Черкесы

Доклад представленный Исмаилом Беданоком, вице-президентом Лиги Нерусских Народов России, на III Конгрессе Союза Народов в Лозанне (Швейцария) 29 июня 1916 г

До того, как приступить к изложению и объяснению требований черкесского народа, пережившего такие страдания за сохранение своей свободы и национального существования, я считаю необходимым, с целью лучшего понимания упомянутых требований, дать небольшой исторический очерк способов и методов, используемых Россией для завоевания Черкесии.

С глубокой древности Кавказ являлся страной, в которой, в географических зонах, формируемых многочисленными горами и крупными реками, пересекающими страну, мирно проживали несколько народов.

Несмотря на разнообразие рас и религий, Кавказ является одной из редких стран мира, где имело место крайне небольшое количество ужасов внутренних и религиозных войн. Регион, расположенный подобно взваленной на спину лошади Швейцарии, между континентами Азии и Европы, в силу собственного географического положения, а также идеала свободы своего населения, воспрепятствовал и остановил множество нашествий, отвратив, таким образом, несчастия, угрожавшие жителям Азии и Европы.

Мы, кавказцы, испокон веков спокойно жили под сенью нашей свободы, в то время как остальное человечество было раздираемо различными войнами.

Во время Ивана Грозного, Петра Великого и Екатерины II, Московская империя увеличила число завоевательных войн, ведшихся в направлении востока и юга. В качестве оправдания своего империализма и натиска на юг, руководители русской политики приводили необходимость получения выходов и портов на теплых морях. Войны против шведов и крымских татар, принесли им подобные порты и сообщения с Западным миром и Средиземноморьем. Таким образом, следуя их же собственной логике, а также в случае, если бы русские были искренни в своих аргументах относительно необходимости иметь порты для импорта и экспорта, им давно уже следовало бы прекратить их завоевания.

Тем не менее, этого не произошло, и московский империализм продолжил с еще большим ожесточением продвигаться на юг, в сторону Кавказа.

Иван Грозный совершил первые московские набеги на Северный Кавказ. Петр Великий захотел вмешаться в дела Грузии, а Екатерина II, заключила в 1783 г. с грузинским царем договор о союзе, для того, чтобы иметь возможность вторгнуться в Грузию.

На сегодняшний день, исследуя оккупацию Россией Кавказа, невозможно найти ни одного логической причины, оправдывающей подобное завоевание и порабощение проживающих там народов, идеал свободы и человеколюбия которых, был предметом восхищения древних греков и римлян, также как и всех тех современных авторов, которые писали о народах Кавказа.

Могут ли московиты утверждать, что они вторглись на Кавказ, потому что эта страна была необитаема? Нет, поскольку в течение всех времен, эта страна была населена народами, принадлежащими к кавказской расе. В этом отношении, согласны друг с другом все историки. Могут ли они утверждать, что пришли на Кавказ во имя Западной цивилизации, цивилизации, под прикрытием которой, были действительно совершены преступления против многих наций? Нет! Социальная структура московитов, ни коим образом не была более развитой, по сравнению с социальной структурой народов Кавказа, несмотря на усилия, предпринимаемые московитами для того, чтобы приблизится к народам Запада и вопреки бесчисленным препятствиям, чинимым ими прогрессу народов Кавказа.

Все честные авторы, изучившие мир московитов и мир кавказцев, включая даже простых путешественников, посетивших две страны, единодушно утверждают, что русские московиты не имеют оснований присвоить себе имя цивилизаторов.

Могут ли, на сегодняшний день, московиты сказать, что их предки предали Кавказ огню и мечу по экономическим причинам? Могут ли они утверждать, как японцы, китайцы и немцы, что по причине плотности населения, эмиграция, или приобретение колоний, было необходимым? Никогда, поскольку у московитов, оккупирующих сегодня больше чем пол Европы, плотность их европейского населения не превышает 20 жителей на квадратный километр.

Могут ли московиты утверждать, что они были вынуждены завоевать Кавказ, потому что другие империалистические державы хотели захватить эту страну и угрожать существованию европейской России? Также нет, так как завоевание русскими Кавказа, совпадает именно с наиболее сильным упадком Оттоманской и Персидской империи.

