Серебряный ритон для Путина, позолоченные ручки - для Хосты.

Известный художник-ювелир из Адыгеи Ася Еутых выполнила уникальную работу
для хостинского храма Преображения Господня

В среде художников и ювелиров России имя Аси Еутых – единственной на сегодняшний день на Северном Кавказе женщины-мастера работы по железу, создающей поистине уникальные вещи, известно достаточно широко. В последние годы ее выставки успешно прошли как в России, так и за рубежом – в Бельгии, Германии, Венгрии, Болгарии и Турции. Эксклюзивные творения Еутых, созданные в единственном экземпляре по специальным заказам, хранятся в частных коллекциях и крупнейших музеях Токио, Нью-Йорка, Рима, Лондона, Парижа, Берлина и Сингапура.

Настоящую известность ей принесли сразу несколько творческих проектов. Восемь лет назад наследный принц Иордании Али бин Хусейн, в жилах которого течет адыгская кровь, увидев на одной из международных выставок потрясшие его своим великолепием работы малоизвестной в ту пору за границей художницы из Адыгеи Аси Еутых, занимающейся не только оружейным делом и художественным промыслом, но и украшением одежды, сделал ей очень престижное предложение – изготовить для его личной гвардии, целиком состоящей из черкесов, оружие в традиционном национальном стиле. Ася, имевшая богатейший опыт в этой сфере, почерпнутый в годы учебы на художественно-графическом отделении Карачаево-Черкесского педагогического института и Кубанском государственном университете, а затем в ходе специализации в училище имени Джемаля в Махачкале, у знаменитого мастера по серебру Курбанали Магомедова, с непростым заказом справилась быстро и качественно – за три месяца ее руками было создано 16 комплектов церемониальной боевой экипировки. Каждый из предметов – от газырей до шашек, что неоднократно подчеркивали ведущие искусствоведы, – настоящее произведение искусства.

Много работая в архивах, Ася изучила большое количество литературы по самым разным направлениям древнего и современного искусства. Она стремится не к внешней идентичности создаваемого предмета классическим образцам, а вживается в образ того, кто им будет пользоваться, старается увидеть его изнутри, что позволяет ей добиться удивительных результатов, подчас возвращая к жизни уже, казалось, навсегда утраченные элементы древнего адыгского искусства и культурного наследия предков. "Когда я рисовала эскизы, то использовала свои книги, которые привезла из дома, – рассказала Ася в интервью одному крупному московскому журналу. – И гвардейцы обрадовались шашке. Привезли ко мне старожила-шапсуга, который заинтересовался этим оружием. Потом он даже приезжал в Адыгею, с ним работали ученые. Посетил мою мастерскую, где с восторгом вертел шашку в руках, спрашивал, как ее вынимают из ножен, как с ней можно садиться и как танцевать. Вся культура обращения с этим оружием была абсолютно утеряна, выходит, мы ее вернули черкесам".

Али работой Еутых остался доволен. Летом 2004 года он, готовясь к созданию семьи, вновь обратился к Асе с более приватной просьбой – сшить свадебный наряд для своей невесты Рим Брахими – журналистки CNN, дочери высокопоставленного дипломата ООН. За два с половиной месяца Ася проделала колоссальный объем работы, создав поистине достойное избранницы принца платье, выполненное в старинном черкесском стиле. Как восторженно подчеркнул перед церемонией бракосочетания сам Али, впервые увидевший невесту в новом одеянии, такого изящного наряда не было и нет ни у одной принцессы мира.

