Адыго-абхазская (ашуйская) группа языков. 6

Языки, диалекты, история


Адыго-абхазская (ашуйская) группа языков.
Абхазская подгруппа: абхазы (апсуа), абазины.
Убыхская подгруппа: убыхи (апёх).
Касогская подгруппа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы.

Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины».
Майкопская культура была сформирована в районах Средней и Верхней Месопотамии и принесена на Северный Кавказ выходцами из районов Харрана, которые находились в сфере влияния государства западных семитов – Эблы (23-20 гг. до н.э.). Импульсом к подвижности населения Тель-Хуэйры было разрушение ее Саргоном и устойчивая направленность интересов династий Аккада на запад. Миграция была единовременной и быстрой: имеются только слабые следы передвижения в Закавказье. По Северному Кавказу носители семитской (майкопской) культуры продвинулись от моря до массива гор Дагестана. Они вышли в степи Предкавказья и Причерноморья, достигнув Поднепровья (Михайловка, Соколовка-Шапошникова), вошли в контакт с индоевропейскими культурами – кеми-обинской, нижнемихайловской, древнеираноязычным населением Поволжья (древнеямная культура), индоариями Прикубанья (кубано-днепровская культура), протохеттскими племенами (культура дольменов Новосвободной) Восточного Причерноморья. Следы пребывания семитоязычных племен на Северном Кавказе подтверждаются 12 изоглоссами культурной лексики, выявленной Милитаревым, Старостиным между семитскими (в основном, западносемитскими) и восточно-кавказским языками. Археологическими эквивалентами общности, говорящей на этих (северно-кавказских) языках можно считать восточную группу куро-аракской культуры, распространенной как в Закавказье, так и в восточной части Северного Кавказа.

Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились тавры (Крым), меоты и таны (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи. “У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида…” (Страбон).

Антропология(см. страницу "Антропологические типы Понтийской ветви"):
 1 абхазы, абазины – колхидский тип понтийской ветви.
 2 адыгейцы и черкесы – северо-западный тип понтийской ветви
 3 западные адыги – юго-западный тип понтийской ветви.
 4 кабардинцы – пятигорский микс понтийской ветви.


Характеристика языков:
Характерным для адыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в убыхском языке – 82, в бзыбском диалекте абхазского языка – 67, в адыгейском – 55, в кабардинском – 48. Гласных очень мало: в абхазском языке – две, в абазинском – две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском – три. А всего в северокавказских языках (ашуйских и нахско-дагестанских) суммарно насчитывается 299 различных звуков. Ашуйские языки имеют около 400 общих корней. Фонетические соответствия очень малочисленны. Грамматика и словоборазование различаются довольно сильно.
Ашуйские языки (вкл. хаттский), как и большинство сино-кавказских, являются эргативно-агглютинативными.

