Черкесская вера в архивах Русской Православной Церкви
Летом 2016 года произошло событие, значение которого трудно переоценить для черкесской историографии. В архивах Русской Православной Церкви, в требнике, напечатанном в 1624 году патриархом Филаретом, был обнаружен уникальный документ - Чин отречения от Черкасской веры.
В оригинале документ носит название : "А ще ли будет от черкас приходящие к християнстей вере, рцы и сие". Чин отречения от "черкасской веры" входит в этом издании в 72 главу и следует за переводным, византийским Чином отречения от "сарацынской веры" и предшествует Чину отречения от "арменской веры".
Время самого раннего бытования текста совпадает с периодом женитьбы Ивана IV в 1561 г. на Марии Темрюковне, дочери кабардинского князя (до крещения в России носившей имя Кученей/Гошаней), и появлением в Москве её родственников и свиты Сама же сводная редакция чинов была выявлена Т.А.Опариной по 11 рукописям, написанным в период с 1560 по 1620 гг.
Зачастую считают, что черкесы были к тому времени мусульманами, значит, и крестились как приходящие "от сарацын". Однако наличие особого чина для принятия «черкас» показывает и доказывает, что авторы XVI в. так не думали. Иначе достаточно было бы наличествующего чина отречения от "сарацынской веры" -как тогда называли ислам в России. И уж кому как не иерархам церкви знать, какой религии придерживался тот или иной , прибегающий ныне к их верованию адепт. На самом деле, ислам начал проникать в Черкесию намного позже, а закрепился и стал основной религией вообще в середине 18 века.
Как и полагается для покидающего лоно своей религии и прибегающего к христианству, основные постулаты прежней религии -а их числом семь -подвергаются осмеянию, их сравнивают с "басурманским"обычаем, высмеивается и объявляется еретическим прежняя вера. Это понятно и является обычной практикой того времени. Удивителен в этом документе персонаж, которого авторы чина называют "учитель Ореда". По тексту документа он упоминается следующим образом : Отрицаюся и проклинаю черкасскую веру кабардинскую, и учителя их Ореду, и единомысленников и сообщников его окаянных, и все учение их проклятое, и нрав и обычай их еретической проклинаю.... То есть , речь идёт непосредственно о некоем иерархе черкесской веры, учителе и наставнике , имеющем последователей и учеников. Так кто же этот Ореда?
Скорее всего, речь идёт о ставшем фольклорным персонажем адыгском Уэридадэ -Оредада, более широко известном из цикла сказаний о Жабаги Казаноко. В фольклоре Уэридадэ представлен судьёй, главой хеящ1э хасэ(собрание для свершения правосудия). В сказаниях описывается, как молодой и умный Жабаги оспаривает решения Уэридадэ , переигрывая его в рассудительности и справедливости и Уэридадэ, признав своё поражение, уступает своё место молодому Жабаги.
Надо здесь учитывать, что Ореда-Уэридадэ если только это имя собственное и принадлежало одному человеку -и Жабаги Казаноко никак не могли пересекаться во времени -между ними как-никак 200 лет разницы по времени. Значит, фольклор в форме соперничества представителя новой молодой религии -ислама -Жабаги Казаноко и представителя старой религиозной доктрины Уэридадэ передал отход народа в целом от старого учения к новому, которая стала занимать ту нишу в культуре народа, которую прежде занимало старое учение. То есть, в фольклоре отразился переход от старой этнической религии к исламу в целом.
В таком контексте становится понятным и устойчивость древней свадебной песни Уэридадэ. Исследователи истории советской эпохи, ссылаясь на Ш. Ногмова, утверждали. что песня есть память о касожском предводителе Редеде, в память которого и поётся на свадьбах эта песня. Но Редедя Касожский был воин и логичнее было бы в его честь сочинения обычной героической песни-Л1ыхъужъ уэрэд. А учитывая, что практически любая религиозная доктрина узурпирует в первую очередь сочетание браков и похоронные обряды, то , следуя логике, получается, что свадебная песня Уэридадэ есть гимн восхваления в первую очередь учителя Ореды -того самого, упоминаемого в Чине как наставника!
Также крайне интересен обычай воздержания от еды -поста в Чине, как одном из признаков веры, от которой отрекается неофит православия. Из этнографии мы знаем о наличии таких постов у адыгов -например кхъуеяшхэ -сыроедение;, лымышх -отказ от мяса. Также наличие в черкесском языке полного спектра терминов поста на родном языке говорит о том, что этот обычай несомненно существовал у них и до принятия ислама и новые ритуалы были просто привнесены на место старых. Такие слова как нэщ1, хэщхьэж, щэращ и другие говорят об их широком применении ранее, до привнесения арабской терминологии в культуру черкесов. В данном случае составитель чина не имеет чётких данных -самобытный ли это обычай в вере черкесской и указывает -"по своему ли или заимствованному обычаю".