Она никогда не гналась за славой, не терпит суеты в работе и не признает штампов. Ася Еутых осознанно избегает торжественных приемов, официальных мероприятий и массовых увеселительных мероприятий, предпочитая сосредоточиться на любимом деле и проводя большую часть своей жизни в рабочей мастерской. Организовывает выставки, участвует в культурных акциях, выпускает каталоги своих произведений, создала ювелирную фирму и собственный сайт в Интернете. Пару лет назад она совершенно искренне сделала поистине царский подарок своему прославленному соотечественнику, знаменитому дирижеру, руководителю симфонического оркестра Санкт-Петербурга Юрию Темирканову – дирижерскую палочку из чистого серебра. Еще один презент Ася приготовила специально для Владимира Путина. Серебряный ритон – древний ритуальный сосуд, которым пользовались исключительно цари и императоры еще во II тыс. до нашей эры, выполненный ее руками, был передан Темиркановым от имени адыгского народа лично российскому президенту в ходе встречи главы государства с деятелями культуры и искусства, прошедшей два года назад в подмосковной резиденции в Ново-Огарево.

Как выяснилось, в каталоге лучших работ Аси Еутых есть еще одна любопытная вещь, ничуть не уступающая по значимости и красоте прочим ее творениям. Эта история, связанная с нашим городом, оказалась столь же интересной, сколь и показательной, особенно в нынешнее время.

Среди православных храмов города Сочи церковь Преображения Господня, что в Хосте, является одной из старейших. Согласно историческим документам, строилась она еще в начале прошлого столетия по инициативе супруги крупного сановника, министра юстиции царской России Ивана Григорьевича Щегловитова Марии Федоровны – в те годы их дача располагалась в Хосте неподалеку от места, где ныне находится храм. Она взяла на себя все хлопоты – организовала попечительский совет, активно собирала средства на столь богоугодное дело. Говорят, деньги на возведение хостинского храма, позже вошедшего в Сухумскую Епархию, в размере четырех тысяч рублей, жертвовал даже сам император Николай II.

В годы советской власти судьба церкви Преображения Господня повторила трагическую участь десятков тысяч храмов, мечетей и синагог по всей стране, полностью или частично подвергшихся разрушению. В 1925 году она перестала существовать вообще, помещениям, где еще недавно проходили богослужения, большевики нашли лучшее, как они считали, применение. Долгое время внутри уникальной по своей архитектуре церкви находился сельский клуб, потом АТС. Это, как считает настоятель храма протоиерей отец Александр, во многом и спасло ее от серьезных повреждений. Восемь лет назад было принято решение восстановить церковь. Связистам предложили другое, более удобное помещение, на пожертвования прихожан начались первые реставрационные работы. В архивах НКВД и КГБ удалось найти сведения об этой церкви, а в музейных хранилищах – чертежи, по которым она в свое время строилась. Вскоре под куполом появились колокола, постепенно храм стал приобретать свои привычные – дореволюционные – очертания.

Твердо придерживаясь жизненного принципа – все делать хорошо, или не делать вообще, протоиерей Александр очень скрупулезно относится ко всему, что связано с его церквушкой. Даже к тому, как будут выглядеть двери и ручки храма. Двери по его собственным эскизам делали мастера из Сочи и Хадыженска, в чем немало преуспели, создав великолепные по внешнему виду и качеству творения, а ручки в количестве 14 штук… заказали Асе Еутых из Майкопа. Как рассказала нам художница, никогда прежде ей не приходилось делать вещи для православного храма, тем интересней и почетней было для нее это предложение, поступившее из Сочи.

Прежде чем взяться за работу Ася "перелопатила" целую гору исторической и специальной литературы. Весь творческий процесс занял почти полгода. В течение недели был подготовлен эскиз будущей ручки, в которой она смогла удачно совместить ранние христианские мотивы с византийской эпохой – в этом стиле был построен сам храм. Затем начался долгий рабочий цикл, о котором знают разве что специалисты. Отличительной чертой этого произведения искусства является и сугубо местный колорит – внушительных размеров ручки увенчал архангел, воспаривший над храмом Преображения Господня, выполненным в уменьшенном масштабе по фотографии.
"Основная и самая сложная часть работы была проделана в Майкопе, в моей домашней мастерской, где был создан первый опытный образец, – рассказывает Ася, работающая в творческом дуэте с супругом Русланом Туркавом. – Специалисты знают, насколько кропотливым и трудоемким является данный процесс от воскового слепка, в тончайших деталях воспроизводящего выполняемую деталь, до нанесения позолоты. Затем мне пришлось несколько раз летать в Санкт-Петербург, где шел заключительный этап".

