История Черкесии в стихах
Вступление
С белоснежной вершины Черкесии
Наша память глядит молча в даль.
Но лишает её равновесия
И толкает в пучину печаль.
Находя изощрённые способы,
Её травит коварный обман.
Но, как старец задумчивый с посохом,
Всё глядит она в белый туман.
В наше прошлое смотрит, как в зеркало.
И клубится безмолвная мгла.
Столько судеб судьба исковеркала!
Столько жизней история жгла!
Столько трудных дорог нами пройдено!
Столько мрачных обугленных дней!
Радость нашего прошлого- Родина,
Настоящего- память о ней.
Память- вечный объект меланхолии!
Ни убить, ни стереть, ни забыть!
Ну а память народа- тем более.
Без неё и народу не быть!
Исчезают под пылью и плесенью
Времена. Но крепка, как гранит,
На туманной вершине Черкесии
Наша память всё так же стоит.
Черкесия- страна адыгов, овеянная издавна легендами и сказами. Страна, восхищавшая мир своей красотой и притягивавшая на протяжении веков людей со всего света своей загадочной и самобытной жизнью. Но так распорядилась судьба, что этой стране суждено было стать перекрёстком геополитических интересов мировых держав, что в конце концов и погубило её. В результате беспощадных исторических катаклизмов Черкесия была стёрта с лица земли. Но она не погибла…
Она всё так же живёт в сердце каждого адыга.
Цель этого проекта- в очередной раз поведать о многострадальной судьбе черкесского народа и Кавказа. На эту тему написано немало книг, снято немало фильмов. Но вопросов, кажется, становится всё больше и больше. Я хочу рассказать вам об этих событиях, освободившись от всяких политических и идеологических рамок. Это будет рассказ не профессионального историка или этнолога, а рассказ одного из сыновей этого народа.
Боль и трагедия прошлого с ранних лет поселились в моём сердце, и постепенно я смог передать эти чувства, вселив их в стихотворную строку.
И теперь я предлагаю вам вместе окунуться в прошлое, совершить своеобразное путешествие во времени, проводниками в котором будут мои стихи.
Не раз враги в Черкесию вторгались
Не раз враги в Черкесию вторгались,
Нарушив гор задумчивых покой,
В Кавказ свирепой алчностью вгрызались,
Сверкала сталь, и кровь лилась рекой.
Адыгские клинки не знали ножен,
Адыгская земля была в огне.
Свобода просыпалась грозной дрожью,
Орлами возносилась к вышине.
О, сколько было их, от славы пьяных,
Сметавших всё, как страшный ураган!
Сарматы, гунны, орды Чингисхана,
Авары, печенеги, Тамерлан!
Но где они теперь? Итог известен.
Завет один здесь издавна живёт-
Могущество, забывшее о чести,
Величие вовек не обретёт.
Седые горы эхом окликались,
Века клубились пылью на пути.
Не раз враги в Черкесию вторгались,
Чтоб вскоре сокрушёнными уйти.
Не раз враги в Черкесию вторгались,
Чтоб смерть и поражение найти.
Орды многочисленных завоевателей, сменяя друг друга, устремлялись на Кавказ, принося с собой хаос, кровь и горе. Не избежала этой участи и Черкесия, но её племена всегда достойно встречали своих врагов и отстаивали свою свободу.
Канжальская битва
В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в этот период становится могущественное Крымское ханство. Многочисленные крымско- черкесские войны носят набеговый характер с переменным успехом.
Одна из наиболее масштабных войн происходит в 1708 году после отказа адыгов выполнить требования Крыма, в том числе, и выплату дани.
В середине лета того же года, в условиях полной международной изоляции Кабарды, крымские войска под командованием Каплан-гирея вторгаются в её пределы. Кульминацией этого конфликта стало ночное сражение в сентябре 1708 года у горы Канжал. Несмотря на многократное превосходство сил противника, эта битва завершилась сокрушительной победой кабардинцев.
В 2008 году черкесский мир широко отпраздновал 300-летие Канжальской битвы- без всяких сомнений, одной из самых знаменательных и славных побед Черкесии.
Когда нависло над черкесами
Крыло безжалостной беды,
Пришли жестокие агрессоры
Раба слепить из Кабарды.
Орлиный край наполнить муками,
Затмить слезами омут глаз.
Но гордым кличем Атажукина
Зажёг сердца свободы глас.
Он призывал народ к сплочённости,
За честь отцов и матерей.
Неся химеру обреченности,
С войсками шёл Каплан-гирей.
Смеркалось. Близилось сражение.
Почуяв кровь, блестела сталь.
Стояла, профиль в напряжении
Вчеканив в ночь, гора Канжаль.
А что потом? Безумным топотом
Разбавлен был предсмертный стон.
Шумела тьма кинжальным шёпотом,
Аплодисментами знамён.
Срослись созвездия с беспечностью
Воспламенившихся сердец.
Всем показался бой тот вечностью,
Но и ему настал конец.
Погибла армия агрессоров.
Лишь незначительная часть
Ушла, гонимая черкесами,
Неся растоптанную власть.
Надолго будет в них бессонницей
Воспоминаний череда!
И грозный гул черкесской конницы
Им будет слышен сквозь года.
С тех пор промчались три столетия,
Но тот триумф у нас в сердцах.
Отвага- это путь к бессмертию,
Что не приемлет глупый страх.
В немом граните славой высечен
Тот бой у стоп горы Канжаль,
Как под громадой многотысячной
Честь кабардинец удержал.
Кавказская война
К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты своих границ от горских набегов, а затем и защиты горцев от власти местных феодалов. В 1763 году в Малой Кабарде воздвигается первая российская крепость- Моздок. Это событие впоследствии послужит поводом начала одной из самых продолжительных и кровопролитных войн, в которую будут втянуты многие страны и народы, и которая в итоге принесёт неисчислимые беды народам Кавказа и Черкесии. Большая Кавказская война.
На лбы бесстрастно сдвинуты папахи,
Под стук копыт поскрипывает снег.
В сердцах лелея мысли об Аллахе,
Черкесы отправляются в набег.
Их правый гнев затянут башлыками,
Сомкнулись их спокойные ряды.
И кажется, слезятся даже камни
В предчувствии страданий и беды.
Слепая ярость всеадыгским флагом
Сметёт с их душ неверие и страх.
Неколебимо горская отвага
Патронами сверкает в газырях.
Они прорвутся под свинцовым градом
На штурм нежеланных крепостей.
Так пусть же иноземные отряды
Удобрят землю грудами костей!
И каждый воин с именем любимых
На свой аул украдкой бросит взгляд.
Как будто бы предчувствием томимы,
Что им не предначертан путь назад.
Они растают в каменных изгибах
Привыкших ко всему родимых гор.
И всех, без исключений, ждёт погибель,
Но никого из них не ждёт позор.
В плену воображения поэта
Мне кажется, хоть ныне новый век,
Порой услышав гул в горах, что это
Черкесы отправляются в набег.
Продвижение царских войск сопровождалось тотальным грабежом и насилием, сожжением горских селений и массовым убийством местного населения.
Сгустился мрак, луну печально
Как будто чей-то вздох задул.
Стоит в тиши исповедальной
К горам прижавшийся аул.
Он смотрит с нежностью, как горцы,
Забыв заботу, мирно спят,
Не замечает, что крадётся
К нему карательный отряд.
Не видит он опасность эту,
Не слышит треск чужих шагов.
Он улыбается, согретый
Теплом родимых очагов.
Не чует он дыханье смерти
И жар грядущего огня.
Враги в ночи идут, как черти,
Молчанье грозное храня.
Река бушует, сокрушаясь,
Волнами бьёт о берега,
Предупредить его пытаясь
О приближении врага.
Но он не слышит, оно мечтает,
Людской любовью поражён,
И даже не подозревает,
Что скоро будет он сожжён.
Он ждёт рассвет и пробужденье,
Прохладу утренней росы,
Но наступили, к сожаленью,
Его последние часы.
В условиях национальной трагедии из народа вышла целая плеяда отважных героев, возглавивших праведную борьбу за свободу.
Шеретлук Тугужоко Кизбеч- один из героев национально- освободительного движения адыгов 19 века. За безграничную храбрость, доблесть и благородство в западной прессе был прозван «Львом Черкесии»
Утопал в страшном пламени наш
Край, объятый страданием диким.
И селенье в горах Беаннаш
Огласилось младенческим криком.
Был рождён в этот день Шеретлук,
Беспокойной судьбы удостоен.
В колыбели заботливых рук
Спал младенец и будущий воин.
Шли года. И очаг задрожал,
Задымилось жестокое время.
И вошёл, словно в ножны кинжал,
Он в седло и потёртое стремя.
На удачу накинув аркан,
Он летел сквозь кровавые годы.
Позабыв боль бесчисленных ран,
Был на страже священной свободы.
И не раз, по шипящим волнам,
Он, исполненный местью без грани,
Не давая покоя врагам,
Штурмовал правый берег Кубани.
