О некоторых религиозных верованиях Абхазов
В VI в. н.э. византийский писатель и политический деятель Прокопий из Кесарии писал об абхазах: "Эти варвары еще в мое время почитали рощи и деревья. По своей варварской простоте они полагали, что деревья являются богами (Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950, с.382).
Известно, что в VI в. при византийском императоре Юстиниане I христианство в Абхазии получило официальное признание, хотя проникновение влияния христианской идеологии началось здесь еще в первой половине VI в. Однако несмотря на это традиционные верования абхазов долго еще сохраняли свое значение. Так, например, почитание рощ и отдельных деревьев, о которых сообщает Прокопий, повсеместно сохранялось в Абхазии до начала XIX в., а частично дожила и до наших дней.
Следует отметить, что христианство, особенно в начальный период своего распространения, широко использовало верования местного населения и на первых порах старалось приспосабливаться к ним. В частности, все христианские храмы Абхазии построены в местах, издавна пользовавшихся почитанием местного населения.
До недавнего времени значительное число молений с жертвоприношением и дача очистительной присяги проходили в священных рощах или у отдельного дерева, отличающегося от других какими-либо признаками - например, большими размерами. Так, одно из самых популярных святилищ в Абжуйской Абхазии (Очамчирский район) Илыр-ныха когда-то представляло собой девственный дубовый лес, впоследствии его священные свойства были перенесены на построенный в этой местности (IX в.) христианский храм.
Святилище Лдзаа-ныха, вблизи Пицунды, пользовавшееся большой популярностью во всей Абхазии, тоже находилось в дубовой роще. В этой же местности, согласно свидетельствам некоторых средневековых авторов, а также авторов более позднего времени, особым почитанием местного населения пользовалось дерево, называемое "Кодош". Французский консул в Крыму М. Пейсонель (1750-1762 гг.), собиравший сведения по всему Черноморскому побережью, описывая бухту Кодош (Пицунда) сообщал, что там находится знаменитое дерево, называемое "Кодош", которое абазины (абазы - Л.А.) чтят так же, как черкесы почитают дерево "pangiazsan" (M. Пейсонель. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 гг.).
Более подробные сведения о дереве "Кодош" имеются в книге итальянского католического монаха, армянина по происхождению - Миная Медичи (Минас Бжашкян) - "История Понта", изданной в 1819 г. в Венеции. По словам автора, к этому дереву, имевшему огромные размеры собиралось все окрестное население и оказывало ему "божеские почести" (Меликсет-Беков Л.М. Pontica, transcaucasia ethnica, по данным Миная Медичи от 1815-1819 гг. "Советская этнография", 1950, №2).
Священными для абхазов были и некоторые горы и перевалы. Во всей Абхазии и даже за ее пределами известна гора Дыдрыпш. Сила ее святости настолько велика, что до сих пор у некоторой части местного населения существует суеверный страх быть наказанным слепотой, если нарушить запрет - подняться на гору. Все моления с жертвоприношением и дача присяги производились у подножия этой горы в небольшой грабовой роще. Но имеются указания и на то, что в прошлом все моления в честь Дырдыпшской святыни и даже дача присяги принимались на вершине горы.
Большим почитанием в Абхазии пользовалась также святыня на горе Псху, именовавшаяся Нал-куба (или Инал-куба). Находится она в верховьях реки Бзыбь. Это одно из древнейших святилищ Абхазии представляет собой конусообразную скалу, вблизи которой протекало семь родников необыкновенно чистой и прохладной воды. Здесь совершались моления с жертвоприношением и приносились очистительные присяги.
Священное преклонение перед горой Псху часто переплетается с фамильным культом. К нему возводят происхождение своих семейных молений многие родовые кланы в Абхазии, особенно в ее южной части. Таковы, например, фамилии Адлейба, Амичба, Шамба, Ашуба и др. Фамильный культ, как и многие другие стороны религиозной жизни абхазов представляют большой интерес, но эта тема требует отдельного разговора.
Журнал Международной абхазо-абазинской ассоциации "АБАЗА" №3
Известно, что в VI в. при византийском императоре Юстиниане I христианство в Абхазии получило официальное признание, хотя проникновение влияния христианской идеологии началось здесь еще в первой половине VI в. Однако несмотря на это традиционные верования абхазов долго еще сохраняли свое значение. Так, например, почитание рощ и отдельных деревьев, о которых сообщает Прокопий, повсеместно сохранялось в Абхазии до начала XIX в., а частично дожила и до наших дней.
