Из истории черкесско-еврейских взаимоотношений

Черкесов и евреев объединяет похожая историческая судьба. В результате национальной катастрофы большинство черкесов, как и евреи, вынуждены были покинуть свою историческую родину.

Основатель сионистского движения Теодор Герцль (в центре)Евреи – один из древних народов, населяющих Кавказ, история которого насчитывает 2500 лет (1). По своей этнической характеристике (исторической, геополитической, религиозной, культурно-ментальной, психологической и т.д.) евреи Кавказа представляют собой промежуточное звено между западными и восточными евреями. Известный израильский историк И. Давид выделил следующие черты, характеризующие евреев Кавказа:

1) кавказские евреи не являются ни сефардийцами, ни ашкеназийцами, представляя собой особый этнос, возникший на основе иберийско-кавказской геополитической и полиэтнолингвистической среды;

2) под «евреями Кавказа» подразумеваются в обобщенном плане все те евреи, которые родились на Кавказе или прибыли на Кавказ и прожили там свою жизнь, независимо от страны происхождения (с данным тезисом И. Давида вряд ли можно согласиться, т.к. евреями Кавказа считают прежде всего горско-еврейское население, проживающее на Кавказе тысячелетиями – Ж.К.);

3) для евреев Кавказа религия как общественно-мировоззренческий феномен является не культурной самоцелью, так сказать, религией для религии и во имя религии, а выражением многовековой отцовской традиции, сохраняемой в недрах коллективного сознания;

4) религиозный ритуал евреев Кавказа, несмотря на некоторую схожесть с сефардийским, являет собой в основном самостоятельно сформировавшийся ритуал кавказско-еврейских общин;

5) философия истории евреев Кавказа – это смысл многовековой эволюции данного еврейства, смысл того самого экзистенциального фактора, который обусловил его развитие и становление (2).

Первые еврейские переселенцы появились в пределах Кавказа в IV-V вв. до н.э. Среди горских евреев бытует предание о переселении их предков после разрушения Первого Храма и о происхождении их от «10 потерянных израильских колен». На Северном Кавказе массовое появление евреев отмечается с I в. до н.э., главным образом, в греческих колониях на территории проживания меотов – древних предков черкесов. Значительное их количество находилось на Таманском полуострове – важнейшем торгово-экономическом центре Причерноморья.

В период раннего средневековья еврейская эмиграция в пределы Северного Кавказа увеличивается, главным образом, из Византии и Ирана. В VI–VIII вв. они начинают играть значительную роль в образовавшемся Хазарском государстве, которое занимало значительную часть Северного Кавказа. Влияние евреев в Хазарском каганате настолько усиливается, что с VIII в. его государственной религией становится иудаизм.

Основная часть «черкесских» евреев проживала традиционно на Таманском полуострове. Черкесские князья, по своей ментальности далекие от торговли, с удовольствием отдавали приоритет в торговых делах еврейским и другим купцам и оказывали им покровительство.

Первым евреем, чья личность находит отражение в истории Кабарды, был Куденет (начало XV в.). Он являлся сподвижником Кабарды Тамбиева – известного черкесского политического деятеля, с чьим именем связывается закрепление за восточночеркесскими землями названия Кабарда (3). Родовой герб Куденетовых и по сей день напоминает звезду Давида (4). Благодаря женитьбе на дочери Кабарды Тамбиева, Куденет получил высший дворянский титул Черкесии – тлекотлеш. В сословной иерархии кабардинцев Куденетовы занимали третье место после князей* Тамбиевых.

Весьма интересными являются сведения итальянского географа и этнографа Джорджио Интериано (2-я половина XV в.) о роли евреев в культурной жизни черкесов. Согласно его данным, евреи занимались составлением документов, относящихся к экономической и политической деятельности в Черкесии (5).

В конце XV в. заметной политической фигурой, крупным коммерсантом и владельцем генуэзской фактории Матрега в Крыму являлся Захария де Гизольфи (по русским материалам – Захария Гургуруис) – сын знатного генуэзского еврея Симона де Гизольфи и дочери черкесского князя Безока Бика-ханум. Он состоял в переписке с Иваном III и в документах фигурирует как «жидовин», «евреин» (6).

В 1483 и 1487 г. Захария с проезжавшими через Кафу купцами и через своего человека отправлял в Москву Ивану III письма с предложением перейти на русскую службу и получил от царя приглашение приехать в Москву (7). Однако, видимо, Захария не хотел переезжать в Москву, его целью было с помощью Ивана III утвердиться на Тамани. Как отмечал Л.И. Лавров:

«Дальновидный Иван III, охотно принимавший к себе на службу иноземных князей, был заинтересован в Захарии как деятельном и образованном человеке, имеющем связи в Западной Европе, в Крыму и на Северо-Западном Кавказе (Черкесии) и хорошо знающем крымско - турецко - черкесские дела» (8).