Ручки для Хосты отливали на знаменитом питерском заводе "Невская бронза", специалисты которого вовлеклись в процесс столь же заинтересованно, как и сама художница – в последние годы им нечасто приходится работать над штучным, что называется, эксклюзивным заказом.

"Работать с бронзой непросто, но этот процесс принес мне глубокое эстетическое удовлетворение, – делится своими впечатлениями Ася. – Тем более, что этот стиль, да и сам материал, являются традиционными для художественной культуры адыгов, тем самым мне удалось выразить в этом творческом проекте все, что я знаю и умею".

Примечательно, что прежде чем попасть в Сочи, ручки для хостинского храма "совершили путешествие" в Нальчик – их по просьбе Аси из Северной столицы привез сюда известный кинорежиссер Александр Сокуров, принявший участие в их совместной культурной акции – фестивале фильмов прославленного маэстро под названием "Остров Сокурова", прошедшей в столице Кабардино-Балкарии в январе нынешнего года.

Говоря об эстетической и духовной стороне процесса, художница подчеркивает, что для нее, человека далекого от религии, выполнить заказ из Сочи было особенно значимо. При этом она вспомнила своего отца Аслана Еутыха, много лет являвшегося муфтием – мусульманским священником. "Было время, – говорит она, – когда отношения между христианским и мусульманским духовенством в республике были непростыми, они мало общались, контактов практически не было никаких. Однажды, увидев, как отец тяжело переживает это непонимание, я предложила ему взять цветы и просто сходить в церковь, посмотреть, как идет служба. "Ты ничего не говори, просто постой, посмотри", – сказала я ему тогда. Отец вернулся довольным и просветленным. На следующий день в мечеть пришел священник из той церкви, где он побывал накануне, они много говорили, обсуждали проблемы, которые волнуют каждого жителя республики. Вечером отец произнес фразу, понятную и естественную для любого нормального человека: "Нам ведь действительно нечего делить – Бог у всех один".

– Поверьте, мы смогли бы найти других мастеров, которым можно было бы доверить наш заказ, – говорит протоиерей Александр, считающий, что таких уникальных дверных ручек как в его храме нет нигде в России. – Но решение обратиться к Асе Еутых было глубоко осознанным. Не нужно забывать, что адыги были христианами задолго до того, как Русь стала православной. Выходит, так Богу было угодно…

Анзор НИБО
Газета Шапсугия

Комментарии 166

  1. Ришелье  22 июня 2014, 22:26 0

    Местный, а къомыр къуэмыбжэк1. Хабзэм езэгъыркъым жы1и, пык1. 

    Уэ Хабзэм ебгъэзэгъыр къызгуро1уэ: лажьэ зимы1эр бгъэкъуаншэну. Украин лъэпкъ тхьэмыщк1эм лей тезыгъыхьэм уадежьууну, аращ уи Хабзэм "ишэр".

  2. 23 июн

    1 час пополуночи

    Проголосовали 414 гостей сайта

    82% (341 чел) - поддерживают

    16% (64 чел) - не поддерживают

    2% (9 чел) - затруднились ответить

    79 лайков/9 дислайков

  3. Ришелье:

    Г-н Даду, уже посмотрел. Мнение о вас также сформировал. Общение с вами неприятно, так что будьте любезны, не обращайтесь ко мне.

    Я то же не в восторге от общения с тобой, перестанешь оскорблять и хамить пользователям ( заметь а это минимум на 95% черкесы ), поверь, и я перестану тебя замечать.

