На праздновании 100-летия «Дикой дивизии» в г. Москве участие принял ансамбль «Джэныкъо маш1у» Шовгеновского РМЦНК
В этом году исполнилось 100 лет со дня формирования кавказской туземной конной дивизии, которую мы знаем как «Дикая дивизия». Его очень пышно отмечали в Ингушетии, а 16 ноября, празднование прошло и в Москве.
Хочу провести небольшой исторический обзор. Кавказская туземная конная дивизия — кавалерийская дивизия, одна из частей Русской Императорской армии, сформированная 23 августа 1914 года. На 90 % состояла из добровольцев-мусульман — уроженцев Северного Кавказа и Закавказья, которые, как и все туземные жители Кавказа, по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу.
В состав дивизии входили следующие войсковые части:
- 1-я бригада состояла из Кабардинского конного полка (состоящего из кабардинцев и балкарцев) и 2-го Дагестанского конного полка (состоящего из дагестанцев).
- 2-я бригада состояла из Татарского конного полка (состоящего из азербайджанцев) и Чеченского конного полка (состоящего из чеченцев).
- 3-я бригада состояла из Черкесского конного полка (состоящего из черкесов, абхазов и карачаевцев) и Ингушского конного полка (состоящего из ингушей).
Дивизия вела тяжелые бои у Полянчика, Рыбне, Верховины-Быстра. Особо тяжелые кровопролитные бои были в декабре 1914 года на Сане и в январе 1915 года в районе Ломна-Лутовиска, где дивизия отражала наступление противника на Перемышль. В феврале дивизия провела ряд успешных наступательных операций: на реке Ломнице, бои у деревень Бринь и Цу-Бабин, занятие города Станиславов и местечка Тлумач. В июле, августе и осенью 1915 года дивизия участвовала в ряде боёв у Шупарки, Новосёлка-Костюкова, в районе Доброполе и Гайворона, которые по свидетельству её командира великого князя Михаила Александровича были увенчаны «блестящими конными делами, каковые составляют одну из лучших страниц Истории нашей конницы ...»
На мероприятии присутствовали почти все представители республик Северного Кавказа и Закавказья. Республику Адыгея представил ансамбль аутентичного исполнения адыгских народных песен «Джэныкъо маш1у» Шовгеновского РМЦНК, который исполнил старинную, боевую черкесскую песню «Абдзахэмэ язек1о орэд». Концерт состоялся в здании Русской академии наук в г. Москве. Мероприятие прошло на хорошей волне, зрители были в восторге от разнообразного и яркого зрелища. Весь концертный зал был переполнен, а все билеты были розданы. В составе ансамбля» Джэныкъо маш1у» были: Казбек Нагароков и Заур Юсупов. Празднование 100-летия было организовано Российским конгрессом народов Кавказа при поддержке Правительства Москвы. На открытии было зачитано письмо Министра культуры Владимира Мединского, который в свою очередь пожелал мира и добра народам Кавказа и творческих успехов участникам мероприятия, а также слова благодарности в адрес организаторов мероприятия. Концерт посетил глава Республики Ингушетия – Юнусбек Евкуров. Он был награжден орденом за вклад в развитие дружбы и мира.
После концерта, нас встретил наш друг и земляк - Казбек Кушу. Он живет и работает в Москве. Несмотря на то, что Казбек находится вдалеке от своей Родины, он прекрасно знает родной язык, поет старинные черкесские (адыгские) песни и играет на шык1эпщынэ. Вечером, Казбек пригласил нас в шикарное кафе и далее - повел на экскурсию по ночной Москве. Но заметил добрый господин, что гости его устали и наш путь уже лежал в его кунацкую, где мы и провели ночь. Утром мы проснулись в хорошем настроении, нас ждал завтрак и прогулка по Красной площади. Казбек соблюдал все элементы хабзэ, и всячески о нас заботился. В Москве довольно холодно и, периодически, Казбек заводил нас куда-нибудь, чтобы мы согрелись. Обед мы провели в ресторане «Высота 5642 метра». Как нам сказал Казбек, ресторан этот принадлежит адыгу и что, шеф-повар в нем тоже адыг. В одно время казалось, что мы и не покидали Кавказ, настолько Казбек создал нам родную, уютную и привычную атмосферу. Приближалось время отлета, и мы, вынуждены были отъехать в аэропорт. Казбек отвез нас туда и до регистрации на самолет, он был с нами. Мы поблагодарили нашего друга и сели на самолет. Вот такая приятная поездка была у ансамбля «Джэныкъо маш1у».