Абхазы (апсуа):
Абхазский этнос сформировался к 8 в. н.э. Этнооснову составили древние ашуйские племена абешла (апсилов), касков (кашков), абазгов, санигов. От этнонима «кашк» произошло наименование «касог»: каск – кашк – кашаг (картвельская транскрипция) – касог. Этноним «абешла» предшествует «апсуа»: абешла – абсиле (латин.) – апсилай (греч.) – апшуа – апсуа.
Где «апс» (абеш) – «душа», а “-уа” – окончание множественного числа.
Консолидация ашуйских народов связана с принятием в 6 в. н.э. христианства, которое сменило местные языческие культы, в том числе культ человеческих жертвоприношений.
В 6 в. на территории совр. Абхазии сложились такие образования как Абазгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия. Слово «абхаз» представляет грузинскую транскрипцию этнонима «абазг».
Абхазы делятся на 7 терр. этногрупп: асадзуа, бзыбь (бзып), гудаут (гудоут), дал, цабал, абжуа, самурзакан (“са-” – притяжательный падеж от “сара”–«я»; Мурзакан – имя одного из правителей), псхувы.
Абхазский язык подразделяется на два диалекта: кодорский (к нему отнесены говоры – абжуйский, самурзаканский, гумский <гудоут>) и бзыбский. Основой литературного языка является абжуйский говор.
Характерные окончания фамилий: -ба (Чанба, Ардзинба), -аа (Ашхараа).
Окончание “-ба” является видоизменённым абхазским словом "ипа" – «его сын». Например, Агрба изначально звучало как Агыруа-ипа – «сын мегрела». Женские формы абхазских фамилий произносятся отлично от мужских. Муж. Тар-ипа – жен. Тар-пха. По новым правилам “-ипа” и
“-пха” заменяются на “-ба”. В случае с абхазированными мегрельскими фамилиями окончания “-ипа” и “-пха” заменяются прибавляются к цельной фамилии. Например, муж. Берулава-ипа – жен. Берулава-пха. Но эта фамилия по-абхазски произносится как Бырулаа.
Мегрельские фамилии стали широко распространяться среди абхазов в 17-19 веках. Сначала мегрелами был ассимилирован Самурзакан (Гальский район Абхазии). Начали появлялись такие "мегрельские" фамилии, как Эшбая (от абх. Эшба), Килбая (от Килба), Эмухвари (от Аимхаа, Эмхаа), Дзяпшискуа (от Дзяпш-ипа), Маршания (от Амарщан), Тарбая (от Тарба), Зухбая (от Зухба), Шакирбая (от Шакрыл) и т.д.
Собственно мегрельские фамилии появились у абхазов со вступлением в состав России. Когда стали прибывать мегрельские священники, которые переписывали паству, давая им удобные фамилии. Большинство обладателей мегрельских фамилий среди абхазов, помнят свои старые абхазские фамилии. Так, например, абхазы с фамилией Дзидзария имеют исконную фамилию Лажв-ипа. В переводе с абхазского означает "дети кобеля" и используется редко. “-уа” в абхазском языке является суффиксом множественного числа, поэтому фамилии с таким окончанием часто считаются этимологически абхазскими.
Профессор Т. Мибчуани насчитывает порядка 450 фамильных единиц, из них:
 а) грузинизированные, в ч. мегрелизированные фамилии (из них половина имеет абхазские корени) составляют 80 %
 б) чисто абхазские фамилии и северо-кавказские – 13 %
 в) иное происхождение – 7 %
Чисто абхазские фамилии: на “-ба” (этнические абхазы), на “-аа” (абхазированные мегрелы), Смыр, Бгуец, Барциц, Инал-Ипа, Кове, Киут, Лакербай, Мантой (абх. евреи), Патейпа, Симсим, Тапанц, Таркил, Шакрыл, Шуген, Чукбарь, Хашиг, Эник, Аджинджал и др.
Численность – 115 тыс. человек в Абхазии (Апсны – «Страна души»), по другим данным 64 тыс.
Основная масса верующих – православные.

Убыхи (апёх, пэху, асадзуа, уббух, брухи):
Промежуточный этнос между адыгами и абхазами, которые считали убыхов своей этногруппой. Жили в районе Сочи. С 17 века известны как вайяпиха (от имени двух племён – гуайя <роды Керзедж, Куйцук, Хатираме, Бирдж, Черч> и пэху). В 19 веке турецкие источники их называют суачалилер (жители Сочи). В верховьях рек Сочи и Хоста находилась область проживания локальной этногруппы убыхов – Садаша. Убыхские земли делились на Саше-и-Хамыш (Сочи), Убых-и-Ворданэ, которые распадались на Ворданэ, Псахо, Субешх (+ Берзеки), Хизе. В результате Русско-Кавказской войны они были в полном составе изгнаны в пределы Османской Империи в 1861-64 гг., где растворились в местном населении, а частью погибли – это являлось одним из итогов совершённого Царской Россией геноцида. В 1992 году в Турции умер последний носитель разговорного убыхского языка – Тефвик Есенч. Говорили на реликтовом адыго-абхазском языке, промежуточном между абхазской подгруппой и адыгской. Религия представляла собой микс христианства, ислама и язычества.

