Модный приговор по-адыгски: размышления на тему о традиционном женском адыгском костюме и его сценических версиях.
Предлагаемый Вашему вниманию текст навеян многолетними наблюдениями за выступлениями адыгских хореографических коллективов, которые позиционируют себя как ансамбли народного танца. И еще - это послесловие к состоявшемуся празднованию Дня адыгского национального костюма.
Конечно, мы испытываем радость и душевный подъем даже по той причине, что такой праздник стал в принципе возможным. Многие народы в мире, дорожащие своей культурой, с гордостью носят свои национальные костюмы в дни семейных торжеств и народных праздников. Наконец-то и адыги получили еще большие возможности для демонстрации одного из лучших, сохранившихся на сегодня достижений традиционной культуры – своего национального костюма. Еще в недавнем историческом прошлом адыги считались законодателями моды на Кавказе. Иностранные наблюдатели с удивлением и нескрываемым восхищением описывали элегантность и суровую красоту мужской национальной одежды адыгов, гармонировавшую с обликом черкесских воинов. Особенно восторженными были многочисленные отзывы о красоте и изяществе черкесских женщин, которая, естественно, дополнялась одеянием. Работы адыгских мастериц, изготавливавших и украшавших одежду, удостаивались высочайших похвал за прочность шитья и прекрасную отделку золотым шитьем, галунами, басонными изделиями. Как отмечали европейцы, на всем, чего касалась рука адыгской женщины, лежала печать отменного вкуса. Все было исполнено с высочайшим чувством меры. Отрадно, что сегодня есть немало мастеров, продолжающих и пропагандирующих многовековые традиции адыгского золотого шитья и изготовления национального костюма (Вячеслав Мастафов, Мадина Саральп, Мадина Хацукова, Сафиет Панеш и другие.).
Однако, на наш взгляд, традиционные адыгские представления о красоте, квинтэссенцией которых является национальный костюм, в наше время нередко подергаются серьезной деформации. И это весьма отчетливо проявляется во многих образцах сценической национальной одежды, которая изготавливается для ансамблей адыгского народного танца и различных фольклорных коллективов. Нередко современный сценический адыгский костюм весьма далек от традиционного и по цветовой гамме, и по декору, и никоим образом не отражает традиционную адыгскую эстетику, а часто являет собой образец дурного вкуса. Полагаю, что это негативная тенденция, размывающая представления современных адыгов о собственном культурном наследии. Часто именно сценическая одежда профессиональных коллективов служит для большинства адыгов и других народов образцом, по которым масса людей составляет мнение не только об адыгском национальном костюме, но и об адыгских канонах красоты и гармонии.
Считаю необходимым пояснить, почему беру на себя смелость рассуждать о данном предмете. Во-первых, я много лет преподаю в АГУ культурологию, историю искусства, а также традиционную культуру адыгов, и потому хорошо знакома с аутентичными образцами традиционного черкесского костюма по материалам музейных коллекций, исторических источников и научных исследований. Во-вторых, я окончила художественную школу, и имею представление о гармоничном сочетании цветов. В-третьих, имею немалый опыт в шитье одежды, в том числе – опыт пошива адыгского сценического женского костюма. В-четвертых, в прошлом я в течение нескольких лет занималась адыгской хореографией и некоторое время работала в нашем прославленном ансамбле народного танца «Нальмэс». Потому не понаслышке знаю о том, что такое сценическая хореография адыгских танцев, и каким требованиям должен соответствовать сценический костюм, чтобы выполнить возложенную на него задачу – дополнять и подчеркивать пластику и добавлять зрелищности сценическому действию.
Итак, традиционная женская праздничная одежда сае (а именно праздничный вариант имитируют современные сценические костюмы) должна была подчеркивать стройность и изящество девушки. Сае шился из тканей темных глубоких тонов: благородных оттенков темно-красного, торжественного черного цвета и других. Изредка на старинных фотографиях встречаются платья белого цвета. Согласно адыгским эстетическим представлениям, яркие цвета, пестрые ткани и кричащие сочетания цветов были в одежде неприемлемы. Темные оттенки тканей для праздничного наряда были предпочтительнее еще и потому, что они зрительно делают фигуру стройнее, и, кроме того, на темных оттенках хорошо читается золотошвейный орнамент, которым украшалось платье в строго определенных местах. Орнаментация осуществлялась вдоль распашных пол нижней части костюма, изредка – вдоль выреза на груди и подоле платья. Часто украшали лишь углы распашных пол платья или кафтанчика. Самым ярким акцентом на праздничном женском костюме была вышивка золотом на декоративных нарукавниках сая. При этом достаточно броский, но в то же время лаконичный орнамент располагался в центральной части нарукавников. Декоративные элементы костюма ни в коем случае не должны были перегружать наряд, выглядеть вычурно или слишком крупно. Нагрудник с серебряными застежками на груди, имитирующий кафтанчик чаще всего исполнялся из ткани красного цвета. Больше ярких цветовых пятен в праздничном костюме не предусматривалось. Дополнительную торжественность наряду придавали серебряные застежки и пояс, изготовленные с применением различных ювелирных техник, серебряные накладки на плечах или вдоль выреза платья, шапочка (из галунов или вышитая, с кистями и оплетенная сеткой из золотых нитей). В качестве дополнения мог использоваться шарф или шелковая вязаная шаль цветов, не конкурирующих с верхним платьем. Нижнее платье, надевавшееся под сай, по цвету должно было гармонично сочетаться с верхним платьем. В целом праздничное платье было соразмерно пропорциям женской фигуры, все части костюма были уравновешены, и потому сай прекрасно справлялся с задачей украсить свою обладательницу.
