Модный приговор по-адыгски: размышления на тему о традиционном женском адыгском костюме и его сценических версиях.14

Предлагаемый Вашему вниманию текст навеян многолетними наблюдениями за выступлениями адыгских хореографических коллективов, которые позиционируют себя как ансамбли народного танца. И еще - это послесловие к состоявшемуся празднованию Дня адыгского национального костюма.


Конечно, мы испытываем радость и душевный подъем даже по той причине, что такой праздник стал в принципе возможным. Многие народы в мире, дорожащие своей культурой, с гордостью носят свои национальные костюмы в дни семейных торжеств и народных праздников. Наконец-то и адыги получили еще большие возможности для демонстрации одного из лучших, сохранившихся на сегодня достижений традиционной культуры – своего национального костюма. Еще в недавнем историческом прошлом адыги считались законодателями моды на Кавказе. Иностранные наблюдатели с удивлением и нескрываемым восхищением описывали элегантность и суровую красоту мужской национальной одежды адыгов, гармонировавшую с обликом черкесских воинов. Особенно восторженными были многочисленные отзывы о красоте и изяществе черкесских женщин, которая, естественно, дополнялась одеянием. Работы адыгских мастериц, изготавливавших и украшавших одежду, удостаивались высочайших похвал за прочность шитья и прекрасную отделку золотым шитьем, галунами, басонными изделиями. Как отмечали европейцы, на всем, чего касалась рука адыгской женщины, лежала печать отменного вкуса. Все было исполнено с высочайшим чувством меры. Отрадно, что сегодня есть немало мастеров, продолжающих и пропагандирующих многовековые традиции адыгского золотого шитья и изготовления национального костюма (Вячеслав Мастафов, Мадина Саральп, Мадина Хацукова, Сафиет Панеш и другие.).

Однако, на наш взгляд, традиционные адыгские представления о красоте, квинтэссенцией которых является национальный костюм, в наше время нередко подергаются серьезной деформации. И это весьма отчетливо проявляется во многих образцах сценической национальной одежды, которая изготавливается для ансамблей адыгского народного танца и различных фольклорных коллективов. Нередко современный сценический адыгский костюм весьма далек от традиционного и по цветовой гамме, и по декору, и никоим образом не отражает традиционную адыгскую эстетику, а часто являет собой образец дурного вкуса. Полагаю, что это негативная тенденция, размывающая представления современных адыгов о собственном культурном наследии. Часто именно сценическая одежда профессиональных коллективов служит для большинства адыгов и других народов образцом, по которым масса людей составляет мнение не только об адыгском национальном костюме, но и об адыгских канонах красоты и гармонии.

Считаю необходимым пояснить, почему беру на себя смелость рассуждать о данном предмете. Во-первых, я много лет преподаю в АГУ культурологию, историю искусства, а также традиционную культуру адыгов, и потому хорошо знакома с аутентичными образцами традиционного черкесского костюма по материалам музейных коллекций, исторических источников и научных исследований. Во-вторых, я окончила художественную школу, и имею представление о гармоничном сочетании цветов. В-третьих, имею немалый опыт в шитье одежды, в том числе – опыт пошива адыгского сценического женского костюма. В-четвертых, в прошлом я в течение нескольких лет занималась адыгской хореографией и некоторое время работала в нашем прославленном ансамбле народного танца «Нальмэс». Потому не понаслышке знаю о том, что такое сценическая хореография адыгских танцев, и каким требованиям должен соответствовать сценический костюм, чтобы выполнить возложенную на него задачу – дополнять и подчеркивать пластику и добавлять зрелищности сценическому действию.

