Черкесское оружие
Оборонительный доспех, холодное , метательное, огнестрельное оружие и конское вооружение
Вступительное слово
У адыгов с древних пор были высоко развиты связанные с военным делом ремесла — производство и украшение оружия. Это отмечали все иностранцы, посещавшие Черкессию в XV — XIX вв. Некоторые виды оружия делались дома — стрелы, наконечники копий, порох. Более сложные вещи изготавливались профессионалами. Крупных оружейных центров в Черкессии не было, весь спрос удовлетворялся двумя-тремя мастерами, работавшими в каждом селении.
У горцев издавна было широко развито производство оружия, связанное прежде всего с их военной организацией. Во главе феодальных объединений стояли правители, во главе свободных обществ — советы старшин. Военную силу составляло народное ополчение. Каждый мужчина от 20 до 60 лет считался воином и по тревоге должен был выступать полностью вооруженным. Как правило, каждый сам приобретал оружие, беднякам помогало общество. Феодальные правители, кроме того, имели постоянные вооруженные отряды воинов-профессионалов.
Вооружение кавказского горца издавна состояло из оборонительного доспеха — кольчуги, шлема, наручей и из наступательного оружия — лука со стрелами, копья, дротика, сабли и кинжала. В XVIII в. распространилось огнестрельное оружие, и некоторое время лук и стрелы, ружье и оборонительный доспех сосуществовали. Со временем огнестрельное оружие заменило лук и стрелы, а оборонительный доспех перестали применять, так как пули его пробивали. Комплект вооружения горца со второй половины XVIII в. состоял из ружья, пистолета, сабли или шашки, кинжала.
Старинного кавказского оружия сохранилось немного. Археологи находят древние мечи, сабли, кинжалы, изготовленные до XVI в. От XVI-XVII вв. дошло несколько черкесских клинков и панцирей, которые хранятся в Оружейной Палате Московского Кремля. Холодное оружие XVIII в. и даже первой половины XIX в. — большая редкость. Это вполне объяснимо — оружие было в частом употреблении, изнашивалось, ломалось, сырья было мало, поэтому вышедшее из строя оружие перековывалось на новое. Намного больше сохранилось
шашек второй половины XIX в., а больше всего кинжалов конца XIX — начала XX в. Огнестрельного оружия сохранилось немало — взятое в качестве трофеев во время Кавказской войны, оно больше не употреблялось.
В коллекции Государственного Исторического музея есть разнообразные виды горского оружия и снаряжения: шлемы и налокотники, луки и стрелы, колчаны и налучья, ружья и пистолеты, газыри и пороховницы, сабли и шашки, кинжалы....
Оборонительный доспех
Черкесский оборонительный доспех — общекавказского типа: он состоял из шлема, кольчуги, налокотников и перчаток. Высокий конический железный шлем склепан из двух половин. Он неброско украшен: несколько накладных серебряных, а то и железных пластин с гравировкой, чернью или позолотой и немного орнамента. По этому орнаменту — завиткам в форме запятой — и можно опознать черкесский шлем.
Иногда мастер гравировал на нем свое имя и дату. Целую серию таких шлемов сделал в 1780-х гг., как следует из надписи, мастер Али, сын Хаджи Бека. На верхушке — кольцо, чтобы прикрепить флажок из обшитого галуном красного сафьяна с вышитым узором. Снизу — кольчужная сетка; она закрывает половину лица, а сбоку и сзади ниспадает на плечи поверх кольчуги и спереди застегивается на крючок. Кроме высоких шлемов, носили низкие, с такой же длинной кольчужной сеткой.
Тело воина защищала кольчуга — рубашка, сплетенная из металлических колец. Как правило, одно кольцо захватывает четыре соседних. У кольчуги два разреза: у ворота — для головы, у подола — для удобства при ходьбе. В воротник вплетены сыромятные ремешки, чтобы он стал жестким, стоячим и лучше защищал шею. Застежки ворота нередко украшены серебром с чернью. Кольчуга пешего воина — длиннее, всадника — короче. В кольчуге среднего размера примерно 20—25 тысяч колец. Различают кольчуги и панцири: для кольчуг использовалась проволока с круглым сечением, для панцирей — с уплощенным. Кабардинские панцири пользовались большой известностью. Их закупали для персидского шаха. Турки в XVI в. брали дань с черкесов людьми, лошадьми и панцирями. На Руси в 1660-х гг. кабардинские панцирные мастера работали в Астрахани, а затем были переведены в Москву.
