Кавказский интернационал на Кубани.

Руководитель «Центра адыгской культуры» Сафиет Шамова рассказала "Кавказской политике", почему важно сохранить культуру своего народа

Председатель ККОО Центр адыгской культуры Сафиет Зауркановна Шамова
Председатель краснодарской краевой общественной организации «Центр адыгской культуры» Сафиет Шамова в интервью "Кавказской политике" поведала о том, каким должен быть учебник «Кубановедения» и почему в Уставе Краснодарского края нет адыгов.

– Сафиет Зауркановна, как возникла идея создания «Центра адыгской культуры?

– Создала я «Центр адыгской культуры» четырнадцать лет назад, в 2000 году. Почему создала? Захотелось больше узнать о культуре своего народа, сохранить ее в Краснодаре. Сама я родилась и выросла в столице края. Отец мой преподавал русский язык и литературу, рос между двух культур: родила его адыгейка, а воспитала русская женщина. У него достаточно интересная судьба, достойная отдельной беседы. С адыгской культурой я знакомилась либо у себя дома, либо у бабушки. Отец и мать вместе пели, танцевали, старались как-то сохранить наследие своих предков.

Совершенно случайно, по-моему, году в 1999, оказалась в Центре национальных культур в Краснодаре, кто-то меня пригласил. И я тогда подумала, а почему, собственно, в Краснодаре нет адыгского коллектива. Почему адыги себя здесь не позиционируют? Да, я видела съезды «Адыге-Хасэ». Видела их большие собрания, на которых озвучивались большие планы, видела, как они приглашают государственные ансамбли. Но вот так, чтобы донести культуру предков до детей, которые здесь живут, чтобы они не были простыми носителями фамилий, чтобы они знали свой язык, свою культуру. Нет, такого не было.

И я засела за учебники истории адыгского народа, достаточно глубоко проникла в тему. В результате создала организацию «Центр адыгской культуры».

Сама я профессиональный музыкант, долгое время работала по профессии, работала в школе искусств, преподавала фортепиано, вокал, немножко хореографию. Последнее было моим увлечением, и я по просьбе директора школы помогала это направление развивать.

Нашлись и единомышленники, в основном, коллеги-музыканты, мои бывшие ученики. Все они меня поддержали. Но на самом деле у истоков организации были трое: я, Роза Чич, Заур Дюгулов.

– В информации о вашей организации сказано, что она входит в структуру «Адыге-Хасэ».

Выступление в День Победы в сквере им. Жукова. 2008г–Первоначально мы действительно входили в структуру «Адыге-Хасэ», там был другой председатель, не нынешний, Аскер Сохт. Но все-таки «Адыге-Хасэ» – это больше политическая организация, а мне хотелось работы с детьми, погружения в учебный процесс. На мой взгляд, отстаивать свою идентичность на митингах, шествиях, искать какие-то исторические факты может кому-то и интересно. Но и для этого нужно самому быть носителем культуры. Вот тогда мозаичное панно будет выстроено. Соответствуй своей фамилии, своему имени. Самоутверждайся на этой почве.

Моя точка зрения на вопросы крови и стала основной причиной размолвки с «Адыге Хасэ». В результате мы ушли в Центр национальных культур. Здесь нас долго не принимали. Помню, как 14 лет назад я сидела под дверью зала для занятий и ждала, когда дети отзанимаются. В конце концов, мы вошли в это общественное объединение. Открывают двери только тому, кто стучится. Постепенно у нас появилась и комната, которую мы сейчас занимаем. Не могу не сказать несколько добрых слов в адрес администрации Краснодара за то, что частенько идет нам навстречу. Нужны примеры? Пожалуйста. Помещение, которое нам предоставили в городском Центре национальных культур, мы занимаем бесплатно, не платим аренду в муниципалитет.

– Сафиет Зауркановна, как о вашей организации узнавали, где вы набирали детей, для того чтобы с ними заниматься?

– С самого начала встал вопрос о детях, которые бы посещали занятия. В основном, это были сыновья и дочери моих друзей, знакомых. Но этого было недостаточно. В конце концов я открывала телефонную книгу и начала обзванивать носителей адыгских фамилий. Ответы слышала разные. Но меня это не смущало – я была одержима этой идеей. Сарафанное радио сработало, и дети потянулись, причем не только из Краснодара, но и из самой Адыгеи – из поселков Яблоновский, Энема, Адыгейска, Новой Адыгеи. Никому не отказывала. Их было очень много – не только адыги, но и русские, ингуши, армяне. Кавказский интернационал, в общем. Постепенно, шаг за шагом, собрала коллектив.

