Из истории черкесско-еврейских взаимоотношений
Черкесов и евреев объединяет похожая историческая судьба. В результате национальной катастрофы большинство черкесов, как и евреи, вынуждены были покинуть свою историческую родину.
Евреи – один из древних народов, населяющих Кавказ, история которого насчитывает 2500 лет (1). По своей этнической характеристике (исторической, геополитической, религиозной, культурно-ментальной, психологической и т.д.) евреи Кавказа представляют собой промежуточное звено между западными и восточными евреями. Известный израильский историк И. Давид выделил следующие черты, характеризующие евреев Кавказа:
1) кавказские евреи не являются ни сефардийцами, ни ашкеназийцами, представляя собой особый этнос, возникший на основе иберийско-кавказской геополитической и полиэтнолингвистической среды;
2) под «евреями Кавказа» подразумеваются в обобщенном плане все те евреи, которые родились на Кавказе или прибыли на Кавказ и прожили там свою жизнь, независимо от страны происхождения (с данным тезисом И. Давида вряд ли можно согласиться, т.к. евреями Кавказа считают прежде всего горско-еврейское население, проживающее на Кавказе тысячелетиями – Ж.К.);
3) для евреев Кавказа религия как общественно-мировоззренческий феномен является не культурной самоцелью, так сказать, религией для религии и во имя религии, а выражением многовековой отцовской традиции, сохраняемой в недрах коллективного сознания;
4) религиозный ритуал евреев Кавказа, несмотря на некоторую схожесть с сефардийским, являет собой в основном самостоятельно сформировавшийся ритуал кавказско-еврейских общин;
5) философия истории евреев Кавказа – это смысл многовековой эволюции данного еврейства, смысл того самого экзистенциального фактора, который обусловил его развитие и становление (2).
Первые еврейские переселенцы появились в пределах Кавказа в IV-V вв. до н.э. Среди горских евреев бытует предание о переселении их предков после разрушения Первого Храма и о происхождении их от «10 потерянных израильских колен». На Северном Кавказе массовое появление евреев отмечается с I в. до н.э., главным образом, в греческих колониях на территории проживания меотов – древних предков черкесов. Значительное их количество находилось на Таманском полуострове – важнейшем торгово-экономическом центре Причерноморья.
В период раннего средневековья еврейская эмиграция в пределы Северного Кавказа увеличивается, главным образом, из Византии и Ирана. В VI–VIII вв. они начинают играть значительную роль в образовавшемся Хазарском государстве, которое занимало значительную часть Северного Кавказа. Влияние евреев в Хазарском каганате настолько усиливается, что с VIII в. его государственной религией становится иудаизм.
Основная часть «черкесских» евреев проживала традиционно на Таманском полуострове. Черкесские князья, по своей ментальности далекие от торговли, с удовольствием отдавали приоритет в торговых делах еврейским и другим купцам и оказывали им покровительство.
Первым евреем, чья личность находит отражение в истории Кабарды, был Куденет (начало XV в.). Он являлся сподвижником Кабарды Тамбиева – известного черкесского политического деятеля, с чьим именем связывается закрепление за восточночеркесскими землями названия Кабарда (3). Родовой герб Куденетовых и по сей день напоминает звезду Давида (4). Благодаря женитьбе на дочери Кабарды Тамбиева, Куденет получил высший дворянский титул Черкесии – тлекотлеш. В сословной иерархии кабардинцев Куденетовы занимали третье место после князей* Тамбиевых.
Весьма интересными являются сведения итальянского географа и этнографа Джорджио Интериано (2-я половина XV в.) о роли евреев в культурной жизни черкесов. Согласно его данным, евреи занимались составлением документов, относящихся к экономической и политической деятельности в Черкесии (5).
В конце XV в. заметной политической фигурой, крупным коммерсантом и владельцем генуэзской фактории Матрега в Крыму являлся Захария де Гизольфи (по русским материалам – Захария Гургуруис) – сын знатного генуэзского еврея Симона де Гизольфи и дочери черкесского князя Безока Бика-ханум. Он состоял в переписке с Иваном III и в документах фигурирует как «жидовин», «евреин» (6).
В 1483 и 1487 г. Захария с проезжавшими через Кафу купцами и через своего человека отправлял в Москву Ивану III письма с предложением перейти на русскую службу и получил от царя приглашение приехать в Москву (7). Однако, видимо, Захария не хотел переезжать в Москву, его целью было с помощью Ивана III утвердиться на Тамани. Как отмечал Л.И. Лавров:
«Дальновидный Иван III, охотно принимавший к себе на службу иноземных князей, был заинтересован в Захарии как деятельном и образованном человеке, имеющем связи в Западной Европе, в Крыму и на Северо-Западном Кавказе (Черкесии) и хорошо знающем крымско - турецко - черкесские дела» (8).