Из вышеприведенного краткого очерка следует, что русские московиты не в состоянии привести ни одного легального и логического довода, оправдывающего завоевание ими Кавказа. Московитов подтолкнула к этому завоеванию та болезнь отдельных народов, которые никогда не бывают сыты, никогда не испытывают покоя до тех пор, пока национальное и политическое существование их соседей не является уничтоженным. Современный язык, вследствие присущего ему эвфемизма, называет эту болезнь словом «империализм». Таким образом, войны, которые вели русские против мирной страны, под названием Кавказ, представляют собой преступление против человечества, которые, каждый истинно цивилизованный человек, должен всемерно осуждать. Их господство в этой стране, где они все уничтожили и раздавили, является противоправным актом и несправедливостью, которые Западный мир обязан устранить.

Фактическое завоевание Черкесии русскими, началось в 1760 г. Наподобие всех маленьких, неимпериалистических народов, а также небольших античных греческих республик, у Черкесии не было регулярной армии. Таким образом, русским армиям удалось легко проникнуть в центр Черкесии, разделить страну на две части и обосноваться в верховьях рек Кубань и Терек. Этот первый удар, разделил Черкесию на две части: Западную и Восточную Черкесию, которые, отныне, были лишены возможности оказать друг другу помощь в деле сохранения их национальной свободы.

Получив это преимущество, русские попытались покончить с двумя частями одной страны с помощью интриг и гражданской войны, спровоцировать которую они стремились всеми средствами. Не стеснялись они и в выборе средств; таких, как деньги и почетные звания, для того, чтобы подвести некоторых князей под русское влияние, амнистия, предоставляемая ими всем тем преступникам и бандитам, которым удавалось скрыться от правосудия их страны. Московиты организовали эти банды, состоящие из преступников, объявленных вне закона в их собственных странах, включали в эти банды всех тех, кто был в чем-либо не в ладах с правосудием, и, поставив их под командование офицеров-московитов, посылали их грабить мирные приграничные окрестности. Села были разгромлены, имущество разграблено, жители перебиты или уведены в рабство. Подобные боевые методы применялись московитами с 1760 по 1864 г., роковой даты, когда последний оплот кавказской независимости, – Западная Черкесия, – оказалась в руках московитов.

В течение одного века, московиты продолжали применять свои методы завоевания и уничтожения людей. Несколько раз, они хотели одновременно завоевать эти две части Верхнего Кавказа, сформировав, с этой целью, крупные армии, насчитывающие в своем составе несколько сот тысяч человек. Положение, которым они обладали с самого начала завоевания, позволяло им использовать свои силы то в восточном, то в западном направлениях, не давая возможности двум частям Верхнего Кавказа прийти на помощь друг другу. Грузия и другие части Закавказья, находились под господством русских с 1801 г. С этой даты, русские окончательно обосновались в Грузии, несмотря на договора, заключенные московитами с грузинскими царями.

Черкесия была разделена две части русской армией, оккупировавшей верховья долин Кубани и Терека. Она была изолирована от внешнего мира Черным морем и Закавказьем, оказавшимся в руках московитов. К 1829 г., это отчаянная ситуация еще более ухудшилась. С этого времени, между огромной московской империей и двумя частями Верхнего Кавказа началась та ожесточенная и беспощадная борьба, которая продолжалась до 1864 г. Упомянутая борьба является уникальным случаем в истории, как по своей продолжительности и суровости, так и с точки зрения диспропорциональности сил участвующих в ней сторон. С одной стороны, империя, насчитывающая 80 миллионов населения, использующая все свои людские ресурсы, а с другой, построенные по аристократическому и теократическому принципу небольшие республики, с населением в 2 миллиона человек, граждане которых шли на смерть для сохранения своей свободы и своего национального существования.

Восточная Черкесия связала свою судьбу с Дагестаном. Духовные вожди организовали государства различных народов, таких как чеченцы, кабардинцы, кумыки, аварцы, лезгины, с успехом воевавшие против московитов, в то время как в Западной Черкесии, армии были сформированы небольшими республиками, построенными по аристократическому принципу. Этим армиям удалось изгнать русских по ту сторону Кубани.