В следующем году Центр адыгской культуры будет отмечать 15-летний юбилей. Многие из воспитанников уже выросли, и сейчас, по мере сил и возможностей оказывают нам помощь, многие привели своих детей. Сейчас у меня занимаются около 60 человек. Это две группы, совсем маленькие, среди которых и дошкольники, и чуть постарше.

Трудностей действительно было много. Практически весь реквизит мы изготовили своими руками. Костюмы дома шила сама. Некоторые адыги говорили мне: нас невозможно собрать. Утверждали, что я взялась за гиблое дело. Но было и наоборот: очень много людей оказывали посильную помощь.

Я с удовольствием вспоминаю историю, связанную с Владимиром Громовым, в то время, когда он еще был атаманом Кубанского казачьего войска. Произошло это лет шесть назад. У Центра адыгской культуры уже был устоявшийся коллектив. Мы выступали на одной из краснодарских площадок. «А что это такое? Адыг и без папахи».

Группа Салам-солисты ансамбля Ошхамаф 2010 годЯ ему ответила, что денег на головные уборы не хватило. В итоге Владимир Громов выделил недостающие средства, и мы приобрели эти папахи. Но основная помощь, конечно, исходила от адыгов, чьи дети у меня занимались: Аскер Хут, Гиса Хот, Аслан Хуаде. Можно перечислять и перечислять...

Сложно было найти педагогов, особенно учителя танцев. Они все время менялись. Потом, наконец, появились постоянные учителя. Но и те норовили уйти на сторону в погоне за достойным заработком. Так у нас и сложился молодежный коллектив. О профессиональном уровне, разумеется, речи не шло. Мы ведь общественная организация. Мы везде о себе заявляли. И сейчас у нас очень много добрых связей: со школами, вузами, музеями, библиотеками, даже с Академией МВД, с Президентским кадетским корпусом.

А потом, когда внешняя жизнь коллектива оформилась окончательно, мы стали проводить творческие встречи адыгов – комнаты приема гостей. Мы приглашали и приглашаем артистов, художников.

– Какие понятия, ценности Вы пытаетесь донести до самых отдаленных уголков душ воспитанников?

– Пожалуй, главная задача, которую я вместе с хореографами ставлю перед собой, – сохранить и передать подрастающему поколению любовь к культурно-историческому наследию адыгского народа, к его древнему танцевальному искусству. Приобщить юных танцоров к этическому кодексу «адыгэ хабзэ», укрепить связи с родиной предков и преодолеть разобщенность в условиях мегаполиса.

Отрадно и то, что нас приглашают с концертными номерами в Адыгею. Молодежь — она ведь любит импровизацию в танце «джегу». Переводится как «игра», «свадьба», «танцы». Адыгский танец предполагает полный ритуал уважения к женщине, к старшим, правильное поведение в танце. Через танец, музыку, язык передать лучшие традиции адыгского этикета. Его правила просты и понятны. Не обязательно им следовать, но их надо знать. Например, что бы там старший тебе ни сказал, нравится тебе или нет, ты должен молчать. Ты не должен сидеть в присутствии старших. Если заходит человек, ты должен встать.

– Известно, что многие адыги были недовольны тем, что в сценарий церемонии открытия Олимпиады не был включен черкесский компонент. Как Вы, спустя некоторое время, уже на холодную голову, оцениваете организацию сочинских Игр?

В Доме адыга на Олимпийских играх 2014 г- Мы были в Доме Адыга на Олимпийских Играх. Мы туда не просились. Нас туда пригласили совершенно неожиданно. Мы все ждали другого, что в церемонии открытия Олимпиады будет адыгский компонент. Но его не было. Это больно, немножко больно. Я читала интервью на КАВПОЛИТЕ  с Аскером Сохтом. Но то, что я увидела на Олимпиаде, честно скажу, меня потрясло. Мне понравилось все. Можно желать очень многого, но и удовлетвориться можно малым. И мне было хорошо. Мы имели счастье быть там. Дом Адыга в день посещало несколько тысяч человек. Полного счастья хватило всем. Показали свою культуру всем. Столько было интересных встреч, не счесть. Больше поводов быть довольной, чем проявлять свое недовольство. Нужно идти вперед, а не оглядываться назад.

