«Как всякий мужчина на Кавказе он, конечно, носил оружие»
В Пятигорске воссоздают древний «музеум». Вернется ли на Родину загадочный этокский памятник - Дука-Бек?
В холле Пятигорского краеведческого музея — узкий короб трехметровой длины, накрытый белой тканью. Внутри него — точная копия этокского каменного истукана по имени Дука-Бек. Он был вывезен из города в 1881 году, помещен в Императорский Российский исторический музей и был признан «имеющим большое значение». До вынужденного переселения изваяние оставалось главной частью курортной выставки древностей под открытым небом. Сейчас специалисты пытаются воссоздать уникальный во всех отношениях исторический объект — копию Дука-Бека, которая станет центральным экспонатом нового ландшафтного музея.
Меня встречает и проводит в свой кабинет кандидат исторических наук, директор краеведческого музея Сергей Савенко. Вместе со статуей он недавно вернулся из Москвы. Замечаю над его рабочим столом под стеклом чертеж кругообразного кургана, разделенного на сектора по эпохам.
– Это один из самых первых планов, — , поймав мой взгляд, говорит Сергей Савенко, одновременно перебирая бумаги. – Идея восстановления утраченного музея отнюдь не нова, ею занимались еще в шестидесятые годы прошлого века. Мы же начали разрабатывать свой проект в 2010-м и, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. Скажите сразу, что вы знаете о Дука-Беке?
– Только то, что в Википедии написано. Это предположительно адыгский воин IV века нашей эры, на его одежде — разнообразные надписи, которые до сих пор не могут прочитать.
– Начнем с того, что датировка неточна. Этот монумент была главным экспонатом пятигорского открытого музея древностей, который начал создаваться в 1849-м, но фактически был сформирован в 1850-м. В нынешнем году «музеуму» исполнилось бы 165 лет. Он находился в пятигорском парке «Цветник» в районе Академической галереи, поэтому восстановить его на старом месте, к сожалению, невозможно. Это территория курорта, там непростая ситуация с юридическим положением земли, а под проект необходим участок.
В конце шестидесятых музей хотели возродить близ Новопятигоского сквера на одном из курганов. Город брал свое начало от находившейся в том районе Константиногорской крепости, а курган тот стал первым кладбищем молодого Пятигорска.
– Мы же предложили другое место под музей — на горе Горячая (отрог Машука. — Примеч. авт.), чуть выше Китайской беседки. Такой вариант стал обсуждаться и обсуждается до сих пор, но на сегодняшний день проект согласован с городской администрацией. Мы с вами говорим об одном экспонате, а речь идет о выставлении сразу многих — земля будет хронологически поделена на зоны. Это чтобы вы понимали, как мыслится экспозиция.
Савенко разворачивает на столе несколько чертежей, на самом понятном из них в лабиринте зеленых пятен скрываются предметы, относящиеся к разным пластам истории: Средняя бронза, Ранне-аланский период, Сарматское время, Киммерийско-Скифское время. На них из центра взирает обозначенный штрихами маленький Дука-Бек. Круглое музейное пространство планируется сделать 25-метровым в диаметре.
– Что-то вроде лабиринта…
– Задачу создать лабиринт мы перед собой не ставили. Это нетипичный объект для нашей территории, есть лабиринты в Северной Осетии с изображениями на камне, но у нас, к сожалению, такого нет.
– Зато есть Дука-Бек в центре и в гордом одиночестве. А где он был обнаружен до отправки в тот «музеум»?
– Скульптура Дука-Бека стояла в свое время недалеко от Пятигорска в районе селения Этока, потом его перенесли в город в 1849 году. Как реликвия он всегда был очень интересен для исследователей. Истукан со всех сторон покрыт изображениями, его одежда необычна. Историкам пока трудно провести прямые аналогии.
«Музей создавался при активном участии недавно созданной дирекции Кавминвод, возглавляемой тогда генерал-майором Д. А. Всеволжским. В середине 1849 года на средства дирекции была организована доставка Дука-Бека от Этокского поста в районе станицы Зольской. Сначала он был поставлен один на главном курортном бульваре, против ступенек лестницы, ведущей к галерее, а затем перенесен на главную клумбу Цветника, куда доставлялись и другие экспонаты» — здесь и далее курсивом выделены отрывки из книги С. Н. Савенко «Воссоздание музея древностей под открытым небом в Пятигорске».
– Дука-Бек был воином или все-таки нет?
