Разделение единого этноса черкесов - наследие советской эпохи
Ученые указали на исторические корни идеи о едином названии черкесов
Предложение черкесам определиться с единым названием народа перед переписью населения продиктовано стремлением избавиться от навязанного в советское время дробления на национальности, предположили филолог Мадина Хакуашева и историк Наима Нефляшева. Адыги уже едины как этнос, но им нужна новая политическая повестка, констатировали правозащитник Валерий Хатажуков и социолог Денис Соколов.
Черкесские активисты перед всероссийской переписью населения 2020 года объявили флешмоб #ячеркесАты? для объединения всех адыгов под единым международным названием "черкесы". Представителям народов, которые считают себя адыгами, предлагается в графе "национальность" во время переписи указать единое название - черкес, пояснил 6 февраля представитель "Адыгэ Хасэ" Адыгеи Шамсутдин Негуч.
Разделение единого этноса черкесов - наследие советской эпохи
Черкесское академическое сообщество находится в заложниках советских установок и терминологического разделения единого этнического пространства, что в свою очередь вводит в заблуждение всех представителей отечественной и мировой науки, считает доктор филологических наук Мадина Хакуашева.
"Мы вынуждены все это тиражировать, говоря, например, о «кабардинской», «черкесской», «адыгейской» литературе. Этих понятий не существует, они искусственны. И за нами повторяют люди, далекие от понимания того, кто такие черкесы, в том числе ученые. Недавно вышел «Русско-кабардино-черкесский словарь». "Русско-черкесский" понять можно, но кабардинцы - это восточная часть черкесов, при этом мы обозначаем "кабардино-черкесский". Мы вынуждены так повторять, потому что на государственном уровне есть такие обозначения", - рассказала филолог.
По мнению Хакуашевой, черкесское сообщество давно должно было поставить на повестку вопрос единого наименования нации. "Эта проблема витает в воздухе, и ее надо решать. В этом году я попала в Общественную палату, я обозначила эту проблему, решили рассмотреть ее летом. Это рассматривается научным сообществом Кабардино-Балкарии, хотя на уровне трех черкесских республик также идет обсуждение", - сказала Хакуашева.
Вопрос общего самоназвания черкесов не касается возможных политических последствий или преференций, пояснила филолог. "Нужно просто принять старый вариант черкесских этнонимов, не более. Для этого нужна политическая воля. Думаю, найдется немало людей, кто будет противиться принятию прежней системы, хотя я как обыватель ничего в этом криминального и политического не вижу. Против будут последователи советской системы. Если на уровне региона будет проявлено понимание и достаточно решительности для возвращения прежней системы черкесских этнонимов, никто на федеральном уровне не возразит", - предположила Мадина Хакуашева.
С историко-этнографической точки зрения черкесы – единый народ, считает президент ОО «Хабзэ» Мартин Кочесоко. "Черкесы - это все те, кто себя на родном языке называют «адыгэ». То есть экзоэтноним (самоназвание) народа - «черкес», а эндоэтноним (иноназвание) - «адыгэ». По этому вопросу в научном сообществе никаких противоречий не встречается. Разделение на кабардинцев, черкесов и адыгейцев - это плоды советской национальной политики. По факту это разделение является полностью искусственным. Но вся административная и государственная структура построена на этом", - сказал Кочесоко.
Прийти к единому названию народа логично на современном этапе развития черкесского самосознания, считает старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева.
"Для меня конструкт «адыгеец» - абсолютно искусственный, возникший в 1920-е годы в связи со спецификой национально-государственного строительства. Часть западных адыгов, занимавших определенные отделы Кубано-Черноморской области, была выделена в 1922 году в Адыгейскую автономную область и получила название «адыгейцы». Роль этого этнонима на определенном историческом этапе уже отыграна, а эндоэтноним «адыгэ», как мы сами себя называем - живой, присутствует в речи, в сознании людей, в литературе на родном языке. Этноним «черкесы» представлен по всем массиве исторических источников на всех доступных нам языках и не является изобретением", - рассказала Нефляшева.
В самоопределении черкесов нет политического подтекста
Политические преимущества, которые могут быть продиктованы таким самоопределением и укрупнением единого этноса, маловероятны, убеждена Наима Нефляшева. "В политическом плане этот этноним навряд ли что-то изменит, но в культурно-историческом и духовном плане он даст ощущение единства и общности, будет преодолена ненужная вариативность в названиях, когда в разных субъектах России один народ называется по-разному. Общая численность черкесов в России составляет не более миллиона человек, и я не жду от этого шага политических последствий", - сказала Нефляшева.