Абазины (абаза):
Произошли от этнической общности абазгов, впервые упоминавшихся во 2 в. Тогда абазги населяли северную часть современной Абхазии, от Сухума до реки Бзыбь; в 3-5 вв. абазги, вытесняемые мегрелами, продвинулись на север, до реки Псоу и дальше, оттесняя и ассимилируя другой адыго-абхазский этнос санигов. С 8 в. абазги политически господствуют в образовавшемся Абхазском царстве (8-10 вв.), отчего вся территория этого государства, включая современную Абхазию и Западную Грузию (Самегрело, т.е. Мегрелия, искаженно – Мингрелия), называется в письменных источниках разных стран того времени Абазгией (даже в 12 в. в русских источниках Грузия иногда называется Обезия, т.е. Абазгия). В период распада единой Грузии (1466 г.) начинается новое движение абазгов на север и северо-восток, на земли, опустошенные походом Тамерлана на Северный Кавказ (1395). Оседая на новых местах, абазги вступают в тесные контакты с адыгскими племенами, родственными абазгам по языку. В ходе этно-исторического развития часть абазгов стала одним из основных этнических компонентов в этногенезе абхазского народа (прямые потомки абазгов – абхазы Гудаутского района Абхазии, говорящие на бзыбском диалекте абхазского языка), другая часть вошла в состав некоторых адыгских этногрупп (группа т.н. «абадзе»: бжедуги, натухаевцы, шапсуги и особенно абадзехи (16-17 вв.), третья – образовала самостоятельный этнос абазинов.
В XIX веке часть абазин переселилась на равнину, а часть была изгнана царской властью на Ближний Восток.
Выделяются субэтнические группы (т.н. безшаги: абазакты, апсуа, кубинцы-эльбурганцы, кувинцы и псыж-красновостокцы), говорящие на диалектах: ашхаруа (кувинский и апсуйский говоры) и тапанта (кубино-эльбурганский и красновостокский говоры). Кубино-эльбурганский говор – основа литературного языка. Диалекты ашхаруа близки абхазскому языку.
Разделение абхазского и абазинского языков произошло в 8-9 вв. н.э.
В настоящее время насчитывается около 45 тыс. человек – в Карачаево-Черкессии и на Ближнем Востоке. Сунниты.

Адыгские народы.
Под этим термином подразумеваются носители т.н. языков касогской (адыгской) подгруппы ашуйской (адыго-абхазской) группы, а именно: адыги, черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов («адыгэ») происходит от древнеадыгской формы «а-дыгъэ» – «народ солнца». По другой версии – от “адзэхэ” («войска» или «народ войск»). На рубеже н.э. древнеадыгские племена занимали территории по побережью Чёрного моря вплоть до Сочи, где жили убыхи. В 5 в. н.э. образовалось государство Синдика, в 6 в. н.э. – Зихский, Абазгский и Касогский союзы. С 13 в. применяется тюркское слово черкес. В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток. К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён. Черкесская династия аль-Мамляка аз-Захира Баркука аль-Черкеси правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.
В 17-18 веках состояли из нескольких кланов: Абадзех, Шапсуг, Надкуадж, Кабертей, Бесленей, Мохошь, Кемгуй-Темиргой, Хатукай, Бжедуг (Черченей, Хамыш), Жаней. Кланы Чёбсин и Хегайк слились с натухаевцами, Хетук (Адале) переселились на п-ов Тамань и смешались с ногайцами.
В формировании адыгских народов участвовали также киммерийцы (народ, живший в Причерноморье, имеющий, вероятно, смешанное ашуйско-индоевропейское происхождение) и ахейцы (арийские племена, пришедшие из Причерноморья).
По совокупности в мире насчитывается 5 млн. носителей адыгских языков: в Турции (130 тыс.), Иордании (44 тыс.), Сирии (25 тыс.), Ираке (19 тыс.), Израиле, США, Нидерландах (Голландии), Швеции. До недавнего времени проживали Косово-Метохии (Югославия).

> Адыги (киахи):