Иван III в марте 1485 г. направил в Крым русскому послу Шеину приказ всячески содействовать переезду Захарии на Русь. Он велел просить Менгли-Гирея послать «в Черкассы к тому Захарии своих двух человек, которые знают от Черкасс полем к Москве, а велел бы там своих людям того Захарию таманского князя из Черкасс приводити до меня» (9).

В сентябре 1489 г. Иван III отправил к Захарии посла Никифора Доманова с сообщением о месте и времени, где его будут ждать люди великого князя (10). В мае 1491 г. из Крыма пришли вести, что Доманов не смог выполнить указаний Ивана III, так как Захария вынужден задержаться в связи со сложной обстановкой в Причерноморье. Главную причину Доманов видел в противоречии между Захарией и османским султаном (11).

Возможно, через Захарию черкесские князья, пережившие недавно османское нашествие, пытались заключить союз с Москвой против Османской империи. Этим объясняется его видимое нежелание переезда в Москву, а лишь обращение за помощью, а также независимая позиция по отношению к султану. Захария как образованный человек, видный политический деятель мог вполне воспользоваться черкесскими князьями для своих дипломатических целей.

Переписка Ивана III с Захарием де Гизольфи отражает важный период в истории русско-черкесских отношений. В начале XVI в. Захария де Гизольфи переходит на службу к Менгли-Гирею (12). До 1505 г. Захария упоминается среди крымских князей, которым посылались литовские «поминки», что свидетельствует о высоком его положении при дворе Менгли-Гирея. Одновременно с переходом Захария к Менгли-Гирею улучшаются крымско-черкесские отношения и становятся на время союзническими.

Большой интерес представляет описание еврейской общины Черкесии, данное Эвлия Челеби (1-я половина XVII в.):

«...Они обитают у подножия Абхазских гор, среди неприступных скал и дремучих лесов. Это народ ремесленный, невоинственный. Их по крайней мере десять тысяч, и нет у них вождей и правителей. Только в каждом стойбище имеется по одному - два человека управителей, достойных и отличаемых (называемых) «такаку», то есть священниками... Они не ведут торговли ни с одним народом, а также не смешиваются ни с каким иным племенем. Не берут оттуда девушек и (сами) не дают. С людьми другого народа они не делят трапезу... Они также не едят ни кур, ни свиней. Не едят они и те продукты и съестные припасы, которые берут у кого-нибудь.

А гостю они оказывают исключительное внимание и ничего у них не крадут. Крови не проливают и не ходят на войну. Меду и сыру они не едят, когда у них есть для еды бобы, горох, просяная каша. Они не едят мяса зарезанных ножом животных. Только в тех случаях, когда нет иной пищи, они режут и едят жирную скотину.

У них много овец, ягнят и коров, а свиней нет. Пьют эти люди медовуху, а бузы не пьют... Они оказывали хану безграничное уважение, однако сопровождающего войска не прислали, ибо не являются воинами... В двух часах пути на берегу реки Гиага – стоянка Мамшух наподобие крепости: вокруг нее – благоустроенное, неприступное селение азбаре. Отсюда в трех часах пути – река Уль, далее, еще в двух часах, река Серали, затем река Уарп. Эти три реки начинаются в горах Чакал в земле абхазов, текут на восток и падают в большую реку Кубань. В этих местах кончается страна Мамшуха» (13).

Принадлежность мамшухов к древнейшей еврейской общине на Кавказе можно подтвердить следующими доводами.** В отличие от черкесов, мамшухи не воинственны, занимались ремеслом – основным занятием евреев на Кавказе на протяжении тысячелетий. Мамшухи – замкнутая община, ее представители не завязывали родственных отношений с соседними народами, как и другие еврейские группы. жили автономно, не испытывая беспокойства и притеснений со стороны черкесов, хотя размещались глубоко на их территории. Они не ели свинину, которая в иудаизме является запретной. В отношении курятины Эвлия Челяби привел неверную информацию: евреям в пищу разрешалось употреблять курятину, но резать кур могли только специальные люди иудейской общины – резники «такаку».

У мамшухов не было религиозных книг. В данном случае уместным является замечание И. Давида о том, что кавказско-еврейское этническое ядро сформировалось до создания и редактирования Талмуда, т.е. является предталмудическим еврейством (14). Черкесы называли членов общины «чуфуд» – евреи. Ошибочными являются выводы некоторых историков отождествляющих мамшухов с черкесами. Так Н.Г. Волкова полагала что такаку – это социальная группа черкесов, связанная с религиозными культами. Заметим, что в истории черкесов никогда не фиксировались подобные социальные группы. Однако можно допустить факт перехода части евреев на черкесский язык ввиду длительного проживания среди черкесов.

С проникновением на Северный Кавказ российской администрации произошел переход в российское подданство нескольких сот черкесоязычных евреев, принадлежавших к исчезнувшей группе мамшухов – потомков древнего еврейского населения Западного Кавказа (15).

