Черкесские активисты возложили на руководство МЧА ответственность за раскол внутри ассоциации

Решение Федерации кавказских ассоциаций Турции (КАФФЕД) приостановить свое членство в Международной черкесской ассоциации стало результатом системного кризиса внутри МЧА, руководство которой поддерживает попытки российской власти подавить протестные настроения черкесской общественности, заявили опрошенные "Кавказским узлом" активисты. Глава МЧА назвал решение КАФФЕД бесперспективным.

18 декабря Федерация кавказских ассоциаций (КАФФЕД) в Турции приняла решение приостановить свое членство в Международной черкесской ассоциации (МЧА). Об этом было объявлено 22 декабря на сайте федерации. В качестве причины этого решения были названы неисполнение руководством МЧА обещаний перед другими движениями и отсутствие у МЧА должной реакции на критику со стороны черкесской общественности. Федерация также анонсировала съезд 22 января 2017 года, на котором далее будут обсуждаться отношения с МЧА.

Решению КАФФЕД предшествовала депортация ее руководителя из России

В последние годы МЧА теряет авторитет в черкесском сообществе, и решение КАФФЕД назревало уже давно, рассказал черкесский активист, один из создателей общественной организации "Черкесская полития" Андзор Кабард.

"Вопрос в том, почему этого не произошло еще несколько лет назад. МЧА окончательно дискредитировала себя не вчера, у этой организации чрезвычайно высокий антирейтинг в черкесском сообществе – как на исторической родине, так и в диаспоре", – заявил он.

По словам Аслана Бешто, внутри Турции среди черкесских организаций существует сильная конкуренция, и рядовые члены КАФФЕД требовали отреагировать на ситуацию, которая сложилась вокруг руководителя федерации Яашара Асланкая, депортированного из России.

"Задержание в российском аэропорту президента КАФФЕД Яшара Асланкая, с последующими депортацией и запретом на посещение России, стало последней каплей, – пояснил он. – После долгих консультаций, КАФФЕД выдало такое решение – о приостановке членства в МЧА и о съезде в январе 2017 года. На нем будут приняты необходимые меры, для того, чтобы окончательно прояснить сложившуюся ситуацию"

Вице-президент МЧА, председатель КАФФЕД Яшар Асланкая (Хагундоко) был депортирован в сентябре 2016 года из России, куда приезжал на съезд МЧА в День адыгов в Кабардино-Балкарии. Яшару запрещен въезд в Россию до 2020 года, причины такого решения ему не объяснили, пишет издание On Kavkaz.

С тем, что приостановка членства КАФФЕД стала закономерным результатом системного кризиса внутри МЧА, согласен руководитель черкесской общественной организации "Кабардинский конгресс" Аслан Бешто.

"Системный кризис начался перед Олимпиадой 2014 года, потому что МЧА тогда заняла исключительно пророссийскую позицию. Получилось так, что МЧА смогла уговорить все остальные организации, настроенные иначе по отношению к Олимпиаде в Сочи и вообще по черкесскому вопросу. Взамен были обещаны какие-то преференции по поводу прибывающих в Россию черкесских репатриантов. Практически мало что из этого было сделано", – пояснил он.

Бешто отметил, что руководство МЧА также отказывается советоваться по ключевым вопросам с членами КАФФЕД.

"Это все вместе создало конфликтную ситуацию. Ее пик был в том, что руководитель самой крупной организации, входящей в черкесскую ассоциацию, – а КАФФЕД включает около 60 организаций, которые представляют всю черкесскую диаспору в Турции, – Яшар Асланкая был депортирован из РФ с запретом до 2020 года посещать ее территорию", – заявил он.

МЧА подчиняется российским властям и оторвана от рядовых черкесов

Основная критика МЧА действительно связана с тем, что ассоциация все больше и больше становится проводником идей властей России, считает Аслан Бешто.