Иван III в марте 1485 г. направил в Крым русскому послу Шеину приказ всячески содействовать переезду Захарии на Русь. Он велел просить Менгли-Гирея послать «в Черкассы к тому Захарии своих двух человек, которые знают от Черкасс полем к Москве, а велел бы там своих людям того Захарию таманского князя из Черкасс приводити до меня» (9).
В сентябре 1489 г. Иван III отправил к Захарии посла Никифора Доманова с сообщением о месте и времени, где его будут ждать люди великого князя (10). В мае 1491 г. из Крыма пришли вести, что Доманов не смог выполнить указаний Ивана III, так как Захария вынужден задержаться в связи со сложной обстановкой в Причерноморье. Главную причину Доманов видел в противоречии между Захарией и османским султаном (11).
Возможно, через Захарию черкесские князья, пережившие недавно османское нашествие, пытались заключить союз с Москвой против Османской империи. Этим объясняется его видимое нежелание переезда в Москву, а лишь обращение за помощью, а также независимая позиция по отношению к султану. Захария как образованный человек, видный политический деятель мог вполне воспользоваться черкесскими князьями для своих дипломатических целей.
Переписка Ивана III с Захарием де Гизольфи отражает важный период в истории русско-черкесских отношений. В начале XVI в. Захария де Гизольфи переходит на службу к Менгли-Гирею (12). До 1505 г. Захария упоминается среди крымских князей, которым посылались литовские «поминки», что свидетельствует о высоком его положении при дворе Менгли-Гирея. Одновременно с переходом Захария к Менгли-Гирею улучшаются крымско-черкесские отношения и становятся на время союзническими.
Большой интерес представляет описание еврейской общины Черкесии, данное Эвлия Челеби (1-я половина XVII в.):
«...Они обитают у подножия Абхазских гор, среди неприступных скал и дремучих лесов. Это народ ремесленный, невоинственный. Их по крайней мере десять тысяч, и нет у них вождей и правителей. Только в каждом стойбище имеется по одному - два человека управителей, достойных и отличаемых (называемых) «такаку», то есть священниками... Они не ведут торговли ни с одним народом, а также не смешиваются ни с каким иным племенем. Не берут оттуда девушек и (сами) не дают. С людьми другого народа они не делят трапезу... Они также не едят ни кур, ни свиней. Не едят они и те продукты и съестные припасы, которые берут у кого-нибудь.
А гостю они оказывают исключительное внимание и ничего у них не крадут. Крови не проливают и не ходят на войну. Меду и сыру они не едят, когда у них есть для еды бобы, горох, просяная каша. Они не едят мяса зарезанных ножом животных. Только в тех случаях, когда нет иной пищи, они режут и едят жирную скотину.
У них много овец, ягнят и коров, а свиней нет. Пьют эти люди медовуху, а бузы не пьют... Они оказывали хану безграничное уважение, однако сопровождающего войска не прислали, ибо не являются воинами... В двух часах пути на берегу реки Гиага – стоянка Мамшух наподобие крепости: вокруг нее – благоустроенное, неприступное селение азбаре. Отсюда в трех часах пути – река Уль, далее, еще в двух часах, река Серали, затем река Уарп. Эти три реки начинаются в горах Чакал в земле абхазов, текут на восток и падают в большую реку Кубань. В этих местах кончается страна Мамшуха» (13).
Принадлежность мамшухов к древнейшей еврейской общине на Кавказе можно подтвердить следующими доводами.** В отличие от черкесов, мамшухи не воинственны, занимались ремеслом – основным занятием евреев на Кавказе на протяжении тысячелетий. Мамшухи – замкнутая община, ее представители не завязывали родственных отношений с соседними народами, как и другие еврейские группы. жили автономно, не испытывая беспокойства и притеснений со стороны черкесов, хотя размещались глубоко на их территории. Они не ели свинину, которая в иудаизме является запретной. В отношении курятины Эвлия Челяби привел неверную информацию: евреям в пищу разрешалось употреблять курятину, но резать кур могли только специальные люди иудейской общины – резники «такаку».
У мамшухов не было религиозных книг. В данном случае уместным является замечание И. Давида о том, что кавказско-еврейское этническое ядро сформировалось до создания и редактирования Талмуда, т.е. является предталмудическим еврейством (14). Черкесы называли членов общины «чуфуд» – евреи. Ошибочными являются выводы некоторых историков отождествляющих мамшухов с черкесами. Так Н.Г. Волкова полагала что такаку – это социальная группа черкесов, связанная с религиозными культами. Заметим, что в истории черкесов никогда не фиксировались подобные социальные группы. Однако можно допустить факт перехода части евреев на черкесский язык ввиду длительного проживания среди черкесов.