– Он, наверное, воин по своей принадлежности, в смысле — мужчина, потому что имеет оружие, хотя изображено оно схематично. Как всякий мужчина на Кавказе он, конечно, носил оружие. Мужчина без оружия был неполноценным мужчиной. Но Дука-Бек необязательно воевал, он мог быть и во власти. Само сочетание слов «Дука-Бек» означает, что его носитель является князем. «Дукс» — это византийский титул правителя, «Бек» на тюркском языке имеет такое же значение.
Каменное изваяние впервые увидел российский исследователь немецкого происхождения академик Гильденштедт. В 1773 году он был в экспедиции на Кавказе, статую ему показали местные жители. Они назвали ее Дука-Беком, но никаких легенд путешественнику не передали.
– На подъеме в стороне от дороги был небольшой курган, на его вершине и обнаружили Дука-Бека. Члены экспедиции сделали его первые зарисовки. После то место посещали еще несколько раз. Потом к нам из Крыма приехал известный историк, археолог, лингвист Авраам Фиркович, он и стал инициатором основания музея.
«Важно, что он (Фиркович) осознал, что древности на Северном Кавказе в условиях еще продолжавшейся Кавказской войны так же, как и люди, страдают и могут быть навсегда потеряны. Им постоянно угрожало невежество и варварство. В этом с Фирковичем был полностью единодушен кавказский наместник, много сделавший для сохранения Северного Причерноморья и Кавказа».
После первой научной фиксации памятника и до открытия «музеума» прошло 75 лет.
– Вы начали говорить о неправильной датировке Дука-Бека, которая распространена в интернете. Что свидетельствует о его настоящем возрасте?
– Гильденштедт первым заметил исключительно интересную деталь. На нижней части истукана рельефно изображен человек, стреляющий из ружья. Это говорит о том, что статуя — поздняя, никак не IV века. Огнестрельное оружие появилось на Кавказе в конце XV — начале XVI века, поэтому Дука-Бек, скорее всего, относится к этому периоду.
– Какова была его этническая принадлежность?
– Первый человек, открывший его миру, не знал о нем ничего, но потом появилось множество легенд. Родноверы, неоязычники причисляли его к славянским персонажам. Они вообще считают, что это славянская статуя IV века, связанная с Бусом Белояром. Есть и адыгская версия, о которой вы говорили, в ней тоже ссылаются на IV век. В интернете много неточной информации на этот счет.
– Но надпись на нем не прочитали до сих пор?
– На нашей копии мы так и не смогли ее воспроизвести. Но есть точная зарисовка, сделанная видописцем Иосифом Бернардацци. В надписи использован греческий и славянский алфавиты. Пока есть лишь варианты ее перевода.
«Учитывая грамматические и орфографические ошибки, он (крупный кавказовед начала XX века В. Ф. Миллер. — Примеч. авт.) представил надпись на Этокском изваянии так: «Упокоился раб Божий Георгий грек, 130 года, 12 марта»
Позже лингвисты высказывали мнение, что слово, переведенное как «грек», в данном контексте правильно читать как «священник». Части надписи, не переводимые с греческого, относили к черкесскому, однако тому, что черкесы ставили своим усопшим памятники над могилами, нет доказательств в средневековых источниках. Поэтому Дука-Бек вот уже как минимум 240 лет заставляет исследователей выдвигать гипотезы.
Савенко показывает мне фотографию 1881 года — она была сделана накануне расформирования «музеума».
– Как его заметили и зачем перевезли в Москву?
– Как раз в том году проходил пятый Археологический съезд в Тифлисе, сейчас, кстати, эту традицию восстановили. Так вот, когда в Тифлис отправились председатель Московского Археологического общества граф Уваров и его супруга, они заехали в Пятигорск. Увиденные в «Цветнике» экспонаты посчитали важными и ценными. Тогда же была заключена договоренность с дирекцией Кавминвод о переправке в Москву четырех из них, включая Дука-Бека.
«Уваров подчеркивал, что памятники выставлены на довольно бойком месте и подвергались всем неблагоприятным влияниям атмосферных изменений, ежегодно более и более повреждались, что необходимо было их спасать. <…> Их следовало бы экспонировать в центральном Императорском Российском историческом музее».
Но город не хотел так просто отпускать своего каменного стражника. Как писали в газетах того времени, во время отправки исполина стали возникать природные катаклизмы. Страшный ветер, ливень и срывающийся снег — погода задалась для мягкого южного сентября совершенно нетипичная.