По ее словам, черкесские активисты поддержали идею унификации названия, а публичная полемика пока не выходит за рамки обсуждений в соцсетях."В соцсетях ведется очень интересная полемика, которая сама по себе отражает разные подходы, существующие у людей разного возраста. Некоторые считают, что если все запишутся в грядущей переписи "черкесами", это приведет к утрате самоназвание «адыгэ», и с течением времени эндоэтноним канет в Лету", - пояснила эксперт.
У инициативы есть и противники, отметила Наима Нефляшева. "Появились публикации, подписанные людьми, не занимавшимися черкесской проблематикой, не известными нам ни как журналисты, ни как аналитики, ни как активисты. Они настойчиво проводят мысль о том, что новая инициатива - это провокационный демарш. Между тем, эта инициатива не нова. Еще в 1990-е годы "Международная черкесская организация" ставила этот вопрос и рекомендовала при проведении переписи использовать этнонимы «адыги» и «черкесы». Уже в ходе переписи 2010 года заметная часть кабардинцев записалась черкесами. Но в 1990-е годы и накануне переписи 2010 года не было таких каналов распространения информации, соцсетей, Telegram-каналов, как сегодня, и это решение не получило развития", - рассказала Нефляшева.
По ее словам, для черкесов эта инициатива не является навязанной извне, черкесы помнят этот этноним из метрических данных своих предков. "Мы помним метрики наших дедушек, прадедушек, где было написано «черкес», мы это видели. Адыгейская АО ранее называлась Адыгейско-Черкесская АО. Первая советская газета, адресованная западным адыгам, называлась «Черкесская правда». В архивных документах XIX века и вплоть до конца 1920-х годов мы не встречаем этноним «адыгеец», но встречаем «черкес». Потому это возвращение к исторического этнониму, а не новый проект", - пояснила Наима Нефляшева.
Адыги уже считают себя единым народом
Объединение черкесов в единый этнос уже произошло без учета позиции бюрократической системы, а публичная полемика активизировалась лишь на фоне предстоящей в 2020 году переписи населения, считает руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков.
"После перестройки все вылилось в публичное пространство, возникли национальные движения, региональные, затем общечеркесское движение, и постоянно шел процесс этнической консолидации. Если сейчас мы сравним, произошла целая революция в сознании с тех пор. В каком бы регионе черкесы сейчас ни жили, они осознают себя единым народом", - пояснил Хатажуков.
По его словам, в 1990-е годы он руководил организацией «Хасэ», которая инициировала сбор подписей и подготовку законопроекта о принятии парламентом Кабардино-Балкарии единого экзоэтнонима для всех черкесских народов. Инициатива была озвучена президентом Адыгеи Асланом Джаримовым на вновь созданной межпарламентской ассамблее Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, рассказал Хатажуков.
"По регламенту парламент должен был поставить в повестку, но они категорически отказались обсуждать этот вопрос. Уникальность этой ситуации была в том, что президент Адыгеи Аслан Джаримов сам вышел с такой инициативой, и автоматически проблема в Адыгее решалась, но руководство Кабардино-Балкарии его не поддержало. Опрос был по всей республике и охватил все населенные пункты, эта инициатива была поддержана всеми [опрошенными]", - рассказал Валерий Хатажуков.
На преференции для малых народов могут претендовать только шапсуги
Принятие общего экзоэтнонима «черкесы» для нескольких групп этнических адыгов либо трансформируется в полноценный политический проект, либо останется "символической игрой" на ближайшей переписи, это не вопрос исторических, лингвистических или антропологических исследований, считает старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS), социолог Денис Соколов.
"Речь, конечно, не идет о преференциях для малых народов, поскольку ни сегодняшних черкесов, ни адыгов, ни кабардинцев по российскому законодательству малыми народами считать нельзя. На этот статус могут претендовать разве что шапсуги", - сказал Соколов.