В период между 1829-1864 гг., борьба носила крайне ожесточенный и интенсивный характер. Было бы чрезвычайно интересно рассмотреть и определить основные факторы, позволявшие кавказцам оказывать столь длительное и ожесточенное сопротивление. В течение этого времени, московиты применяли крупные армии, также как и организованные ими банды. Упомянутый период, характеризуется уничтожением населения, осуществленным регулярными армиями и т. н. приграничными бандами. После каждого боя, мы, черкесы, хоронили больше женщин и детей, чем подлинных воинов. Этот факт является непреложным: во всех битвах, имевших место в долинах Зеленчука и Лабы, женщины и дети уничтожались русскими армиями. Те из этих несчастных, кто сумел избежать смерти от штыков московитов, умирали от голода и нищеты в горах.

Западный мир, в лице европейских путешественников, рискнувших проникнуть в эти опустошенные войной страны, был глубоко тронут этой героической защитой и убийствами. Англичане и французы рассказали цивилизованному миру о неравной и ожесточенной борьбе, ведущейся в горах Черкесии (Тайбу де Марини).

Все были согласны в том, что благородство, верность и щедрость были свойствами слабой стороны, в то время как у сильной стороны, наблюдалась лишь жестокость, зверство, нарушение данного слова. Представители западного и цивилизованного мира, выражали нам лишь платоническое сочувствие, они во всеуслышание заявляли, что московиты проливали слишком много крови в горах Кавказа, и что следовало бы покончить с этой резней. Члены Черкесских комитетов, принятые в Лондоне и Париже, получили заверение о вмешательстве, с целью положить конец этой, длящейся около века войне. За словами не последовало дел, и война продолжалась с еще большим ожесточением.

Около 1835 г., в северо-восточной части, одному из духовных вождей удалось сплотить вокруг себя все народы Кавказа: чеченцев, кумыков, лезгин, аварцев и др. В Западной Черкесии, тот же самый феномен объединения, имел место вокруг аристократических вождей. Было ясно, что единый дух преданности делу и жертвенности, воодушевляет всех черкесов и дагестанцев, и что время интриг и расколов осталось в прошлом. Московиты видели ясно, что для победы над этими маленькими и героическими народами, необходимо было пойти на огромные жертвы. Они воспользовались передышкой, которую получили до 1853 г., после падения Наполеона I. Тем не менее, за этот период, им так и не удалось справиться ни с Шамилем, ни с западными черкесами. После Крымской войны, заключив мир с западными державами, московиты сконцентрировали все свои усилия против Шамиля, победить которого им удалось в 1858 г.

Западная Черкесия, продолжала вести борьбу, несмотря на все неудачи и несчастья. Ни падение Шамиля, ни переживаемые ей всевозможные лишения, не смогли подорвать храбрость ее сынов, сопротивлявшихся подобно скалам родных гор. Период между 1858 и 1864 гг., был временем наибольших жестокостей русских. Неспособные проникнуть в сердце страны в результате побед своих армий, русские изобретают бесчеловечные средства. Осадив и изолировав от внешнего мира народ, насчитывающий полтора миллиона человек, русские препятствуют ввозу в Черкесию соли и наиболее элементарных медикаментов, для женщин, детей и раненных. Всевозможные материальные лишения, нескончаемые битвы, физически истощили мужчин, женщин и детей, и во время боев лета 1864 г., победа осталась за московитами, которые, проникнув в Черкесию, совершили вместе со своими регулярными армиями и бандами наиболее жестокие зверства XIX века. Все те, кто попал в руки русских во время вторжения, или после несчастливых сражений, были казнены или выселены в центральную Россию и Сибирь. Остальных преследовали, гнали в сторону Черного моря, где они, набитые в утлые лодки, были отданы на милость бурных волн. Вот каким образом, Россия вышвырнула за пределы их собственной родины 750 тысяч жителей Западной Черкесии, не признав за ними никакого права на их движимое или недвижимое имущество. Резни и насильственного изгнания избежали лишь те, кто сумел отступить к ледникам.