– После интервью с Аскером Сохтом один из читателей задал несколько вопросов. Вот первый из них: почему адыги, если верить Уставу Краснодарского края, не являются коренным народом Кубани наравне с русскими и кубанскими казаками?

– Вопрос в некоторой степени провокационный. И вряд ли на него кто-нибудь сейчас может дать ответ. Но порассуждать на эту тему можно всегда. И отвечу на этот вопрос в духе интернационализма, веры в миролюбивое человеческое начало. Хотя, на мой взгляд, разбираться должны профессионалы-историки. Лично у меня нет никаких сомнений на этот счет: адыги – это коренной народ Кубани. И все об этом знают. И, конечно, в этом плане, если быть честным до конца и следовать исторической правде, то в Уставе края это должно быть отражено. Но искать ответ на этот вопрос, тратить время и силы я лично не буду. Есть разные вещи, которые не стоят того, чтобы отдавать за них жизнь. Этот вопрос из этого ряда.

– И второй: «Где находится та Кубань, в которой по предмету «Кубановедение» черкесам места не нашлось, и является ли, на Ваш взгляд, гимн Краснодарского края экстремистским?»

Сафиет Шамова с детьми центра– Сам учебник «Кубановедение» под ред. проф. Валерия Ратушняка далек от того, каким он должен быть на самом деле. Я об этом уже много раз говорила. Когда этот учебник только был издан, его очень много критиковали. Известный адыгский историк Самир Хатко нелестно о нем отзывался. Это очень хорошо, что кубанские дети изучают казачью культуру, которая впитала в себя очень много из разных культур народов Северного Кавказа.

Но почему мы не даем им возможности изучать другую культуру? Куда от этого деться. Вот он сидит рядом, совершенно другого цвета, говорящий на другом языке. Я не говорю о таджиках, узбеках, арабах, африканцах... Я говорю о тех самых народах многонациональной Кубани. Мы должны изучать всех в равной степени. Тогда это будет правильно и справедливо. Ну, как, в конце концов, понять мир, если изучать только одну его сторону? Так преподавать историю Кубани нельзя.

На фото Дисана Балахова – член десткого коллектива Крансодарские адыгиВ конце концов, когда начались все эти националистические движения в соседней Украине, достаточно часто раздавались голоса о том, что к этому привело примерно то же, что пропагандируется в курсе «Кубановедение». Нельзя отделять одно от другого, когда речь заходит и о таком тонком вопросе, как сохранение межнационального мира. Однако, несмотря ни на что, мы с казаками в прекрасных отношениях. Никогда не ссорились, и дружим.

– Вы занимаетесь с детьми, преподаете адыгскую культуру не только детям адыгов, но и, как выяснилось в ходе нашей беседы, русским, ингушам. Есть ли у ваших воспитанников национальность?

– У детей нет национальности. Дети — это барометр состояния нашего общества. Если в семье есть разговоры о других национальностях, то он будет повторять именно то, что услышал в семье. Это чистый лист, на котором мы сами пишем. Но те процессы, которые происходят в нашем образовании, та среда, в которой вынуждены жить дети, практически не оставляет им шанса не придавать значение пресловутой «пятой графе». В итоге мы с детства воспитываем в детях национализм.

Кавказская политика


Комментарии 25

  1. Мне "политическая позиция" не нравится,абсолютно.А за хорошие дела аферэм,что есть то есть.