  4. ДЕЗинфекция для местных:

    http://www.novayagazeta.ru/politics/64008.html

    " Агония происходит вслед за разложением государства. Агония власти уже идет. Это проявляется в ее деятельности, в том числе это тот самый «безумный принтер». Никлас Луман — потрясающий немецкий социальный мыслитель дал определение силы власти, которое я считаю хрестоматийным: «Власть тем сильнее, чем больше степеней свободы она в состоянии предоставить обществу». То, что сейчас у нас происходит, — это демонстрация фантастической слабости. И каждый следующий запретительный закон — это очередная демонстрация слабости и агонии власти."

  5. Ришелье  23 июня 2014, 17:10 0

    Я с вами горных баранов не пас, так что тыкайте кому-нибудь другому. То, что вы черкесы, лишь усугубляет вашу вину. Однако, нутро свое вы показали и от этого никуда уже не деться.

    По барабану, можете замечать дальше. Я-то вас  не стану и все дела.

  6. 23 июня

    1/4ть 12го

    Проголосовали 445 гостей сайта

    83% (368 чел) - поддерживают

    15% (68 чел) - не поддерживают

    2% (9 чел) - затруднились ответить

    81 лайк/10 дислайков

  7. 25 июн

    2 часа пополуночи

    Проголосовало 503 гостя сайта

    83% (418 чел) - поддерживают

    15% (75 чел) - не поддерживают

    2% (10 чел) - затруднились ответить

    86 лайков/11 дислайков

    Результаты на редкость стабильны. Более замеры фиксировать пока не буду.

  8. адыга  25 июня 2014, 12:16 0

    Ришелье, для информации. В черкеском языке отсутствует обращение на "Вы".  И не только в черкеском. Не нужно переносить на черкеский сайт чужую культуру, не свойственные черкеской ментальности.

  9. Ришелье  25 июня 2014, 15:39 0

    Когда говорю по-русски с незнакомыми людьми, обращаюсь к ним на вы. На родном - уэ, без вопросов. Вы обращайтесь как вам нравится.

  10. 29 июн

    полпервого ночи

    Проголосовали 613 гостей сайта

    83% (508 чел) - поддерживают

    15% (90 чел) - не поддерживают

    2% (15 чел) - затруднились ответить

    106 лайков/12 дислайков

  11. Ришелье  30 июня 2014, 21:33 0

    Наверное, опрос уже можно было бы и закрыть. Соотношение сил давно понятно.

  12. 1 июл

    полпервого пополудни

    Проголосовали 686 гостей сайта

    83% (572 чел) - поддерживают

    14% (98 чел) - не поддерживают

    2% (16 чел) - затруднились ответить

    112 лайков/13 дислайков

  13. Ришелье, как САХ решит.

    Мне случайно на глаза попался наш старый аналогичный Опрос по Грузии. Поразило практически полное совпадение цифр. Видимо, голосует одна и та же аудитория с одними и теми же предпочтениями по этой части.

  14. Армагедон Катастрофович  01 июля 2014, 23:49 0

    Ришелье, он тебе мешает?

  15. Ришелье  02 июля 2014, 09:58 0

    Да особо не мешает.

  16. Ришелье, ИМХО, опрос все еще актуален, т.к. тема не закрыта. Появится другой актуальный вопрос - поменяем.

  17. 3 июля

    полпервого пополудни

    Проголосовало 733 гостя сайта

    83% (609 чел) - поддерживают

    15% (108 чел) - не поддерживают

    2% (16 чел) - затруднились ответить

    112 лайков/13 дислайков

    Цифры как замороженные.

  18. Кот Ученый  03 июля 2014, 19:34 0

    Если бы московские пацаны с Бибирево и пр. на деньги московского "православного олигарха", работающего с "конторой", не замутили бы этот кровавый проект, то и не было бы сегодня никакой войны

    Нда... "А ведь если бы не английские деньги и турецкая помощь, то ничего бы этого и не было", - грустно сказал генерал Засс своему адьютанту, стоя на пепелище очередного черкесского аула...