Новый этап черкесо-еврейских взаимоотношений связан с советским периодом истории нашей страны. В 1925 г. в Нальчике начинает издаваться горско-еврейский вариант газеты «Карахалк», печатавшийся на еврейско-татском языке древнееврейским квадратным шрифтом. Редактором являлся Ханой Ифраимов (16). В своем выступлении на третьем пленуме ЦИК КБАО (26 июля 1925 г.) глава Кабардино-Балкарии Б.Э. Калмыков предложил предоставить горско-еврейскому поселку около Нальчика автономные права, что было реализовано в том же году17. Первым председателем исполкома горско-еврейской автономии стал Арон Левиев. В 1938 г. автономия горских евреев была ликвидирована, и горско-еврейский поселок вошел в административные границы г. Нальчика.

Добрососедские черкесо-еврейские взаимоотношения продолжались и в трудные годы Великой Отечественной войны. Фашисты преследовали еврейское население Северного Кавказа, как и в остальных оккупированных районах. В течение сентября было расстреляно 470 горских евреев – женщин, стариков и детей в с. Богдановка Моздокского района Северной Осетии, 6000 евреев – в районе Кавминвод. К сожалению, приходится констатировать и участие в карательных акциях некоторой части населения данных районов, что наблюдалось и в других зонах оккупации германской армии. В конце октября 1942 г. немецко-фашистские войска захватили г. Нальчик, и на территории республики был установлен жестокий оккупационный режим.

С приближением фашистов большая часть трехтысячного горско-еврейского населения Нальчика сумела эвакуироваться. Многим из оставшихся помогло спастись соседнее население: с угрозой для собственной жизни некоторые кабардинцы принимали их в свои семьи, объявляли родственниками и единоплеменниками. В мемориальном музее Катастрофы и героизма европейского еврейства в годы Второй мировой войны «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся многочисленные письменные свидетельства жителей Нальчикской горско-еврейской общины о беспримерном мужестве и благородстве кабардинцев, спасших евреев от неминуемой гибели (18).

Черкесов и евреев объединяет и похожая историческая судьба. В результате национальной катастрофы большинство черкесов, как и евреи, вынуждены были покинуть свою историческую родину. В данных условиях исключительную роль в сохранении национального самосознания черкесов играет выработанный на достаточно высоком уровне свод национального этикета – Адыгэ Хабзэ. Аналогичную роль играл иудаизм в сохранении самобытности еврейского народа на всем протяжении его истории.

 

Источник: Научные труды по иудаике. Материалы XVII Международной ежегодной конференции по иудаике. Том I. Академическая серия. Вып. 30. М.: 2010. с. 394-400.

Примечания

(1) Давид И. История евреев Кавказа. Тель Авив. С. 25.

(2) Давид И. История евреев Кавказа. С. 29.

(3) Гадло А.В. Предыстория Приазовской Руси. СПб., 2004. С. 316.

(4) Бгажноков Б.Х. К вопросу о возникновении и рубежных территориях Черкесии // Исторический вестник. Нальчик, 2006. Вып. 3. С. 36-37.

(5) Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 47.

(6) По мнению исследователей, Захария Гизольфи был генуэзцем еврейского происхождения (Голубинский Е, История русской церкви. Т. II. М., 1900. С. 889; Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 397; Огородников Вл. Иван III и зарубежные евреи // Сборник статей в честь Д.А. Корсакова. Казань, 1913. С. 63-75; Краснов М. Просветители Кавказа // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Вып. V. Ставрополь, 1913. С. 3; Гессен Ю. История еврейского народа в России. Т. I. Петроград, 1916. С. 24-28.

(7) Зевакин Е.С., Пенчко Н.А. Очерки по истории генуэзских колоний на западном Кавказе в XIII и XV в. // Ист. зап. Т. III. 1938. С. 128-129.

(8) Лавров Л.И. К истории русско-кавказских отношений XV в. // Ученые записки Адыгейского НИИ истории. 1957. Т. П. С. 25.

(9) Сборник РИО. Т. 41. С. 73.

(10) Сборник РИО. С. 77.

(11) Сборник РИО. С. 114.

(12) Сборник РИО. С. 309.

(13) Челеби Эвлия. Книга путешествия. М., 1982. С. 54.

(14) Давид И. История евреев. С. 29.

(15) Народы России. Евреи. Москва // БРЭ. 1994. С. 154.

(16) Карахалк. Нальчик, 1925. 19 июля. № 556. С. 3.

(17) ЦГАКБР. Ф. Р-2. Оп. 1.Д. 28. Л. 10.

(18) Мурзаханов Ю.И. Горско-еврейская община в годы Великой Отечественной Войны // Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной Войны (к 60-летию Великой Победы). Нальчик, 2005. С. 85.

kavkazoved.info

Фото (http://www.noa-international.com/HEREIAM.html): Фото демонстрируется в кадре израильского фильма "Я здесь!" (HERE I AM - The Story of the Caucasus Spirit).