Также очень интересно упоминание в документе, что черкесы делят между собой и лечатся жиром приносимых в жертву животных -коз. И как тут не вспомнить , как наши мамы при простуде натирали нам грудь и спину козьим жиром и давали пить молоко с топлёным же козьим салом. Этот обычай перекликается также с древней черкесской пословицей " В вере есть исцеление -Ф1эщхъуныгъэм хущхъуагъэ хэлъщ"…
В любом случае -дальнейшее слово в исследовании "Чина отречения " должны сделать наши учёные- историки и филологи. Пользуясь же случаем, необходимо упомянуть человека, который дал свет этому уникальному документу. Это старший научный сотрудник Центра восточнохристианской культуры, кандидат исторических наук Ольга Чумичёва, которая обратила внимание на этот документ и сделала его первичное исследование в своей статье " ПАРАДОКСЫ «ЧЕРКАССКОЙ ВЕРЫ»: МЕЖДУ ИСЛАМОМ, ХРИСТИАНСТВОМ И ЯЗЫЧЕСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ".
В заключение хотелось бы обратить внимание на тот факт, что знатоки и исследователи различных конфессий эпохи Ивана Грозного, в лице церковных иерархов не допускали в отношении черкесской веры уничижительного определения "поганые языци", как называли в то время язычников или идолопоклонников, а добросовестно исследовав постулаты черкесской религии, присудили ей статус отдельной веры, включив его в список существующих конфессий, от которых отрекались и приходили к православию их представители , о чём и свидетельствует непосредственно сам документ. И наконец -непосредственно текст самого документа:
Аще ли будет от черкас приходящий к християнстей вере, рцы и сие.
(1) Отрицаюся всех черкасских самозаконных обычаев, их же навыкоша, истинных учителей не имущее, ни писания закона християнского своим их языком.
(2) Отрицаюся самоизволнаго их обычая, иже неведением, яко бусурманским обычаем, в день постятся, а в нощи ядят и пиют неудержанно.
(3) Отрицаюся богопротивнаго их произволения, и проклинаю, иже творят по вся лета, сходящееся в день св. пророка Илии, и закалают многия козлы, и кожи их с главами на шесты возстычют распялившее, и, мясо сварив, на столы поставляют вкупе и с питием, и подносят выспрь под кожи тыя, яко некое приношение Богу творити мнятся, и тако сами мясо ядят и питие пиют, сало же козлов тех разделяют на малыя части и врачуются им, яко святынею некоею.
(4) Отрицаюся и молбы их неудобныя, иже мнятся, яко благотворящее от препростия самочинием, дубовыя столпы поставляют во имя Божие и пречистой Богородицы и иных святых, у них же столпов молбы деюще, закалают волы и бораны и, сварив, то мясо ядят и питие пиют.
(5) Отрицаюжеся и проклинаю, иже неведением писания имут, яко саддукейский обычай, и по мертвецех вопль и кричание творят, и лица дерут, и ушеса своя режут.
(6) Отрицаюся и проклинаю черкасскую веру кабардинскую, и учителя их Ореду, и единомысленников и сообщников его окаянных, и все учение их проклятое, и нрав и обычай их еретической проклинаю.
(7) Отрицаюся и проклинаю, аще будут которыя и иныя богомерзския обычаи и ереси навыкли суть от бусурман, или от латин и прочих ересей, ведая или не ведая, волею или неволею, и всяких беззаконных дел, явленных и в тайне творимых непотребных Богу, и сия вся проклинаю, и отвращаюся и отрицаюся тех, и сочетаваюся истинному и единому Богу.
не допускали в отношении черкесской веры уничижительного определения «поганые языци», как называли в то время язычников или идолопоклонников, а добросовестно исследовав постулаты черкесской религии, присудили ей статус отдельной веры, включив его в список существующих конфессий,
Ну, так, ещё бы! Не думаю, что царь мог позволить себе жениться на «поганой язычнице».
По правде сказать эти обнаруженные исторические факты,-ещё раз подтверждают
мои догадки и выводы о хронологии развития Адыгов во 2 тысячелетии.Явственно видно из „отречений что, Адыге не имели идеализированную, массовую концепцию к одной из вер., их вероубеждения были набором и христианских, и исламских, и языческих постулатов.На ряду с этим, распространение православия по русским
(славянским)землям,-началось именно с земель Адыгов, то бишь с северного
причерноморья, с бывших греческих колоний! Сами же Адыге к тому моменту были напрочь повязаны скифскими язычеством;“и закаляют многие козлы, и кожы их с главами на шесты возстычают.,»и ушеса своя режут.К Монахам и проповедникам, как и к христианским таки мусульманским, Адыге в массе своей относились как и сейчас,-терпимо, не обижали, взирая на них преимущественно с материалистических позиций.