Итак, традиционная женская праздничная одежда сае (а именно праздничный вариант имитируют современные сценические костюмы) должна была подчеркивать стройность и изящество девушки. Сае шился из тканей темных глубоких тонов: благородных оттенков темно-красного, торжественного черного цвета и других. Изредка на старинных фотографиях встречаются платья белого цвета. Согласно адыгским эстетическим представлениям, яркие цвета, пестрые ткани и кричащие сочетания цветов были в одежде неприемлемы. Темные оттенки тканей для праздничного наряда были предпочтительнее еще и потому, что они зрительно делают фигуру стройнее, и, кроме того, на темных оттенках хорошо читается золотошвейный орнамент, которым украшалось платье в строго определенных местах. Орнаментация осуществлялась вдоль распашных пол нижней части костюма, изредка – вдоль выреза на груди и подоле платья. Часто украшали лишь углы распашных пол платья или кафтанчика. Самым ярким акцентом на праздничном женском костюме была вышивка золотом на декоративных нарукавниках сая. При этом достаточно броский, но в то же время лаконичный орнамент располагался в центральной части нарукавников. Декоративные элементы костюма ни в коем случае не должны были перегружать наряд, выглядеть вычурно или слишком крупно. Нагрудник с серебряными застежками на груди, имитирующий кафтанчик чаще всего исполнялся из ткани красного цвета. Больше ярких цветовых пятен в праздничном костюме не предусматривалось. Дополнительную торжественность наряду придавали серебряные застежки и пояс, изготовленные с применением различных ювелирных техник, серебряные накладки на плечах или вдоль выреза платья, шапочка (из галунов или вышитая, с кистями и оплетенная сеткой из золотых нитей). В качестве дополнения мог использоваться шарф или шелковая вязаная шаль цветов, не конкурирующих с верхним платьем. Нижнее платье, надевавшееся под сай, по цвету должно было гармонично сочетаться с верхним платьем. В целом праздничное платье было соразмерно пропорциям женской фигуры, все части костюма были уравновешены, и потому сай прекрасно справлялся с задачей украсить свою обладательницу.

Естественно, мы понимаем, что современный сценический костюм не может и не должен быть точной копией традиционного, поскольку несколько поменялись темп и пластика многих адыгских танцев. Это естественный процесс, потому что все подвержено изменениям. Также в сценическом платье лишь имитируется золотое шитье, дабы ускорить и удешевить процесс массового пошива костюмов для танцевального коллектива. Вышивка заменяется аппликацией, и это вполне оправдано. Покрой тоже несколько изменился – он подстроен под танцевальную пластику. Также сценический костюм рассчитан на особое освещение, часто цветное для создания дополнительного эффекта. Цветовая гамма костюмов тоже должна быть более разнообразна, чтобы удивлять и восхищать зрителя с каждым новым выходом на сцену. Со всеми этими переменами мы вполне солидарны.

Однако весьма часто в очень уважаемых и заслуженных коллективах можно увидеть костюмы, выполненные из тканей ярких, кричащих тонов, достойных быть в костюмах на бразильском карнавале. Порой верхнее и нижнее платья исполнены из тканей контрастных или, наоборот, убивающих друг друга цветов. Орнамент может быть слишком крупным, утяжеляющим силуэт костюма. Часто костюм перегружают орнаментом, чего адыги не допускали. Орнамент может быть выполнен совершенно не в адыгской, а, например, в тюркской манере или у платья может отсутствовать пояс. Костюм может изобиловать блестками и быть слишком вычурным. Шарфы и другие аксессуары могут не дополнять наряд, а «выпадать» из него. Раньше можно было все это списать на дефицит тканей, но при сегодняшнем разнообразии имеющихся в широком доступе материалов и средств для отделки костюмов, думается, можно избежать дисгармоничных решений. Конечно, для этого необходимо обладать знаниями не только о конструктивных особенностях кроя адыгского костюма, но и иметь представление о традиционных адыгских канонах красоты, проявлявшихся и в пошиве одежды, и в её декоративной отделке в том числе.

Многие, возможно, не согласятся со мной, считая, что современные адыгские мастера по изготовлению сценического костюма имеют право на свободу художественного творчества и такая критическая оценка их работы неуместна. Конечно, мы все преклоняемся перед творчеством наши прославленных хореографических коллективов, им рукоплещут как российские, так и зарубежные зрители. Наши ансамбли танца являются «послами» адыгской культуры. И именно поэтому хочется, чтобы они выглядели на сцене так, чтобы зритель, знакомясь с адыгской культурой на концертах ансамблей народного танца, получал верное представление не только об адыгской сценической хореографии, но и об адыгской эстетике. Поэтому, на наш взгляд, при изготовлении сценических костюмов есть необходимость обращаться к традиционным эстетическим канонам, заложенным в адыгском национальном костюме.