Естественно, мы понимаем, что современный сценический костюм не может и не должен быть точной копией традиционного, поскольку несколько поменялись темп и пластика многих адыгских танцев. Это естественный процесс, потому что все подвержено изменениям. Также в сценическом платье лишь имитируется золотое шитье, дабы ускорить и удешевить процесс массового пошива костюмов для танцевального коллектива. Вышивка заменяется аппликацией, и это вполне оправдано. Покрой тоже несколько изменился – он подстроен под танцевальную пластику. Также сценический костюм рассчитан на особое освещение, часто цветное для создания дополнительного эффекта. Цветовая гамма костюмов тоже должна быть более разнообразна, чтобы удивлять и восхищать зрителя с каждым новым выходом на сцену. Со всеми этими переменами мы вполне солидарны.
Однако весьма часто в очень уважаемых и заслуженных коллективах можно увидеть костюмы, выполненные из тканей ярких, кричащих тонов, достойных быть в костюмах на бразильском карнавале. Порой верхнее и нижнее платья исполнены из тканей контрастных или, наоборот, убивающих друг друга цветов. Орнамент может быть слишком крупным, утяжеляющим силуэт костюма. Часто костюм перегружают орнаментом, чего адыги не допускали. Орнамент может быть выполнен совершенно не в адыгской, а, например, в тюркской манере или у платья может отсутствовать пояс. Костюм может изобиловать блестками и быть слишком вычурным. Шарфы и другие аксессуары могут не дополнять наряд, а «выпадать» из него. Раньше можно было все это списать на дефицит тканей, но при сегодняшнем разнообразии имеющихся в широком доступе материалов и средств для отделки костюмов, думается, можно избежать дисгармоничных решений. Конечно, для этого необходимо обладать знаниями не только о конструктивных особенностях кроя адыгского костюма, но и иметь представление о традиционных адыгских канонах красоты, проявлявшихся и в пошиве одежды, и в её декоративной отделке в том числе.
Многие, возможно, не согласятся со мной, считая, что современные адыгские мастера по изготовлению сценического костюма имеют право на свободу художественного творчества и такая критическая оценка их работы неуместна. Конечно, мы все преклоняемся перед творчеством наши прославленных хореографических коллективов, им рукоплещут как российские, так и зарубежные зрители. Наши ансамбли танца являются «послами» адыгской культуры. И именно поэтому хочется, чтобы они выглядели на сцене так, чтобы зритель, знакомясь с адыгской культурой на концертах ансамблей народного танца, получал верное представление не только об адыгской сценической хореографии, но и об адыгской эстетике. Поэтому, на наш взгляд, при изготовлении сценических костюмов есть необходимость обращаться к традиционным эстетическим канонам, заложенным в адыгском национальном костюме.
Да, многое мы потеряли в этом плане, однако,-появляются сегодня мастера возрождающие Наш костюм.Гены, друг мой,-гены., говорил мои учитель в институте, действительно,-генное накопление не истребимо!!!
Наше традиционное одеяние, так же как и люди создававшие его дали начало и сегодняшним Европейским домам моды, в своё время.Вот лично меня привлекает в нашей традиционной одежде,-во первых, нисподающий вниз подол и в женском и в мужском варианте.Во вторых,-орнаментальная отработка костюмов., сколько интересных, витьеватых узоров, а ведь раньше это всё делалось в ручную! Не было тогда и текстильных красок, шили мастерицы всё в ручную.Узорыные кружева так же делались и из серебра, реже из золота, подчёркивая строгость и торжественность одежды.В повседневном варианте таких узоров было мало, а вот в торжественных нарядах узоры были представлены в пышном, стилизованном многообразии!
Си нагу куадры кыщохаж ди Нана зариху щта дыжын бгафажыр… Пот старость она его уже конечно ж не одевала но, часто с трепетом доставала из самого дна сундука и показывала нам.Мы же будучи детьми с восторгом любовались на переливающиеся узоры женского Черкесского нагрудника!!!
Ну самая замечательная шапка, которой и он больше всего дорожил, была из позолоченного каракуля! Шапка действительно была раскошной, подшитая изнутри она расширялась к верху, и великолепно смотрелась на голове! Сейчас уже таких не встретишь, а если и встретишь то редко.
И дед и бабка до самой смерти совершали молитву и, были глубоко верующими единобожниками.Тхам ди нахыж дунейм ехыжахам йа нурым тщату дыкъигатаджыж…