– На какое-то время стихия задержала процесс отправки, но все равно Дука-Бек уехал. Его сразу поставили в Императорский Российский исторический музей. Уже в наше время ходили слухи, что он был утерян и вновь найден, но это не так. Дело в том, что тот зал, где он находился, долго не работал. Недавно, где-то с 2000 года, туда начали пускать посетителей, и выяснилось — истукан стоит себе на своем месте.
Сергей Николаевич возвращается в фойе музея, еще раз показывает на огромный короб, закутанный белым.
– Мы дерзнули воплотить совершенно уникальную идею — сделать копию с этой статуи. Отдать ее нам обратно не могут: передача экспонатов из одного музея в другой — дело бюрократически очень сложное.
– А кто делал копию?
– Мы обратились в ООО «Практика реставрации», работа, замечу, была довольно дорогостоящей.
– Наверное, это столь же непросто, как и бумажная волокита с передачей.
– Дука-Бека сначала подреставрировали, почистили, а потом прямо в экспозиции объект отгородили, и на него поэтапно накладывали материал, который, засыхая, образовывал форму. В ней отлили саму скульптуру. Копия получилась полной, это беспрецедентный случай, когда масштаб соблюден один к одному.
– Что для этого использовали?
– На этапе переговоров мы думали, что будут брать облегченный полимерный камень, но потом специалисты сказали, что он не подходит для столь большого формата. В итоге наш Дука-Бек отлит из архитектурного бетона, а верхний слой в несколько сантиметров сделан под камень. Единственное, он несколько темнее оригинала, это логично — на солнце краска выгорит.
– Какие соседи ждут статую в новом музее?
– В будущем сделаем копию Эльхотовского креста, также открытого Гильденштедтом.
«Крест в виде параллелепипеда, увиденный в Малой Кабарде между ручьями Ассокай и Мандрах, имел высоту 8 парижских футов, содержал изображения фигур и «на самой значительной стороне» надпись на греческом языке, которая была частично прочитана и в ней выделено имя Теодора, сына Ноя».
Кроме него, будут и оригинальные экспонаты — скифские «бабы», каменные орудия труда. В Пятигорском краеведческом музее хранится единственный оставшийся в городе подлинный предмет из открытого «музеума» древностей — жертвенный камень «Порог». Савенко указывает на выемки в желтоватом камне. Чем-то они похожи на желобки для сбора крови.
– Есть мнение, что это мог быть реальный порог здания, подле него стояли дверные столбы. Довольно трудно это признать, если только помещение не являлось ритуальным — по камню со всех сторон вырезаны силуэты быков и баранов. Возможно, так сделали, чтобы после заклания животных крови было куда стекать.
– Получается, рядом с Дука-Беком будет жертвенный камень. И все-таки, как вы считаете, сам истукан к какой культуре относится?
– Я расцениваю его не как принадлежащего какому-то лицу, а как символ территории, где он находился. Это скорее памятник месту. Но у него на шее со стороны спины, вот здесь, — Савенко показывает на черно-белый снимок, — византийский крест.
– Почему же на спине?
– Это тоже загадка. Вот вы спрашиваете, а над ответами историки бьются давно. Я считаю, что крест подчеркивал христианскую принадлежность этого персонажа. С точки зрения философии, такие статуи исключительны. «Почему?» и «для чего?» — вопросы, которые они всегда вызывают.
– Когда воссозданный музей древностей можно будет посетить?
– Пока затягивается вопрос о земле. Если делать все к сентябрю, как мы планировали, времени у нас уже почти нет. Надеемся, что получится. На своем прежнем месте Дука-Бек был установлен на кургане, поэтому и мы хотим повторить его достоверное положение, планируем сделать возвышение примерно в полтора метра высотой. Копию закрепим в бетонном «стакане». Копать в курортной зоне мы не станем, будем насыпать.
Екатерина Филиппович
Этокскии памятник должен вернутся к тем кому он принадлежит т.е. в Нальчик. И почему "глубокоуважаемая" руководство республики не интересуется возвратом исторических ценностей имеющих большое значение для черкесского народа.
И ещё, пятигорскии музей, это самый лживый музей во всем мире. В этом музее вы не наидете не одного слова о коренных жителях этих мест, о черкесах.
Скотское, лживое интервью. И легенд не передали, и Дука-Бек переводится с тюрко-греческого... Видимо, все не могут простить черкесам убийство апостола Симеона Кананита))
Самые лживые музеи в Краснодарском крае.
Шхаубат, умозаключения с таким ником трудно воспринимать серьезно.