"МЧА изначально очень громко заявила о себе в начале 90-х годов своим участием в абхазском конфликте на стороне абхазов. Россия не могла оставить такую организацию без своего внимания, в итоге организация попала под влияние руководства КБР в 2000 году и стала достаточно оторвана от рядовых черкесов. Это было внутри России, а за рубежом это черкесов не сильно касалось. Но в восприятии иностранных черкесов назначенный в России чиновник не может вопреки воле государства отстаивать какие-то интересы черкесов", – пояснил он.

Во время обострения отношений российско-турецких отношений МЧА делала заявления о безоговорочной поддержке политики России в отношении Турции, причем "объявляя, что и черкесы-граждане Турции тоже поддерживают не свою страну, а Россию", отметил Андзор Кабард.

Что касается ситуации перед Олимпиадой, то, по мнению активиста, МЧА "присоединилась к российской кампании по нейтрализации черкесского протеста против Сочи-14".

По его словам, МЧА стоит угрозой окончательного развала, тем самым "исчезнет единственный существующий формальный интегратор черкесской транснации". Однако процесс "ускорит создание новых черкесских транснациональных институтов в диаспоре".

Сохроков: МЧА не причастна к депортации Асланкая

Президент МЧА Хаути Сохроков в свою очередь считает решение КАФФЕД очередной попыткой дестабилизировать ситуацию внутри МЧА. Сейчас это решение в МЧА обсуждается, и руководство ассоциации "всегда готово к конструктивному диалогу и стоит за мирное разрешение проблем", заверил он.

"Такое решение связано с теми проблемами, которые возникают внутри любой организации. КАФФЕД представляет черкесскую диаспору в Турции. Но в этом государстве есть и другие организации, которые очень тяготеют к нам и хотят вступить в МЧА. Между ними также есть свои противоречия в подходе к черкесской проблематике", – заявил Сохроков.

Глава МЧА охарактеризовал ассоциацию как "мост между соотечественниками, живущими в разных государствах, и родиной".

"Родина наша находится в России. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия – те территории, на которых наш язык является государственным, и только в России это поддерживается. А в других государствах, к сожалению, язык исчезает. Как только исчезнет язык, так нация исчезнет", – сказал он.

Относительно запрета на въезд для президента КАФФЕД Сохроков сказал, что это решение принималось на уровне "российских спецслужб".

"Въезд в страну определяет не отдельно Кабардино-Балкария или Адыгея, это прерогатива федерального центра. И российские спецслужбы определяют, кому въехать сюда, кому не въехать, и даже не всегда объясняют это. Мы с этим запретом попытаемся, насколько возможно разобраться, и мы об этом сказали – уже обратились к администрации президента РФ с запросом, почему запрещен въезд Яшара Асланкая. Ответа мы пока не получили", – пояснил глава МЧА.

К решению КАФФЕД президент ассоциации относится критически. "Почему Яшар Асланкая принял на себя такую миссию – раз ему запретили лично, то членство всей организации КАФФЕД приостановлено? Ведь КАФФЕД никто не запрещал въезд. Это, я считаю, бесперспективное дело, и мы это не одобряем, а вот разобраться по-хорошему мы готовы", – сказал он.

p.s.
В черкесском сообществе идет обсуждение перспектив структуры, которая станет альтернативой Международной черкесской ассоциации. Новая структура будет создана на основе уже существующей Конфедерации черкесских организаций (ЧеркесФЕД) и должна начать работу в 2017 году. О реорганизации Конфедерации было объявлено во время майского митинга черкесских активистов в Турции. До этого, в 2015 году, МЧА уже покинули "Адыгэ Хасэ" Карачаево-Черкесии и Адыгеи.