Заур, 1анэт1э гъэш1эгъон джы п1ыгъыр! Тхьам нахьыби къыбдегъэхъу!
...Седовласой Отчизны лихие сыны, за чужие расплатятся ценности... Не было ничего почетного воевать на стороне тех, кто изничтожил на корню твой народ. Но это никак не умаляет славу наших предков участвовавших в этой дивизии.
Уарп, опсэу, 1анат1эуи щытэп, тыгу рихьрэр ти1оф къыдештэзы ретэгъэк1о1и мыфэдэ 1офхэри))
Жесткач...лет 5-6 назад, я б тоже так написал, но щас вряд ли... воевали не за славу руси и т.д. Случай такой был, сидели на привале солдаты "Дикой дивизии". И тут адыги запели песню об Алджэрыекъо Кущыкупще. Среди офицеров был Бекович Черкасский. Он подешел к поющим адыгам и сказал: "Фижэхэр зетефп1э". Офицеры подозвали Черкасского, инетересуясь, за что он на солдат накричал. Тот ответил, что они поют песню об Алджэрыекъо Кущыкупще, о том, как адыги против русских воевали. Тогда офицеры сказали: "Ааа, ничего страшного, пусть поют". Видишь как, хоть они там и служили, но мысли о Родине, независимости и трагедиии не покидали их никогда. А почему они шли в ряды "Дикой дивизии" я тебе не скажу, хоть и знаю ответ. Может быть со временем придет, когда больше узнаешь о трагедии адыгов, об их послевоенном состоянии... А то, что мы участвуем на таких мероприятиях - это не для того, чтобы кто-то нам говорил ты молодец или ты предатель своего народа...мы самореализуемся, показываем свою культуру, не сидим тупо за компом и не обсуждаем политику. Так что извините коли что не так.
В полной мере, это касается и черкесов-мамлюков, и черкесов в Османской империи..
Заур, оллахьэ ухъупхъэм, афэдэ аш1агъэхэр зэрыуи1эр. Умгъэк1одых ахэр, ц1ыфыр псэуфэк1э ыгъэфедэтых ахэр! Лъэпкъым и1офых ахэр! Къэптхыгъэхэри тэрэзых, Щэщэным адий дэгъоу, аферымэу зыкъэжъгъэлъэгъуагъ! Хъярк1э ори и уишэогъухэми! 1оф ц1ык1ур бэ, зызэхахъок1э 1оф ин мэхъу!
Появилась КТКД не из-за декларируемого преклонения перед выдающимися кавалерийскими навыками "прирожденных всадников", тем более, что какие-то земли Кавказа действительно славились блестящими наездниками и превосходными конями, а какие-то всегда были посмешищем в глазах этих самых наездников, почему кавалеристы и конский состав дивизии были весьма неоднородны по качеству. И не из-за очевидного желания имперской пропаганды продемонстрировать единение всех народов страны в лихую годину. Тем более не из-за того, что в стране вдруг наступил дефицит пушечного мяса.
Появилась "Дикая" дивизия, прежде всего, из-за желания удалить подальше с Кавказа наиболее "беспокойные", воинственные и боеспособные "туземные элементы", дабы минимизировать риск восстания в русском тылу турецкого фронта. Численно подсократить эти "элементы" тоже не мешало бы. Выжившие, значительной частью, могли стать резервом для имперского аппарата.
Воинский призыв не распространялся на "туземные народы", а европейская тринитарная война не подразумевала обещания добычи. Поэтому, согнать под знамена десять тысяч человек, которым предстояла не конная прогулка, а страшная война за две тысячи верст от дома, причем, война за малопопулярную, мягко скажем, в их глазах, власть, можно было только ослепив их понтами.
Понтов в "Дикой" было сколько угодно: начиная от комдива (цельный великий князь императорской фамилии) и заканчивая офицерским составом, в котором было немало посетителей столичных салонов. Благодаря этому, манипуляция блестяще удалась: люди собрались и отправились черти-куда, если смотреть их глазами.
Никакого секрета в написанном выше нет. Тот же Антон Деникин писал об этом открытым текстом и не он один. Это одна из причин почему я не люблю тему "Дикой дивизии", несмотря на лихую книжку Николая Брешко-Брешковского и массу подобной ей романтической литературы.
