Родословная адыгского просветителя Султана Хан-Гирея
Согласно трем документам XIX - начала XX в. родоначальником рода Хан-Гирея был Султан Ислам-Гирей. Хан-Гирей в рукописи “Сераскир Мугаммед Гирей” писал, что его дальний предок Ислам-Гирей переселился на Кавказ и стал основателем их рода Султанов Ислам-Гиреевых (выделено автором, то есть Хан-Гиреем). Там же Хан-Гирей указал, что его отец, Мугаммед Гирей, “был пятый потомок Ислам-Гирея”.
На могильной плите племянника Хан-Гирея поручика Султана Азамат-Гирея, похороненного в ауле Хатукай в 1896 году, также указано, что их первым предком, поселившимся на Кавказе, был Ислам-Гирей. О том, что первым в роду Хан-Гирея был Ислам-Гирей, избравший местом для жительства Туапсе, в 1915 году писал деятель культуры Султан Довлет-Гирей. Согласно записи Довлет-Гирея, внук Ислам-Гирея - Аслан-Гирей - был первым из их рода, кто переселился из Туапсе на Левобережье Кубани. Так потомки Ислам-Гирея обосновались на территории современного крупного аула Тлюстенхабля у плотины Краснодарского водохранилища.
Как по Довлет-Гирею, так и согласно записи на вышеуказанном могильном камне, отец Хан-Гирея был четвертым в поколении их рода. Но Хан-Гирей в рукописи указал, что его отец был пятым потомком Ислам-Гирея. Автор настоящей статьи принимает за более верное положение рукописи Хан-Гирея.
В основу настоящей статьи положена работа автора “Туапсино-Тлюстенхабльская ветвь крымских Гиреев”, вошедшая в сборник “Из истории дворянских родов Кубани”, (Краснодар, 2000; тир. 300). Поскольку она не получила распространения за пределами Краснодарского края, автор в отдельных случаях будет ссылаться на материалы архивов и другие работы.
В годы своего расцвета Крымское ханство имело большое влияние на Западный Кавказ. Ко времени появления русских в нижнем течении реки Кубани в конце XVIII в., среди адыгов проживало немало выходцев из крымской династии Гиреев. Они полностью ассимилировались с местным населением, сохранив память о своем происхождении и особенности написания фамилий и имен. Русские их называли горскими султанами.
Причины поселения Гиреев среди черкесов различны. Хан-Гирей писал, что крымские ханы отдавали черкесам детей на воспитание с целью сильнее привязать их “к исламизму и своему владычеству”. Просветитель М. К. Абаев в 1911 году указывал, что крымский хан посылал к адыгам наместников из своих родственников, дети которых “очеркесились”, стали носить фамилию Султан, а адыги их назвали Хан (Хануко). В подтверждение этому служит и статья в “Энциклопедическом словаре” Брокгауза и Ефрона, т. 75. Там указано, что султаны, то есть дети ханов разных поколений, нередко посылали своих детей на воспитание к беслинеям, (одна из этнических групп западных адыгов).
Более вероятно, что Гирей бежали на Западный Кавказ от преследований удачливых соперников в борьбе за ханский престол. Так, согласно надписи на могильном камне племянника Хан-Гирея, поручика Азамат-Гирея, их дальний предок Ислам-Гирей оставил Крым из-за ссоры с его правительницей (здесь и далее выделено автором). Т. Хаджимуков в 1910 году писал, что несколько султанов, побочных родственников крымского хана, спасаясь от его гнева, нашли приют у бжедугов еще в XVI в.
О положении Гиреев в адыгском обществе писал Ф. А. Щербина. Он отметил, что в черкесском обществе были князья-султаны и просто князья. К султанам причислялись потомки бывшей владетельной династии крымских ханов - Гирей. Тот, к имени которого добавлялись эпитеты султан и гирей, и был представителем этого сословного ранга князей. Но князья из черкесов называли их “хануками” как людей чуждых черкесской народности, пришлый элемент, хотя и слившийся с черкесами нераздельно. По этой причине собственно черкесскими князьями они равными в правах не признавались. О Гиреях они с примесью высокомерия заявляли: “У нас хануков много”.
Хан-Гирей и Довлет-Гирей указывали, что они происходят из крымских ханов. По указанию генерала И. Ф. Паскевича в марте 1830 года наказной атаман Черноморского войска генерал А. Д. Бескровный выяснял обстоятельства направления царю через поручика Хан-Гирея прошения хамышеевских владельцев о принятии их в подданство России и признании самого Хан-Гирея начальствующим над ними лицом. На беседу были приглашены восемь хамышеевских владельцев, чьи подписи значились в документе. Однако А. Д. Бескровный беседовал только с хамышеевскими князьями Алкасом и Мугаммедом Хаджимуковыми. Князья объяснили, что они действительно желают быть принятыми в российское подданство, но не согласны состоять под начальством Хан-Гирея. Уловив в вопросах негативное отношение к Хан-Гирею, заявили, что Хан-Гирей происходит из второстепенной ветви Гиреев, хотя не смогли пояснить, когда и откуда прибыли к ним его предки.