Современный цивилизованный мир, всегда проклинает римских императоров Тита и Веспасиана, изгнавших народ Израиля с родины их предков, и рассеявших его по четырем краям Римской империи. В XIX веке, московиты совершили еще более отвратительное деяние, рассеяв народ, единственная вина которого заключалась в том, что он хотел сохранить свою политическую и национальную свободу. Почему же тогда, сознательное и гуманное человечество, не выражает нам свое сочувствие по поводу наших несчастий, бед и уничтожения, угрожающих нам в течение века?

Россия возобновила эти же действия в 1877 г., когда воспользовавшись случаем, предоставленным ей русско-турецкой войной, выбросила за пределы Черкесии, в тех же условиях, что и в 1864 г., еще 100 тысяч человек.

Окончательно обосновавшись в стране, московиты заставили черкесов спуститься в долины, и рассеяли их, в малых количествах, повсюду, для того, чтобы уничтожить национальный характер ее обитателей. Остатки этого героического народа, оказавшие сопротивление всем европейским и азиатским нашествиям, обладают лишь правом возделывать землю, которая, принадлежа их предкам, перешла, ныне, в собственность русского государства или потомков тех офицеров, которые отличились в истреблении черкесского народа. Не удовлетворяясь этим, они продолжали даже в мирное время преследовать этот народ-мученик.

После своего обоснования, русская администрация «одаряла» черкесов лишь «благом» постоянного чрезвычайного положения. Западной Европе хорошо известно, что русские законы отнюдь не блещут либерализмом. Московиты не предоставляют нам право пользоваться даже этими законами, заставляя нас жить под страхом чрезвычайного положения. Совершенно очевидно, что в условиях этого постоянного осадного положения, невозможна ни индивидуальная свобода, ни, тем более, свобода национальная. Таким образом, на сегодняшний день, нам, черкесам XX века, невозможно развиваться в соответствии с нашими обычаями, традициями и национальными устремлениями.

С помощью этого чрезвычайного положения, русскому правительству удалось уничтожить всех личностей, или все общественные слои, способные служить предводителями черкесскому народу. Первоначально, атаке подверглась аристократия, которая исчезла благодаря интригам, сомнительным вознаграждениям, разврату, тюрьме и ссылке, кинжалу и яду, исходя из индивидуального характера или положения жертвы. Московиты полагали, что, оставшись без моральных предводителей в результате обеднения аристократии, черкесский народ, как по волшебству, растает сам собой. Этого, тем не менее, не произошло, так как живучесть черкесского народа велика. На сегодняшний день, народ управляется своими религиозными предводителями и интеллектуалами, обучавшимися в западных университетах.

В настоящее время, именно они и является предметом нападений московитов. Кадии, избирались народом, поручавшим им ведение духовных дел, а также благотворительность и образование. Сегодня, московиты препятствуют выборам наших духовных предводителей, и, в некоторых случаях, назначают нам сами государственных кадиев.

Черкесский интеллигент, знакомый с западным миром, является анафемой для русских. Он бы никогда не мог располагать свободно своим временем, находится в связях со своими соотечественниками, попытаться поднять их духовный и интеллектуальный уровень. Под каким-либо предлогом, он был бы немедленно удален или депортирован.

Московиты изобретают новые средства истребления, словно всех этих репрессий, препятствий и несправедливостей было недостаточно для уничтожения народа, в результате вековых войн и вынужденных депортаций уже потерявшего три четверти своего населения. «Щедрость» московитов избавила нас от обязательной воинской службы, но как только начинается война с внешним врагом, черкесский народ заставляют снарядить семь кавалерийских полков, вооруженных и экипированных за свой счет. Эти люди, возможно, являясь хорошими кавалеристами, не имеют ни малейшего понятия о современной войне, артиллерии и вооружении, которыми, в настоящее время, пользуются европейские армии. Представьте себе людей, обладающих рыцарским характером, с гордостью и мировоззрением рыцарей XV века, оказавшихся в современных армиях, вооруженных автоматическими ружьями, пулеметами, скорострельными пушками. Я хочу вас спросить, что сказал и подумал бы западный мир о правительстве, поступающем подобным образом? Что поделаешь! Несчастные сыны Черкесии, находились в таком положении во время русско-японской войны. И сегодня, в этой злосчастной Мировой войне, разрывающей большую часть человечества, они находятся в таком же положении.