И меня несколько удивляет, почему спустя столетие, в эпоху интернета, столько восторженных и отнюдь не юношеских голосов, вокруг этой достаточно невеселой истории, среди потомков тех, кто был объектом вышеописанной манипуляции.
Но это я так - ворчу в сторону. Не выспался. Просьба не комментировать - пост с открытым статусом, мало ли кто набежит, а чистить потом топик мне не досуг. Спасибо. https://www.facebook.com
Наверное не поспорю с тем что в этом есть доля правды. Но у меня вопрос, черкесов-мамлюков живших до 1517 г.(до того как Селимхан 1 Грозный не истребил малюток в утробах) тоже касается? И каким же образом?
Совсем не согласен с мнением будто горцы дикой дивизии "сражались за уничтожителей своего народа", это чушь полная. Вы не смотрите на их форму и на обозначение как "одного из отрядов российских войск". Сердцем они были далеко от императора и прочих глобальногеополитических суперпроблем. "Случай такой был, сидели на привале солдаты "Дикой дивизии". И тут адыги запели песню об Алджэрыекъо Кущыкупще. "
Еще до 1917 года были созданы национальные части, по различным соображениям. Несколько латышских стрелковых батальонов, пользовавшихся до революции хорошей боевой репутацией. Кавказская туземная дивизия, которою командовал великий князь Михаил Александрович. Она более известна под названием "Дикой" и состояла из добровольцев — северо-кавказских горцев. Едва ли не стремление к изъятию с территории Кавказа наиболее беспокойных элементов, — было исключительной причиной этого формирования. Во всяком случае, эпические картинки боевой работы "Дикой" дивизии бледнеют, на общем фоне ее первобытных нравов и батыевских приемов.
http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/1_28.html
***
Вот за такую враждебную себе страну, глупцы из "Дикой дивизии" и проливали кровь под германскими и австрийскими пулеметами. Царская администрация знала что делала, чего не скажешь о наших предках. Отрицать очевидное - невозможно, да и нелепо.
"Не судите, да не судимы будете".
Вот так просто взять и оскорбить память о предках павших на поле боя. С такой логикой и наших отцов и дедов, павших во время второй мировой войны можно так же оскорблять?
А что осталось в нас от достоинств наших предков, если мы позволяем себе оскорбления даже в адрес наших павших предков???
Добровольцы "Дикой дивизии" (оскорбительное название, кстати, сегодня пытаются трактовать в "позитивном" ключе, но что это значило на самом деле - см. у Деникина), это люди которых "развели", удалили с родины, где они были опасны для империи и отправили на убой в интересах этой самой империи, которая всегда была им врагом. Отправили под немецкие пулеметы, а не под турецкие, потому что на Кавказском фронте в лояльности этой части никто бы уверен не был - они легко могли бы перейти на сторону турок, в рядах которых были тоже целые черкесские дивизии.
В просторечьи, эти "добровольцы" сегодня назывались бы "лохи"; да доблестные, дерзкие и пр., наверное отлично танцевали и стреляли по шапкам, но лохи, как есть, которые дали себя поиметь своим старым заклятым кровным врагам, причем гнобившим их жесточайше поколениями и в то самое время - то же. И это исторический факт. Можно назвать их еще "коллаборационисты", учитывая, что они воевали под знаменами государства, которое под этими же знаменами уничтожило их страну и изгнало их родню, которая теперь взялась за оружие, чтобы отвоевать родину, а самих их гнобило в резервациях, и за династию, которая была их старым кровником. Где тут "достоинство", "самоуважение"? - С лупой не найдешь.
А как к ним относились те кто послал их на убой - см. снова выше у Деникина. Никогда ничему не научишься, пока не станешь признавать свои ошибки и называть вещи своими именами. Что мы сегодня и наблюдаем - в полный рост (привет взрыву "патриотизма" и несчастным солдатикам из 346 бригады спецназа ГРУ).
История "дикой дивизии" - позорная и грустная, а не "славная" страница нашей истории. И попытка ее представить чем-то иным - выглядит очень странно. Можно восхищаться доблестью и воинским искусством солдат из этой части, но несмоненно достойно всяческого осуждения то, что они в ней вообще оказались, причем - добровольно. А кто, зачем и как их туда заманил - см. выше.