Прямые потомки ашуйских народов, живших на Кубани и Западном Кавказе с древности.
Говорят на адыгском языке, который распадается на несколько диалектов, на которых говорят субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, егер-укаевцы, адамиевцы, мамхеги, махошеи, жанеевцы, натухаевцы, темиргоевцы-чемгуйцы (литературный диалект) и хатукаевцы (хакучинцы). Особо выделяются западные адыги: шапсуги и бжедуги (хамышеевцы и черченеевцы), которых даже выделяют в отдельный этнос. Генетически различаются причерноморские и прикубанские шапсуги. В 16-18 веках они делились на «аристократические племена» (жанеевцы, бжедуги, хатукаевцы) и «демократические племена» (шапсуги, абадзехи, натухайцы).
В результате колониально-захватнической войны России на Кавказе, вошедшей в мировую историю под названием Русско-Кавказская война, подавляющее большинство уцелевших адыгов (не менее 2 млн. человек) и все убыхи (около 100 тыс.) были изгнаны в пределы Османской Империи. На Кавказе осталось лишь 5 %.
 • Абадзехи – до Кавказской войны насчитывали 250 тыс. чел. Жили на северном склоне Кавказа. Делились на горных и равнинных. Выделялись дворянские роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Нешок. В настоящее время насчитывают 150 тыс. в селе Хакурино-Хабль и др.
 • Агучипс – обобщенное название пяти кланов-зэтхьярогу (одноклятвенники), которые распределялись между шапсугами и натухаевцами.
- шапсуги (Кобле, Схапете, Соотх-Гоаго): «шэпси» – молочная река, «шэстопсы» – сторечье. Дворянские роды: Абат, Немере, Шеретлук, Кадрук, Джасте, Улагай, Екутеч, Тхагус. Говоры: прикубанский и причерноморский <от Джубги до Туапсе> (вкл. хакучинский). Хакучи жили в труднодоступных районах. Для шапсугского диалекта характерны: шипящие, 88 звуков <67 – лит. норма>. Ислам приняли в 18 веке. В настоящее время – 5 аулов в Адыгее и 14 – в Туапсинском и Лазаревском районах. 15 тыс. чел. В 30-е гг. 20 в. существовал Туапсинский район.
- натухаевцы (Натхо – сероглазые, Нетахо): До Кавказской войны было около 200 тысяч. Жили от Джубги до Анапы. В 19 веке в них влились племена гуайя, хегаки, хатукаевцы, жанеевцы. Число натухаевских родов точно неизвестно (от 44 до 64). Дворянские: Сюпако, Мегу, Зан, Каз, Чах, Ерыку, Деды. Дольше всех сохраняли христианство. В наст. Время – аул Натухай и несколько сёл в Краснодарском крае и Адыгее.
Численность: 124 тыс. чел. носителей данных адыгских диалектов проживают в Республике Адыгея, в Лазаревском, Туапсинском и Новокубанском районах Краснодарского края. Абадзехи (16 тыс. чел.) живут в посёлке Хакурино-Хабль. Шапсуги (10 тыс. чел.) проживают в районе Джубга – Сочи.
Религия: С Х века н.э. на Западном Кавказе господствовало христианство, что в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.
Субэтносы абадзехов, шапсугов и натухаевцев составляют до 2/3 всего числа адыгов.

> Черкесы и кабардинцы:

Предки кабардинцев – часть касогских племён – в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где они потеснили алан-осетин. Первоначально кабардинцы относились к понтийскому расовому типу, но впоследствие в результате многовекового смешения с вайнахами (мыстаками) и аланами, образовали смешанный кабардинский (пятигорский) антропотип. Названием этнос обязан князю Кербертею.
Различали Большую Кабарду (Кэбэрдэй), состоящую из нескольких родов – Джинбот, Месост, Хатошхок, Кайток; Малую Кабарду (Глехстан, Джылэхстэнэй) – род Гилосхан; Среднюю Кабарду – род Татлостан. В России их делили на кабартынских и пятигорских черкесов.
Чиленность – 400 тыс. чел. в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В большинстве своём – сунниты, моздокские кабардинцы – православные.
Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесленеевцев (родоначальник тейпа – Беслан) с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. «Черкес» – литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённым версиям, происходит от тюркского «чер-кесмек» (“перерезающий дорогу”) или от названия племени керкетов.
Значительная часть кабардинцев в XIX в. переселилась в Турцию.
Численность черкесов – 52 тыс. человек в Карачаево-Черкессии.
Говорят на диалектах кабардино-черкесского (или просто – черкесского/кабардинского) языка:
 • Кабардинский диалект
 - баксанский литературный говор Большой Кабарды (выполняющий функции государственного языка КБР)
 - малкинский говор Большой Кабарды
 - малокабардинский говор
 • Моздокский диалект
 • Черкесский диалект (выполняющий функции государственного языка КЧР)
 • Бесленеевский диалект
 • Кубанский диалект

Alexice Schneider (c) 2003-2005
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru

Антропологические типы Понтийской ветви (обзор).
Развилась в Малой Азии или на северо-западном Кавказе в IV-III тыс. до н.э в результате смешения переднеазиатских брахикефальных и средиземноморских долихокефальных племен. Описан в 1932 году учёным Бунаком. Выделяют колхидский, северо-западный, юго-западный и пятигорский, нижнедунайский, византийский кластеры и типы. Юго-западный тип понтийской ветви схож с каспийским типом индо-иранской. Очень высок % распространения II группы крови, в частности редкого фенотипа А2 (5 % носителей II группы). Подобный высокий % группы А2 встречается у кавкасионцев и лаппоноидов.