С Исламом Адыге начали знакомится всё ж раньше 18 века, это однозначно,-в период дисантирования Турков в Крым., а это по моему было немного раньше времени вышеизложенных отречений.Исламизировавшиеся Турки предлагали Ислам для принятия,-в ультимативной форме, и свободолюбивые Адыге относились с недоверием к ним… В конечном итоге стычки с объединённым Крымским ханством,-вынудило Адыгов в 14-15v, ретироваться на восточные склоны Кавказа!
Да, и по моему эти Отречения дают ясность относительно Царя Иоанна и Марии(Кущеней), и зарождению от них дворянского рода Черкасских и иных, внесших свою лепту становление государства Российского!!!
Там все это расписано
Желал, желаю и всегда буду желать,
И вам и нам и всей планете друг в друга больше не стрелять!
А.Н.Калмыков :)
Поехал как то навестить приятеля в Жако(КЧР), вот подъезжаю к повороту, гляжу,-бензазаправка! Думаю, долью немного… Зарулил плавно под колонку, остановил машину и., понёс деньги оператору! Открылось окошко и., я увидел одутловатое лицо черкеса, как то торжественно и недоумённо смотревшего мимо меня, в сторону моей Волги! Что то в сердце моём ёкнуло., медленно обернувшись смотрю; Волга моя медленно катиться, набирая скорость, вперёд!!!
Куда она., всё что я смог произнести.Волга с разгона врезалась в отгораживающий бензазаправку,-бордюр и завалилась не естественно задрав зад!
Оператор черкес вышедший из своих „опортоментв, мне торжественно заявил; тут многие так ездят! Прейдя в себя я понял что заправка стоит под уклон… Слушай, говорю,-предупреждать надо! Как., говорит пузач, с настораживающим блеском в глазу… А зыунагуара, напиши плакат какой, кричу.
Следующую оставшуюся часть дня занимался извлечением своей Волги, из весьма неудобной ситуации… Оператор же сидел на своём потрёпанном стуле и с удовольствием созерцал действо!
Признаюсь, это всё не много потрясло мою концепцию археологическо-антрапологическо -культурно-этнографического заселения земли!
Однако не много поразмыслив, я всё ж сумел адаптировать данный материал…
Авторы так же утверждают якобы Славяне населявшие эти древние города были потомками Ариев и вышли из территории сегодняшней Европы.Далее утверждается в докфильме что, эти же потомки Ариев заложили начало уникальной науки,-Веды(Ведической науки).А основанием к утверждению сопричастности к Ведам, послужил практически анегдотический случай;
Приглашённые в советские времена, в советские вузы,-студенты из Индии, с удивление обнаружили что многие слова современного русского языка,-в точности совпадают с словами Санскрита! На основе этого родилась так же концепция
Индоевропейских народов… Агэ, вот до этих пор я пожалуй со всем соглашусь!
А не соглашусь я с тем что, авторы утверждают, буд то все остальные культуры, в том числе и Месопотамская,- берёт начало от той самой Индоевропейской культуры! Здесь я уже не соглашаюсь., простите а откуда тогда взялись ваши Арии в Европе? Согласно всеобщей концепции, соотносяшейся и со Святыми писаниями, следует: Человек начал свое шествие по Земле,-из одного места.Да, да да., с этим согласны большинство учёных мира, и по моему это место и есть Синай.
Далее Человек начал шествие вдоль доступных Мередианов, затем, по мере овладения Огнём и Железом,-на север.Примечательно что, этот путь был в сотни тысяч лет, а затем при овладении Железа, Человек бувлаьно в несколько тысяч лет заселил всю оставшуюся площадь земли… Соответственно этой гепотизы, заселение Европы было,-одним из этапов заселения Земли, заселение, которому дали жизнь более ранние, южные культуры.
Да, находятся на Севере и стоянки Первобытного Человека, однако это было до Ледникового периода!
А вот на сколько Древний мир был сублимирован, по моему вполне ясно передаёт звучание фамилии сегодняшнего Министра обороны России, вполне понятное Адыгскому уху! По моему убеждению фамилия Шойгу состоит из дух компонентов,-Щех Гу., то есть самец оленя., лерых, лещ жиу ра!
Шойгу происходит от старой славянской фамилии, а отец его был вроде алтайский охотник, вот и делай теперь выводы сикуащыж!