Наручи или налокотники защищают руку от удара клинка. Это пластины, которые прикрепляются к рукам при помощи еще двух небольших пластинок, кольчужных колечек и застежек. Поверхность Наручей иногда украшали гравировкой или позолотой с надписями. Вспомним, как описывал М.Ю. Лермонтов „удалого кабардинца":
Он в кольчуге драгоценной,
Налокотниках стальных,
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
В снаряжение воина входили перчатки из красного или черного сафьяна с нашитыми кусками кольчуги и с кожаными шнурами для прикрепления к руке. Перчатки изготавливали женщины, обшивали их специальной тесьмой — галуном, который ткали из золотых или серебряных нитей. Посередине перчатки вышивали золотом или серебром закрученные рога — типичный черкесский орнаментальный мотив.
Холодное оружие
В музее хранится большая коллекция черкесских сабель рубежа XIV —XV вв., найденных при раскопках Белореченских курганов близ Майкопа. Примечательная их особенность — конец в виде штыка, рассчитанный, видимо, на пробивание кольчуги. В ГИМ есть очень редкий клинок, изготовленный, по-видимому, в XVI —XVII вв., также со штыковым концом; золотой насечкой сделана арабская надпись: „Работал Хусейн". Такого типа клинки хранятся в Оружейной Палате и в описи 1687 г. названы „черкесскими". Возможно они изготовлены кабардинскими мастерами, которые также работали сначала в Астрахани, а с 1661 г. — в Москве, вызванные туда „как булатных дел сварщики самые добрые мастера".
Видимо в XVII в. у адыгов появляется новый вид холодного оружия — шашка, что означает „длинный нож". Это оружие отличается от сабли: у него нет крестовины для защиты руки и клинок утоплен в ножны по головку рукояти. Носили шашку лезвием вверх и клинок из ножен вынимали прямо перед собой, не вынося руку вправо.
Клинок шашки значительно короче сабельного: длина сабельного со штыковым концом 104—114 см, шашечного — 75 см. Клинок шашки всегда мало изогнут. Для шашек использовались западноевропейские клинки, которые ввозили в Черкессию через черноморские порты на протяжении нескольких веков. Особой популярностью здесь пользовались генуэзская „гурда", золингенский „волчок", венгерские „трансильванский узел" и „гусар". Эти изображения мы видим на шашках XVIII —XIX вв. Иногда это старые подлинные клинки, иногда — копии с них, сделанные местными мастерами; иногда — изделия фабрик Золингена, которые в XIX в. специально для Кавказа изготавливали клинки с популярными там изображениями.
Рукоятки шашек делались из рога или серебра. Головки рукоятей имели закругленную форму с клиновидным вырезом сверху.
Все бывавшие в Черкессии в XV—XIX вв. иностранцы отмечали очень изящную отделку оружия серебром. Для украшения серебряных рукоятей шашек, кинжалов, накладок на ножнах использовался особый сплав — чернь, состоящий из серебра, меди, свинца и серы. Чернью по серебру наносился очень оригинальный узор.
Ножны для оружия изготавливали женщины, дома, для воинов своей семьи. Две деревянные дощечки, вырезанные по форме клинка, обтягивали зеленой кожей, поверх которой натягивались бархатные, обшитые галуном чехлы. Эти бархатные накладки скреплялись небольшими украшенными чернью пластинками. Из серебра делались обоймицы.
Шашку носили на портупее из галуна или кожи, отдельные части которой также скреплялись пластинками. Серебра было мало, расходовали его очень экономно.
На Северо-Западном Кавказе шашки стали настолько популярны, что совершенно вытеснили сабли; во всяком случае черкесские сабли XIX в. не встречаются.
В ГИМ хранится самая ранняя датированная шашка, на ее клинке — 1713 г. Клинок ее западноевропейский, рукоять из черного рога. Одна из интересных шашек коллекции ГИМ датирована 1857 г. У нее узкий изящный клинок, а рукоять украшена гравировкой, чернью и позолотой — характерным черкесским орнаментом — кругами и полуовалами, рогообразными завитками, гирляндами листочков в форме запятых. На черене рукояти — расположенные наискось полоски на фоне зигзагов, нанесенных острым инструментом — характерная для черкесов техника.