Был народом восславлен своим
За достоинство, честь и отвагу.
И покорные, гордо за ним
Шли кизбечевцы снова в атаку.
Окружён был врагом как-то он,
Во главе только нескольких сотен
Многотысячный царский заслон
Он рассеял, и снова свободен.
В нём горел непокорности пыл,
Но и чуждым он не был пощаде.
«Львом Черкесии» назван он был
Ведь не зря в зарубежной печати.
Тридцать лет испытаний и мук,
Тридцать лет в центре драмы кровавой.
Смог пройти этот грозный шапсуг
В блеске яркой немеркнущей славы.
И когда край адыгов слегка
Огласился младенческим криком,
Этот крик пролетел сквозь века
И донёсся до нас львиным рыком.
Из посланников Шамиля в Черкесии наибольших успехов добился наиб Магомет- Амин, ставший предводителем одного из черкесских племён- абадзехов и имевший также влияние в Шапсугии, Убыхии и Натухае. «Аварец с душою адыга»- так он называл себя.
20 ноября 1859 года, посчитав, что после пленения своего духовного вождя-Имама Шамиля, нет смысла в дальнейшем сопротивлении, наиб Магомет-Амин торжественно присягнул вместе с абадзехами на вероподданство Российскому престолу и был вынужден
покинуть Черкесию.
Кружился ноябрь возмущённо,
Казалось, весь мир увядал.
Под стражей наиб сокрушённо
Сожжённый Кавказ покидал.
Родной Дагестан был повержен,
Черкесия в мёртвой петле.
Впервые за столько лет нежен,
Он плакал, качаясь в седле.
Две Родины, две цитадели
Прощались с ним тихо, без слов.
Туманом дымились ущелья,
Одетые в бурки лесов.
Какую дорогу он, Боже!,
Прошёл по следам своих грёз!
Приказом Имама заброшен,
К Черкесии сердцем прирос.
Сражался он с вражеским игом,
Была беспощадна судьба.
«Аварец с душою адыга!»-
Назвал как-то раз он себя.
Теперь молчаливо он ехал,
Конвой его в плен уводил.
В историю вождь абадзехов
По горной тропе уходил.
Он был, без сомнений, великим,
Презревшим губительный страх.
Аварец с душою адыга
Навеки в адыгских сердцах!
Главным оппонентом и конкурентом Магомет- Амина становится князь Сефер-бей Зан. По сути, это было столкновение Шариата и Адата. Их противостояние вносит раскол в общество Западной Черкесии и в конце концов приводит к вооружённому конфликту. Несмотря на эти события, и Магомет-Амин, и Сефер-бей Зан, на мой взгляд, являются героями нашего народа.
Сефер-бей Зан- один из руководителей освободительного движения адыгов в XIX в. Именно он являлся одним из создателей Всеадыгского меджлиса в Сочи- «Великое Свободное Заседание», оформившего национальную государственность. По мнению одного из первых биографов Сефер-бея Е.Д. Фелицына, "князь Сефер-бей Зан являет собой выдающийся и небывалый у горцев пример политического деятеля", который был "ревностным защитником независимости родной страны".
Эльбрусом горбится Кавказ.
Он, как всегда, немногословен.
Он, как и прежде, хмурит брови
Над ледниками серых глаз.
Взгляни, его туманит взгляд
Дым девятнадцатого века,
Где пепел был, подобно снегу,
Где рай кавказский был, как ад.
Он в катаклизмах уцелел,
От пуль укрыли горцев скалы.
Двенадцать звёзд горят устало
На наконечниках трёх стрел.
Меч иноземного вождя
На землю нартов был обрушен,
Гремели вражеские ружья,
Как гром свинцового дождя.
Но принял бой черкесский князь
Во мгле страданий беспробудных.
В его размеренные будни
Война, как оспа, ворвалась.
Адыгский сын из рода Зан,
Воспитан строго по адатам,
Закон отцов хранивший свято
И не склонивший гордый стан.
Отважным воином он был,
Служил Султану и России,
Но с бесконечной дикой силой
Свою Черкесию любил.
Рукой протягивал он мир,
Искал повсюду справедливость,
Но эта бойня так же длилась,
И был открыт кровавый пир.
Он гордо шёл через войну,
Незаменимым был солдатом.
Он умер в пятьдесят девятом,
Достойно встретив седину.
Им были, всё ж, воплощены
Мечты о Сочинском меджлисе.
Зелёный флаг качнулся высью
Над пеплом горестной страны.
Но не исчез в потоке дней
В душе черкесского народа
Бесстрашный князь хмельной свободы-
Непокорённый Сефер-бей.
О национальных героях 19 века можно говорить до бесконечности. Джамбулат Болотоко, Хатырбай Цей, Карбатыр Зан, Джирандук Берзег и многие другие. Память о них навсегда в наших сердцах!
21 мая 1864 года в урочище Кбаада (нынешняя Красная поляна) состоялось решающее сражение между царскими войсками и остатками черкесского сопротивления. Битва окончилась вечером того же дня. После чего на этом же месте состоялся парад российских войск. Так закончилась столетняя Кавказская война.
Ну вот и всё! С судьбой лицом к лицу.
Полны решимости и злобы наши взгляды.
Уже сдувает звёздную пыльцу
Заря, воспламеняясь над Кбаадой.
Пусть знают все- рабами нам не быть!
Пора понять- мы стая, а не стадо!
Пусть суждено нам кровь свою пролить
Сегодня здесь, в урочище Кбаада!
Последний бой. Враги на штурм пошли.
Охрипший крик бесстрашного тхамады
«Вперёд! На смерть! За честь родной земли!»
Пронёсся грозным эхом над Кбаадой.
До боли сжав холодные клинки,
Забывшие про жалость и пощаду,
Мы бросились на пули и штыки
Сквозь чёрный дым, окутавший Кбааду.
Бесчисленные царские войска
И горстка горцев! Битва сущим адом
Казалась. Но развязка, всё ж, близка!
Застыла обречённая Кбаада.
Побеждены, но не покорены,
Погибли мы. Иного нам не надо!
Позорный мир для нас страшней войны.
Запомни нас, родимая Кбаада!
На время воцарилась тишина.
Но грянул гром победного парада.
Закончилась Кавказская война
Здесь в майский день, в урочище Кбаада.
Потомок наш, ты помни нас и верь-
Лишь честь была для нас всегда наградой.
Поляной Красной названа теперь
От крови покрасневшая Кбаада.
Мухаджирство
Война завершилась в 1864 году, став подлинной национальной трагедией адыгов. Население Черкесии было подвержено беспощадному истреблению и гонению, а в конце концов, и депортации. В итоге на исторической Родине осталось, по некоторым данным, от 3-5% былого населения. Черкесы с болью покидали свои земли и уходили в Турцию. Массовый исход населения, названный «мухаджирством», сопровождался многочисленными жертвами. Тиф и голод уничтожали мой народ. А вслед им печально смотрела опустошённая и разорённая Черкесия.
Плывёт, лучи купая в реках,
Под звёздным куполом луна.
Болит осколком злого века
В груди Кавказская война.
Покрыли мирные долины
Созвездья душных городов,
Но молчаливые вершины
Хранят огонь былых боёв.
Нырнули в годы мухаджиры,
Оставив за собой мечты,
В сердцах своих латая дыры
От нескончаемой беды.
Покинув тихие аулы,
По бездорожью молча шли,
И, напрягая свои скулы,
Несли всю боль родной земли.
На Черноморском побережье
Болезни, голод, плач и смерть
Их ждали. Волны моря нежно
Ласкали каменную твердь.
За морем Турция чужая,
Рвалась озябшая душа.
И вместе с ними, всё сжигая,
История седая шла.
Рыдали женщины и дети,
Их край пустыней жизни стал.
Как голос предков, грустный ветер
Им вслед взволнованно шептал:
«О ты, кто назван мухаджиром,
Кто головою не поник,
В другой стране иль части мира
Не забывай, что ты адыг!
Глухая боль грызёт меня,
Я покидаю отчий край.
Прощай, Черкесия моя!
Прощай, мой несравненный рай!
Беспечный облик грозных скал,
Напевы беззаботных рек,
Полёт орла, пещер оскал
Я не смогу забыть вовек.
Я здесь оставил сыновей,
Что за свободу полегли.
Эльбрус седой, не хмурь бровей,
Лазурью слепленный вдали.
Храня молитву на устах,
Сжимаю яростно клинок.
О, милосерднейший Аллах!
Я сделал всё, что только смог!
Кричала честь: «Назад не сметь!
Вперёд на полчища врагов!»
Нашли мы вечность, а не смерть
На острых кончиках штыков.
Прощай, Черкесия моя!
Не забывай, молю, о нас!
В своих объятьях, как дитя,
Тебя баюкает Кавказ.
Могилы предков смотрят вслед,
Укрыты бурками теней.