• Северо-западный/кубанский («основной») тип :
<Адыги – кроме западных, черкесы>
- Высокий рост (> 170 см).
- Телосложение нормокостное, туловище длинное.
- Волосы жесткие, прямые. Цвет чёрный. Часто встречаются светло-каштановые волосы.
- Мезокефалия (черепной указатель – 80-81), часто встречаются суббрахикефалы.
- Оттенки глаз: черные (50 %), карие и серые (50 %).
- Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное или “переднеазиатское”. Брови прямые, часто сросшиеся.
- Волосяной покров развит нормально. Усы и борода негустые.
- Лицо узкое, длинное. Черты лица угловатые. Скулы заметны в профиль. Лоб высокий.
- Нос: длинный, узкий, прямой, невыступающий. Кончик расположен горизонтально, иногда приподнят. Часто нос и лоб образуют одну линию.
- Губы толстые.
- Подбородок высокий, невыступающий.
- Затылок выпуклый.
- Высокие уши с длинными мочками.

• Юго-западный тип (отличия от северо-западного):
<Западные адыги – шапсуги и бжедуги>
- Рост средний (164-165 см).
- Волосы чаще чёрные.
- Глаза чаще чёрные (светлые оттенки почти не встречаются).
- Лицо широкое.

• Пятигорский микс (отличия от северо-западного):
<Кабардинцы, часть ингушей и осетин>
- Лицо широкое.
- Нос иногда с горбинкой. Кончик расположен горизонтально.

• Колхидский тип (отличия от северо-западного):
<Абхазы, абазины, мегрелы, лечхумцы, лазы, гурийцы, имеретинцы, имерхевцы>
- Рост: лазы (166-167 см), остальные (164-165 см).
- Широкий нос с плоской спинкой (иногда вогнутой).
- Широкое лицо.
- Встречаются светлые волосы и серые глаза, в основном у абхазов и абазинов.
- Развитый волосяной покров.
- Затылок плоский.

 

КАВКАСИОНСКИЙ ТИП
Тип сформировался в III тыс. до н.э. на основе прото-переднеазиатского в высокогорных условиях Кавказского хребта. Встречается только на Кавказе. Описан учёными Натишвили и Абдушелишвили в 1954 году. Некоторые учёные полагают, что кавкасионский тип сложился на основе древнейшего кроманьонского населения горного Кавказа и пришедших сюда хуррито-урартов переднеазиатского типа. По многим показателям кавкасионцы близки понтийцам. Параллельной формой являются представители ультра-динарского типа (балканские борреби), живущие в Черногории, Албании и на Крите. Они, правда, отличаются более низким черепом и более темной окраской. В российской антропологии (Алексеев, Алексеева) кавкасионский тип отождествляется с динарским, что в корне не верно.
Выделяют центральный, южный и дагестанский кластеры. Высок процент носителей II группы крови (А2).

• Центральный кластер:
<Карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев>
- Высокий рост (> 170 см)
- Телосложение нормокостное, туловище длинное.
- Волосы жесткие, прямые, черные (часто встречаются светло-рыже-каштановые и русые)
- Глаза карие и серые.
- Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное. Брови прямые.
- Развитый волосяной покров.
- Лицо широкое (14,6-14,8 см) , невысокое. Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные. Лоб низкий.
- Брахикефалия (черепной указатель – 84-85)
- Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.
- Губы толстые.
- Побородок низкий, острый, выступающий. Узкая челюсть.
- Затылок выпуклый.
- Высокие уши с длинными мочками.