Сегодня, все у нас гИБРИДНОЕ: и память, и достоинство, и уважение, и еще много чего другого..., но правда - одна и Она не может быть гибридной! Потому Она всегда кому-то очень сильно мешает. Физика - не дает летать ежику, но разве это наша проблема?
Э. Севрус.
Когда нечего сказать по существу - вешают ярлыки.
Это нормально, Но предмета для продолжения разговора тут нет.
Я ответил на Ваше замечание. "Умному - достаточно", - как говорится.
Всех благ.
Даже если-бы вы были правы, как-то вы слишком резки. Я не могу этого принять. Да и приходиться ли говорить о правде, когда дела так сказать "сердечные", взвешиваются на весах всяких умственных игр? Непонимаю, на каком основании их можно судить с этих позиций, обвинять в какой-то политической недальновидности или духовной непросвещенности. Вы говорите разумные слова, но разумно ли говорить так о поколении, которое было воспитано еле уцелевшей кучкой, введено в жизнь худощавыми голодными сыновьями отцов переживших армагедон. Это все равно что обвинять слеповатого утенка, которого сжимает в лапах свирепый дракон, в том что он жадно пожирал всякого попавшегося червячка, а не стал вдруг еще более ужасным драконом и не схлестнулся в яростной схватке с другим драконом, во имя мести, чести и пр...
А еще я не сторонник мировоззрения - "Прав и силен всегда только выживший", и я ни в коем случае не согласен с тем что мы не должны следовать по стопам отцов только из-за того что они бессмысленно погибали толпами, вы хотите сказать что мы должны "принимать тактику победителей", "не отставать от времени" и т.п, иначе мы не выживем, иначе мы тупиковая ветвь эволюции? Чего уж точно не свойственно адыгу, так это плясать под чужую дудку, аргументами я вам ничего не смогу объяснить, кто нибудь видел орла, ну хотя бы в зоопарке, помните как он стоял, как непреклонно и гордо, как будто несокрушимый столб, одинокий и суровый, неумолимый, будто его слово так-же постоянно как время, он как-будто говорит: "Вот он я, и я таков, и моя заслуга что я таков, и никому у меня этого не отнять, и никакая сила в мире меня не сокрушит!" и так он стоял посреди всего этого безобразияя и позорища, помните?! Человек разумный, со своими науками и железом, легко заключил эту величественную птицу в крохотную клетку, он и вправду имеет силу и власть, но где его сердце, где дух который никогда не позволил бы ему так обращаться с этим прекрасным созданием? Кто нибудь понимает о чем я, или все вы уже уподобились сухолицым софистам, которым лишь бы задавить оппонента рациональными аргументами.
Мой голос слаб и неустойчив, но я хочу напомнить адыгам которые меня слышат, никогда не теряйте самих себя. Пожалуй, вы можете стать вполне успешными, прогрессивными, богатыми, влиятельными, знаменитыми и пр. просто пользуясь многовековым опытом цивилизации и немного шевеля руками, ногами и мозгами, но если вы при этом забудете кто вы и откуда вы, значит вы уже мертвы, но вы все еще существуете, но как бы ни приукрашивали вы это существование, никакие краски и пышные листья не скроют вони гнилых корней.
З.Ы, Наверное некоторые назовут подобный образ мышления "фантазёрством", "сказочностью", "идеализмом" и т.п. Ну что я могу вам сказать, дорогие мои прагматичные реалисты, если вы в один прерасный день проснётесь и вся ваша правдивая реальность покажется вам ужасной иллюзией и бессовестной ложью, вспомните об этой почве, тогда возможно, она покажется вам наитврдейшим фундаментом.