Но ,знаю я, в потоке лет
Надежда будет всё сильней.
Непримиримые полки,
Что нас сжимали, как кольцо,
Бои, что были не легки
Вплелись морщинами в лицо.
Мемориальная волна,
Что нас в безродинье несёт,
Навек на голову легла,
Как седина моих невзгод.
Горит маяк в моей судьбе,
Мечтанья мечутся в груди.
Вернёмся, знаю, мы к тебе!
Но ты, Черкесия, нас жди!
«- Бедные эти черкесы, как они несчастны,- сказал я ему, желая удостовериться, насколько было действительно его хладнокровие.
- Это уж так предписано свыше, - сказал он мне тихим голосом.
- Но ведь они все перемрут от голода и холода
- Черкешенки дёшево будут стоить нынешний год на базаре в Стамбуле,- ответил мне по-прежнему совершенно хладнокровно старый пират»
( А. Фонвиль. Последний год войны Черкесии за независимость)
Сёстрам- черкешенкам, проданным в рабство в Османскую империю, посвящаю…
Чужая речь заполнила Кавказ!
Над ним склонился флаг чужой отчизны.
Безкрасочность в чудной стране прикрас,
Безжизненность в святых долинах жизни.
Пусты дома, заброшены поля,
И души горцев заросли лукавством.
Погибли за свободу сыновья,
А дочерям вердикт жестокий- рабство.
Их поглотил разноязычный гул
И злые многолюдные базары.
Спасением не стал для них Стамбул,
Что превратил черкешенок в товары.
Их раздирают жадные глаза.
Стоят пленённой лебединой стаей.
Украдкой обронённая слеза
В ладони бледной медленно растает.
Они- рассада дикой красоты,
Что на чужбине вряд ли приживётся.
Они блестят осколками звезды,
Что издавна Черкесией зовётся.
За их спиной остался край руин,
Что некогда был светлым и цветущим.
И небо на штыках седых вершин
Запечатлели на века их души.
Их жизни путь суров был и не прост,
И юность захлебнулась в чёрном дыме.
Прорвавшись сквозь кавказский «холокост»,
Как им с погибшим сердцем быть живыми?!
Та боль прошла сквозь шелестенье лет,
И городами горы заворчали.
В черкешенках я вижу горький след-
В тени лица их оттиск той печали.
Пройдя сквозь голод, холод, плач и смерть,
Они такой судьбы не заслужили.
Так пусть же не узнают они впредь,
Что значит быть на Родине чужими!
В составе Российской империи. Дикая дивизия.
Остатки черкесского населения, окружённые кордонами и казачьими станицами, были поглощены Российской империей. Переселение адыгов продолжалось вплоть до начала Первой мировой войны. Теперь перед русским царизмом стояла нелёгкая задача- интегрировать Кавказ в своё государство. Ярким примером этого стало создание 23 августа 1914 года Кавказской туземной конной дивизии, более известной, как Дикая дивизия., в которую адыги вошли, как Кабардинский и Черкесский полки.
Дымился мир разрушенный, объятый
Баталиями Первой мировой.
Внезапно ворвались под шум раскатов
Таинственные тени в этот бой.
Неведомой непознанной стихией
Они пришли, сметая всё с пути.
Как новое оружие России,
Лишь пепел оставляя позади.
Сгребая всех противников в охапку,
Они кружились, шашками звеня.
Как дьяволы войны в мохнатых шапках,
Безжалостные всадники огня.
Взлетали их пугающие крики
Над полем битвы хором голосов.
Недаром ведь затем прозвали «Дикой»
Дивизию кавказских храбрецов.
Народы гор сквозь пули прорывались,
Казалось, позабывшие про страх.
Испуганно солдаты разбегались
Растерянные с паникой в сердцах.
Сверкали сабли, как осколки молний,
Была победа славная близка.
Пусть «Дикую дивизию» запомнят
Враги навек, а лучше на века!
Советская эпоха
После окончания Первой мировой войны началась эпоха перемен. Две великие империи- Османская и Российская, прекратили своё существование. С большим воодушевлением и с большой надеждой черкесы восприняли новую власть- власть Советов. Народы Кавказа получили право на собственную государственность сначала в рамках Горской Северо-Кавказской республики, а затем и в форме национальных автономий в составе РСФСР. Казалось, наступило новое время. Время возрождения и свободы. Но все эти надежды оказалось иллюзорными.
Имперская политика царизма была продолжена и большевистским режимом. Именно в этот период произошло искусственное разделение черкесского народа на несколько псевдоэтносов: кабардинцев, адыгейцев и, собственно, черкесов.
Адыгские мухаджиры многократно обращались к Советскому руководству с просьбой позволить им вернуться на исторические земли, но получили отказ.
Впереди были тяжёлые времена- голод, красный террор, раскулачивание, сталинские репрессии, и ещё более страшное испытание- Вторая мировая война.
Вторая мировая война
Черкесы бок о боком с другими народами Советского Союза встали на борьбу с фашистскими войсками. Кавказ Третьим Рейхом был объявлен одним из стратегических направлений своих интересов. Летом 1942 года немцы уже занимают большую часть Кавказа и показательно воздвигают своё знамя на вершине Эльбруса- высочайшей точки Европы. В это время в одном из черкесских селений- ауле Бесленей происходят события, которые впоследствии впечатаются в историю, как пример гуманности, добра и человечности. За одну ночь жители этого аула спасли жизни десятков ленинградских сирот, приютив их в своих домах, рискуя собственными жизнями.
Прошелестели стаи дней,
Как пожелтевшие страницы.
К тебе пришёл я, Бесленей,
Добру и милости учиться.
Прошу, поведай мне о том,
Как спас детей от верной смерти.
Ты стань моим проводником,
Туда, в былого круговерти.
Я вдруг почую дым войны,
В глазах моих защиплют слёзы.
Средь жутковатой тишины
Услышу тихий скрип обозов.
Они пришли издалека,
Сироты в выжженной одежде.
Дрожала детская рука,
Ища заботы и надежды.
Лишив их ласки матерей,
Судьба пылилась на дороге.
Ты распахнулся, Бесленей,
Для них спасеньем став в итоге.
Вблизи кружился грозный враг,
Бросая тень на их фигурки.
Но ты зажёг для них очаг,
Своим теплом накрыв, как буркой.
Фашист под окнами ходил,
Как призрак гибели, маячил.
Но ты детишек приютил,
В своих домах от немцев пряча.
Но вскоре зло упало ниц,
Свободой горы огласились.
И на десятках детских лиц
Улыбки жизни распустились.
Хромая, вдаль ушла война,
Искрилось небо голубое.
Играла шумно ребятня,
Тогда спасённая тобою.
Прошелестели стаи лет,
Как пожелтевшие страницы.
Мой Бесленей! Дай мне совет-
Как человечности учиться.
Найдя покой в своей судьбе,
Устав от гнева и разлада,
Я вновь приду, прижмусь к тебе,
Как сирота из Ленинграда!
Ценой огромных потерь и невиданной стойкости Советский союз освобождается от оккупации и наносит сокрушительный удар по своим врагам. Наступает долгожданная Победа. И перед страной встаёт новая задача- восстановление разрушенного хозяйства и возвращения к мирной жизни.
Распад СССР
После смерти Сталина в стране происходят колоссальные изменения. Новое советское руководство начинает уделять больше внимания национальным меньшинствам, сохранению их самобытной культуры. Издаётся множество книг на эту тематику, в том числе и на родных языках.
В конце 80-х годов происходят общеизвестные события, связанные с перестройкой, демократизацией общества, распространением центробежных тенденций и, в конце концов, распадом огромного Советского государства.
Наступает новое время с новыми реалиями и новыми вызовами, характеризующееся ростом национального самосознания народов бывшего СССР. Естественно, это затрагивает и черкесский народ. Устанавливаются первые контакты с зарубежными диаспорами, возрождается национальное движение, создаются общественно- политические организации: Адыгэ Хасэ, Международная Черкесская Ассоциация, Конфедерация горских народов Кавказа. Адыги получили собственную государственность в рамках трёх республик: Кабардино- Балкария, Карачаево- Черкесия и Адыгея.
Весьма символичным фактом становится принятие в качестве государственной символики республики Адыгея флага исторической Черкесии. Флаг наших предков вновь возносится над нами.
Ф1эхъус апщий, родимый флаг!
Ты снова к нам вернулся.
На небе вспыхнул, как очаг,
Над нами распахнулся.
Двенадцать звёзд и три стрелы
На знамени зелёном.
Манили нас сквозь стены мглы
Мечтой непокорённой.
Смешались в нём века и миг,
Вплелись в него молитвы.
И не его ль вздымал адыг,
Бросаясь снова в битву?!
Впитал он слёзы, пот и кровь.
Волнуя, как и прежде.
В нём- наше горе и любовь,
Сожжённая надежда.
Черкесский флаг, адыгский флаг
Стал символом для смелых
И устремлял туда, где враг
Свои немые стрелы.