• Южный кластер (отличия от центрального):
<Сваны, хевсуры, мохевцы, тушинцы, пшавы, мтиулы, гудамакарцы, рачинцы, южные осетины>
- Средний рост.
- Нос длинный, широкий. Профиль с горбинкой в верхней трети. Кончик расположен горизонтально.

• Дагестанский кластер (отличия от центрального):
<Лезгинские, даргинские, лакские народы, хиналугцы, часть карабахцев>
- Средний и низкий рост.
- Черные волосы (светлые почти не встречаются)
- Мезокефалия (черепной указатель – 78-79)
- Характерны чёрные глаза.
- Волосяной покров развит слабо .

 

 

 

КАСПИЙСКИЙ ТИП
Сформировался на основе памиро-ферганской (низкорослые брахикефалы), индо-иранской и балкано-кавказской ветви (переднеазиатский тип) европеоидной расы. Описан Бунаком в 1947 году. Наименее коррелируемый тип. К постоянным величинам относятся: рост, цвет глаз, цвет волос, строение черепа. Спинка носа чаще всего прямая, но при метисизации с арменоидами (ассирийцы, армяне, евреи) проявляется выпуклая форма. Для народов каспийского типа самой характерной является третья группа крови. Выделяют западный (см. ниже) и восточный (туркмены) кластеры.
<Азербайджанцы, кумыки, персы, иракские арабы (восток страны), кувейтские арабы, персы, таты-мусульмане и другие западно-иранские народы (кроме – курдов, луров и бахтиаров), ингилойцы>
- Рост низкий и средний (< 164–166 см).
- Телосложение толстокостное.
- Волосы чёрные и тёмно-каштановые (93 %)
- Мезокефалия и суббрахикефалия (черепной указатель – 77–80).
- Глаза, как правило, чёрные (80 %). Наблюдаются матово-зелёные, переднеазиатского типа.
- Глазная щель нормальная, глаза расположены горизонтально, в 30 % случаев разрез “монголоидный”. Расстояние между глазами большое.
- Брови дугообразные.
- Лицо круглое, среднее и узкое, высокое. Скулы не выступают.
- Подбородок низкий, невыступающий. Нижняя челюсть широкая.
- Большое расстояние между носом и верхней губой.
- Нос короткий, широкий, выступающий. Спинка прямая. Кончик расположен горизонтально или приподнят.
- Губы толстые.
- Затылок выпуклый.
- Волосяной покров развит нормально.
- Уши с длинными мочками.

 

 

 

ПЕРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ТИП
Первоначальными носителями этого типа были древние ностраты (читай «Макросемьи»), жившие от Палестины (пракартвелы-рефаим) до Междуречья и хребта Загрос в Иране (древние семиты) и алародии (сино-кавказцы). Тип лёг в основу типов индо-иранской ветви (смешение с веддоидами австралоидной расы в Иране и Индии), включая семито-аравийский (смешение арменоидов с дравидами и средиземноморцами в Аравии). Описан в 1911 году фон Лушаном. По многим показателям переднеазиаты сближаются с кавкасионцами и динарцами (Балканы), но отличаются малым ростом, формой носа и плоскостью затылка. Другие названия этого типа: арменоидный, алародийский, сирийско-загросский, семитический, понтийско-загросский, хеттский, ассириоидный, таврический. Деникер называл этот тип ассириоидным и считал, что для него характерен прямой, узкий нос. Частота встречаемости прямой спинки носа не имеет географической привязки, это связано с частой метисизацией армян и евреев с другими народами (в основном, если представители другого народа исповедуют иудаизм или григорианство, т.к. часто религиозная принадлежность к моноэтнической религии отождествляется с этнической). Встречаются альбиносы, обычно, в рамках центрального кластера – переднеазиатские черты плюс светлые волосы и глаза. Некоторые из альтернативных названий переднеазиатского типа используются для обозначения родственных типов, к примеру ассириоидный тип, распространенный среди курдов и ассирийцев, отличается меньшей брахикефальностью и прямым узким носом. Семитическим часто именуют семито-аравийский тип.
Для народов переднеазиатского типа характерной является вторая группа крови.