© Кавказский узел

Комментарии 32

  1. Чантыуша  18 января 2017, 19:53 0
    Уэйщэ си куашыж Уаляд, уи тхыгуар дауич си гаупама! Упсоу! Аращи…
    Всё действительно на самом деле так тревожно, тем не менее не так уж всё и безнадёжно., процесс всё таки потихоньку идёт!!! А зарыжыпау, нам сегодня как воздух необходимо единение и единство, и конечно ж,-скомпонованное отражение своих политических и иных интересов.Да, и при этом надо учитывать, что то возможное которое нам разрешат, дозволят,-нам уже разрешили и дозволили…
    То есть необходимый набор инструментов у нас уже есть, всевозможные вот эти вот многочисленные местечковые Хасы, и действительно надо их всех подвести к общему знаменателю.И думается нам всем нужен мощный лидер, способный объединить интересы всех, ну и конечно ж необходимо понимание и желание каждого, каждого Адыге, кто считает себя таковым!!!
    Сегодняшние реалии таковы, что без единства, без объединения усилий, нам по одному не справиться с навалившимися проблемами! Сами себе не поможем никто нам и не поможет., аракъа оухур зарухур!?
  2. уаляд ашшаркиссия  19 января 2017, 19:31 0
    Спасибо Вам на добром слове. Мне, наверное, нужно кое-что прояснить из моего предыдущего поста.
    Об общенациональном меджлисе.
    Появление такого органа, требование времени, и не является чем-то необычным, многие народы, не имеющие своего государства, шли именно таким путем. Пришло время и пора уже и нам сделать этот шаг. Кроме того, наконец, после 150 лет забвения, о нас вновь вспомнили в мире, снами хотят разговаривать, а разговаривать от имени всего народа — некому.
    Пример. Мне запомнился случай, происшедший во время президентства Д. Медведева. По-моему, это было на элоте в одном сообщении. Во время визита Медведева в Сирию, по его предложению, была организована встреча его с руководителями сирийской хасы. Где Медведев вроде спросил: господа черкесы, какие у вас проблемы, давайте искать общие знаменатели и.т.д. на что тхамада хасы ответил, нам ничего не нужно все у нас есть, (гордый такой), и вроде как, мы вообще и не черкесы, а абазины. Может я чего – где, переврал, заранее прошу прощения, не вчера было, но примерно так.
    А если, это было так, можете себе представить, какая возможность была упущена. Я не думаю, конечно, что наши проблемы сразу были бы все решены, но хотя бы шанс на какие-то подвижки был. В конце концов, не каждый день президент громадной страны предлагает сотрудничество. Сам факт ведения диалога на таком уровне чего стоит, без относительно его результатов. Вот так бездарно, так глупо, из-за элементарной не компетентности был упущен такой исторический шанс. И такой случай не единичен.
    Создание Меджлиса, ни как не означает (может я не правильно Вас понял), что все как Вы сказали «местечковые хасы» нужно закрыть. Как раз наоборот, это из того капитала, который мы приобрели за последние десятилетия. Эти хасы, при всей их, сегодняшней беспомощности, это база, фундамент, если хотите, на котором и должно строиться, здание общенациональной структуры, для выживания, защиты и в дальнейшем развития нашего народа. Наверное, именно в какой-нибудь, аульской, сельской хасе, силами её активистов, должны быть найдены и предложены первые участники учредительного съезда Меджлиса. Как уберечь эти хасы и этот процесс от «сохроковых», вопрос специфический и отдельный, как- раз в компетенции органа о котором я писал в п.2 своего поста.
    Все не так плохо.
    Со времени крушения СССР мы в неплохом темпе прошли путь от чуть ли не агонии национального сознания, до состояния черкесского вопроса, хоть не сильно заметного, но международного и признания нашего геноцида государством, членом ООН. Это не мало.
    Сейчас явный спад, важно не потерять темп не отстать от времени. Что будет раньше, мы структуируемся и научимся отвечать на вызовы сегодняшнего мира, либо ассимиляция догонит и накроет нас, зависит от нас, прежде всего. Нужно разговаривать, предлагать, обсуждать, спорить, а не просто, как делают не которые, ничего не значащими постами проводить вечера.
    1. Ойневерю  19 января 2017, 22:47 0
      Про Медведева — байка
  3. Шумахер махъаджар  20 января 2017, 16:29 0
    При моём уважание к автору., мне то же кажется,-про Медведева,-байка! Здесь с местными Черкесами Медведев ни разу не встретился, сомневаюсь что бы при том он,-поехал встречаться с сирийскими! Ар зы., етуанау рау,-про Хасы поддерживаю, надо как то их субординировать, и при этом надо выстроить концепцию всемирной Хасы! Да.это всё политика, к тому ж отягчённая экономической прострацией, в купе это конечно ж запросто может привести к потери самобытности и языка!
    Здесь надо ещё учитывать и сегодняшние экономические реалии региона российского Кавказа, экономической ситуации заложниками которой стали все местные народы! Ведь если приглядеться то можно понять, экономические расстройства следствие во многом и продолжающейся имперской политики; Разделяй и властвуй! Вы поглядите, сегодня практически всем народностям Кавказа создали искусственные напряги., всех натравили на всех; Кабардинцев на Балкарцев, Осетин на Ингушей, Карачаевцев на Черкессов, дагестанцев морят «экстремизмом… Как в таких условиях поднимать экономику региона!? А без благополучной экономики,-не может быть и речи о ином благополучии! Ара щи, подводя итог своему ракурсу, хочется заметить что, не всё таки так страшно, и надо при всём при том начинать с каких то общественных объединений а,-с себя! Надо пробуждать сознание масс, этот путь сложнее но,-вернее, это метода В.И Ленина!
  4. Аферым  20 января 2017, 21:54 0
    Спасибо, дорогие соплеменники! Очень много здорового мнения, это радует. Люди должны говорить. Язык дан, чтобы обсуждать и реально действовать. Хасы нужны, правильно пишет Уолид. Нужна работающая система Хас. Действительно, немало сделано, в каждом ауле есть группы активистов, мы имеем флаг и другое. Нужен объединительный съезд по созданию своего парламента, который мог бы собирать, например, один раз в 1-2 года и подводил черту о сделанном, о перспективах. В России трудные времена, но человек всегда находил силы и выходил из тяжелых ситуаций.
  5. мясо отдельно, мухи отдельно.