Черкесских кинжалов сохранилось мало: их не считали, как саблю и шашку, почетным оружием, переходящим от предков; они были просто личными вещами, которые использовались даже в хозяйстве. Сломанные и испорченные переделывали в новые. С 70-х гг. XIX в. на Западном Кавказе появились дагестанские мастера и именно они изготовили большую часть сохранившихся кинжалов. В музее хранятся интересный кинжал черкесской работы первой половины XIX в. с черневым орнаментом и рукоятью старого типа, а также кинжал начала XX в., украшенный очень модной в то время на Западном Кавказе крупной зернью.
Метательное оружие
Метательного оружия — луков и стрел — сохранилось немного. Кавказские луки принадлежат к типу сложных, т.е. склеенных из рога, вареных сухожилий и дерева. Рог при натягивании тетивы оказывался на внутренней стороне лука и обеспечивал сильное натяжение. Вареные сухожилия животных, приклеенные рыбьим клеен вдоль рога, делали лук эластичнее; тонкий слой дерева составлял внешнюю сторону. Концы, на которые надевалась тетива, делали из кости. Деревянную спинку лука оклеивали черной кожей, украшенной золотыми звездочками. Стрелы делали дома. Автор XV в. сообщал, что все черкесы, не исключая знатных, каждый день делают для себя стрелы, что летят эти стрелы далеко и имеют прекрасное закаленное острие. Для луков и стрел женщины делали футляры — налучья и колчаны — из красного или черного сафьяна, который по краям обшивали полосками цветной кожи или галуном.
В XVIII в. луки и стрелы еще широко бытовали наряду с огнестрельным оружием. Черкесские стрелы покупали татары и ногайцы — ежегодно около 300 тыс. штук.
Огнестрельное оружие
Огнестрельное оружие на Северной Кавказе известно с XVI в., но широко распространилось лишь в XVIII в. и еще некоторое время сосуществовало с луками и стрелами. Ружья привозили из Крыма и Дагестана (Кубани), а также изготавливали на месте. Возможно, крымского происхождения являются ружья с гранеными стволами, с турецкой надписью „Испробовано" и датами конца XVIII — начала XIX вв. У этих ружей длинные узкие приклады, оклеенные кожей почти без украшений. У ружей местных мастеров более тяжелые стволы, с серебряными обоймицами и накладками на ложе, украшенными черкесским орнаментом.
В музеях Москвы и Ленинграда хранятся черкесские пистолеты, некоторые из них датированы 40 — 50 гг. XIX в., т.е. временем Кавказской войны, когда оружие изготавливали особенно интенсивно. На них установлены кремневые замки турецкого типа.
Стволы иногда украшены золотой насечкой. Ложи оклеены черной кожей, рукояти заканчиваются костяным шариком, нередко с серебряными накладками. Обоймицы и накладки делали из серебра и украшали гравированным и черненым орнаментом. Встречаются особенно нарядные пистолеты, ложи которых сделаны целиком из слоновой кости с серебряной инкрустацией.
Огнестрельное оружие требовало и специального снаряжения. В деревянных трубочках — газырях — хранили заранее отмеренные дозы пороха. Газыри укладывали в специальные кармашки на груди черкески, а выступающие верхние части трубочек украшали серебряным орнаментированным колпачком. Высокого качества порох, насыпавшийся На полку кремневого замка, держали в пороховницах. Их делали из дерева, рога или кости и украшали серебряными накладками. Пистолеты носили в кожаных кобурах. Кобуры, как и вообще все футляры, делали женщины: расшивали золотыми и серебряными нитями или нашивали ткань, шитую золотом и серебром. Чтобы кобура подходила для пистолета любой длины, в ней нередко не делали дна.
Конское снаряжение
Много предметов связано со снаряжением коня. Коневодство особенно широко было развито в Кабарде, где крупные феодалы имели прекрасные конские заводы. У каждого завода было свое клеймо (тамга), которым клеймили лошадей. Черкесских лошадей продавали в другие районы Северного Кавказа, Грузию, Россию, Крым, Литву, Польшу. В Крыму кабардинская лошадь знаменитой породы стоила в 25 раз дороже, чем обычная местная лошадь.