Сердца свободой он хлестал,
Рождая в них отвагу.
И он в итоге нами стал,
Мы стали этим флагом.
К чему вести ненужный спор-
Что значит он? Кто автор?
В нём- чистота родимых гор,
Вчера, сегодня, завтра.
Презрев забвения удел,
Его мы поднимаем.
И вот он вновь зашелестел,
Взмахнув зелёным краем.
Вспорхнули в небо, как орлы,
Мечтой непокорённой
Двенадцать звёзд и три стрелы
На знамени зелёном.
Вместе с тем рост национального самосознания народов приводит в некоторых частях Кавказа к межэтническим конфликтам. Накопившийся клубок национальных проблем вспыхивает, как спичка и ставит регион на грань гражданской войны. Армяно- азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, грузино- абхазская война, осетино- ингушский конфликт, война в Чечне. Кавказ снова объят хаосом, раздаётся стрельба, проливается кровь.
В августе 1992 года грузинские войска, проигнорировав право на самоопределение абхазского народа, под знаменем национализма вторгаются в Абхазию. Эта война в итоге принесёт огромные беды как грузинам, так и абхазам. Сразу после этих событий Международная Черкесская Ассоциация объявляет войну Грузии и мобилизацию адыгов. Черкесские добровольцы устремляются на помощь братскому народу.
В объятьях грозного Кавказа
Из глубины суровых лет
Ты родилась, страна абхазов,
В мир привнеся любовь и свет.
Так ты жила, хранима Богом,
Под сенью пышных облаков.
Но ворвалась к тебе тревога
Жестоким скопищем врагов.
Они всё шли, за войском войско.
Слепили яростью клинки.
Кавказ волною черноморской
Смывал слезу с твоей щеки.
Но ты изгнала эти орды.
Вновь озарились небеса.
Восстал опять с осанкой гордой
Народ свободный Апсуа.
Ты излечилась от печали.
Но впереди ждала гроза.
И танки злобно зарычали,
Тебе погибелью грозя.
Пришли отряды иноземцев,
В тебя вцепились, словно псы.
Но ты стояла с твёрдым сердцем,
Неустрашимая Апсны.
Все эти горькие невзгоды
Сумела, всё ж, преодолеть.
Ты обрела свою свободу,
Ну а враги нашли лишь смерть.
И зашуршал крылом орлиным
Твой флаг из шёлка светлых грёз,
Где семь зелёно- белых линий,
В углу - ладонь под аркой звёзд.
Пройдя сквозь эти испытанья,
Стоишь под грузом тяжких дум.
Объят победным ликованьем,
Как цитадель мечты, Сухум.
Живи ,Абхазия, в единстве!
Ты независима теперь!
И вновь, полна гостеприимства,
Друзьям распахиваешь дверь.
Цвети волшебным райским садом!
Пускай печаль умчится прочь!
А мы - черкесы, будем рядом,
Тебе готовые помочь.
Ты снова стань приютом чести,
Страной отваги и весны
И отрекись от зла и мести!
Цвети, республика Апсны!
После распада СССР и падения «железного занавеса» для черкесского мира главной задачей становится репатриация. Но несовершенство законодательства, тяжелое социально-экономическое положение региона стали препятствием на пути процесса возвращения потомков мухаджиров на историческую Родину. На сегодняшний день пока есть единственный пример масштабной репатриации.
В 1998 году адыгская община из Косово вернулась на Северный Кавказ. Это событие стало триумфом исторической справедливости. 1 августа в республике Адыгея был объявлен Днём репатрианта.
В твоих глазах- печать веков,
Тропа изгнания с Кавказа.
Не смог забыть ты звон клинков,
Звучавший в дедовских рассказах.
Тоску отцов ты утолил,
Туман забвенья не приемля.
Ты свет надежды возвратил
На исторические земли.
Бальзам от ран- репатриант
В душе народа в чёрных дырах.
Ты- возрождения гарант,
Потомок гордых мухаджиров.
Был пир для чаек и для рыб,
Был праздник смерти и болезней.
Но, всё ж, народ мой не погиб,
Пройдя над краем этой бездны.
И вот Эльбрус на троне дня
Сидит вдали немым атлантом.
Страна черкесская моя,
Встречай своих репатриантов.
В конце 20 века черкесский народ столкнулся с новой угрозой. После крушения доминировавшей не одно десятилетие коммунистической идеологии в сознании людей образовался духовный вакуум, заполнившийся совершенно чуждой нашему менталитету западной массовой культурой, часто идущий вразрез с нравственными и морально-этическими нормами. Разврат и пьянство распространились повсеместно. В этих условиях невольно задаёшь себе вопрос- «А достойны ли мы своих предков?» Многие законы и обычаи наших дедов и прадедов сегодня преданы забвению.
Мы- жалкие наследники былого,
Мы родом из безжалостной войны,
Мы- сыновья истории багровой,
Мы- памятники призрачной страны.
Мы, словно засыхающая ветка
На необъятном дереве веков.
Когда-то воевали наши предки,
Цвели сады из огненных цветков.
Отцы ложили на алтарь свободы,
Без колебаний, гордо жизнь свою.
Святые представители народа,
В сокровищнице сердца вас храню!
Летели в обречённый бой адыги,
И время рассыпало прах, как пыль.
Но души распечатались на книги,
Вселились в героическую быль.
Прошли века. И в пошлом настоящем,
В разврате утонул адыгский дух.
Как цитадель истории дымящей,
Стоит над нами башня Адиюх.
«Черкес я!»- рассуждает кто-то пылко-
«Черкес был испокон непобедим!»,
Сжимая, как кинжал, свою бутылку,
Наполненную дьявольским спиртным.
Черкешенки блистают голым телом,
Обычаи забыв и Шариат.
Адыгэ Хабзэ, где ты?! В чём же дело?!
Здесь каждый в этом чем-то виноват!
Мой соплеменник, пробудись, опомнись!
Нить поколений сохрани, не рви!
Запомни, что в крови твоей есть помесь
Отваги, справедливости, любви!
Заключение
История… Порой славная, радостная и безмятежная… Порой жестокая, беспощадная и трагичная. У каждого народа, как и у каждого человека, своя судьба. Черкесия познала много славы и величия, но, в то же время, много лишений и страдания. И мы являемся потомками и наследниками этой истории. Мы должны гордиться ей, помнить и извлекать из неё уроки. Ведь на нас возложена великая миссия и ответственность- продолжить летопись своего народа. Ведь когда-то и наши внуки и правнуки оглянутся назад. Что они увидят там, зависит от каждого из нас. Наш долг в том, чтобы они испытали гордость, а не стыд.
Наша современность- это всё еще разрозненный и рассыпанный по миру народ, социально- культурный упадок, отречение от своих корней. Но в душе адыгского народа, как и на протяжении сотен и тысяч лет, всё так же горит очаг незатухающей надежды.
Нам внимает твёрдо сердце,
Чтоб держались друг за друга
Кабардинцы, адыгейцы,
И черкесы, и шапсуги.
Наши предки- воины чести
Шепчут нам, чтоб были вместе.
Наш народ на всей планете
Сохранил заветы эти.
Мы- керкеты и касоги,
Гордых зихов мы потомки.
В страхе мы держали многих
Грозным блеском сабель звонких.
В наших генах- жар Востока,
Страшный гул эпох жестоких,
Башлыки, клинки и луки,
И бесстрашие мамлюков.
Мы прошли сквозь дым сражений,
Смерть и тяготы лишений,
И дороги мухаджирства.
Сохранили, всё ж, единство!
Мы в объятиях Кавказа
Адресуем миру фразу,
Вторят снежные вершины:
«Мы- черкесы! Мы едины!»
Артур Кенчешаов
С белоснежной вершины Черкесии
Наша память глядит молча в даль.
Но лишает её равновесия
И толкает в пучину печаль.
Находя изощрённые способы,
Её травит коварный обман.
Но, как старец задумчивый с посохом,
Всё глядит она в белый туман.
В наше прошлое смотрит, как в зеркало.
И клубится безмолвная мгла.
Столько судеб судьба исковеркала!
Столько жизней история жгла!
Столько трудных дорог нами пройдено!
Столько мрачных обугленных дней!
Радость нашего прошлого- Родина,
Настоящего- память о ней.
Память- вечный объект меланхолии!
Ни убить, ни стереть, ни забыть!
Ну а память народа- тем более.
Без неё и народу не быть!
Исчезают под пылью и плесенью
Времена. Но крепка, как гранит,
На туманной вершине Черкесии
Наша память всё так же стоит.
Черкесия- страна адыгов, овеянная издавна легендами и сказами. Страна, восхищавшая мир своей красотой и притягивавшая на протяжении веков людей со всего света своей загадочной и самобытной жизнью. Но так распорядилась судьба, что этой стране суждено было стать перекрёстком геополитических интересов мировых держав, что в конце концов и погубило её. В результате беспощадных исторических катаклизмов Черкесия была стёрта с лица земли. Но она не погибла…
Она всё так же живёт в сердце каждого адыга.