    МЧА совершенно бесправная организация не обладающая ни финансовой ни правовой мощью, чтобы вообще каким либо образом иметь влияние на ФСБ, на правительство или вообще, иметь возможность защитить себя от оного давления. Народ, ау! Адыги, в своей массе, вообще нищая нация — и в духовном и в материальном плане (исключаю инивидуальные семьи попавшие в список форбса за отсутствием желания активно участвовать в политическом лоббировании — по понятным причинам)
    Поэтому, не могу не дивиться неадекватности всех правозащитников возлагавших надежды на МЧА о достижении каких-либо результатов, пусть даже не переходя на личности. Эта организация, даже при всем желании (а этого нет и подавно) не смогла бы добиться НИЧЕГО. Она НОЛЬ. Просто координатор общественного мнения транцеденальной нации. и все. Какие ещё ожидания? Письма строчить? Да сколько хочешь. Бумага стерпит.

    То, что все активисты давно на мушке у ФСБ мы уже знаем, и турецкие активисты в том числе. Кого-то уговорили, кого-то запугали, когото забанили… и странно было бы ожидать, что ФСБ будет запускать на свою территорию людей, не настроенных полжительно по отношению к власти РФ… Даже если нам это не нравится, логика службы безопасности есть логика доминирующего. Пока это правила игры и чтобы играть, их нужно как минимум знать. И на это обижаться — как в садике на суп с луком жаловаться.
    И вообще мне кажется мы опять проживаем все свои ошибки заново как 160 лет назад, только на этот раз у нас нет отговорки что мол неграмотные были, не знали с кем имеют дело. Сейчас все предельно прозрачно, активисты, вроде головастые, а мы используем все те же неэффективные способы как и 160 лет назад. Бегаем куда-то в левые организации на которые Россия чихать хотела, становимся в позы перед пушкой, возлагаем все поседние надежды на беспмощных МЧА и турецкую диаспору, при этом совершенно бесправных…