Изготовление конского убранства составляло одну из важных отраслей черкесского ремесла. В нем участвовало четыре мастера: арчачник изготавливал деревянный остов, шорник обтягивал его кожей, делал тебеньки, сбрую, подушку; кузнец — все железные детали и стремена, серебряных дел мастер — серебряные украшения. Сбрую делали из черного сыромятного ремня и украшали круглыми бляшками с гравировкой, чернью, позолотой. Очень частым мотивом орнамента было родовое клеймо для клеймения скота — тамга. Кавказские седла — высокие, оклеенные красным или черным сафьяном, с подушками, набитыми пухом. Их иногда украшали крупными серебряными орнаментированными пластинками. Круглые железные стремена красили в красный или черный цвет. Шпор кавказцы не употребляли, конем управляли при помощи небольших хлыстов с кнутовищем, обмотанным галуном, с серебряными колпачками сверху и снизу. На кончике петли — кожаный или суконный флажок, с вышитыми завитками, обшитый серебряной нитью. В изготовлении нагайки участвовала женщина — украшала ее галуном и вышивала флажок.
Здорово! Обычаи, традиции, уклад жизни все нужно помнить почитать и передавать из поколения в поколение.
Сохраняя свою идентичность, мы останимся сами собой, а не то что с нами хотят сделать Америкосы.
Ни Родины, ни традиций! Одни Гамбургеры и флаг и то, полосатый!
Мы можем быть сильны, только благодаря своей идентичности и сплоченностью - всех народов России!
За рубежом мы все Русские!
Но нужно помнить Русские это сплав многонациональной и многовековой селекции.
А давайте вспомним хотябы немногих, кто такие Черкасские, Шереметьевы? Оставившие такое наследие в России..... А другие известные Русские Кнезья и Великие люди....
Изначально Черкасские и Шереметьевы - это Черкесы!
Посмотрите, каков их вклад в развитие России!
Андрей Димтриев, правильно! У правильной страны флаг не можт быть полосатым! ))))
Андрей Димтриев, я насколько вижу-Россия делает всё чтобы из многих наций правильной считалась лишь одна.
А то как Россия "уважает" черкесов все мы прекрасно увидели в последние годы. Даже у меня-человека наполовину русского и то глаза открылись.
Напомню лишь некоторые моменты-не признают право на репатриацию,
Не признают адыгов,абазин и другие национальности с Кавказа,НАСИЛЬСТВЕННО выгнанные за соотечественников,
не дают разными способами статус беженца либо соотечественника даже адыгам Сирии,но при этом все (и адыги в том числе) почему-то должны всячески помогать беженцам с Украины,русским беженцам,
ведётся агитация,переписывается история (последние "перлы" новоявленного губернатора Краснодарского края-очень яркий пример,какая всё-таки разница между схожими фамилиями-Кондратенко был человек,которого есть за что уважать,а Кондратьева за что уважать? За враньё?),
Политика Российской Империи оказывается мало чем отличается от таковой РФ.
Так,просто навскидку.
Черкасские и Шереметьевы. Да-наверное в таком виде черкесы устроили бы Россию-ассимилированные и забывшие о своём народе.
Андрей Димтриев,
" За рубежом мы все Русские! "
Вы видимо забыли,что 9/10 коренного населения Северо-Западного Кавказа живёт в изгнании в самых разных странах.
Интересно получается-когда удобно-"мы все русские",
но стоит (даже в исключительных ситуациях-как у адыгов Сирии) попытаться вернуться на свою Родину (Краснодарский край,Адыгея,КЧР,КБР,Ставропольский край,Северная Осетия)-как адыг,абазин,убых и т.д.
вдруг становятся турками,арабами,кем угодно,но не соотечественниками.
Странно-не правда ли?
Поговаривают наших молодых ребят в Сирию хотят отправлять-типа за интересы России.
Так у нас по-ходу скоро вообще молодёжи не останется-одни на заработках в России,за рубежом (у нас делается всё,чтобы регион стоял на месте и не развивался),другие будут отдавать жизни за очередную авантюру в Сирии,третьи там же в Сирии отдавать себя непонятно за что.
Видимо ролик олимпийский,где девочка не видит ни одного кавказца на кавказе может стать реальностью.
Извиняюсь,если с эмоциями,но накипело. Мне вообще не по-себе после Олимпиады,неприятно,что Родина погрязла во лжи.
Что опять цензуру не прошёл?
Амук, я уже объяснял, что у меня нет времени читать и исправлять комментарии. Я дочитываю до хотя бы намека на экстремизм или оскорбления и дальше не читаю - сношу.
Амук, в его комментарии нет ничего экстремистского. Он смешной.