Цель этого проекта- в очередной раз поведать о многострадальной судьбе черкесского народа и Кавказа. На эту тему написано немало книг, снято немало фильмов. Но вопросов, кажется, становится всё больше и больше. Я хочу рассказать вам об этих событиях, освободившись от всяких политических и идеологических рамок. Это будет рассказ не профессионального историка или этнолога, а рассказ одного из сыновей этого народа.
Боль и трагедия прошлого с ранних лет поселились в моём сердце, и постепенно я смог передать эти чувства, вселив их в стихотворную строку.
И теперь я предлагаю вам вместе окунуться в прошлое, совершить своеобразное путешествие во времени, проводниками в котором будут мои стихи.
Не раз враги в Черкесию вторгались
Не раз враги в Черкесию вторгались,
Нарушив гор задумчивых покой,
В Кавказ свирепой алчностью вгрызались,
Сверкала сталь, и кровь лилась рекой.
Адыгские клинки не знали ножен,
Адыгская земля была в огне.
Свобода просыпалась грозной дрожью,
Орлами возносилась к вышине.
О, сколько было их, от славы пьяных,
Сметавших всё, как страшный ураган!
Сарматы, гунны, орды Чингисхана,
Авары, печенеги, Тамерлан!
Но где они теперь? Итог известен.
Завет один здесь издавна живёт-
Могущество, забывшее о чести,
Величие вовек не обретёт.
Седые горы эхом окликались,
Века клубились пылью на пути.
Не раз враги в Черкесию вторгались,
Чтоб вскоре сокрушёнными уйти.
Не раз враги в Черкесию вторгались,
Чтоб смерть и поражение найти.
Орды многочисленных завоевателей, сменяя друг друга, устремлялись на Кавказ, принося с собой хаос, кровь и горе. Не избежала этой участи и Черкесия, но её племена всегда достойно встречали своих врагов и отстаивали свою свободу.
Канжальская битва
В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в этот период становится могущественное Крымское ханство. Многочисленные крымско- черкесские войны носят набеговый характер с переменным успехом.
Одна из наиболее масштабных войн происходит в 1708 году после отказа адыгов выполнить требования Крыма, в том числе, и выплату дани.
В середине лета того же года, в условиях полной международной изоляции Кабарды, крымские войска под командованием Каплан-гирея вторгаются в её пределы. Кульминацией этого конфликта стало ночное сражение в сентябре 1708 года у горы Канжал. Несмотря на многократное превосходство сил противника, эта битва завершилась сокрушительной победой кабардинцев.
В 2008 году черкесский мир широко отпраздновал 300-летие Канжальской битвы- без всяких сомнений, одной из самых знаменательных и славных побед Черкесии.
Когда нависло над черкесами
Крыло безжалостной беды,
Пришли жестокие агрессоры
Раба слепить из Кабарды.
Орлиный край наполнить муками,
Затмить слезами омут глаз.
Но гордым кличем Атажукина
Зажёг сердца свободы глас.
Он призывал народ к сплочённости,
За честь отцов и матерей.
Неся химеру обреченности,
С войсками шёл Каплан-гирей.
Смеркалось. Близилось сражение.
Почуяв кровь, блестела сталь.
Стояла, профиль в напряжении
Вчеканив в ночь, гора Канжаль.
А что потом? Безумным топотом
Разбавлен был предсмертный стон.
Шумела тьма кинжальным шёпотом,
Аплодисментами знамён.
Срослись созвездия с беспечностью
Воспламенившихся сердец.
Всем показался бой тот вечностью,
Но и ему настал конец.
Погибла армия агрессоров.
Лишь незначительная часть
Ушла, гонимая черкесами,
Неся растоптанную власть.
Надолго будет в них бессонницей
Воспоминаний череда!
И грозный гул черкесской конницы
Им будет слышен сквозь года.
С тех пор промчались три столетия,
Но тот триумф у нас в сердцах.
Отвага- это путь к бессмертию,
Что не приемлет глупый страх.
В немом граните славой высечен
Тот бой у стоп горы Канжаль,
Как под громадой многотысячной
Честь кабардинец удержал.
Кавказская война
К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты своих границ от горских набегов, а затем и защиты горцев от власти местных феодалов. В 1763 году в Малой Кабарде воздвигается первая российская крепость- Моздок. Это событие впоследствии послужит поводом начала одной из самых продолжительных и кровопролитных войн, в которую будут втянуты многие страны и народы, и которая в итоге принесёт неисчислимые беды народам Кавказа и Черкесии. Большая Кавказская война.
На лбы бесстрастно сдвинуты папахи,
Под стук копыт поскрипывает снег.
В сердцах лелея мысли об Аллахе,
Черкесы отправляются в набег.
Их правый гнев затянут башлыками,
Сомкнулись их спокойные ряды.
И кажется, слезятся даже камни
В предчувствии страданий и беды.
Слепая ярость всеадыгским флагом
Сметёт с их душ неверие и страх.
Неколебимо горская отвага
Патронами сверкает в газырях.
Они прорвутся под свинцовым градом
На штурм нежеланных крепостей.
Так пусть же иноземные отряды
Удобрят землю грудами костей!
И каждый воин с именем любимых
На свой аул украдкой бросит взгляд.
Как будто бы предчувствием томимы,
Что им не предначертан путь назад.
Они растают в каменных изгибах
Привыкших ко всему родимых гор.
И всех, без исключений, ждёт погибель,
Но никого из них не ждёт позор.
В плену воображения поэта
Мне кажется, хоть ныне новый век,
Порой услышав гул в горах, что это
Черкесы отправляются в набег.
Продвижение царских войск сопровождалось тотальным грабежом и насилием, сожжением горских селений и массовым убийством местного населения.
Сгустился мрак, луну печально
Как будто чей-то вздох задул.
Стоит в тиши исповедальной
К горам прижавшийся аул.
Он смотрит с нежностью, как горцы,
Забыв заботу, мирно спят,
Не замечает, что крадётся
К нему карательный отряд.
Не видит он опасность эту,
Не слышит треск чужих шагов.
Он улыбается, согретый
Теплом родимых очагов.
Не чует он дыханье смерти
И жар грядущего огня.
Враги в ночи идут, как черти,
Молчанье грозное храня.
Река бушует, сокрушаясь,
Волнами бьёт о берега,
Предупредить его пытаясь
О приближении врага.
Но он не слышит, оно мечтает,
Людской любовью поражён,
И даже не подозревает,
Что скоро будет он сожжён.
Он ждёт рассвет и пробужденье,
Прохладу утренней росы,
Но наступили, к сожаленью,
Его последние часы.
В условиях национальной трагедии из народа вышла целая плеяда отважных героев, возглавивших праведную борьбу за свободу.
Шеретлук Тугужоко Кизбеч- один из героев национально- освободительного движения адыгов 19 века. За безграничную храбрость, доблесть и благородство в западной прессе был прозван «Львом Черкесии»
Утопал в страшном пламени наш
Край, объятый страданием диким.
И селенье в горах Беаннаш
Огласилось младенческим криком.
Был рождён в этот день Шеретлук,
Беспокойной судьбы удостоен.
В колыбели заботливых рук
Спал младенец и будущий воин.
Шли года. И очаг задрожал,
Задымилось жестокое время.
И вошёл, словно в ножны кинжал,
Он в седло и потёртое стремя.
На удачу накинув аркан,
Он летел сквозь кровавые годы.
Позабыв боль бесчисленных ран,
Был на страже священной свободы.
И не раз, по шипящим волнам,
Он, исполненный местью без грани,
Не давая покоя врагам,
Штурмовал правый берег Кубани.
Был народом восславлен своим
За достоинство, честь и отвагу.
И покорные, гордо за ним
Шли кизбечевцы снова в атаку.
Окружён был врагом как-то он,
Во главе только нескольких сотен
Многотысячный царский заслон
Он рассеял, и снова свободен.
В нём горел непокорности пыл,
Но и чуждым он не был пощаде.
«Львом Черкесии» назван он был
Ведь не зря в зарубежной печати.
Тридцать лет испытаний и мук,
Тридцать лет в центре драмы кровавой.
Смог пройти этот грозный шапсуг
В блеске яркой немеркнущей славы.
И когда край адыгов слегка
Огласился младенческим криком,
Этот крик пролетел сквозь века
И донёсся до нас львиным рыком.
Из посланников Шамиля в Черкесии наибольших успехов добился наиб Магомет- Амин, ставший предводителем одного из черкесских племён- абадзехов и имевший также влияние в Шапсугии, Убыхии и Натухае. «Аварец с душою адыга»- так он называл себя.
20 ноября 1859 года, посчитав, что после пленения своего духовного вождя-Имама Шамиля, нет смысла в дальнейшем сопротивлении, наиб Магомет-Амин торжественно присягнул вместе с абадзехами на вероподданство Российскому престолу и был вынужден
покинуть Черкесию.