Примечания ah:

*Князьями ("пщы") в Кабарде были только местные отрасли черкесских Иналидов. Кроме того, князьями были "хануко" - крымские Чингизиды-Гираи, многие из которых подолгу жили у своих черкесских родственников и воспитателей. Тамбиевы и Куденетовы  - тлелкотлеши (наивысшая степень дворянства).

**"Мамшухами" Челеби скорее всего назвал черкесское владение Махош в восточном Закубанье.


Комментарии 32

  1. местный  30 мая 2015, 21:36 0

    ссылка на кавказовед?!
     

  2. Diomedes  30 мая 2015, 21:53 0

    КавказоЕды, конечно, не лучшая ссылка, но статья с их ресурса.

    Кстати, хотя, итальянский (генуэзский) род де Гизольфи вроде бы действительно еврейского происхождения, но это была очень давняя история к моменту описываемых событий. В XV в Симеон де Гизольфи вряд ли был большием "евреем", чем Куденетовы в XIX в. 

    То что мамшухи - евреи, указано в энциклопедии НАРОДЫ РОССИИ, но, скорее всего, это недоразумение при переводе и речь о черкесах-махошевцах, которые и в XIX в на общем черкесском фоне не выделялись особой воинственностью (хотя княжеская фамилия их была очень и очень дерзкая), но это если сравнивать с соседями.

    Евреев и черкесов действительно многое связывает, особенно если поднимать историю сионизма и первых еврейских поселенцев из Европы в Палестине, - там много интересных моментов. Еще интереснее, что первая попытка еврейской алии была при черкесских мамлюках и с полного их одобрения. Жаль, что вопрос мало исследован. Во всяком случае - на русском работ я не помню.

     

    Фотка зачетная:  https://youtu.be/6fY9eUzOaPM - примерно на 7-30

  3. Щ1алэф1  31 мая 2015, 08:14 0

    Я не историк, но где-то читал, что когда умерла мать еврейского царя Давида, то для ее похорон он купил пещеру у Хетов. Думаю, что соприкосновение Черкесов и Евреев исчисляется тысячилетиями. Может кто-то меня поправит!?

    Махуэф1хэр Тхьэм къывит? 

  4. Diomedes  31 мая 2015, 16:44 0

    Щ1алэф1, Хетты (неситы) это все-таки не черкесы, хотя у нас и есть, скорее всего, некая "родственная" связь по линии протохеттов (хаттов).

    Красавица и умница Батшеба (Вирсавия), жена царя Давида и мать царя Соломона, была, видимо, хеттеянка. Насколько помню Танах, о ее происхождении ничего нет, но она вдова храброго хеттеянина Урии, одного из военоначальников армии Давида, и там очень грязная история. Чуть-ли не самый популярный библейский псалом посвящен покаянию Давида за совершенную им гнусность.

    Так что неудивительно, если Вирсавию похоронили у родни (ничего об этом в тексте не помню, к сожалению). Кстати, купающаяся обнаженная красотка Вирсавия - один из любимых библейских сюжетов у европейских художников, уже примерно полтысячелетия)))

    Империя Хатти какое-то время контролировала Палестину, отбив ее у Египта. К моменту еврейского завоевания Иисуса Навина, небольшие хеттские анклавы там еще оставались. Они сыграли свою роль в еврейском этногенезе. Однако, все это очень темный вопрос, напрямую черкесов не касающийся.

  5. Щ1алэф1  31 мая 2015, 22:42 0

    Diomedes! Спасибо за уточнение. Но хотел все таки обратить внимание, что на данный момент, только у Черкесов в лексиконе осталось имена, фамилии, в обращении про Хетов. Если бы не было близко-родственных отношений между Хетами и Адыгами, то эти слова и фамилии до сих пор бы канули бы в неизвестность. Самый простой пример- У хэт уэ?- (Ты Хет?), хэтхэ урей?-(Ты из Хетов), хьет жегъэ1э-(Пусть знают, что ты Хет!) Фамилии - Хатков-сын Хетов, Хатуов- Хет, Хатутов=Хьэт1ут1 у майкопских Черкесов! Может я не прав? Махуф1хэр Тхьэм къыуит!

  6. Diomedes, ты забыл упомянуть такой замечательный эпизод черкесо-еврейских отношений как уничтожение израилем черкесских селений в районе Голанских высот. Но к чему вспоминать такой пустяк когда у нас с евреями "так много общего", правда?

  7. z, во-вторых, это не моя статья - вопросы к автору.

    А во-первых, про "еврейско-черкесские" войны я не слышал, зато было несколько арабо-израильских, как всем известно. Не имея собственной субъектности - всегда являешься пушечным мясом для "больших парней" и первой жертвой в их разборках. Так было, так есть и так будет.

