Черкесский новый год отметили в ауле Хатажукай
Если верить календарю черкесов, наступил 6223 год по черкесскому летоисчислению. Счет ведется, скорее всего, от протоадыгского племени хаттов (хьат), являющийся общим корнем для адыгов, абхазов, абазинов и убыхов.
Новый Год мы привыкли встречать 31 декабря. Это праздник не только федерального, но и всемирного масштаба.
Народы мира встречают его в разное время года. Они проходят ярко, торжественно. Ведя летоисчисление, древние черкесы проводили празднование Нового Года с 21на 22 марта во время весеннего равноденствия. Природа оживает, начинается движение соков, новой силы. Если верить календарю черкесов, наступил 6223 год по черкесскому летоисчислению. Счет ведется, скорее всего, от протоадыгского племени хаттов (хьат), являющийся общим корнем для адыгов, абхазов, абазинов и убыхов.
Праздник черкесы вынуждены были забыть по причине долгой колониальной войны с Российской Империей и падением независимости Черкесии. Позже, лишь локальные группы инициативных молодых людей отмечали этот праздник. За последнее время, празднование черкесского Нового Года становится более массовым. Если в 1991 году в Майкопе этот праздник отмечала группа студенческой молодежи, то теперь это событие приобрело резонанс, и его празднуют почти во всех местах компактного проживания черкесов.
Вот и в нашем районе, в ауле Хатажукай отпраздновали Новый Год. Организаторы подошли к работе довольно серьезно и, пытались максимально, по возможности, включить все элементы обряда: песни, пляски, зажжение факелов… естественно, учитывая и сегодняшний день, для украшения праздника, были включены и современные элементы, как салют. По достоинству оценили организацию празднования черкесского Нового Года и стар, и млад.
Мне удалось задать пару вопросов участникам мероприятия и присутствующим на нем лицам. Джэнета, Суанда и Фатимет из 6 «б» класса Хатажукаевской средней школы считают, что подобные мероприятия способствую возрождению нашей культуры, наших обычаев. «Много нового для себя я сегодня открыла», - говорит Джэнета. А вот Суанда для себя отметила, что нам следуют больше проводить подобные мероприятия, а сам черкесский Новый Год, довести до максимума, приблизить к реальному Новому Году, который праздновали древние черкесы. В завершении, Фатимет высказала свои пожелания о том, чтобы на всей черкесской земле праздновали этот праздник не просто в рамках организованного мероприятия, а в его истинном виде.
Действительно, это событие не просто праздник, это ритуал. В данное время, о черкесском Новом Годе мы имеем только поверхностное представление, ведь данный ритуал имеет глубокий сакральный смысл, утерянный в наши дни. Не осознавая этого, не придя к этому, это событие не загорится в сердцах массы черкесов. Цель же мероприятия: популяризировать народную культуру и пролить свет на духовную и культурную Черкесию. Свое мнение на этот счет высказал Хамед Хасанов – художественный руководитель Хатажукаевского сельского Дома культуры и один из организаторов мероприятия. «Праздник, посвященный черкесскому Новому Году, уже приобретает, с каждым годом, масштабный характер, и смысл сегодняшнего мероприятия заключается в том, чтобы проводить его из года в год, прибавляя к нему все элементы черкесской культуры, продвигая к завершенности смысл обряда. Основная же цель: дать людям понять, что это не просто шоу или культурный элемент, а исконно наше великое событие. Молодое поколение не любит читать книжки, учитывая это, мы решили, что если они увидят все воочию, то эффективности будет больше», - говорит Хамед. Как отметил организатор, мероприятие прошло удачно и надеется, что в следующем году оно будет еще лучше. «Черкесский Новый Год мы отмечаем в ауле первый раз, естественно, все сразу не покажешь и не подготовишь, но такому началу мы довольны», - добавил Мурат Пшизов – директор Пшизовского сельского Дома культуры.
На праздновании Нового Года присутствовали: глава администрации МО «Шовгеновский район» - Аслан Меретуков, имам аула Хакуринохабль - Мурат Меретуков, начальник управления культуры - Рустем Тлишев и др.
Все гости и участники были довольны. Так как на мероприятии мы принимали непосредственное участие и исполняли черкесские старинные произведения в аутентичном варианте, нас пригласили за большой стол, который был переполнен черкесскими национальными блюдами. Под национальный напиток «бахъсым» прозвучали славные тосты и пожелания. Обстановка сумела пронести нас через века и заставила погрузиться в реальность события.
И в завершении, хочу сказать, что празднование Нового Года, на мой взгляд, должно приобрести приоритетный характер над празднованием нового года 31 декабря, так как энергетика именно нового цикла начинается в начале весны и древние черкесы это прекрасно понимали.
Славно! Молодцы что сделали этот праздник на подобном уровне. Показательно и присутствие Мурата Меретукова, за что ему хвала.
Не знаю, насколько это правда, Новый Год связан с днем обрезания Иисуса Христа. Поэтому говорят мусульмане не хотят праздновать Новый Год, хотя как пророка Иисуса признают. Так или это или нет, не знаю. Может быть кто-нибудь разъяснит ситуацию. То, что 21 марта большой праздник, известен давно, хотя Адыги было потеряли нить этого праздника. Но, слава Всевышнему, есть память, она потихоньку просыпается. Мы, Адыги, независимо от возраста и рангов принимаем участие в этом празднике. Это не простой праздник, если вдуматься, он жизнен. Просыпается природа, которая в настоящее время требует особого подхода, в плане ее сбережения и рационального использования. В Средней Азии говорят, после этого дня, у крестьянина в одном месте заводится червь. Он не может сидеть, бездельничать, один весенний день кормит его всю зиму. Будем надеяться, что Черкесский Новый Год займет свое место, как было раньше. Нужно отметить, все черкесские праздники жизненны, взяты от природы. Думаю, в этом была и есть сила нашего народа, размеренность сочетавшая с праздниками, прислушиваясь к своему сердцу, природе, окружающим народам и беря все самое ценное, нужное для жизни и достойного воспитания детей. Эти традиции должны жить, а Зауркан, как мастер короткого рассказа, их пропагандировать.
Вообще-то, черкесский Новый год к моему обрезанию никакого отношения не имеет. Пляшите от понятия "весеннее равноденствие".
Афэр'м, Зиусхьэн! У псэу, Сы Б'гъэтхъащ! ))))))))))))))))) Тхьэм, Уи гъатхъэ!
Аращ и, матхъэЗиусхьэн Giabaggy