Кружился ноябрь возмущённо,
Казалось, весь мир увядал.
Под стражей наиб сокрушённо
Сожжённый Кавказ покидал.
Родной Дагестан был повержен,
Черкесия в мёртвой петле.
Впервые за столько лет нежен,
Он плакал, качаясь в седле.
Две Родины, две цитадели
Прощались с ним тихо, без слов.
Туманом дымились ущелья,
Одетые в бурки лесов.
Какую дорогу он, Боже!,
Прошёл по следам своих грёз!
Приказом Имама заброшен,
К Черкесии сердцем прирос.
Сражался он с вражеским игом,
Была беспощадна судьба.
«Аварец с душою адыга!»-
Назвал как-то раз он себя.
Теперь молчаливо он ехал,
Конвой его в плен уводил.
В историю вождь абадзехов
По горной тропе уходил.
Он был, без сомнений, великим,
Презревшим губительный страх.
Аварец с душою адыга
Навеки в адыгских сердцах!
Главным оппонентом и конкурентом Магомет- Амина становится князь Сефер-бей Зан. По сути, это было столкновение Шариата и Адата. Их противостояние вносит раскол в общество Западной Черкесии и в конце концов приводит к вооружённому конфликту. Несмотря на эти события, и Магомет-Амин, и Сефер-бей Зан, на мой взгляд, являются героями нашего народа.
Сефер-бей Зан- один из руководителей освободительного движения адыгов в XIX в. Именно он являлся одним из создателей Всеадыгского меджлиса в Сочи- «Великое Свободное Заседание», оформившего национальную государственность. По мнению одного из первых биографов Сефер-бея Е.Д. Фелицына, "князь Сефер-бей Зан являет собой выдающийся и небывалый у горцев пример политического деятеля", который был "ревностным защитником независимости родной страны".
Эльбрусом горбится Кавказ.
Он, как всегда, немногословен.
Он, как и прежде, хмурит брови
Над ледниками серых глаз.
Взгляни, его туманит взгляд
Дым девятнадцатого века,
Где пепел был, подобно снегу,
Где рай кавказский был, как ад.
Он в катаклизмах уцелел,
От пуль укрыли горцев скалы.
Двенадцать звёзд горят устало
На наконечниках трёх стрел.
Меч иноземного вождя
На землю нартов был обрушен,
Гремели вражеские ружья,
Как гром свинцового дождя.
Но принял бой черкесский князь
Во мгле страданий беспробудных.
В его размеренные будни
Война, как оспа, ворвалась.
Адыгский сын из рода Зан,
Воспитан строго по адатам,
Закон отцов хранивший свято
И не склонивший гордый стан.
Отважным воином он был,
Служил Султану и России,
Но с бесконечной дикой силой
Свою Черкесию любил.
Рукой протягивал он мир,
Искал повсюду справедливость,
Но эта бойня так же длилась,
И был открыт кровавый пир.
Он гордо шёл через войну,
Незаменимым был солдатом.
Он умер в пятьдесят девятом,
Достойно встретив седину.
Им были, всё ж, воплощены
Мечты о Сочинском меджлисе.
Зелёный флаг качнулся высью
Над пеплом горестной страны.
Но не исчез в потоке дней
В душе черкесского народа
Бесстрашный князь хмельной свободы-
Непокорённый Сефер-бей.
О национальных героях 19 века можно говорить до бесконечности. Джамбулат Болотоко, Хатырбай Цей, Карбатыр Зан, Джирандук Берзег и многие другие. Память о них навсегда в наших сердцах!
21 мая 1864 года в урочище Кбаада (нынешняя Красная поляна) состоялось решающее сражение между царскими войсками и остатками черкесского сопротивления. Битва окончилась вечером того же дня. После чего на этом же месте состоялся парад российских войск. Так закончилась столетняя Кавказская война.
Ну вот и всё! С судьбой лицом к лицу.
Полны решимости и злобы наши взгляды.
Уже сдувает звёздную пыльцу
Заря, воспламеняясь над Кбаадой.
Пусть знают все- рабами нам не быть!
Пора понять- мы стая, а не стадо!
Пусть суждено нам кровь свою пролить
Сегодня здесь, в урочище Кбаада!
Последний бой. Враги на штурм пошли.
Охрипший крик бесстрашного тхамады
«Вперёд! На смерть! За честь родной земли!»
Пронёсся грозным эхом над Кбаадой.
До боли сжав холодные клинки,
Забывшие про жалость и пощаду,
Мы бросились на пули и штыки
Сквозь чёрный дым, окутавший Кбааду.
Бесчисленные царские войска
И горстка горцев! Битва сущим адом
Казалась. Но развязка, всё ж, близка!
Застыла обречённая Кбаада.
Побеждены, но не покорены,
Погибли мы. Иного нам не надо!
Позорный мир для нас страшней войны.
Запомни нас, родимая Кбаада!
На время воцарилась тишина.
Но грянул гром победного парада.
Закончилась Кавказская война
Здесь в майский день, в урочище Кбаада.
Потомок наш, ты помни нас и верь-
Лишь честь была для нас всегда наградой.
Поляной Красной названа теперь
От крови покрасневшая Кбаада.
Мухаджирство
Война завершилась в 1864 году, став подлинной национальной трагедией адыгов. Население Черкесии было подвержено беспощадному истреблению и гонению, а в конце концов, и депортации. В итоге на исторической Родине осталось, по некоторым данным, от 3-5% былого населения. Черкесы с болью покидали свои земли и уходили в Турцию. Массовый исход населения, названный «мухаджирством», сопровождался многочисленными жертвами. Тиф и голод уничтожали мой народ. А вслед им печально смотрела опустошённая и разорённая Черкесия.
Плывёт, лучи купая в реках,
Под звёздным куполом луна.
Болит осколком злого века
В груди Кавказская война.
Покрыли мирные долины
Созвездья душных городов,
Но молчаливые вершины
Хранят огонь былых боёв.
Нырнули в годы мухаджиры,
Оставив за собой мечты,
В сердцах своих латая дыры
От нескончаемой беды.
Покинув тихие аулы,
По бездорожью молча шли,
И, напрягая свои скулы,
Несли всю боль родной земли.
На Черноморском побережье
Болезни, голод, плач и смерть
Их ждали. Волны моря нежно
Ласкали каменную твердь.
За морем Турция чужая,
Рвалась озябшая душа.
И вместе с ними, всё сжигая,
История седая шла.
Рыдали женщины и дети,
Их край пустыней жизни стал.
Как голос предков, грустный ветер
Им вслед взволнованно шептал:
«О ты, кто назван мухаджиром,
Кто головою не поник,
В другой стране иль части мира
Не забывай, что ты адыг!
Глухая боль грызёт меня,
Я покидаю отчий край.
Прощай, Черкесия моя!
Прощай, мой несравненный рай!
Беспечный облик грозных скал,
Напевы беззаботных рек,
Полёт орла, пещер оскал
Я не смогу забыть вовек.
Я здесь оставил сыновей,
Что за свободу полегли.
Эльбрус седой, не хмурь бровей,
Лазурью слепленный вдали.
Храня молитву на устах,
Сжимаю яростно клинок.
О, милосерднейший Аллах!
Я сделал всё, что только смог!
Кричала честь: «Назад не сметь!
Вперёд на полчища врагов!»
Нашли мы вечность, а не смерть
На острых кончиках штыков.
Прощай, Черкесия моя!
Не забывай, молю, о нас!
В своих объятьях, как дитя,
Тебя баюкает Кавказ.
Могилы предков смотрят вслед,
Укрыты бурками теней.
Но ,знаю я, в потоке лет
Надежда будет всё сильней.
Непримиримые полки,
Что нас сжимали, как кольцо,
Бои, что были не легки
Вплелись морщинами в лицо.
Мемориальная волна,
Что нас в безродинье несёт,
Навек на голову легла,
Как седина моих невзгод.
Горит маяк в моей судьбе,
Мечтанья мечутся в груди.
Вернёмся, знаю, мы к тебе!
Но ты, Черкесия, нас жди!
«- Бедные эти черкесы, как они несчастны,- сказал я ему, желая удостовериться, насколько было действительно его хладнокровие.
- Это уж так предписано свыше, - сказал он мне тихим голосом.
- Но ведь они все перемрут от голода и холода
- Черкешенки дёшево будут стоить нынешний год на базаре в Стамбуле,- ответил мне по-прежнему совершенно хладнокровно старый пират»
( А. Фонвиль. Последний год войны Черкесии за независимость)
Сёстрам- черкешенкам, проданным в рабство в Османскую империю, посвящаю…
Чужая речь заполнила Кавказ!
Над ним склонился флаг чужой отчизны.
Безкрасочность в чудной стране прикрас,
Безжизненность в святых долинах жизни.
Пусты дома, заброшены поля,
И души горцев заросли лукавством.