    как сказал не знаю кто — чтобы иметь то что не имели, нужно делать то, чего не делали раньше. А для этого как минимум нужно начать адекватно оценивать ситуацию. Статья выше — … думаешь, дети малые что-ли… Есть Давид, есть Голиаф, и есть камень. То есть, у нас-то его ещё нет. Вот что это за камень и где его взять, ещё не понятно. В этом вся проблема. Но предельно очевидно, что это не МЧА, не турецкая диаспора и даже не «правда, которая вроде как на нашей стороне»…

    И вообще, армянская диаспора даже не мяукнула, а уже миллионы армян заполонили черноморское побережье… при этом, на ПМЖ. может и нам для выживания камень не понадобится? Может армянский паспорт купить? :-)
  6. Къулаш Ерыгу  03 февраля 2017, 15:44 0
    Мыдэ, апхуэдизу адыгэбзэм къыщхьэщыж Уэлидти сытти жэуэ зызгъэ1ущрэ дызыущиижхэм фи адыгэбзэ щ1эблэм 1урылъыфлъхьэн фи гугъэр сыт бзэмы1уу
    къыщ1ифтхэр? «Уэщэ си куэшыж Уалид уи тхыгуар дауич си гуапэма! Упсоу! Аращи… „
    Адэк1э урысыбзэ зыкъещ1ыж Чантыуша зыф1эзыщыжам. “К1энт1ы1ушэу a>къыщ1эк1ынщ итхыну зыхуеяр. „Пэжкэ, Хасет бацеж цук?“ жызы1ам ещхьщ ари!
    Адыгит1 интернатым фыщызэрихьэл1ауэ фыщызэпсалъэк1э, фымыц1ыху урысбызэм зевмыгъэук1ыу, фи бзэ гъэщ1эгъуэнымк1э фызэпсэлъэжамэ, сытыт фи лажьэр7
    Фи псалъэк1эм уигу къегъэк1ыжыр „Мыгъасэр гъэсэк1эк1э 1эзэщ“ ди лъэпкъ псалъэжьыр.

    4 февраля, вечер -1, малооблачно, снег, ветер Ю-З,1 м/с
    5 февраля, ночь -7, малооблачно, небольшой снег, ветер Ю,2 м/с
    5 февраля, утро -5, ясно, без осадков, ветер Ю,2 м/с
    5 февраля, день +4, облачно, без осадков, ветер С-В,1 м/с
    5 февраля, вечер +2, пасмурно, небольшой дождь, ветер Ю,1 м/с
    6 февраля, ночь +1, пасмурно, небольшой дождь, ветер Ю,1 м/с
    6 февраля, утро +1, пасмурно, дождь, ветер Ю-З,3 м/с
    6 февраля, день +3, пасмурно, дождь, ветер С-З,1 м/с
    6 февраля, вечер -1, пасмурно, снег, ветер С-В,2 м/с
    7 февраля, ночь -5, пасмурно, снег, ветер С-В,1 м/с
    7 февраля, утро -7, пасмурно, небольшой снег, ветер В,2 м/с
    7 февраля, день -5, малооблачно, без осадков, ветер С-В,2 м/с
    7 февраля, вечер -9, пасмурно, без осадков, ветер В,1 м/с
    8 февраля, ночь -12, пасмурно, без осадков, ветер Ш,0 м/с
    8 февраля, утро -11, облачно, без осадков, ветер Ю-В,1 м/с
    8 февраля, день -7, ясно, без осадков, ветер С-В,1 м/с
    8 февраля, вечер -7, ясно, без осадков, ветер Ю,3 м/с
    Прогноз погоды для г. Черкесск составлен 30-01-2017 00 ч.
Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.