  2. щылыч  29 июня 2014, 13:29 0
    "На мойвзгляд, отстаивать своюидентичность намитингах, шествиях,искать какие-тоисторические фактыможет кому-то иинтересно. "Вот уж точно сказано - как ни выглянешь в окно - всюду демонстрации и митинги день и ночь. Все прямо помешались на демонстрациях протеста. Ни пиццу не покушать спокойно, и в туалет спокойно не сходить !
  3. чего ожидать от человека, расхваливающего "Кубань" и Ткачева несмотря ни на что. Ей не нравится Кубановедение и устав края, но на собраниях в лицо расхваливает власть. Так ничего никогда не поменяется к лучшему.
  4. Значица так, если каждый будет делать что-то полезное и возможное для своего народа, будет толк. Шамова делает то, что может, и за это ей спасибо. Сказала ровно столько, сколько может себе позволить в тех условиях, в которых находится. А про условия никто ничего не понял или не знает? Или состоятельные соплеменники оплачивают помещение и платят зарплату? Полноте, друзья. А требовать изменения в уставе края и объективного Кубановедения должны глава РА и глава политической организации Хасэ края и отдельной Хасэ Шапсугии. Хотя с мягкого дивана кому-то виднее, кому какие поручения раздавать.
  5. 023, +1. Полностью поддерживаю. Каждый должен заниматься своим делом.
  6. щылыч  29 июня 2014, 16:34 0
    Какой такой требовать ? Какой такой должны ? Вы что - хотите подставить лидеров Хас ? Может вы не знаете условий в каких они и мы находимся ? Наилучший и мудрейший путь - 1) не преречить начальству ! 2) Подстраиваться под условия !3) Сделать персональное Дело !Тихо и скромно. Без рекламы. - Я вот лично предлагаю (и уже сделал это Дело) выбросить кинжал из национального костюма, тк он символизирует экстремизм. Если все меня поддержат - несомненно нация возродится !!!
  7. щылыч  29 июня 2014, 16:55 0
    И Шамову надо понять друзья ! Ну не может она не хвалить Кубань житницу, и батьку Ткача. Воздержаться от похвал не может, не в силах слабая но мужественная женщина устоять от желания похвалить, условия не те, и не позволяют ! Да и не хвалить сегодня чревато расстрелом ! Неужели не понятно ?
  8. Ничего не знаю о г-же Шамовой, кроме этого просмотренного по диагонали текста. Судя по нему - человек что-то делает, а не просто трындит, что вызывает уважение.

    Строптивость, риск, жесткое отстаивание своей позиции, воинственность это признаки маскулинности, т.е. гендерные признаки здоровых мужчин с чувством собственного достоинства, чья задача - проверять на прочность этот мир. 

    Гибкость, осторожность, склоность к компромиссам, покорность это признаки феминности, т.е. гендерные признаки нормальных женщин-хранительниц, чья задача - сглаживать углы. 

    Можно (и даже нужно) упрекать некоторых наших мужчин в том что с ними явно что-то не так, исходя из указанной выше системы координат, но низко покусывать наших женщин, за то что они не кидаются под танк и на амбрузуру - они и не должны.

    Особенно это отвратительно выглядит, когда набрасываются на даму, которая хоть что-то, но СДЕЛАЛА - она в миллиарды раз ценее для черкесского народа любого своего анонимного критика-болтуна, за которым, почти всегда, ни одного реально сделанного дела. 

    Наши женщины будут говорить так, пока не будут чувствовать, что рядом есть наши мужчины. Насколько я понимаю, все что сделано этой дамой - сделано отнюдь не благодаря тому, что пришли суровые черкесские джигиты и обеспечили ей все условия. Она не кусает кормящую ее проект руку и, в данной ситуации, абсолютно правильно делает.

    Кому не нравится и у кого есть ресурсы стать спонсором - вперед, никакой конкуренции на поле нет. Не нравится, но нет возможностей или желания помочь - хотя бы гадостей не говорите. Пока хочется сказать спасибо, за то что благодаря настойчивости, последовательности и гибкости г-жи Шамовой делается реальное дело.

  9. щылыч  29 июня 2014, 18:28 0
    Абсолютно поддерживаю заслуженного деятеля хотя и неизвестных мне краев, но героического Диометиса Деометисовича Диометисова !Наши женщины не какие нибудь маскулиные , огроменные Железные Лэди типа Маргарет Тэччер ! Не волосатые вышибалы типа Жанны де Арк. Безумная цель которых была - разрушение очагов своих наций.И они этого добились ! Посмотрите на Англию - лежит в руинах, из Франции весь мир бежит - настолько она обнищала . Вы этого хотите для черкессов скользкие анонимы, не берегущие своих женщин ? Посадили их в свои автомобили понимаш, и погнали за кубанскими продуктами ! А денег то и не дали в дорогу ! Послали понимаш сиделку лизнуть Хозяевам жизней, областей и краев - и все это вместо себя лентяев ! Вам бы все на форумах строчить папирусы. А вы где были в это кубанское время ? По телевизору смотрели, в газетах читали ? Почему сами не принялись за Это, хоть и маленькое , и не очень приятное, НО Дело !!! ? Да да господа - Дело ! Женщин подсылать надумали ? А сами статейки кропать ? Недостойно ! Ох как недостойно господа анонимные патриоты и борцы ! На фейс бук не могли хотя бы героически прорваться ? Там ведь открыт прямой доступ к части тела не только уважаемого Ткача,... но не смею даже упоминать ... с С самогО .....
  10. Черкес  29 июня 2014, 18:32 0

    Я уже где-то писал в коментариях, что пришлый народ, захватившие земли аборигенов, могут стать коренными, только через 500 лет по международному праву.А им до этого надо прожить еще 300 лет. Так что, те кто составил эту, так сказать, кубанскую конституцию, похоже, неучи. А руководитель Краснодарского края объязан это знать! Если не знает, то объязан спросить тех кто знает  международное право.А просто на правах сильного изготовили такую писульку. Но хотят казачки или не хотят, на данный момент только мы Черкесы являемся коренным народом на нашей земле. Махуэф1хэр Тхьэм къывит. 