     

     

    Черкесы, лайкающие Диомеду, скажите честно..вы всерьез верите, что группы неких отставных российских спецназовцев в компании с чеченцами поставили под свой контроль пол-донецкого и луганского региона и вот уже ни один месяц ведут полномасштабные боевые действия против украинской армии, причем, последняя задействует в этой войне артиллерию, фронтовую авиацию, танки? Я просто сошлюсь на данные википедии...население Донецкой области - более 4 млн. чел. Население Луганской области - более 2 млн. человек. В совокупности это примерно эквивалент численности населения всего Северно Кавказа... Сколько примерно было в Чечне населения в период чеченских войн..ну, допустим, тысяч 700000... Мы ведь не оспариваем его общую настроенность против России..верно? Сколько понадобилось войск, чобы взять под весьма условный контроль эту территорию по площади почти вдвое меньшую территории Донецкой области? Если мне не изменяет память - не менее 100 тыс. человек. С авиацией, танками и т.д. и т.п. Так неужели кто-то верит, что кучка каких-то отставных российских спецназовцев и чеченцев, коих, к тому же, украинская пропаганда ежедневно "убивает" сотнями смогла взять под свой контроль огромные территории и развернуть полноценные боевые действия с Украиной..а местное население в количестве 5-6 млн., по мысли Диомеда, очевидно, стопудово лояльное Киеву, тут вроде как и не причем?

     

    И еще вопрос по поводу нравственности и безнравственности..если бы на территории Донецкой области образовался черкесское село....случайно занятое безнравственными российскими боевиками, а украинские военные с целью восстановления "конституционного правопорядка" разворотили бы его авиацией и артиллерией..вместе с черкесским населением..этот шаг украинских военных был бы признан вами нравственным или безнравственным?

     

     

  19. Кот УченыйВы сами, Кот, и ответили на часть своего вопроса: % участия местного населения огромного региона в этом конфликте - мизерный. Не так уж и много там коллаборационистов.  Ударная сила - да, вся из российских граждан, почти поголовно. Кроме того, наверное Вы нам объясните, какое отношение имеют Гиркины/Бородаи/Бабаи к Донбассу, что взяли на себя смелость "принести войну" в этот регион (по их же словам).

    "Украинская армия" была "бумажным тигром" - на глазах создается новая. Информацию с Донбасса мы имеем доскональную из всех источников со всех сторон, включая тех отморозков что там воюют "за святую Русь", называя это "религиозной войной" (один в один имарат Кавказ с его ""джихадом", только православный, а не салафитский). Там отнюдь не дивизии сошлись в смертельной схватке - совершенно иной порядок цифр. Но Вы ведь наверняка в курсе, не правда ли?

    А на счет "серьезно верите": Грозный российская армия, абсолютно не стесняясь в средствах, ровняла с землей (вместе с сотнями тысяч русских жителей, коли чеченцы ее не беспокоили, хотя такая постановка вопроса - абсолютный нацизм) до окончательной зачистки 3 месяца, при том что чеченцев, обороняющих его, было сколько, уважаемый Кот? Просто любопытно что Вы ответите. Неужели про "12тыс боевиков", как иногда пишут?

    Если Вы знаете корректные ответы, то зачем ставите так свой вопрос? 

  20. Кот УченыйИ еще вопрос по поводу нравственности и безнравственности..если бы на территории Донецкой области образовался черкесское село....случайно занятое безнравственными российскими боевиками, а украинские военные с целью восстановления "конституционного правопорядка" разворотили бы его авиацией и артиллерией..вместе с черкесским населением..этот шаг украинских военных был бы признан вами нравственным или безнравственным?

    Гепотетический ответ, на твой гепотетический вопрос:

    В данном случае это называется провокация со стороны безнравственных российских боевиков, с целью спрвоцировать конфликт, между жителями черкесского села и провительтвенными войсками.