Обсуждение очень интересное, выражаю большую благодарность Зауру Юсупову. Заур сам юрист, человек с активной черкесской позицией, один из двух молодых ребят на фото. Вы посмотрите, какая мощь в его поступке. Данная ситуация мне напомнил разговор с одной женщиной, татаркой по национальности из Саратовской области. Она призналась, что принадлежит к сословию казаков. Естественно, спросил как ее предки стали казаками. Она сказала, что предки попали в страшный передел, приходили так называемые яицкие казаки в наши села и вырезали всех, не жалея никого, ни стариков, ни детей, никого. Тогда собрались старики и решили, давайте в казаки, иначе никто не выживет. Вот так, мы стали казаками и остались живы. В наших местах тоже самое было, рубили всех, как говорили, кто выше колеса телеги. А кто ниже погибал, если не спасали. Безусловно, шли в дикую дивизию, кто по нужде, кто-то еще из каких-то соображений, сохранить себя, свое имущество. Были, чего греха таить и предатели. О них тоже известно немало. Чего далеко ходить, война на Донетчине, есть чеченцы и есть кадыровцы, вот тебе пример. Кто прав, попробуй разберись, зачем там оказался чеченец или кадыровец. Чтобы рассуждать, нужно вникнуть в то время, в мотив жизни. Ой как это не просто, практически невозможно. Кто бы мог предположить. что мы сегодня встречаем своих адыгов из других стран, приезжают, знакомятся с нашей жизнью, от нас многие побывали в ряде стран Ближнего Востока, слава Богу женятся. Сколько родственников нашли друг друга?! Разве это плохо. Буквально недавно, кто бы знал, мы узнали, что у нас есть свой очень красивый Флаг. Появился праздник, день Адыгского Флага, День Адыгского сыра, День Репатрианта. Присутствовал в Майкопе, на День Репатрианта, это же Большой праздник. Какие светлые лица были там, не передать. Да есть проблемы с переездом наших из-за рубежа, легче решили принять беженцев с Украины. Даже кое-кто из наших лидеров побежал, забыв кто он, встречать их с хлебом и солью. Вот так же было и с дикой дивизией. Биологическая сущность человека дает много материала, в определенных условиях среды и обстоятельств. Почему-то на нее мало кто обращает внимания. Надеюсь, придет время, когда вернуться наши люди из-за рубежа. Идет накопление позитива, потеряно слишком многое, не получится сразу с возвращением, обустройством. Нам главное не мешали, трудолюбия у Адыгского народа всегда хватало, надеюсь есть порох в пороховницах, будет праздник на нашей улице.
Уарп, Про День Репатрианта-как-то грустно. Пока у нас нет даже такого понятия по-отношению к адыгам-абазам,иначе то небольшое количество адыгов,что вернулись на Родину не парились бы с документами,не платили бы постыдные пошлины ни за что и их бы не пытались выдворить из страны при первой возможности.
Дай Всевышний,конечно,чтобы всё наладилось,но пока этого нет на государственном уровне-радоваться,ИМХО,не чему.
А казаки-это сословие "служивых людей"-т.е. людей на службе царя. Наверное не будет секретом,но были и казаки,состоявшие из абазин и адыгов,жителей одного селения. К сожалению их стёрли из памяти да и физически за то,что они приняли у себя по законам гостепреимства изгоняемых со своих земель братьев. А их "остатки" расселили. Сейчас этот аул носит другое название,это уже станица и там живут "другие" переселённые туда казаки.
Как-бы не был "резок" Диомед, он прав на 100% (если-бы, тут мягко говоря - неуместно))) Если, кто-то этого не понимает и не принимает - это его проблемы.
Отдав должное лирическому отступлению и высокому духовному содержанию мыслей Удивленного, попрошу прощения и позволю себе вернуться к (аэродинамике ежика)))
Дни : репатрианта, флага, сыра, груш и яблок это все замечательно, но НО дорогие братья и сестры! Умственые сердечные игры заканчиваются (выходит и дополнительное время, скоро "финальный свисток"))) Пора определяться и с мировозрением, и с "дудками" и с фундаментом. Когда будет не до праздников и годовщин, когда надо будет принимать решения и брать в руки ответственость, старайтесь не терять полную картину происходящего, только это, вместе с опытом и знаниями поможет выстоять и победить.
В то же самое время, когда лихие, дерзкие, смелые и отважные всадники ("внуки армегедоновцев"))) совершали свои подвиги и гибли под пулеметным и артилерийским огнем, что делали горячие финские парни? (внуки рыбаков, охотников и оленеводов )))Посмотрите какй путь прошли они и мы. Они были зависимыми и безоружными, кагда мы были свободными и сильными. Посмотрите на них и на нас сегодня. Если хотите уберечь себя от "запаха гнилых корней", задайте себе кучу вопросов и самостоятельно найдите на них ответы.
В Финляндии 6 декабря будет праздник. Поздравим их от всей души! .
Заметь здесь ни кто не против того, что бы глядя в прошлое делать выводы и идти в будущее. Но это не дает повода оскорблять предков называя их "лохами" и "глупцами", кто мы такие что бы судить их не побыва в их "шкуре", сразу встает извечный вопрос: "А судьи кто?" Что сделали для народа такого современные поколения, что бы могли их судить и осуждать? Да мы хотим и мечтаем о лучшей доли для своего народа, а кто эдесь возмется утверждать, что они так же не хотели и не мечтали???