Погибли за свободу сыновья,
А дочерям вердикт жестокий- рабство.
Их поглотил разноязычный гул
И злые многолюдные базары.
Спасением не стал для них Стамбул,
Что превратил черкешенок в товары.
Их раздирают жадные глаза.
Стоят пленённой лебединой стаей.
Украдкой обронённая слеза
В ладони бледной медленно растает.
Они- рассада дикой красоты,
Что на чужбине вряд ли приживётся.
Они блестят осколками звезды,
Что издавна Черкесией зовётся.
За их спиной остался край руин,
Что некогда был светлым и цветущим.
И небо на штыках седых вершин
Запечатлели на века их души.
Их жизни путь суров был и не прост,
И юность захлебнулась в чёрном дыме.
Прорвавшись сквозь кавказский «холокост»,
Как им с погибшим сердцем быть живыми?!
Та боль прошла сквозь шелестенье лет,
И городами горы заворчали.
В черкешенках я вижу горький след-
В тени лица их оттиск той печали.
Пройдя сквозь голод, холод, плач и смерть,
Они такой судьбы не заслужили.
Так пусть же не узнают они впредь,
Что значит быть на Родине чужими!
В составе Российской империи. Дикая дивизия.
Остатки черкесского населения, окружённые кордонами и казачьими станицами, были поглощены Российской империей. Переселение адыгов продолжалось вплоть до начала Первой мировой войны. Теперь перед русским царизмом стояла нелёгкая задача- интегрировать Кавказ в своё государство. Ярким примером этого стало создание 23 августа 1914 года Кавказской туземной конной дивизии, более известной, как Дикая дивизия., в которую адыги вошли, как Кабардинский и Черкесский полки.
Дымился мир разрушенный, объятый
Баталиями Первой мировой.
Внезапно ворвались под шум раскатов
Таинственные тени в этот бой.
Неведомой непознанной стихией
Они пришли, сметая всё с пути.
Как новое оружие России,
Лишь пепел оставляя позади.
Сгребая всех противников в охапку,
Они кружились, шашками звеня.
Как дьяволы войны в мохнатых шапках,
Безжалостные всадники огня.
Взлетали их пугающие крики
Над полем битвы хором голосов.
Недаром ведь затем прозвали «Дикой»
Дивизию кавказских храбрецов.
Народы гор сквозь пули прорывались,
Казалось, позабывшие про страх.
Испуганно солдаты разбегались
Растерянные с паникой в сердцах.
Сверкали сабли, как осколки молний,
Была победа славная близка.
Пусть «Дикую дивизию» запомнят
Враги навек, а лучше на века!
Советская эпоха
После окончания Первой мировой войны началась эпоха перемен. Две великие империи- Османская и Российская, прекратили своё существование. С большим воодушевлением и с большой надеждой черкесы восприняли новую власть- власть Советов. Народы Кавказа получили право на собственную государственность сначала в рамках Горской Северо-Кавказской республики, а затем и в форме национальных автономий в составе РСФСР. Казалось, наступило новое время. Время возрождения и свободы. Но все эти надежды оказалось иллюзорными.
Имперская политика царизма была продолжена и большевистским режимом. Именно в этот период произошло искусственное разделение черкесского народа на несколько псевдоэтносов: кабардинцев, адыгейцев и, собственно, черкесов.
Адыгские мухаджиры многократно обращались к Советскому руководству с просьбой позволить им вернуться на исторические земли, но получили отказ.
Впереди были тяжёлые времена- голод, красный террор, раскулачивание, сталинские репрессии, и ещё более страшное испытание- Вторая мировая война.
Вторая мировая война
Черкесы бок о боком с другими народами Советского Союза встали на борьбу с фашистскими войсками. Кавказ Третьим Рейхом был объявлен одним из стратегических направлений своих интересов. Летом 1942 года немцы уже занимают большую часть Кавказа и показательно воздвигают своё знамя на вершине Эльбруса- высочайшей точки Европы. В это время в одном из черкесских селений- ауле Бесленей происходят события, которые впоследствии впечатаются в историю, как пример гуманности, добра и человечности. За одну ночь жители этого аула спасли жизни десятков ленинградских сирот, приютив их в своих домах, рискуя собственными жизнями.
Прошелестели стаи дней,
Как пожелтевшие страницы.
К тебе пришёл я, Бесленей,
Добру и милости учиться.
Прошу, поведай мне о том,
Как спас детей от верной смерти.
Ты стань моим проводником,
Туда, в былого круговерти.
Я вдруг почую дым войны,
В глазах моих защиплют слёзы.
Средь жутковатой тишины
Услышу тихий скрип обозов.
Они пришли издалека,
Сироты в выжженной одежде.
Дрожала детская рука,
Ища заботы и надежды.
Лишив их ласки матерей,
Судьба пылилась на дороге.
Ты распахнулся, Бесленей,
Для них спасеньем став в итоге.
Вблизи кружился грозный враг,
Бросая тень на их фигурки.
Но ты зажёг для них очаг,
Своим теплом накрыв, как буркой.
Фашист под окнами ходил,
Как призрак гибели, маячил.
Но ты детишек приютил,
В своих домах от немцев пряча.
Но вскоре зло упало ниц,
Свободой горы огласились.
И на десятках детских лиц
Улыбки жизни распустились.
Хромая, вдаль ушла война,
Искрилось небо голубое.
Играла шумно ребятня,
Тогда спасённая тобою.
Прошелестели стаи лет,
Как пожелтевшие страницы.
Мой Бесленей! Дай мне совет-
Как человечности учиться.
Найдя покой в своей судьбе,
Устав от гнева и разлада,
Я вновь приду, прижмусь к тебе,
Как сирота из Ленинграда!
Ценой огромных потерь и невиданной стойкости Советский союз освобождается от оккупации и наносит сокрушительный удар по своим врагам. Наступает долгожданная Победа. И перед страной встаёт новая задача- восстановление разрушенного хозяйства и возвращения к мирной жизни.
Распад СССР
После смерти Сталина в стране происходят колоссальные изменения. Новое советское руководство начинает уделять больше внимания национальным меньшинствам, сохранению их самобытной культуры. Издаётся множество книг на эту тематику, в том числе и на родных языках.
В конце 80-х годов происходят общеизвестные события, связанные с перестройкой, демократизацией общества, распространением центробежных тенденций и, в конце концов, распадом огромного Советского государства.
Наступает новое время с новыми реалиями и новыми вызовами, характеризующееся ростом национального самосознания народов бывшего СССР. Естественно, это затрагивает и черкесский народ. Устанавливаются первые контакты с зарубежными диаспорами, возрождается национальное движение, создаются общественно- политические организации: Адыгэ Хасэ, Международная Черкесская Ассоциация, Конфедерация горских народов Кавказа. Адыги получили собственную государственность в рамках трёх республик: Кабардино- Балкария, Карачаево- Черкесия и Адыгея.
Весьма символичным фактом становится принятие в качестве государственной символики республики Адыгея флага исторической Черкесии. Флаг наших предков вновь возносится над нами.
Ф1эхъус апщий, родимый флаг!
Ты снова к нам вернулся.
На небе вспыхнул, как очаг,
Над нами распахнулся.
Двенадцать звёзд и три стрелы
На знамени зелёном.
Манили нас сквозь стены мглы
Мечтой непокорённой.
Смешались в нём века и миг,
Вплелись в него молитвы.
И не его ль вздымал адыг,
Бросаясь снова в битву?!
Впитал он слёзы, пот и кровь.
Волнуя, как и прежде.
В нём- наше горе и любовь,
Сожжённая надежда.
Черкесский флаг, адыгский флаг
Стал символом для смелых
И устремлял туда, где враг
Свои немые стрелы.
Сердца свободой он хлестал,
Рождая в них отвагу.
И он в итоге нами стал,
Мы стали этим флагом.
К чему вести ненужный спор-
Что значит он? Кто автор?
В нём- чистота родимых гор,
Вчера, сегодня, завтра.
Презрев забвения удел,
Его мы поднимаем.
И вот он вновь зашелестел,
Взмахнув зелёным краем.
Вспорхнули в небо, как орлы,
Мечтой непокорённой
Двенадцать звёзд и три стрелы
На знамени зелёном.
Вместе с тем рост национального самосознания народов приводит в некоторых частях Кавказа к межэтническим конфликтам. Накопившийся клубок национальных проблем вспыхивает, как спичка и ставит регион на грань гражданской войны. Армяно- азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, грузино- абхазская война, осетино- ингушский конфликт, война в Чечне. Кавказ снова объят хаосом, раздаётся стрельба, проливается кровь.
В августе 1992 года грузинские войска, проигнорировав право на самоопределение абхазского народа, под знаменем национализма вторгаются в Абхазию. Эта война в итоге принесёт огромные беды как грузинам, так и абхазам. Сразу после этих событий Международная Черкесская Ассоциация объявляет войну Грузии и мобилизацию адыгов. Черкесские добровольцы устремляются на помощь братскому народу.