адыгэ фащэ цей костюм черкесска платье орнамент


Комментарии / 14 из 14


  1. Зеюкъо къо 23 января 2017, 14:32 # 0
    Тхам уригафакуа, уй щейным уригабагуа ди шыпху, ди Зарема… Уйщэ сколько информативности в наших традиционных, и женских и мужских одеяниях!!! И действительно многое мы не знаем о тех далёких мастерах, которые создали образ черкесского национального костюма, которым восхищался да же В, И, Ленин!
    Да, многое мы потеряли в этом плане, однако,-появляются сегодня мастера возрождающие Наш костюм.Гены, друг мой,-гены., говорил мои учитель в институте, действительно,-генное накопление не истребимо!!!
    1. Зарема Цеева 24 января 2017, 18:46 # 0
      Спасибо, я рада, что моя заметка нашла отклик у читателей!
    2. Зеюкъо къо 24 января 2017, 19:44 # 0
      Уэйще си шипхъу., по моему у тебя есть все основания и возможности к созданию развёрнутого изложения по данной теме! Можно поработать над объёмным христаматийным изданием по Адыгскому национальному костюму, с более углубленной выкладкой изложенного выше материала! Уэгупщысака абы?
      Наше традиционное одеяние, так же как и люди создававшие его дали начало и сегодняшним Европейским домам моды, в своё время.Вот лично меня привлекает в нашей традиционной одежде,-во первых, нисподающий вниз подол и в женском и в мужском варианте.Во вторых,-орнаментальная отработка костюмов., сколько интересных, витьеватых узоров, а ведь раньше это всё делалось в ручную! Не было тогда и текстильных красок, шили мастерицы всё в ручную.Узорыные кружева так же делались и из серебра, реже из золота, подчёркивая строгость и торжественность одежды.В повседневном варианте таких узоров было мало, а вот в торжественных нарядах узоры были представлены в пышном, стилизованном многообразии!
      Си нагу куадры кыщохаж ди Нана зариху щта дыжын бгафажыр… Пот старость она его уже конечно ж не одевала но, часто с трепетом доставала из самого дна сундука и показывала нам.Мы же будучи детьми с восторгом любовались на переливающиеся узоры женского Черкесского нагрудника!!!
      1. Зеюкъо къо 24 января 2017, 20:09 # 0
        Дед наш, будучи Адыгам до самых до оснований, то же старался по мере сил блюсти этикет в одежде! Тогда при коммунистах всё было предельно упрощено и обезличино, тем не менее Дед ходил в ниспадающей толстовке, подпоясанной тонким кожаным ремнём! На ремне, как сейчас помню красовались несколько серебряных орнаментированных бляшек.Но с особенным восторгом он относился к головному убору., шапок у него было несколько; Для молитвы, для парадного выхода, зимняя, летняя… Все они стояли в ряд на верху старого, большого шкафа.
        Ну самая замечательная шапка, которой и он больше всего дорожил, была из позолоченного каракуля! Шапка действительно была раскошной, подшитая изнутри она расширялась к верху, и великолепно смотрелась на голове! Сейчас уже таких не встретишь, а если и встретишь то редко.
        И дед и бабка до самой смерти совершали молитву и, были глубоко верующими единобожниками.Тхам ди нахыж дунейм ехыжахам йа нурым тщату дыкъигатаджыж…
        1. Зарема Цеева 24 января 2017, 21:31 # 0
          Да, есть над чем подумать, спасибо за идею и Ваше трепетное отношение к культурному наследию!
          1. Сэтэнай 25 января 2017, 10:10 # 0
            Очень актуальная тема.
            1. Буратаэйна пхъаупса 25 января 2017, 15:04 # 0