    цитата:

    "В образовании болезни всегда виновата причина, а не следствие"

  21. Ришелье  03 июля 2014, 23:48 0

    Всегда поражался долготерпению Диомеда. ))

  22. Кот Ученый, все верно, только "хаттабы" в Чечне не были ни инициаторами сопротивления, ни его ядром - они приехали его поддержать и составляли не основную, а вспомогательную силу, ничтожную по численности на фоне собственно чеченских сил. Есть существенная разница между "поддержать" и интервенцией на чужую территорию, куда ты по своей воле "приносишь войну" (по словам самого Гиркина - он это не скрывает) и которую ты именно и ведешь при "поддержке" немногочисленных коллаборационистов из местных, пока остальное население или разбегается, или в ужасе ждет чем все закончится. Это прямо противоположная чеченской ситуация, а не идентичная. Агрессор, правда, один и тот же, даже люди одни и те же, учитывая, что ядро "войск Донбасса" - российские ветераны войн в Чечне и пр. (включая самого Гиркина, воевавшего и в Югославии, и на Кавказе).

    Вопрос Ваш про "как" - риторический. К началу весны все боеспособные части всей украинской армии оценивались в 6тыс человек, т.е. ее практически не было, кроме как на бумаге. Кроме того, армия была полностью деморализована. Кроме того, на всех уровнях прохождения сигнала было немало предательства - люди Янковича никуда не делись в один момент. Только к концу мая ситуация стала исправляться. А как только стала исправляться - дела у интервентов сразу пошли очень плохо - даже риторика стала меняться.

    Про пассивность населения (активная часть которого минимально задействована обеими сторонами, а не только одной) в этом топике уже писалось много (кстати, имено о пассивности "писал Диомед" а не о "100% лояльности", причем "писал" здесь много - Вам сложно было бы спутать). И это общая постсоветская черта: невооруженное население, потерявшее родственную организацию, но не создавшее гражданские институты, не способно ни держать свою территорию, ни определять свою судьбу.

    И что в итоге? А в итоге - любопытный вывод: в любой уже российский крупный город может войти такой же террорист Гиркин с несколькими сотнями отморозков, оборудовать огневые точки в жилых кварталах и давать такие же пресс-конфренции, пуская крокодиловы слезы по безвинно погибшим местным жителям (а уж российская амия раздолбает все что долбится без всякой рефлексии - экспериментально доказано). И местное население будет покорно ждать своей участи, которая решится так или иначе, не являясь никаким сколько-нибудь значимым фактором, само по себе. Потому что нет общества, нет системы. Так в украинском Донецке, так же и где-нибудь в российском Воронеже.

    Но все это уже проговаривалось выше. Нет смысла бегать по кругу. Дальше без меня.

    Одно добавлю: на этом ресурсе весьма активно оппонировали исламскому "джихаду" на Кавказе (наведенному Москвой же, в случае Кабарды, но разговор не об этом), несмотря на то, что среди "муджахедов" были наши родственники. Наивно было бы предполагать, что абсолютно идентичный по формату "православный крестовый поход" в Донбасс, который проводится даже не нашей родней, а убийцами наших родных, найдет здесь сочувствие.

    Странно, что откровенно эклектичные маразм и обскурантизм, приправленные кровью их жертв, могут кому-то нравиться. А именно это мы наблюдаем на Донбассе среди "русских православных" интервентов на развязанной ими войне. И то что вместо намаза там целуют иконы, омерзительной сути происходящего не меняет - эстетика разная, но тема одна.

    Растворяюсь. 