"Нэпъкым тетыр къош1офык1э 1аз".
Жертв манипуляции, особенно, если она заканчивается их гибелью, может быть жаль (даже обычно жаль), но никогда еще этого не делали предметом "гордости", если только манипуляция не продолжается. А раз дело обстоит именно так, то пора вещи назвать своими именами, возможно это хотя бы кого-то вырвет из привычной, но гибельной колеи, в которой мы буксуем много поколений.
Выпишите в столбик вводные данные, затем в другой - вопросы и дайте себе наконец-то честные ответы на них, пусть они и очень неприятные. Это вопрос не прошлого - это вопрос будущего, потому что не осознав прошлого, не сделав из него правильных выводов - всегда будем повторять те же ошибки, что сегодня и наблюдаем: этот нелепый и, не побоюсь этого слова, омерзительный "взрыв патриотизма" и украинофобии, - ведь та же история. Пошел сверху синхронизирующий сигнал от власти и абсолютно так же как и подавляющее большинство остальной страны, многие черкесы в России построились под вопли "крымнаш".
Думаете, в Первую Мировую таких идиотов было меньше, потому что это "предки"? - Напрасно, хватало и тех, кто не мог противостоять пропаганде (дураков), и тех кто уцепился за шанс выслужиться (подлипал), и тех кому все равно было кого резать, лишь бы попробовать свое оружие на ком-то, а нак ом - не важно (отморозков). Найдите хоть одну вызывающую уважение причину, почему взрослый мужчина ДОБРОВОЛЬНО ехал за 2тыс км на войну с какими-то немцами, которых он никогда не видел (если не считать своего прямого врага - российского царя, который сам был немцем, как известно), за империю, которая уничтожила его страну, а потом гнобила и чморила его самого и его предков так эффективно, что до самого закрытия границы большевиками, черкесы толпами валили в Османскую империю с родины, прекрасно зная, что там отнюдь не рай? "Стремление к подвигам"? - ОK, что-то еще?
Человек не становится автоматом "правым" и тем более "национальным героем", если он всего-лишь хорошо дерется. Важно за кого и за что он дерется. В случае КТКД ответьте себе на вопросы: за кого и за что дрались и гибли эти тысячи мужчин? - За власть, которая их удалила с Кавказа, бросив на пулеметы черти где, чтобы не опасаться того, что они поднимут оружие против нее самой? За власть, которая не стеснялась тыкать им в лицо, что они "завоеванный народ, перед которым империя не имеет никаких обязательств"? - Офигенный предмет для гордости... А за кого они, в итоге, не смогли драться, из-за своего выбора? - За свой народ, прежде всего. В этом и была фишка, собственно, для этого все и придумали умные дяди в Питере.
Если мужчина дерется за своих кровных врагов, причем, по своему желанию и свободному выбору, если он не имеет никакого собственного мнения, а готов подкидываться на любой шум, когда источником такового является его "хозяин", подкрепляющий обращение парой льстивых слов публично (и презрительных в сторону, но это уже другая история), то ждать "благодарности потомков" - нелепо. Если, конечно, сами потомки не в той же ситуации и не того же формата.
КТКД (не хочу называть ее презрительной кличкой "Дикая", которой у нас почему-то многие так "гордятся") это часть созданная Российской империей, т.е.нашим злейшим врагом, для того чтобы ослабить Кавказ. Чтобы черкесские изгнанники, стоявшие под знаменами Османской империи, т.е. врага Российской, не могли рассчитывать на полноценное восстание на Кавказе, когда они предпримут попытку его освободить (что и попытались сделать в 1918 г). И это та правда, которую за шумом барабанов наши не хотят слышать даже сегодня.
История КТКД это яркий и трагический пример деградации черкесского духа и ничто больше. Оправдывать ее и, тем паче, - "гордиться" ей, значит продолжать опускаться еще глубже. Да, это комфортно - развитие вообще начинается с напряжения и выхода из зоны комфорта, а опускаться легко и приятно, особенно если тебя в этот момент поглаживают и хвалят. Но направление к свету явно не в той стороне, куда ускакали "джигиты" из КТКД - это путь в никуда.