              Уэй си шипху льапа, миби фыкъызарытеха,-Уркъ тэху сыкъопльма… В плане возрождения этикета одеяния и мужчин и наших женщин, больше надежды возлогаю на Вас, на наших прекрасных целомудренных женщин!!! Мужикам-Нартыжхам., по моему уже особо без разницы в чём ходить, во что только не одеваются… Может здесь играет значение и материальная составляющая, не знаю, суть в том что нет у нас сегодня, как в прежние времена,-изысконной, добротной одежды!!! Так что, милые мои., объединяйтесь вкруг хорощой идеи, и помогите нам ,-мужикам., выглядеть прилично.
              1. Буратаэйна пхъаупса 25 января 2017, 15:07 # 0
                Зарема Нальшык удасу раган уа !? Ми ди хакужымка а бытхахар зи щха кихан щиажкъым, зи къамыну ащха мугуам дихьахау макуа…
                1. Зеюкъо къо 26 января 2017, 08:39 # 0
                  Вот здесь предвосхищая шипение недоброжелателей; А мысыльманыр а модам щхахьар инджи сит., жау! А вот именно по тому и откликнулся на эту выкладку, будучи мусульманином считаю что национальная одежда более к нам к лицу! А именно она прикрывает генитали, а открытое созерцание очертаний генеталий считалось у Адыгов крайне не пристойным.Сейчас начали об этом забывать.И потому огромная благодарность тем кто возрождает традиции национального костюма.Единственное чего хочется пожелать нарождающимся мастерам так, это адоптировать костюм к соврменному обществу, по моему тогда и будет комерческий успех!..
                  1. Кятауан 26 января 2017, 15:56 # 0
                    Будучи художником с высшим образованием(закончил карачаевский пединститут)., разработал эскизы добротных мужских рубах, в адыгской традиционной стилистике… Не найдя спонсора, и подходящего портного,-отказался от задуманных идей!!! Ё
                    1. CЭТЭНАЙ 27 января 2017, 22:11 # 0
                      «Черкешенки чутко воспринимали красоту, им никогда не изменяло чувство меры и вкуса ни в изделиях, сделанных их рукой, ни в одежде. Безукоризненный вкус присутствовал во всем, чего касалась рука черкесской женщины и, на наш взгляд, ни одно вечернее платье, сшитое лучшими европейскими модельерами, не сравнится с искусно сшитой сае, которая является пределом совершенства женской одежды» (Муслимат Непсо. «Адыгская художественная культура» 4-ый год обучения. Майкоп.2007.С.249)
                      1. Зарема Цеева 30 января 2017, 21:52 # 0
                        Благодарю всех, кто проявил интерес к этой теме и даже развил ее дальше — до этнических мотивов в повседневной одежде. Сейчас в адыгской среде немало талантливых дизайнеров одежды, работающих в русле этнической моды. Их модели на различных показах пользуются неизменным успехом как в нашей стране, так и за ее пределами. Но, к сожалению, как уже было сказано в комментариях, есть проблемы с коммерческой реализацией таких проектов. Будем надеяться, что настанут лучшие времена, и будет большой спрос на такую одежду в серийном производстве. Что касается темы сценического костюма, то я рассуждаю о ней как теоретик-культуролог, а вот услышат ли меня те, кому это адресовано — большой вопрос…
                        1. Дер зден(портная) 01 февраля 2017, 19:50 # 0
                          Эйща си шыпхъу Зарема, сгащагуантама сэ, ащхъа зиа гуара мыдей къритхатама; Мра мра., жиу фи гъгум токи зыщазгъакъуан жиу, дыкъевгъагыбсыс-дызахавгахи жиажу…
                          1. Зера Хачимовна 03 февраля 2017, 10:14 # 0
                            Правильно мыслите. Спасибо.
                            Уважаемый, посетитель!
                            1. Обязательно укажите свое имя и поставьте галочку в графе "Я не робот".
                            2. Публикация комментария может занимать несколько секунд. Пожалуйста, дождитесь подтверждающего сообщения после его отправки.
                            3. Зарегистрированные пользователи могут получать уведомления об ответах и новых комментариях.