Эрмитаж выставляет искусство Мамлюкского султаната
Эрмитаж открыл новый этап постоянной экспозиции искусства исламского Ближнего Востока
Три новых зала на третьем этаже Зимнего дворца, освободившиеся после открытия Восточного крыла Главного штаба, отныне посвящены периоду существования Мамлюкского султаната — государства, располагавшегося на территории Египта, Сирии, а также части Аравийского полуострова в XIII-XV веках.
Посетители могут увидеть восстановленные из мельчайших осколков лампы, ткани, головные уборы, шлемы, посуду и монеты.
Открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что эпоха мамлюков была «временем блестящего развития — и культурного, и политического, когда каждый раб мог стать султаном».
Дело в том, что мамлюками (с арабского «мамлюк» – принадлежащий) называли рабов султанов и эмиров, которые обучались военному делу и впоследствии могли добиться высших постов, и не только в армии: власть переходила по праву силы. Любопытно, что при этом происхождение мамлюков имеет отношение к нынешней территории России: одна из условных династий мамлюков — Бахри – объединяла тюрков из южнорусских степей, а другая — Бурджи — черкесов с Кавказа.
Михаил Пиотровский напомнил, что Мамлюкский султанат был мощной силой, противостоявшей и крестоносцам, и монголам.
«Это был Восток блестящего искусства, культуры и торговли, потому что мусульманский мир был разделен политически, но соединен торговыми путями, – рассказал он. – Это было время изумительных произведений из металла с серебряной инкрустацией, высокого мастерства работы по стеклу и эмали — все это есть на выставке, в конце которой представлен потрясающий рог — символическое произведение искусства, соединяющее христианские и мусульманские традиции и рассказывающее о единстве этих двух миров».
Кубок в форме рога, который выделил среди экспонатов директор Эрмитажа, был изготовлен из сирийского стекла в XIV веке, украшен четырьмя фигурами стоящих людей в одеждах разного цвета — предположительно, евангелистов. В ту пору в Сирии проживало немалое количество христиан, и создавались произведения, сочетавшие элементы христианского и мусульманского искусства. Еще больший символизм этому предмету придало то, что серебряная оправа была выполнена в 1551 году по заказу Бруно фон Дрольсхагена, члена Тевтонского ордена, чей род владел землями в Лифляндии (современной восточной Латвии).
Кстати, этот кубок является одним из старейших музейных экспонатов России — первоначально он хранился в Кунсткамере, которая, как известно, была первым публичным музеем в нашей стране.
Также на выставке представлено искусство Гранадского эмирата — последнего мусульманского государства на юге Пиренейского полуострова, в годы существования которого была построен легендарный дворец-резиденция Альгамбра, название которой произошло от арабского «ал-Хамра», красная.
Комментарии 8