  23. Кот Ученый  04 июля 2014, 11:06 0

    Гиркины и пр. имеют к Донбасу такое же отношение как Хаттабы и прочие к Чечне. Да, верно, воюют в Украине сейчас не дивизии...и "ополченцев", "сепаратистов" или как угодно их называйте - не "многие тысячи". Так каким образом, в условиях "мизерного коллаборационизма" эти группы людей смогли взять под контроль такую значительную территорию и удерживают ее под своим контролем? Повторяю, чтобы поставить под хотя бы иллюзорный контроль антироссийски настроенную Чечню - понадобилась огромная федеральная группировка. А тут, кучка отставных российских спецназовцев, по Вашим словам.... Где "народное возмущение", антироссийские митинги в Донбасе с требованием "убрать российских агрессоров"? Почему, в Россию бегут значительно больше беженцев, чем в Украину? Ведь это было бы естественное поведение населения.

    Масштаб боевых действий, конечно, до чеченских пока не дотягивает.. Но многочисленные фотографии и видео в инете разрушенной инфраструктуры, развороченных трупов (отнюдь не сепаратистов) говорят за то, что идет плавная чеченизация конфликта. Впрочем, уверен, что для большинства здешних черкесов, сопротивление тех, чеченских "сепаратистов", включая всяких Хаттабов, негров и т.д. было "нравственнам", а вот эти "сепаратисты", действуют "безнравственно"...не хотят "в светлое европейское будущее" Украины... Стало быть, украинскя артиллерия имеет полное "нравственное" право разметать их жилища и судьбы вклочья.
     

  24. Кот Ученый, Где "народное возмущение", антироссийские митинги в Донбасе с требованием "убрать российских агрессоров"? Почему, в Россию бегут значительно больше беженцев, чем в Украину? Ведь это было бы естественное поведение населения.

    Вот и гражданину Коту Ученому загадили мозги так, что он перестал ими пользоваться. Поздравляю российский СМИ  - это, несомненно, удача. Первое предложение про митинг я вообще комментировать не буду. Идиоту понятно, чем для митингующих закончится попытка его проведения. Второй довод тоже не очень убедителен. Видимо, окажись Кот Ученый, в ситуации этих несчастных людей, он предпочтет бежать от войны через линию фронта, а не через прозрачную границу. К тому же, откуда у Кота Ученого достоверная информация о количестве беженцев из Украины в России и, тем более, в Украине. Наверное из самых честных в мире российских ньюс-медиа.

    Впрочем, уверен, что для большинства здешних черкесов, сопротивление тех, чеченских "сепаратистов", включая всяких Хаттабов, негров и т.д. было "нравственнам", а вот эти "сепаратисты", действуют "безнравственно"...не хотят "в светлое европейское будущее" Украины... Стало быть, украинскя артиллерия имеет полное "нравственное" право разметать их жилища и судьбы вклочья.

    Откуда такая уверенность в грехопадении "здешних черкесов"? Или может где-нибудь "здесь" есть хвалы в адрес ваххабитов, устроивших из Ичкерии полевой лагерь убийц, насильников и похитителей людей, основательно дискредитировавших идею независимости Чечни и занесших бациллу ваххабизма в наши края? Вы плохо нас знаете. Оно и понятно - за пару тысяч километров от обсуждаемого региона многое искажается. А представить точку зрения отличную и от официальной украинской и от официальной российской, вообще, не получается.

  25. Кот Ученый  04 июля 2014, 13:45 0

    Найн, гражданин Сах, СМИ российские я не смотрю. Чем закончится попытка провеения митинга, мы не знаем ввиду отсутствия его проведения. Но то как украинцы лезли под дула автоматов неизвестных и ненравившихся им людей в интернет-роликах я видел. Так что не стоит преувеличивать трусость и аморфность среднестатистического жителя Донбаса. Линия фронта...а она есть там..линия эта? А информация у меня из не самого честного в мире Wall Street journal "Thousands of Ukrainian Refugees Flee to Russia for an Uncertain Future": According to the United Nations, 110,000 Ukrainian refugees have gone to Russia since the start of the year and 54,000 more have left their homes and moved elsewhere in Ukraine.

     

    А уверенность в "грехопадении" здешних черкесов зиждется на понимании и неоднократном наблюдении априорной заданности в здешних мозгах "во всех бедах всегда виновата Россия".

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.