Следует отметить, что христианство, особенно в начальный период своего распространения, широко использовало верования местного населения и на первых порах старалось приспосабливаться к ним. В частности, все христианские храмы Абхазии построены в местах, издавна пользовавшихся почитанием местного населения.
До недавнего времени значительное число молений с жертвоприношением и дача очистительной присяги проходили в священных рощах или у отдельного дерева, отличающегося от других какими-либо признаками - например, большими размерами. Так, одно из самых популярных святилищ в Абжуйской Абхазии (Очамчирский район) Илыр-ныха когда-то представляло собой девственный дубовый лес, впоследствии его священные свойства были перенесены на построенный в этой местности (IX в.) христианский храм.
Святилище Лдзаа-ныха, вблизи Пицунды, пользовавшееся большой популярностью во всей Абхазии, тоже находилось в дубовой роще. В этой же местности, согласно свидетельствам некоторых средневековых авторов, а также авторов более позднего времени, особым почитанием местного населения пользовалось дерево, называемое "Кодош". Французский консул в Крыму М. Пейсонель (1750-1762 гг.), собиравший сведения по всему Черноморскому побережью, описывая бухту Кодош (Пицунда) сообщал, что там находится знаменитое дерево, называемое "Кодош", которое абазины (абазы - Л.А.) чтят так же, как черкесы почитают дерево "pangiazsan" (M. Пейсонель. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 гг.).
Более подробные сведения о дереве "Кодош" имеются в книге итальянского католического монаха, армянина по происхождению - Миная Медичи (Минас Бжашкян) - "История Понта", изданной в 1819 г. в Венеции. По словам автора, к этому дереву, имевшему огромные размеры собиралось все окрестное население и оказывало ему "божеские почести" (Меликсет-Беков Л.М. Pontica, transcaucasia ethnica, по данным Миная Медичи от 1815-1819 гг. "Советская этнография", 1950, №2).
Священными для абхазов были и некоторые горы и перевалы. Во всей Абхазии и даже за ее пределами известна гора Дыдрыпш. Сила ее святости настолько велика, что до сих пор у некоторой части местного населения существует суеверный страх быть наказанным слепотой, если нарушить запрет - подняться на гору. Все моления с жертвоприношением и дача присяги производились у подножия этой горы в небольшой грабовой роще. Но имеются указания и на то, что в прошлом все моления в честь Дырдыпшской святыни и даже дача присяги принимались на вершине горы.
Большим почитанием в Абхазии пользовалась также святыня на горе Псху, именовавшаяся Нал-куба (или Инал-куба). Находится она в верховьях реки Бзыбь. Это одно из древнейших святилищ Абхазии представляет собой конусообразную скалу, вблизи которой протекало семь родников необыкновенно чистой и прохладной воды. Здесь совершались моления с жертвоприношением и приносились очистительные присяги.
Священное преклонение перед горой Псху часто переплетается с фамильным культом. К нему возводят происхождение своих семейных молений многие родовые кланы в Абхазии, особенно в ее южной части. Таковы, например, фамилии Адлейба, Амичба, Шамба, Ашуба и др. Фамильный культ, как и многие другие стороны религиозной жизни абхазов представляют большой интерес, но эта тема требует отдельного разговора.
Журнал Международной абхазо-абазинской ассоциации "АБАЗА" №3
Черкес, "абазы" - это собирательное обозначение всех жителей причерноморья: адыгов, убыхов, абазин, абхазов.
Иногда используют слово Кодеш. Но правильно пишется на бесланеевском - Кlэдыщэ, на чемгуевском - КIэдыщ. По руский или на старогреческом, обычно - Кодес.
Мифологическая рыба должна было удерживать не Черное море в своих берегах, а объедененное Черное и Каспиское море, когда эти моря соеденились после всемирного потопа и была затоплена вся равнинная часть Кавказа и не только.
Тогда нашим предкам, которым посчасливилось спастись, выпала нелегкая доля, жить в Приэльбрусии на высоте от 1400 метров( правда из за присутствия моря, климат должен был быть намного мягче, чем сейчас). Считается, что в те суровые времена, рыба была основной пищей для остатков наших предков. Тогда и появился куль рыбы KIэдыщэ. Кроме пищи - на такой высоте и дерево играло не менее важную роль, чем еда, поэтому перенос культа на дерево тоже понятно. Но почему культ Кодес не сохранился у Абхазов непонятно - в те времена мы были одним народом.
Множество доказательств этому нашли в КБР. В районе селения Заюково, на высоте 1400 - 1600 метров нашли и фундаменты многих жилищ того времени, включая и фундаменты, сделанные в форме рыбы.
Еще предлагаю считать простым совпадением, что символом первых христиан тоже была рыба, а не крест :)