  11. Черкес:

    Я уже где-то писал в коментариях, что пришлый народ, захватившие земли аборигенов, могут стать коренными, только через 500 лет по международному праву.А им до этого надо прожить еще 300 лет.

    Любопытно где это ты такое прочитал, в международном праве о цифрах, кто и сколько нечего не написанно. Если можно ссылку размести пожалуйста.

    P.S. Лично я считаю коренным народом только черкесов ( Адыгэ ).

     

  12. щылыч  29 июня 2014, 19:05 0
    Черкес, я не очень то с тобой согласен. Они еще не аборигены, но скоро станут. И необходимо уже сегодня подготовить смену кто будет веселить танцами, пением и скороговорками в будущем. К тому же уже сегодня почти при каждом ресторане или в местах отдыха требуются квалифицированные черкассы. В бурке, папахе и умением позировать на камеру. А без профессиональной подготовки как ? Никак !
  13. Черкес, карелы, коми и другие фино-угорские народы живут более 500 лет, где мы привыкли их видет. Так вот, медицина считает, что они еще не прошли адаптацию. Процесс адаптации - это сложный процесс. Он касается не только человека, но и животных. Самое страшное, что эрозия окружающей среды идет полным ходом и в этом виноват пришлый народ. Обидно и то, что процесс затрагивает те места, где живет и местное, не пришлое население, причина - потеря культуры. Это все когда-нибудь полыхнет. Обратите внимание, какие оползни пошли, потекли ручьи там, где они не текли казалось бы. Вырублены огромные территории лесов, а они легкие земли. Перепаханы огромные территории, причем очень плохо используются. Одним словом, варварство. Природа - это живая система, она не уважает тех, кто не уважает ее.

  14. Тхъэр арэзы къыпхухъу Сафиет!

  15. Псыжъ  29 июня 2014, 19:18 0

    Жизнь держится на интеллигентных людях, как Сафиет Шамова. Интеллигентность не определяется дипломами, степенями, должностями. Сафиет - это золотая россыпь нашего народа. Обратите внимание  на ее фамилию, она от слова Шам (Дамаск). Это о чем-то наверное говорит. Глубинно может копать человек, у которого есть базис. У Сафиет он есть, она выросла в настоящей интеллигентной семье. Родители поддерживали культуру своего народа дома, среди друзей, служили примером всем. Наверняка и более старшее поколение чем-то таким прогрессивным занималось, просто в статью не вместилось, может быть и такой задачи не стояло.

  16. Не хочется говорить и писать лишнего. Но мы как горсть соли, брошенная в океан, деградировали настолько, что считаем возможным обвинять женщину-подвижницу в том, что она не делает того, чего не сделали и не делают сотни тысяч адыгских мужчин. Не надо прятаться за юбки и кидать предъявы женщинам. После Юры Калмыкова не было ещё Юры Калмыкова.
  17.  Хорошее дело делаете ,Сафиет Зауркановна пусть Создатель придаст вам сил ! все эти опубликованные комменты с требованиями от женщины выполнять мужскую обязанность, пусть остануться на совести коментаторов и  админов которые не заботяться о том, что родные и близкие этой женщины прочитают их, и сделают выводы по двум персонажам  о неблагодарности народа .Админы при всём уважении, не пропускайте  левреточное нытьё обмельчавших... это позорит нацию ,разочаровывает и отворачивает многих .

  18. 023:
     деградировали настолько, что считаем возможным обвинять женщину-подвижницу в том, что она не делает того, чего не сделали и не делают сотни тысяч адыгских мужчин. Не надо прятаться за юбки и кидать предъявы женщинам. 

    Если бы увидел твой текст, не стал бы тут отписываться, всё точно подмечено.