По мнению эксперта, сейчас трудно говорить и о создании моноэтнического черкесского субъекта Федерации. "Такой проект практически нереализуем с точки зрения российской бюрократии и специально устроенной системы расселения: все три национальные республики представляют из себя национальный микст, - если мы говорим про Кабардино-Балкарию, то, кроме кабардинцев на политический суверенитет претендуют балкарцы, с которыми поддерживается постоянный конфликтный дискурс. Русские, хоть и стремительно выезжают, но составляют более 20% населения [Кабардино-Балкарии]. В Карачаево-Черкесии большинство населения - карачаевцы (более 40%), на втором месте русские (более 30%), и только на третьем месте черкесы (около 12 %). В Адыгее адыги даже не являются большинством, их только четверть, а русских почти две трети. Остается только политический проект, объединяющий черкесов Российской Федерации, Турции, Иордании и других стран, где сохранились существенные диаспоры мухаджиров. Этот проект потребует новой повестки, не ограничивающейся признанием геноцида и облегчением репатриации представителей адыгского этноса с территорий бывшей Османской империи", - сказал Соколов.
По его словам, новые коммуникационные технологии, такие, как Facebook или WhatsApp, облегчают интеграцию, поддерживают языковую среду, но не заменяют реальные политические элиты и экономику, которая могла бы обеспечить функционирование этой "новой трансграничной политической машины".
"Сегодня черкесские политические элиты - это прежде всего представители элит российских, турецких, иорданских. "На земле" работают только общественники и активисты. Во всех трех республиках есть запрос на правосудие, решение земельного вопроса и на уважение к идентичности, предполагающую суверенную юрисдикцию. Я бы предположил, что задача активистов - институционализировать этот запрос в политический конструкт «черкесы». Вряд ли эта задача решаема без участия упомянутых элит, встроенных в бюрократии крупных государств", - сказал Соколов.
Черкесское движение нуждается в новой политической повестке
Конструирование новой черкесской повестки - за политическими активистами, считает Денис Соколов. "По поводу термина - конечно, можно привлекать историков и этнографов, которые будут бесконечно взвешивать все «за» и «против». Но конструирование нового (потому что прошлое не вернешь) политического проекта - это дело политических активистов, национальные границы, реальные и виртуальные, устанавливают не историки. Это границы защищенных интересов, а не раскопанных городищ или географических названий. Если бы Российская Федерация была национально ориентированным государством, то проекты, подобные черкесскому движению, могли бы стать движущей силой экономической и политической модернизации, конструктами, от которых государство могло бы отталкиваться в национальной политике", - считает Соколов.
Другое дело, что у "московской бюрократии" нет интереса строить эту новую национальную политику, уточнил социолог." Сложившаяся российская политическая система... как и прежде, любую жизнь вокруг воспринимает и будет воспринимать как угрозу и [будет] умело нейтрализовывать. Если говорить о среднесрочной перспективе, то будущее у любого национального проекта на территории РФ не очень радужно. Но если говорить о дальней перспективе, то сложно представить какой-то иной сценарий, кроме развития таких национальных и региональных проектов. Это тот скелет, на котором можно построить настоящую федеративную политическую систему, отличную от того криминализованного постимпрессионизма, который мы сейчас наблюдаем", - сказал Соколов.
Вновь созданный "Координационный совет черкесских общественников", представленный молодыми активистами, "воспроизводит дискурс черкесского движения прошлой эпохи", отметил Соколов.
"Три обозначенные позиции нового объединения - это некое восстановление той повестки, которая присутствовала на протяжении всего позднесоветского и постсоветского периода в черкесской среде. Мне кажется, за восстановлением старой повестки неминуемо должна последовать новая политическая программа", - предположил Соколов.
По его словам, сейчас наблюдаются несколько базовых элементов черкесской идентичности: язык и репатриация. "Причем это [репатриация] - не просто техническое возвращение соотечественников на Родину, а вопрос о легитимности результатов Кавказской войны: не настало ли время пересмотреть результаты этой войны, по итогам которой было предусмотрено выселение черкесов с их Родины? И вопрос даже не в том, поедут ли черкесы из Иордании, Турции, Сирии жить в Нальчик и Майкоп, а в том, кто это решает - черкесы или российские политики и силовики. Если будет свободная репатриация черкесов, то это будет означать отмену депортации и ревизию старой имперской национальной политики", - сказал Денис Соколов.
При этом вопрос признания геноцида "политизирован и очень сложен", считает социолог. "В нем, как мне кажется, главное содержание - это публикация объективной истории о том, чем была Кавказская война для всех ее сторон", - сказал Соколов.
Комментарии 0