• Центрально-переднеазиатский кластер:
<Армяне, турки (центр и восток страны), турки-месхетинцы, евреи Израиля, сирийско-палестинские арабы (Палестина, Сирия, Ливан, Иордания), некоторые западно-иранские народы (луры, бахтиары, талыши, курды-мусульмане), джавахи, месхи>
- Рост низкий.
- Телосложение толстокостное.
- Волосы чёрные, жесткие, вьющиеся.
- Глазная щель широкая, расположение глаз “переднеазиатское” – внешний уголок глаз ниже внутреннего.
- Оттенки глаз: чаще всего чёрные, но встречаются и экзотические расцетки (тёмно-синие, матово-зелёные, черные с бирюзой).
- Брахикефалия (указатель – 86-88)
- Лицо овальное, широкое (до 143 мм), невысокое. Брови дугообразные. Скулы невыступают.
- Побородок маленький, невыступающий. Челюсть широкая.
- Нос длинный, выступающий, широкий. Профиль: выпуклый, горб – в средней трети спинки. Кончик загнут книзу. Видна носовая перегородка.
- Губы толстые. Верхняя выступает над нижней.
- Сильно развитый волосяной покров (захождение волос на лоб, сросшиеся брови, волосы на спине).
- Плоский затылок – отличительный элемент переднеазиатского типа.
- Уши маленькие, часто без мочек.

• Иберийско-кавказский кластер (отличия от центрального):
<Кахетинцы, картлийцы, ферейданцы>
- Средний рост
- Прямой, длинный, широкий нос.
- Широкое лицо.
- Сетло-каштановые и чёрные волосы.
- Карие и серые глаза.
- Горизонтальное положение глаз.

Alexice Schneider (c) 2003-2005
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru

Типология языков
Типология языка определяется его морфологией, т.е. системой склонения и спряжения слов, структурой слова, наличием суффиксов, префиксов и окончаний, и синтаксисом, т.е. системой построения предложения.


&覐 На основании морфологического аспекта выдеяют несколько типов.

• Корневые языки:
- изолирующие, для которых характерно полное отсутствие словоизменения и наличие грамматической значимости порядка слов, представленных только корнями. Непротивопоставление служебных слов и имён собственных, неразличение частей речи.
- основоизолирующие отличаются от изолирующих более развитой глагольной морфологией.

• Агглютинативные языки:
Характеризуются развитой системой употребления суффиксов, приставок, добавляемых к неизменяемой основе слова, которые используются для выражения числа, падежа, рода и др. Включение служебных частиц (до 12) в состав слова – т.н. явления полисинтетизма и инкорпорации. Чёткое разграничение частей речи. Неиспользование окончаний.

• Флективные языки:
Флективная морфология характерна, в основном, для большинства индоевропейских языков, а именно, для многих славянских, балтийских, албанского, греческого, санскрита, немецкого и исландского (английский и скандинавские относятся к смешанному типу, имеющему черты основоизолирующих и агглютинативных языков; романские, голландский, армянский, болгарский, македонский и индоиранские языки – профлективные). Характерно развитое употребление окончаний (флексий) для выражения рода, числа, падежа, сложная система склонения глаголов, чередование гласных в корне. Строгое различение частей речи. Порядок слов не всегда имеет значение.

• Профлективные (агглютинативно-флективные):
Промежуточное звено между агглютинативными и флективными языками. Для именного словоизменения характерна агглютинация, а для глагольного – флексия и чередование гласных (аблаут).

&覐 Синтаксически языки подразделяются на следующие типы.

• Нейтральный строй:
Харктеризуются бедностью морфологии и зависимостью значения слова от тона и высоты голоса (в языках мяо-яо 11 различных тонов). Одно и то же слово может иметь до двух десятков значений, в зависимости от контекста. Дупликация слова для выражения того или иного дополнительного смысла. Неразличение частей речи. Как правило, в морфологии преобладает корневая структура. Выделяют классный подтип, в котором существует согласование между словами в предложении, зависящее от того, к какому классу относится главный член предложения (мужчина, женщина, одушевлённый, неодушевлённый и т.д.).

• Эргативный строй:
На уровне лексики явно прослеживается различение агентивных (преобразующих, считающихся переходными – “есть”, “ломать”) и фактитивных (поверхностного действия, считающихся непереходными – “спать”, “целовать”) глаголов. Агентивные глаголы не требуют согласования через суффиксы или приставки, а фактитивные – требуют. Предлоги употребляются редко. Отсутствует пассивный (страдательный залог).
- для эргативного строя с лабильной структурой характерна второстепенная значимость подлежащего. Строгий порядок слов.
- для эргативного строя со стабильной структурой характерна первостепенная значимость подлежащего и свободный порядок слов.