    Голаны - отличный пример того, чего стоят фразы типа "черкесы не занимаются политическими спекуляциями" на крутом повороте - не занимаетесь? - ОК, поволочетесь за колесницей других или будете раздавлены колесницей третьих. Те у кого нет своей корысти - не могут иметь политики, а корысти нет только у ничтожеств. Теперь вспомните, сколько недоумков, часто седых, до сих повторяют: "черкесы не занимаются политикой". - Это те, кому надо будет не забыть сказать спасибо, во время очередной бойни.

    Напомню, что черкесские общины штата Нью-Джерси в США и Нидерландов - это именно голанские черкесы. Им дали возможность организованно переселиться всем вместе на выбор в эти страны - вернее их переселили. Тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло, потому что это куда лучше, чем остаться жить в Машрике. Трагедия Бир-Аджама на сирийских Голанах, 3 года назад, тому лишь очередное подтверждение. И никакой Израиль тогда не потребовался, арабы сами управились, с обеих сторон: что "алавиты", что "истинные мусульмане", не правда-ли?

    Скоро придет и черед Иордании, где королевская династия, с которой черкесы так привыкли носиться, давно держится за счет позиции Израиля, если кто не в курсе. Машрик - не тот регион, где стоит пускать корни, их все равно вырвут - черкесы там временно и время это заканчивается на наших глазах. Лишь бы не перепачкались в этом дегте настолько, что потом не смогут отмыться. 

    Я сейчас "крамольную" мысль скажу: если бы ВСЕХ черкесов Машрика переселили бы тогда в США, а не только голанских, изъявивших такое желание, -  я был бы только рад. Лучше иметь одного своего конгресмена в Вашингтоне, чем 16 вахтеров в черкесках в Аммане.

  8. Мухамед  04 июня 2015, 12:17 0
    Diomedes:

    z, во-вторых, это не моя статья - вопросы к автору.

    А во-первых, про "еврейско-черкесские" войны я не слышал, зато было несколько арабо-израильских, как всем известно. Не имея собственной субъектности - всегда являешься пушечным мясом для "больших парней" и первой жертвой в их разборках. Так было, так есть и так будет.

    Голаны - отличный пример того, чего стоят фразы типа "черкесы не занимаются политическими спекуляциями" на крутом повороте - не занимаетесь? - ОК, поволочетесь за колесницей других или будете раздавлены колесницей третьих. Те у кого нет своей корысти - не могут иметь политики, а корысти нет только у ничтожеств. Теперь вспомните, сколько недоумков, часто седых, до сих повторяют: "черкесы не занимаются политикой". - Это те, кому надо будет не забыть сказать спасибо, во время очередной бойни.

    Напомню, что черкесские общины штата Нью-Джерси в США и Нидерландов - это именно голанские черкесы. Им дали возможность организованно переселиться всем вместе на выбор в эти страны - вернее их переселили. Тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло, потому что это куда лучше, чем остаться жить в Машрике. Трагедия Бир-Аджама на сирийских Голанах, 3 года назад, тому лишь очередное подтверждение. И никакой Израиль тогда не потребовался, арабы сами управились, с обеих сторон: что "алавиты", что "истинные мусульмане", не правда-ли?

    Скоро придет и черед Иордании, где королевская династия, с которой черкесы так привыкли носиться, давно держится за счет позиции Израиля, если кто не в курсе. Машрик - не тот регион, где стоит пускать корни, их все равно вырвут - черкесы там временно и время это заканчивается на наших глазах. Лишь бы не перепачкались в этом дегте настолько, что потом не смогут отмыться. 

    Я сейчас "крамольную" мысль скажу: если бы ВСЕХ черкесов Машрика переселили бы тогда в США, а не только голанских, изъявивших такое желание, -  я был бы только рад. Лучше иметь одного своего конгресмена в Вашингтоне, чем 16 вахтеров в черкесках в Аммане.

    Согласен со всем сказанным!