  19. щылыч  30 июня 2014, 00:31 0
    Итоги дня. Несколько Овичей и Овн все же успели прорвать оборону противника и отписаться в перерыве между 2 футбольными матчами.То ли нашествие мужененавистниц, то ли мазохистов, так и осталось не понятным.
  20. Считается, что для шизоидной организации личности характерна опора на защитное фантазирование — уход во внутренний мир, фантазии. Кроме того, одной из наиболее характерных защит для шизоида является интеллектуализация, которая позволяет снижать эмоциональное значение происходящего, не теряя с ним связь. Кроме того, шизоидные личности часто опираются на сублимацию, которая может опираться на плоды богатой фантазии шизоида.

    Не чего личного, так, к слову.

  21. ЮРИЙ ШИДОВ  30 июня 2014, 07:55 0

    Уважаемый, Щылыч, по поводу выброшенного Вами кинжала: может, адыгам и штаны снять, и слегка прогнуться, а для пущей убедительности в нашей лояльности, воткнуть себе в одно место белый флаг, и кричать на каждом углу: "А ручки-то вот они!"? Что за не мужские разговоры для человека рожденного мужчиной - черкесом? Перестаньне малодушничать. Всякое проявление слабой воли вызывает в окружающем нас мире только презрение. И таким не место ни в Хасе, ни в Совете старейшин! Оставьте в покое кинжал в ножнах, как обязательный атрибут нашей национальной одежды. Я не призываю размахивать им повсеместно. Ведь не вызывает же подозрения в экстремизме платок на плечах казачки, который для у недалёких особей может асоциироваться и с удавкой... Мой комментарий - не цель оскорбить Вас, а лишь призыв к трезвому размышлению.

  22. Красота души Сафиет Шамовой вызывает уважение и ..радость. Спасибо ей! Мудрая и умная женщина. Побольше бы таких умниц.

  23. А ведь  30 июня 2014, 09:28 0

    А почему митинг у Кремля не провести с целью переписки устава? У меня здоровья нет туда идти, но молодым здоровым запросто

  24. щылыч  30 июня 2014, 13:38 0
    Граждане посетители и посетительницы форума.Пожалуста перестаньте закатывать истерику и нести отсебятину. Свой бурный энтузиазм приберегите пожалуста для защиты интересов черкесской нации, а не каждой отдельной дамы, при чем исключительно в писанине. Что за припадки и истерики вы тут устроили ? Ваших благородных порывов мы не видели ни когда плясали и пели на могилах черкессов в Сочи, ни когда реального черкесса и патриота Андзора пытали в мусарнях, и сегодня хотят пришить дело и упечь за решетку, ни когда вам поступила информация что Аслана Черкесова каждый день подвергают пыткам, ни когда отменяли изучение нац языков в КБР, ни когда надо было подписывать обращение в Украину, и по миллиону вызовов и плевков в лицо черкесской нации . Даже в интернете ! Даже словом ! А тут видишь ли проклюнулись со своими "замещениями"... и перемещениями... Так что позвольте вам выйти вон господа !Вы еще не вышли ? Тогда читаем постановление - которое я лично готов отстаивать ценой жизни !Ни один субьект который причисляет себя к черкессам - не имеет права нарушать написанный черкесский политический Стандарт ! Вне зависимости от личных или общественных достижений ДО или ожидаемых ПОСЛЕ ! Вне зависимости - ЭМ или ЖО.А именно - никогда и ни при каких условиях не говорить того - к чего заявлять не заставляли под дулом автомата. Если ты деятель своего Дела, и тем более ты отрекаешься от политики, или говоришь что ты вне политики - то и говори о своем Деле. Не более того ! Никто никого за язык не тянет. Даже в современной зоне.ру ! Между некусанием руки и целованием седалища - огромная пропасть и море возможностей ! И не надо тут лукаво подменять эти понятия.Не надо целуя седалище говорить от имени черкесского народа, приплетая сюда такие болезненные для каждого подлинного черкесса темы как пляски на костях предков, или даже просто выносить вопросы о состояниях Хас и тд, на обсмаковывание кубанских журналистов.У идиотизма как и у предательства - нет половых признаков !Если вы не понимаете таких вопросов - значит вы не доросли до состояния политической нации. Вам в люльку - сосать соску и видеть сны. И светит вам одна дорожка - вымощенная трелями щелкоперов. Если вы не понимаете или понимая пытаетесь затушевать эти вопросы, под молчаливое одобрение овичей и овнов - то сожалею что потратил свое и ваше время.
  25. щылыч  30 июня 2014, 13:42 0
    Юрию Шидову плюс и просьба читать повнимательнее.
    Последние публикации

    Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

    Подписаться

    Здравствуйте!
    Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

    Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.