декабря нынешнего года.
Анзор НИБО
10 ноября в соответствии с решением городского Совета Туапсе от 26 сентября текущего года в администрации портового города состоялись общественные слушания, посвященные обсуждению проекта Устава муниципального образования. Свои мнения и суждения по тому какой именно должна быть "городская Конституция" могли высказать все желающие – от государственных структур и общественных организаций до рядовых жителей. Судя по активности местной общественности, вопросы, связанные с формированием главного законодательного документа, по которому туапсинцам придется жить и работать все ближайшие годы, вызвали здесь огромный интерес. Участие в публичных слушаниях приняли и активисты Адыгэ Хасэ причерноморских шапсугов, внесшие на рассмотрение два предложения, в которых выражается принципиальная позиция организации. После установленных законом процедур изучения, обсуждения и согласований, окончательный вердикт по поводу наших поправок должны огласить законодатели Туапсе на своей очередной сессии, которая состоится 28 ноября.
Обе поправки, поступившие от общественного парламента шапсугов, назрели давно. Первая напрямую связана с историческим обоснованием даты образования города Туапсе. В прежней редакции устава, как известно, значится 1838 год. Напомним, в том году в устье реки Туапсе был высажен первый десант царских войск, ознаменовавший начало полномасштабной войны против коренного населения Черноморского побережья Кавказа. Именно поэтому адыгская общественность, воспринимающая подобные даты как оскорбление своей исторической памяти, неоднократно высказывала свое твердое несогласие с такой трактовкой истории города и попытками ее фальсификации. Данная тема в свое время особенно остро обсуждалась и в Сочи, где местными законодателями за точку отсчета истории города взят тот же принцип. В 1988 году на курорте даже планировалось широко отметить "150-летие" Сочи. Чем все закончилось, широко известно: под давлением общественности и неоспоримостью исторических фактов власти города торжества отменили и предпочли также публично извиниться перед населением. Но дату в Уставе все же оставили.
Имеющиеся исторические факты и авторитетные мнения ведущих отечественных ученых-кавказоведов, изложенные, в частности, в официальном ответе Института Истории СССР Академии Наук СССР от 30.08.90 г. вполне конкретны. Датой основания того или иного населенного пункта, в частности, Сочи и Туапсе, констатируют они, должно считаться наиболее ранее их упоминание в исторических источниках. А таких свидетельств немало. Первые – относятся к периоду античности и закреплены в воспоминаниях путешественников, бывавших тогда на Кавказе. Есть и факты более позднего времени, которые уже сами по себе ставят под сомнение нынешние подходы к истории. Например: "Упоминания о Сочи встречаются у французского ученого и путешественника Фредерика Дюбуа де Монпере (1830 г.), который писал, что "на берегах Соче или Саче находится селение того же названия. Мы видели вблизи селения Соче маленькое турецкое судно, пришвартованное для обмена товарами" (см.: Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. Т.1 (Перевод с французского Н.А.Данкевич-Пущиной. – Сухуми: АБГИЗ, 1937. – С.90); еще ранее (1641 г.). Сочи упоминается в "Книге путешествий" турецкого историка и географа Э.Челеби; еще ранее…" Или "1838 год не может считаться годом основания Сочи, так как это дата НЕ ОСНОВАНИЯ, а ЗАВОЕВАНИЯ Сочи царизмом в ходе Кавказской войны (здесь и далее выделено нами. – Ред.). Как известно, царская Россия проводила на Кавказе Захватническую, колониальную политику".
Кстати, о недопустимости и необоснованности с исторической точки зрения празднования 125-летия г.Туапсе в свое время, еще в 1962 году, писал в справке на имя директора Туапсинского музея член-корр. АН СССР, тогдашний директор Института Истории АН СССР А.П.Новосельцев. Затем 24 сентября 1962 г. в своем письме ученые Л.В.Черепнин и П.В.Поляков вновь подтвердили позицию Института истории АН СССР, что "1838 год не может считаться годом основания г.Туапсе". "1838 год, как дата начальной истории Туапсе исключается, – убеждены они, – ибо горское население имеет больше прав называться предшественниками города, нежели военное укрепление с 2-мя ротами солдат".
В том же письме говорится: "Из описания англичанина торговца и эмиссара Бэла, бывшего в Туапсе во время основания здесь русского форта, видно, что на месте позднейшего города было черкесское селение. Уже на основании приведенных данных можно сделать вывод о наличии горского населения в устье реки Туапсе до основания здесь форта Вельяминовского".
Помимо этих есть и другие, не менее серьезные исторические документы, ставящие под сомнение используемые сегодня даты основания Туапсе и Сочи. Кто вправе из политических соображений одним махом "отрезать" многовековую историю Черноморского побережья, написанную нашими предками? – адресуют свой вопрос властям активисты общественного парламента шапсугов.
Вторая поправка, озвученная в ходе публичных слушаний председателем Хасэ Маджидом Чачухом и экспертом рабочей группы по Уставу города Туапсе кандидатом исторических наук, старшим преподавателем филиала РГУПС в г.Туапсе, членом-корреспондентом Академии военно-исторических наук Нуретой Напсо, касается внесения в Устав города факта проживания на его территории представителей коренного малочисленного народа, которым, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, Конституцией страны и федеральным законодательством признаны причерноморские адыги-шапсуги, включенные в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.
– Предложенные нами поправки обоснованы, как с исторической, юридической, так и с этической точек зрения, и ни в коей мере не направлены на ущемление чьих-либо прав и интересов, – подчеркнул, обращаясь к участникам общественных слушаний, Маджид Чачух. – Включение же их в Устав Туапсе, позволит снять неизбежно возникающую в местном сообществе напряженность и привести главный законодательный документ города в соответствие с федеральным законодательством.
Публичные слушания по внесению поправок в Устав города Сочи, а к участию в них также серьезно готовятся активисты Адыгэ Хасэ, состоятся 12 декабря нынешнего года.
Анзор НИБО
Комментарии 0