  9. http://www.youtube.com/watch?v=50By01L7uzY&sn

    2:00 - 2:30

  10. Tikun o lam  06 июня 2015, 22:44 0

    http://www.youtube.com/watch?v=v9EnQGDvfM4

  11. Статья интересная. Много фактов. Вообще, мне нравится подход Кагазежева-он ищет темы, которых наши историки либо вообще раньше не касались, либо не исследовали достаточно скрупулезно, например, его диссер на тему Иналидов. Но в статье очень мало пояснений, а некоторые выводы вообще без этих самых пояснений кажутся нелепыми. Например, утверждение, что черкесы называли членов общины чуфуд, то есть евреи. Ну что за бред? Черкесы не называли и не называют евреев чуфуд. Это крымско-татарское слово, оно действительно означает еврей. Но эта цитата дается по Эвлие Челеби, который путешествовал по Черкесии в 17 веке. И хотя его мать была абхазка, ни черкесского, ни абхазского языка он не знал. Он был турецким чиновником, который был в Черкесии с так сказать, деловым визитом. Как ему общаться с местным населением? Прально, через переводчиков из числа черкесов. С кем больше всего контактировали черкесы того времени? Прально, с крымскими татарами, и, соответственно, владели их языком (язык врага знать необходимо!!) какой язык ближе всего к турецкому? Крымско-татарский. На каком языке с Челеби говорили его переводчики? На крымско-татарском. Вот почему Челеби написал, что черкесы называют евреев чуфуд, потому что черкесы пытались объяснить кто живет в общине на более-менее понятном собеседнику языке. Но в турецком нет слова чуфут. Еврей по турецки- мусеви. Поэтому он записал это слово как черкесское, ибо оно было для него незнакомым, как и другие слова. Кстати, это и проблема перевода тоже. Все мы пользуемся официальными переводами с османского, а не оригинальным текстом Челеби. Поэтому, допускаю, что и Кагазежев просто доверился академическому изданию перевода на русский язык, хотя, как ученый, он не должен принимать на веру все подряд.

    И потом, слово такаку, обрядовые резчики животных в общине. Ну как так, я один вижу в нем слово "тхьэлъэ1у"?! У черкесов по сей день во время тхьэлъэ1у режут животных. А Челеби как своим ухом услышал, так и записал, особенно с учетом того, что писал он арабскими буквами. Кагазежев замечательно владеет черкесским, мог бы дать подробные пояснения, предложить вариант объяснения термина, а не ограничиваться безапелляционным утвержден тем об ошибочности выводов Волковой.

    В общем, есть повод для полемики)))

  12. Беслан  27 июня 2015, 10:40 0

    Мухамед, 100 % согласен и поддерживаю! Дорогу осилит идущий,  сидеть на обочине и блеять - это задыхаться в чужой пыли и в кронце-концов быть раздавленным чужой телегой! 

  13. Ракка  19 июля 2015, 01:38 0

    А есть ли вообще условно "чистокровные" черкесы? Куденетовы - евреи, Богарсуковы -  армяне Вагаршакяны, Меретуковы - имеретины, Дауровы - абхазы, Карабетовы - черкесогаи Карапетовы, Кубовы и Кубашичевы - дагестанцы, и так далее, и тому подобное....

  14. Paul Shewgen  19 июля 2015, 10:59 0
    Ракка:

    А есть ли вообще условно "чистокровные" черкесы? Куденетовы - евреи, Богарсуковы -  армяне Вагаршакяны, Меретуковы - имеретины, Дауровы - абхазы, Карабетовы - черкесогаи Карапетовы, Кубовы и Кубашичевы - дагестанцы, и так далее, и тому подобное....

    А когда Богарсуковы и Карабетовы представлялись черкесами? черкесогаями ,а на данный момент они уже лет сто как армяне. Кубовы и Кубашичевы первый раз слышу о такой фамилии.Дауровы из абазин и что тут удивительного.Куденетовы- вымерли,но была такая легенда о их происхождении. "Чистокровные" черкесы таких нет,чистокровные нации есть, но они либо страдают кузинными браками,либо живут в амазонии.

  15. къэбардэ  20 июля 2015, 10:24 0

    Paul Shewgen, почему Куденетовы вымерли? полно в Кабарде Кундетовых?

  16. Paul Shewgen  20 июля 2015, 17:56 0
    къэбардэ:

    Paul Shewgen, почему Куденетовы вымерли? полно в Кабарде Кундетовых?

    Т.е. это потомки княжеского рода Куденетовых? думаю ,что нет, в 20 веке кабардинские политструктуры зачистили хорошо, наверное 20% населения уничтожили.Сомневаюсь.Что касается статьи, автор  фамилию Куденетовых втиснул в еврейство на основе гескаграммы на родовом гербе?))Если так ,то уведомляю - гексаграмма присутствует  за долго до иудаизма ,её использовали вДревней Греции,Древнем Египте, Индии(знак индуизма гексограмма с точкой или  кругом в центре).Для черкесов ближе мамлюки, мода на украшения мечетей, текстов и пр. звёздами(шестиконечными и восьмиконечными) появилась как раз в период Бурджитов (начало 15 века).Именно массовое украшение появилось в период Египетских Мамлюков, но в исламском творчестве гексограмма была задолго до них. 

     

  17. Кундетхэ это не княжеский род (пщы), а "первостепенных дворян" (тлекотлеш).

    То что патриарх рода Кундет был евреем-чужестранцем, отличившимся храбростью и сноровкой (что-то там с традиционным переплыванием бурной реки гна коне и пр. - чем-то напоминает сказ про Сэусырыкъуэ и Адиюх) и потому женившимся на дочери тлекотлеша Кабарды Тамбиева, жившего в XV в, записано в XVIII-XIX вв. Насколько слышал, некоторыми современными Куденетовымы это родовое предание ныне отрицается, но оно широко бытовало 200 лет назад, раз записано иностранцами, посетившими Черкессию (минимум двумя). 