Как и все мусульмане, черкесы не употребляют алкоголь, и поэтому, чисто черкесские общины, запрещают продажу алкоголя в пределах их территорий. В силу целого ряда причин, русские придерживаются противоположных нравов. Первоначально, русские агенты официально заявляли, что этот запрет идет вразрез общих законов империи, ссылаясь на убытки, которые, вследствие самого этого факта, несет русская казна. Все эти софизмы, скрывали, однако, другую идею, о которой они не осмеливались открыто говорить. А именно то, что этот запрет общинных властей, препятствует физическому и моральному отравлению черкесского народа. И вот, используя эти софизмы, русские открыли трактиры для продажи этого нечистого алкоголя, являющегося причиной вырождения как отдельных личностей, так и целых народов.

До прихода русских на Кавказ, туберкулез и сифилис были неизвестны на Кавказе. Моральное и физическое состояние людей было превосходным, а порочные поступки являлись исключительной редкостью. А сейчас, русские находят несправедливым то, что мы недовольны ими.

Исходя из того, что оккупация Кавказа русскими, в соответствии с международным и гуманитарным правом, является несправедливостью и неравенством;

Принимая во внимание нарушение наиболее элементарных прав личностей и народов, открыто совершаемое правительством московитов;

Принимая во внимание очевидную и действительную несостоятельность цивилизации и современного правительства московитов, претендующих на роль поборников западной цивилизации в этой части мира;

Принимая во внимание, что народы Кавказа издревле населяют эту страну, соответственно являющуюся их национальным наследием;

Принимая во внимание моральное единство всех народов Кавказа, единство, существовавшее всегда, и которое существует также и в наше время;

Принимая во внимание этнографическое единство большинства народов Кавказа – грузин, черкесов, лезгин;

Принимая во внимание религиозное единство большинства из них – черкесы, лезгины, тюрко-татары;

Принимая во внимание реальные способности, проявленные черкесами во всех отраслях человеческой деятельности, в качестве офицеров, администраторов, писателей, путешественников, артистов и т.д.;

Принимая во внимание огромную силу, проявленную черкесским народом как во время защиты своей родной земли и своих национальных свобод, так и в сопротивлении русской ассимиляции;

Принимая во внимание, что черкесский народ, с родственными ему племенами, все еще составляет крепкое ядро, состоящее из полтора миллиона человек, занимая наиболее богатую часть Кавказа, как с точки зрения сельскохозяйственных и лесных культур, так и с точки зрения минеральных и гидрографических ресурсов;

Принимая во внимания все эти обстоятельства, одни важнее других, сотрудничество черкесского народа с московитским элементом в единой политической агломерации, стало нетерпимым и невозможным.

Таким образом, черкесский народ требует от Англии, уже интересовавшейся его судьбой в 1856 и 1864 годах; от Франции, имевшей честь провозгласить права человека; от Соединенных Штатов Америки, позволяющей свободное развитие всех личностей; от Швейцарской конфедерации, оказавшей нам сегодня столь щедрое гостеприимство, которая, по целому ряду причин, похожа на нашу страну; от всех их, в конечном итоге, черкесский народ требует справедливой оценки мучений, которым он подвергается в течение века, а также того, чтобы он был освобожден от московского ига, стремящегося к его полному уничтожению.



Compte rendu de la IIIme Conférence des Nationalités réunie а Lausanne 27-29 juin 1916. Publié par l’Office centrale de l’Union des Nationalités, Lausanne, 1917, p. 89-96.


© Кавказ Online 


Комментарии 1

  1. Практически все то же самое он мог бы сказать и почти столетие спустя, т.е. сегодня - увы, но мало что изменилось.  И так же впустую, к сожалению.

    Последние публикации

    Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

    Подписаться

    Здравствуйте!
    Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

    Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.