• Номинативный (аккузативный) строй:
Характерен упор на явное обозначение ролей подлежащего и сказуемого. Различение частей речи. Развитая система склонений и падежей. Дополнение может быть главным членом предложения. Наличие и частое использование страдательного залога. Развитая временная структура у глагола.
- классный подтип номинативного строя имеет много показателей класса у всех частей речи, склонение отсутствует, которое компенсируется приставками и суффиксами притяжательного и определительного характера.
- восточно-азиатский (корейско-японский) подтип характеризуется бедной фонетикой, незначимостью тона, развитием смыслоразличительного ударения, отсутствием прилагательных, выражаемых как существительное. Отстутствие спряжений у глагола.
- выделяют т.ж. активный подтип – отсутствие падежей, зависимость активности/пассивности глагола от контекста.

• Прономинативный (эргативно-номинативный) строй:
Переходный тип, характеризующийся чертами, как номинативными, так и эргативными.

Многие языки совмещают в себе нескольких типов с превалированием того или иного.

  изолирующие основоизолирующие гглютинативные профлективные флективные
эргативные    

Баскский, шумерский, адыго-абхазские, хуррито-уартские, хаттский, некоторые папуасские и австралийские, языки майя и некоторых других индейских групп.

Аварские, даргинские, лакские, хиналугскийНахские языкирономинативныеЛезгинские, чукотско-камчатские, эскимосско-алеутскиеЛазский и бурушаскинейтральныеКитайский, австроазиатские, тайские, центрально-африканские, кроме банту, мон-кхмерские, гвинейские языки, английский, шведский, датский, норвежскийАвстронезийские, тибето-бирманские, кордофанские, некоторые из папуасских.номинативныеЯзыки на-дене, эламский, древнеиндоевропейский, японский, банту, корейский, алтайские, часть уральских языков (пермские, волжские, обские), кетский, юкагирский, нивхский, нило-сахарские, индейские, армянский, индоиранскиеКартвельские, дравидские, часть афразийских (вкл. семитские), уральские (венгерский, эстонский, финский, самодийские), романские, голландский, македонский, болгарский, ивритСлавянские, некоторые центрально-германские, балтийские, кельтские, албанский, греческий, древний аккадский языкAlexice Schneider (c) 2003-2005
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru



Комментарии (6)

  1. Мурат из Уляпа  07 декабря 2013, 12:38   0

    Эту статью надо удалить. Во первых - это статья не про группу языков, а про народы - носители этих языков.  Во вторых - про народы, вместе с долей правды распространяеется и заведомо ложные откровения. О каких "семитах" - участниках создания  Ашуйской цивилизации идёт речь в начале статьи ?. Эти фантазии уважаемого тов. Сафронова ни один учёный не поддержал, более того нет ни одного доказательства "семитского" вклада в ашуйские языки. И т.д. и т.д.

  2. неариец  27 сентября 2014, 13:16   0

    Так вас больше беспокоит что "семиты - участники создания Ашуйской цивилизации" или что "распространяются заведомо ложные откровения"?

  3. Нет и там и слова правды. прочиталь только 4 строчки. это Бред Фоменко еврейского разлива.

  4. Дейтвительно, правды здесь немного. Само слово аҧсуа это не душа+мн.ч., частица аҧс- есть и в таких словах как аҧсыӡ (рыба) (где аӡы - вода), аҧсаатәыа - абаз. апсг1ач1вы (птица) (аа - возможно воздух),  аҧсыуа (абхаз/соплеменник) (где ауа - родственник). Суффикс множ числа это -цәа, -қәа, -аа. суффикс множ. числа есть в слове ауаа - люди, где ауа-рожственник, аа - суф, мн. ч. класса людей.

  5. Правды здесь и в самом деле нет! И вы братья пишите не весть что! Апсуа это народ души!!! И скажите мне что по вашему значит АПСУРА?
  6. АУА это народ! Вы Абазг искажаете смысловое значение! Прошу прощения, но даже наши Абхазцы многого из того что говорят, не понимают смысл слов!

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Вход Зарегистрироваться