В объятьях грозного Кавказа
Из глубины суровых лет
Ты родилась, страна абхазов,
В мир привнеся любовь и свет.
Так ты жила, хранима Богом,
Под сенью пышных облаков.
Но ворвалась к тебе тревога
Жестоким скопищем врагов.
Они всё шли, за войском войско.
Слепили яростью клинки.
Кавказ волною черноморской
Смывал слезу с твоей щеки.
Но ты изгнала эти орды.
Вновь озарились небеса.
Восстал опять с осанкой гордой
Народ свободный Апсуа.
Ты излечилась от печали.
Но впереди ждала гроза.
И танки злобно зарычали,
Тебе погибелью грозя.
Пришли отряды иноземцев,
В тебя вцепились, словно псы.
Но ты стояла с твёрдым сердцем,
Неустрашимая Апсны.
Все эти горькие невзгоды
Сумела, всё ж, преодолеть.
Ты обрела свою свободу,
Ну а враги нашли лишь смерть.
И зашуршал крылом орлиным
Твой флаг из шёлка светлых грёз,
Где семь зелёно- белых линий,
В углу - ладонь под аркой звёзд.
Пройдя сквозь эти испытанья,
Стоишь под грузом тяжких дум.
Объят победным ликованьем,
Как цитадель мечты, Сухум.
Живи ,Абхазия, в единстве!
Ты независима теперь!
И вновь, полна гостеприимства,
Друзьям распахиваешь дверь.
Цвети волшебным райским садом!
Пускай печаль умчится прочь!
А мы - черкесы, будем рядом,
Тебе готовые помочь.
Ты снова стань приютом чести,
Страной отваги и весны
И отрекись от зла и мести!
Цвети, республика Апсны!
После распада СССР и падения «железного занавеса» для черкесского мира главной задачей становится репатриация. Но несовершенство законодательства, тяжелое социально-экономическое положение региона стали препятствием на пути процесса возвращения потомков мухаджиров на историческую Родину. На сегодняшний день пока есть единственный пример масштабной репатриации.
В 1998 году адыгская община из Косово вернулась на Северный Кавказ. Это событие стало триумфом исторической справедливости. 1 августа в республике Адыгея был объявлен Днём репатрианта.
В твоих глазах- печать веков,
Тропа изгнания с Кавказа.
Не смог забыть ты звон клинков,
Звучавший в дедовских рассказах.
Тоску отцов ты утолил,
Туман забвенья не приемля.
Ты свет надежды возвратил
На исторические земли.
Бальзам от ран- репатриант
В душе народа в чёрных дырах.
Ты- возрождения гарант,
Потомок гордых мухаджиров.
Был пир для чаек и для рыб,
Был праздник смерти и болезней.
Но, всё ж, народ мой не погиб,
Пройдя над краем этой бездны.
И вот Эльбрус на троне дня
Сидит вдали немым атлантом.
Страна черкесская моя,
Встречай своих репатриантов.
В конце 20 века черкесский народ столкнулся с новой угрозой. После крушения доминировавшей не одно десятилетие коммунистической идеологии в сознании людей образовался духовный вакуум, заполнившийся совершенно чуждой нашему менталитету западной массовой культурой, часто идущий вразрез с нравственными и морально-этическими нормами. Разврат и пьянство распространились повсеместно. В этих условиях невольно задаёшь себе вопрос- «А достойны ли мы своих предков?» Многие законы и обычаи наших дедов и прадедов сегодня преданы забвению.
Мы- жалкие наследники былого,
Мы родом из безжалостной войны,
Мы- сыновья истории багровой,
Мы- памятники призрачной страны.
Мы, словно засыхающая ветка
На необъятном дереве веков.
Когда-то воевали наши предки,
Цвели сады из огненных цветков.
Отцы ложили на алтарь свободы,
Без колебаний, гордо жизнь свою.
Святые представители народа,
В сокровищнице сердца вас храню!
Летели в обречённый бой адыги,
И время рассыпало прах, как пыль.
Но души распечатались на книги,
Вселились в героическую быль.
Прошли века. И в пошлом настоящем,
В разврате утонул адыгский дух.
Как цитадель истории дымящей,
Стоит над нами башня Адиюх.
«Черкес я!»- рассуждает кто-то пылко-
«Черкес был испокон непобедим!»,
Сжимая, как кинжал, свою бутылку,
Наполненную дьявольским спиртным.
Черкешенки блистают голым телом,
Обычаи забыв и Шариат.
Адыгэ Хабзэ, где ты?! В чём же дело?!
Здесь каждый в этом чем-то виноват!
Мой соплеменник, пробудись, опомнись!
Нить поколений сохрани, не рви!
Запомни, что в крови твоей есть помесь
Отваги, справедливости, любви!
Заключение
История… Порой славная, радостная и безмятежная… Порой жестокая, беспощадная и трагичная. У каждого народа, как и у каждого человека, своя судьба. Черкесия познала много славы и величия, но, в то же время, много лишений и страдания. И мы являемся потомками и наследниками этой истории. Мы должны гордиться ей, помнить и извлекать из неё уроки. Ведь на нас возложена великая миссия и ответственность- продолжить летопись своего народа. Ведь когда-то и наши внуки и правнуки оглянутся назад. Что они увидят там, зависит от каждого из нас. Наш долг в том, чтобы они испытали гордость, а не стыд.
Наша современность- это всё еще разрозненный и рассыпанный по миру народ, социально- культурный упадок, отречение от своих корней. Но в душе адыгского народа, как и на протяжении сотен и тысяч лет, всё так же горит очаг незатухающей надежды.
Нам внимает твёрдо сердце,
Чтоб держались друг за друга
Кабардинцы, адыгейцы,
И черкесы, и шапсуги.
Наши предки- воины чести
Шепчут нам, чтоб были вместе.
Наш народ на всей планете
Сохранил заветы эти.
Мы- керкеты и касоги,
Гордых зихов мы потомки.
В страхе мы держали многих
Грозным блеском сабель звонких.
В наших генах- жар Востока,
Страшный гул эпох жестоких,
Башлыки, клинки и луки,
И бесстрашие мамлюков.
Мы прошли сквозь дым сражений,
Смерть и тяготы лишений,
И дороги мухаджирства.
Сохранили, всё ж, единство!
Мы в объятиях Кавказа
Адресуем миру фразу,
Вторят снежные вершины:
«Мы- черкесы! Мы едины!»
Артур Кенчешаов
К величайшему сожалению - черкесы не едины - адыгэхэр зэкъуэткьым и это наша трагедия.
Мы не в объятиях Кавказа , а в чреве империи , в агрессивной среде где перемалываются , перевариваются народы и мы в том числе , как не прискорбно (((((.
У нас есть два выхода , или в отбросы ( мягко сказано) и на свалку истории, или выйти и спастись.
Пока что нас несёт течение - куда ?
Черкес так не пишет )))
А по тексту: это вы "во чреве империи" ))) Это вы не едины. Это вы "перемалываетесь и перевариваетесь" - говорите за себя, уважаемый ))) Пока вы не станете относиться к нам с уважением, будете "перемалываться" и "перевариваться" до потери пульса ))) Это так трудно понять? )))
С уважением и понял
это
Giabaggy
"Дызэкъуэтмэ - дылъэщщ!" - правильно если писать. Но дело в правописании, а в смысле, который очень даже понятен! А стихи - да, отразить историю целого народа в стихах, разделив её (историю) на эпохи - дорогого стоит! Молодц Артурчик! Быть впместе вовсе не означает обязательного территориального воссоединения, имеется ввиду родство душ, отношение к обычаям и традициям предков и сохранения всего народного богатства в будущем.
"Сердца свободой он хлестал,
Рождая в них отвагу.
И он в итоге нами стал,
Мы стали этим флагом."
Артур, стихи хороши - молодец. Но давая интервью на ТВ, ты выссказал мысли с которыми не согласен.
Политика - защита своих интересов (негрязное дело), оружие, свобода совести и слова, поступки и ответственость за них, умение говорить и защищать правду - это признаки свободных людей и в те времена о которых твои стихи, и сегодня. Всех благ и успехов в творчестве.
"Дызэкъуэтмэ - дылъэщщ!" - правильно если писать. Но дело в правописании, а в смысле, который очень даже понятен! А стихи - да, отразить историю целого народа в стихах, разделив её (историю) на эпохи - дорогого стоит! Молодец Артурчик! Быть вместе вовсе не означает обязательного территориального воссоединения, имеется ввиду родство душ, отношение к обычаям и традициям предков и сохранения всего народного богатства в будущем
Для сохранения всего народного богатства,языка,обычаев,традиций и просто остаться полноценной нацией , адыгам важно териториальное воссоеденение , одно информационое поле, а также унифицировать язык,чтобы все понимали академически грамотный язык . А не делились бы на западных , центральных, восточных, причерноморских и всяких диаспор