Впрочем, мы бегаем по кругу. Я уже все это сказал выше. Не думаю, что достучусь до тех, кто слышит иной барабан. Так что здесь пока отбой - тчк.
Уважаемый неведомый человек, никаких проблем это не создаст, я вполне доволен)
В свою очередь извиняюсь за излишнюю сентиментальность, теперь скажу проще:
С мировоззрением лично у меня все давно ясно, хотят войны - да будет война! Никаких компроммисов, договоров, сотрудничеств с тем кто убить меня хочет вести не буду, в конце концов война - едва ли не самое честное занятие, которым может заниматься человек, в других случаях - всё ложь, лицемерие и разврат. Я ни в коем случае этого не желаю, но у меня нету выбора, мне навязывают порядок придуманный какими-то варварами, я этого не принимаю и живу как хочу, настанет стычка - дипломатии не будет.
А чтобы получать опыт и знания, например изучать историю почти всех народов, например Финляндии, анализировать пути и результаты, надо, кроме огромного количества времени, мне надо еще и идти на компромисс, подстраиваться, говоря предельно честно - раболепствовать, ибо доступ ко всем этим, и многим другим возможностям в которых многие видят огромные перспективы, предпологает жизнь в системе, а жизнь в системе предполагает обязательное подчинение ее принципам, каковы бы они ни были, можно конечно воображать что ты не подчиняешься, а только притворяешься, но ведь это ложь, не так ли?
И кем же осебенным стали сегодня финляндцы?.. Ну и хрян с ними)
А я скажу тебе кем сегодня являются адыги, конечно они в большинстве своем бессердечные жадные лицемеры и предатели, но, лично я например, знаю одного Человека, настоящего Адыга, и он мой лучший друг, он мой единственный друг, самый благородный, добрый, бесстрашный и прекрасный из всех ходивших когда-то по земле, не будь его, я давно утопился бы в черном море, чтоб мои кости лежали с моим народом, в его глазах я вижу оправдание и искупление всех грехов нашего рода, вот источник моего Адыгагъэ. Эх, бедные мои Адыги, у вас нету друзей, вот и вся разгадка, причина всех несчастии, неудач и т.д. Никакая развитая благоустроенная изобильная жизнь вас не спасет, вы ищете ответы где-то не там, а кот знает где. Нет ничего выше в этом мире чем дружба, иметь друга, значит превзойти всю эту вселенскую суету, быть сильнее всех ударов судьбы и всякой печали, говорить этому миру, в котором ты пёс знает как очутился, и в устрашающей бесконечной бездне которой мельчая исчезает твой слабый дух, дружить значит говорить миру который противостоит тебе всей своей неумолимой мощью, вот он я, я есть имеющий друга, и тебя мир, я посылаю к черту. Говорят у Адыгов нету никакой там великой религии, философии, даже что они дикори тупые, ох уж мне эти варвары, разве они способны понять то что есть у Адыгов?! Впрочем, меня опять куда-то занесло...
Будь что будет, не собираюсь просить ни у кого помощи, умру - ну и ладно, может потом Бог рассудит - неплохо, нет - нормально.
Диомедес, честь и хвала Вам!!! В науке говорят, что правда всегда за меньшинством, побольше бы такого меньшинства!
- Должность судьи в обществе черкесов (как и многие другие)) была выборной.
Пусть настоящая память и настоящее достоинство и будут судьями .
Я помню стариков-ветеранов КТКД. Еслибы молодость - знала, еслибы старость - могла. У них не было возможности видеть полную картину, принимать правильные решения, исправлять ошибки и предринимать правильные действия, но они заплатили огромную цену. Мы имеем возможности и знания которых не было у них, нас стало труднее обманывать (нам скачухи не будет и отмазки не прокатят.)))
Дракон (у которого мы в меню)) вегитарианцем не станет, не надейтесь. Манипуляторы бьют в свои барабаны и играют на своих дудках, а кое-кто досихпор пляшет и подпевает...
Чтобы выжить - нам придется стать "дикобразом с ядовитыми иголками и ародинамикой ASW-27".
Другого пути сегодня нет.
Diomedes, спасибо, Вам, огромное за Ваши публикации и комментарии. Всегда четко, аргумментировано, может быть резко, но справедливо. Увы, не так много поводов для гордости было у нашего народа после РЧВ, видимо оттуда потребность видеть эти поводы там, где их не было и нет.