“Генеалогия Северного Кавказа” (Материалы I научно-практической конференции “Генеалогия СевероКавказских Просветителей” выпуск 2/2002)
На могильной плите племянника Хан-Гирея поручика Султана Азамат-Гирея, похороненного в ауле Хатукай в 1896 году, также указано, что их первым предком, поселившимся на Кавказе, был Ислам-Гирей. О том, что первым в роду Хан-Гирея был Ислам-Гирей, избравший местом для жительства Туапсе, в 1915 году писал деятель культуры Султан Довлет-Гирей. Согласно записи Довлет-Гирея, внук Ислам-Гирея - Аслан-Гирей - был первым из их рода, кто переселился из Туапсе на Левобережье Кубани. Так потомки Ислам-Гирея обосновались на территории современного крупного аула Тлюстенхабля у плотины Краснодарского водохранилища.
Как по Довлет-Гирею, так и согласно записи на вышеуказанном могильном камне, отец Хан-Гирея был четвертым в поколении их рода. Но Хан-Гирей в рукописи указал, что его отец был пятым потомком Ислам-Гирея. Автор настоящей статьи принимает за более верное положение рукописи Хан-Гирея.
В основу настоящей статьи положена работа автора “Туапсино-Тлюстенхабльская ветвь крымских Гиреев”, вошедшая в сборник “Из истории дворянских родов Кубани”, (Краснодар, 2000; тир. 300). Поскольку она не получила распространения за пределами Краснодарского края, автор в отдельных случаях будет ссылаться на материалы архивов и другие работы.
В годы своего расцвета Крымское ханство имело большое влияние на Западный Кавказ. Ко времени появления русских в нижнем течении реки Кубани в конце XVIII в., среди адыгов проживало немало выходцев из крымской династии Гиреев. Они полностью ассимилировались с местным населением, сохранив память о своем происхождении и особенности написания фамилий и имен. Русские их называли горскими султанами.
Причины поселения Гиреев среди черкесов различны. Хан-Гирей писал, что крымские ханы отдавали черкесам детей на воспитание с целью сильнее привязать их “к исламизму и своему владычеству”. Просветитель М. К. Абаев в 1911 году указывал, что крымский хан посылал к адыгам наместников из своих родственников, дети которых “очеркесились”, стали носить фамилию Султан, а адыги их назвали Хан (Хануко). В подтверждение этому служит и статья в “Энциклопедическом словаре” Брокгауза и Ефрона, т. 75. Там указано, что султаны, то есть дети ханов разных поколений, нередко посылали своих детей на воспитание к беслинеям, (одна из этнических групп западных адыгов).
Более вероятно, что Гирей бежали на Западный Кавказ от преследований удачливых соперников в борьбе за ханский престол. Так, согласно надписи на могильном камне племянника Хан-Гирея, поручика Азамат-Гирея, их дальний предок Ислам-Гирей оставил Крым из-за ссоры с его правительницей (здесь и далее выделено автором). Т. Хаджимуков в 1910 году писал, что несколько султанов, побочных родственников крымского хана, спасаясь от его гнева, нашли приют у бжедугов еще в XVI в.
О положении Гиреев в адыгском обществе писал Ф. А. Щербина. Он отметил, что в черкесском обществе были князья-султаны и просто князья. К султанам причислялись потомки бывшей владетельной династии крымских ханов - Гирей. Тот, к имени которого добавлялись эпитеты султан и гирей, и был представителем этого сословного ранга князей. Но князья из черкесов называли их “хануками” как людей чуждых черкесской народности, пришлый элемент, хотя и слившийся с черкесами нераздельно. По этой причине собственно черкесскими князьями они равными в правах не признавались. О Гиреях они с примесью высокомерия заявляли: “У нас хануков много”.
Хан-Гирей и Довлет-Гирей указывали, что они происходят из крымских ханов. По указанию генерала И. Ф. Паскевича в марте 1830 года наказной атаман Черноморского войска генерал А. Д. Бескровный выяснял обстоятельства направления царю через поручика Хан-Гирея прошения хамышеевских владельцев о принятии их в подданство России и признании самого Хан-Гирея начальствующим над ними лицом. На беседу были приглашены восемь хамышеевских владельцев, чьи подписи значились в документе. Однако А. Д. Бескровный беседовал только с хамышеевскими князьями Алкасом и Мугаммедом Хаджимуковыми. Князья объяснили, что они действительно желают быть принятыми в российское подданство, но не согласны состоять под начальством Хан-Гирея. Уловив в вопросах негативное отношение к Хан-Гирею, заявили, что Хан-Гирей происходит из второстепенной ветви Гиреев, хотя не смогли пояснить, когда и откуда прибыли к ним его предки.
“Генеалогия Северного Кавказа” (Материалы I научно-практической конференции “Генеалогия СевероКавказских Просветителей” выпуск 2/2002)
Комментарии 2