С проникновением на Северный Кавказ российской администрации произошел переход в российское подданство нескольких сот черкесоязычных евреев, принадлежавших к исчезнувшей группе мамшухов – потомков древнего еврейского населения Западного Кавказа (15).
Новый этап черкесо-еврейских взаимоотношений связан с советским периодом истории нашей страны. В 1925 г. в Нальчике начинает издаваться горско-еврейский вариант газеты «Карахалк», печатавшийся на еврейско-татском языке древнееврейским квадратным шрифтом. Редактором являлся Ханой Ифраимов (16). В своем выступлении на третьем пленуме ЦИК КБАО (26 июля 1925 г.) глава Кабардино-Балкарии Б.Э. Калмыков предложил предоставить горско-еврейскому поселку около Нальчика автономные права, что было реализовано в том же году17. Первым председателем исполкома горско-еврейской автономии стал Арон Левиев. В 1938 г. автономия горских евреев была ликвидирована, и горско-еврейский поселок вошел в административные границы г. Нальчика.
Добрососедские черкесо-еврейские взаимоотношения продолжались и в трудные годы Великой Отечественной войны. Фашисты преследовали еврейское население Северного Кавказа, как и в остальных оккупированных районах. В течение сентября было расстреляно 470 горских евреев – женщин, стариков и детей в с. Богдановка Моздокского района Северной Осетии, 6000 евреев – в районе Кавминвод. К сожалению, приходится констатировать и участие в карательных акциях некоторой части населения данных районов, что наблюдалось и в других зонах оккупации германской армии. В конце октября 1942 г. немецко-фашистские войска захватили г. Нальчик, и на территории республики был установлен жестокий оккупационный режим.
С приближением фашистов большая часть трехтысячного горско-еврейского населения Нальчика сумела эвакуироваться. Многим из оставшихся помогло спастись соседнее население: с угрозой для собственной жизни некоторые кабардинцы принимали их в свои семьи, объявляли родственниками и единоплеменниками. В мемориальном музее Катастрофы и героизма европейского еврейства в годы Второй мировой войны «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся многочисленные письменные свидетельства жителей Нальчикской горско-еврейской общины о беспримерном мужестве и благородстве кабардинцев, спасших евреев от неминуемой гибели (18).
Черкесов и евреев объединяет и похожая историческая судьба. В результате национальной катастрофы большинство черкесов, как и евреи, вынуждены были покинуть свою историческую родину. В данных условиях исключительную роль в сохранении национального самосознания черкесов играет выработанный на достаточно высоком уровне свод национального этикета – Адыгэ Хабзэ. Аналогичную роль играл иудаизм в сохранении самобытности еврейского народа на всем протяжении его истории.
Источник: Научные труды по иудаике. Материалы XVII Международной ежегодной конференции по иудаике. Том I. Академическая серия. Вып. 30. М.: 2010. с. 394-400.
Примечания
(1) Давид И. История евреев Кавказа. Тель Авив. С. 25.
(2) Давид И. История евреев Кавказа. С. 29.
(3) Гадло А.В. Предыстория Приазовской Руси. СПб., 2004. С. 316.
(4) Бгажноков Б.Х. К вопросу о возникновении и рубежных территориях Черкесии // Исторический вестник. Нальчик, 2006. Вып. 3. С. 36-37.
(5) Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 47.
(6) По мнению исследователей, Захария Гизольфи был генуэзцем еврейского происхождения (Голубинский Е, История русской церкви. Т. II. М., 1900. С. 889; Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 397; Огородников Вл. Иван III и зарубежные евреи // Сборник статей в честь Д.А. Корсакова. Казань, 1913. С. 63-75; Краснов М. Просветители Кавказа // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Вып. V. Ставрополь, 1913. С. 3; Гессен Ю. История еврейского народа в России. Т. I. Петроград, 1916. С. 24-28.
(7) Зевакин Е.С., Пенчко Н.А. Очерки по истории генуэзских колоний на западном Кавказе в XIII и XV в. // Ист. зап. Т. III. 1938. С. 128-129.
(8) Лавров Л.И. К истории русско-кавказских отношений XV в. // Ученые записки Адыгейского НИИ истории. 1957. Т. П. С. 25.
(9) Сборник РИО. Т. 41. С. 73.
(10) Сборник РИО. С. 77.
(11) Сборник РИО. С. 114.