    Учитывая, что семейные предания вещь деликатная , сложно сказать, что здесь правда, а что нет, но, скорее всего, данная легенда относительно правдива по сути (патриарх рода - еврей, породнившиейся с черкесским знатным родом), а вот романтические и героические детали могут быть и позднейшими кружевами по скатерти - слишком много бродячих мотивов: от переплытия бурного потока до темы с разрезанием шкуры на полоски для выделения земли (где только это в черкесских преданиях не встречается) .

    За достоверность легенды говорит то, что 200 лет назад такое происхождение точно не счаталось престижным, так что не было смысла его себе приписывать. Это не случай с князьями (пщы) Иналидами из Идаровых-Черкасских, которые приписали себе происхождение от мамлюкского черкесского султана Египта и Сирии, противореча всем прочим родословиям Иналидов, зафиксированным в XVIII-начале XIX вв. Вот это было чистой воды вранье и понятно для чего - престиж и выгоды очевидны.

    В случае Куденетовых - все ровно наоборот.

  18. Ракка  20 июля 2015, 20:01 0

    Богарсуковы и Карабетовы представлялись черкесами

    __________________________________________________

    А как же княжеская династия махошевцев - Богарсуковы. А Карабетовы - живут в Хатажукае, и армянами себя не считают как раз лет сто..))

  19. Paul Shewgen  20 июля 2015, 20:05 0
    Diomedes:

    Кундетхэ это не княжеский род (пщы), а "первостепенных дворян" (тлекотлеш).

    То что патриарх рода Кундет был евреем-чужестранцем, отличившимся храбростью и сноровкой (что-то там с традиционным переплыванием бурной реки гна коне и пр. - чем-то напоминает сказ про Сэусырыкъуэ и Адиюх) и потому женившимся на дочери тлекотлеша Кабарды Тамбиева, жившего в XV в, записано в XVIII-XIX вв. Насколько слышал, некоторыми современными Куденетовымы это родовое предание ныне отрицается, но оно широко бытовало 200 лет назад, раз записано иностранцами, посетившими Черкессию (минимум двумя). 

    Учитывая, что семейные предания вещь деликатная , сложно сказать, что здесь правда, а что нет, но, скорее всего, данная легенда относительно правдива по сути (патриарх рода - еврей, породнившиейся с черкесским знатным родом), а вот романтические и героические детали могут быть и позднейшими кружевами по скатерти - слишком много бродячих мотивов: от переплытия бурного потока до темы с разрезанием шкуры на полоски для выделения земли (где только это в черкесских преданиях не встречается) .

    За достоверность легенды говорит то, что 200 лет назад такое происхождение точно не счаталось престижным, так что не было смысла его себе приписывать. Это не случай с князьями (пщы) Иналидами из Идаровых-Черкасских, которые приписали себе происхождение от мамлюкского черкесского султана Египта и Сирии, противореча всем прочим родословиям Иналидов, зафиксированным в XVIII-начале XIX вв. Вот это было чистой воды вранье и понятно для чего - престиж и выгоды очевидны.

    В случае Куденетовых - все ровно наоборот.

    Как мог попасть еврей-воин в Черкесию? В Крыму  были остатки Хазарского каганата ,но иудеи там не занимались воинскими делами у них более интересные ниши(политика,торговля)-иудаиму противоречит замысел убийства человека.Но в 20 веке с этим положением справились.Какие есть ещё  известные легенды о происхождении Инала? Всегда считал её  вполне правдивой,если учесть,что мамлюки и их родственники свободно посещали Египет и возвращались обратно в Черкесию.

  20. Paul Shewgen,

    1) Судя по легенде, на коне,  А так - сегодня вряд ли кто ответит, но Черкессия всегда была страной связанной со степью и морем, рядом стояли огромные города татар и итальянцев, там были еврейские общины. Но, повторюсь, откуда нам через шесть веков знать? - Есть только зафиксированное в документах рубежа XVIII/XIX вв предание, есть красивая легенда, записанная иностранными агентами. Это все что известно. И вряд ли когда-нибудь будет известно больше.

    2) Инал Нэху был четвертым поколением в Черкессии, его род правил Хегайком (Шефаками) из Шанджира. Похоронен на Кавказе. 

    Ашраф Инал похоронен в Каире и там же лежит его сын. Ничего общего, даже даты активности не совпадают. Но князья Черкасские притянули за уши эту историю и в России они официально были признаны потомками султана Ашрафа Инала, а не своего предка из Хегайка, как вся их родня в Черкессии.

  21. Ришелье  20 июля 2015, 20:48 0

    Хорошо бы с современными евреями черкесам наладить кооперацию. У страны выживающей столько лет во враждебном окружении есть чему поучиться.

  22. Paul Shewgen  20 июля 2015, 20:52 0
    Diomedes:

    Paul Shewgen,

    1) Судя по легенде, на коне, а так - сегодня вряд ли кто ответит, как и зачем он попал, но Черкессия всегда была странной связанной со степью и морем, рядом стояли огромные города татар и итальянцев, там были еврейские общины. Но, повторюсь, откуда нам через шесть веков знать? - Есть только зафиксированное в документах рубежа XVIII/XIX вв предание, есть красивая легенда, записанная иностранными агентами. Это все что известно.

     

    2) Инал Нэху был четвертым поколением в Черкессии, его род правил Хегайком (Шефаками) из Шанджира. Похоронен на Кавказе. 

    Ашраф Инал похоронен в Каире и там же лежит его сын. Ничего общего, даже даты активности не совпадают. Но князья Черкасские притянули за уши эту историю и в России они официально были признаны потомками султана Ашрафа Инала, а не своего предка из Хегайка, как вся их родня в Черкессии.

    1)То что Куденетов еврей не согласен.Только благодаря Ротшильдам в восточной Европе начали организовывать молодых  отошедших от иудаизма,для самообороны от всяких черносотенцев и сбора налога для Палестины.Но эта молодёж уходила совсем от иудаизма в другие идеологии с головой,чаще всего радикальные.До этого периода евреев было "безопасно" бить.убивать и грабить, потому что положение в религии было не убий,которое в 20 веке элегентно перешло  в "не можешь убить умышленно".Поэтому евреи и мечтали о големах и прочих существах ,которые их защитят убивая вместо них.В общем,это философия истину только Всевышний знает.

    2)Справедливо.

  23. Paul Shewgen  20 июля 2015, 21:04 0
    Ракка:

    Богарсуковы и Карабетовы представлялись черкесами

    __________________________________________________

    А как же княжеская династия махошевцев - Богарсуковы. А Карабетовы - живут в Хатажукае, и армянами себя не считают как раз лет сто..))

    В смысле Болотоковы  от которых пошли Бехгарсоко ,как и все потомки Инала,были армянами?))) Карабетовы с Хатажукая случайно приехали не с Суворова-черкесского? 

  24. Paul Shewgen  20 июля 2015, 21:32 0

    Почитал немного про Богарсуковых черкесогаев .Черкесы удручают, свои соплеменники без порток гоняли, но людей с деньгами примечали и земли продавали.Как говорится "бабло побеждает зло", со своего до костей кожу снимем, а чужой с деньгами будет братом.Теперь черкесо-гаи были наравне с дворянами, понимаю это уже рассказы на могиле "мёртвого льва".Но всё же,думаю за столетия ничего не изменилось.Выхожу из дисскусии.

    «Отцы наши, хотя рожденные и воспитанные закубанью, но чуждые свойственного горцам своевойства и безначалия, вполне постигали благие цели Русского Правительства, а потому не только сами охотно служили видам онаго, но еще старались по возможности склонять к тому горцев, у коих вообще пользовались они известностию и уважением, а особенно предки из нас Бороха Борсукова, которые более 200 лет тому назад приобретя на речке Абине землю богатую лесами и угодиями, на расстоянии более 20 верст спокойно сами владели ею, как неприкосновенною собственностью и которою владеет на таких правах Борох Борсук с двумя братьями своими Асланом и Пшемафом». Примерно те же временные сроки (1650–1660 гг.) появления своего рода в Закубанье (Черкессии) указывали Богарсуковы и позже в семейном предании, выводя себя из константинопольских армян, переехавших в Крым, а затем и на Северо-Западный Кавказ. В Черкессии они были приравнены к знатнейшим фамилиям. «Мы вышеозначенные Закубанские Армяне Аслан, Борок, Пшемаф и Гапак Богорсуки объявляем теперь, что как мы, так и предки наши до сего времени пользовались между Шапсугами всеми правами и преимуществами местному дворянству предоставленными. Фамилия наша издревле дворянством, духовенством и народом тако же точно была почитаема как и известная дворянская шапсугская фамилия Аббат».

  25. къэбардэ  21 июля 2015, 11:47 0
    Diomedes:

    2) Инал Нэху был четвертым поколением в Черкессии, его род правил Хегайком (Шефаками) из Шанджира. Похоронен на Кавказе. 

    Ашраф Инал похоронен в Каире и там же лежит его сын. Ничего общего, даже даты активности не совпадают. Но князья Черкасские притянули за уши эту историю и в России они официально были признаны потомками султана Ашрафа Инала, а не своего предка из Хегайка, как вся их родня в Черкессии.

    Почему вы рассматриваете только Инала Ашрафа? Черкесский исследователь Аднан Калмыков рассмотрел 9 Иналов живших в это время в Египте и он вывел что один из них - Инал Ал-Хаким - вернулся на родину (на Кавказ) и он может быть тем самым Инал Нэху.

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.