(12) Сборник РИО. С. 309.
(13) Челеби Эвлия. Книга путешествия. М., 1982. С. 54.
(14) Давид И. История евреев. С. 29.
(15) Народы России. Евреи. Москва // БРЭ. 1994. С. 154.
(16) Карахалк. Нальчик, 1925. 19 июля. № 556. С. 3.
(17) ЦГАКБР. Ф. Р-2. Оп. 1.Д. 28. Л. 10.
(18) Мурзаханов Ю.И. Горско-еврейская община в годы Великой Отечественной Войны // Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной Войны (к 60-летию Великой Победы). Нальчик, 2005. С. 85.
Фото (http://www.noa-international.com/HEREIAM.html): Фото демонстрируется в кадре израильского фильма "Я здесь!" (HERE I AM - The Story of the Caucasus Spirit).
Примечания ah:
*Князьями ("пщы") в Кабарде были только местные отрасли черкесских Иналидов. Кроме того, князьями были "хануко" - крымские Чингизиды-Гираи, многие из которых подолгу жили у своих черкесских родственников и воспитателей. Тамбиевы и Куденетовы - тлелкотлеши (наивысшая степень дворянства).
**"Мамшухами" Челеби скорее всего назвал черкесское владение Махош в восточном Закубанье.
къэбардэ, Инал Нэху не "возвращался" - он с нее не уезжал, по всем черкесским родословиям Иналидов, кроме российской версии Черкасских.
Почему я про Ашрафа? - Потому что именно он в родословной Черкасских.
"Иналов" было куда больше чем девять - очень распространенное имечко (через огузов, те взяли у уйгуров, а вот уйгурское оно или те тоже заимствовали сей титул - вопрос).
1. Почему про Ашрафа понятно.
2. Насчет девяти - имеется ввиду в то время когда предположительно жил Инал, в Египте жило девять Иналов черкесского происхождения и один из них вернулся на Кавказ.
3. Можешь дать ссылки на исследования родословий Иналидов?
4. Многие утверждают что он был слеп на один глаз. Цитата из текста Ловпаче Нурбия "ГущыIэм пае, Инал Нэф (Нэшъу) икъэхалъэ Абхъазым зэрэщыIэр таурыхъхэм ахэт"
5. В кабардинских преданиях Инал фигурирет как абазинский или абхазский князь. В одном месте говорится "Абазэпщуэ Иналыкъуэжьым Адыгэри зыIэрагъэхьэ" В другом месте " Абхъазыпщуэ Иналыкъуэми Пщы япщыжыуи зыкъегъэнахуэр".
6. http://www.caucasus-news.ru/index.php?id=1514&option=com_content&task=view Здесь приводится мнение что князь Инал был то ли кабардинцем то ли АЛАНом.
Также на одном форуме читал что "древние северокавказские святые Хетаг и Инал" были чеченцами.
Еще, резиденцией князя Инала был Шанджир. Не подходит ли сюда селение Санчара на реке Ахей, которое находится недалеко от селения Псху, как раз где был похоронен Инал (Инал-къубэ)
П.С. просьба к администрации обсуждение про князя Инала перенести на форум http://aheku.net/forums?m=posts&q=291&d=2
1. Абазами у черкесов часто называли все черкесские прибрежные кяхские колена - "демократические". Т.е. это не только этноним (абхазы и абазины), но и зачастую политическая идентификация. Инал Нэху был хегайком, те влились в натухайцев. Возможно, это причина.
2. По Иналу есть инфа здесь:
Форум » Общая » История » Инал. Быль или небыль?
в частности, генеалогии Иналидов:
http://aheku.net/forums-m-posts-p-60980.html#60980
3. Шанджир (Шантхур) стоял в нынешем Крымском районе Краснодарского края.
Шанджир-это разве не черкесское название Синдики? В смысле Инал построил свою резиденцию назвав её по имени легендарного города предков?Думаю скорее всего в то время ещё ходили легенды об этом городе, раз часть абадзехов называли шинджы,т.е. жители Синда(Шанджир)
Слаб по лингвистической части, так что тут пас.
Хетаг (патриарх Хетагуровых) это Иналид (лишенный княжеского достоинства и изгнанный - там темная история).
То что все кто на Кавказе чего-то добился теперь если не карачаевцы, то чеченцы, а раньше какое-то время была такая же тема с осетинами - я уже читал не раз, но это, конечно, фолк-хистори, т.е. от комплексов авторов этого бреда все. Некоторые черкесы тоже заболели этим, к сожалению, хотя нам зачем придумывать себе пошлое - ума не приложу.
Перенести посты может только САХ, когда объявится.