И снова Майкоп, и снова кони
В Адыгее на общественных началах вырабатывают системный подход к возрождению черкесского наездничества и коневодства. В центре внимания кабардинская порода лошадей.
Уже стало доброй и плодотворной традицией проводить встречи коннозаводчиков и просто любителей черкесской (кабардинской) породы лошадей. Так в прошедшее воскресение в ресторанном комплексе "12 звёзд" состоялось уже третье по счету собрание, в котором приняли участие более ста человек - представителей трёх кавказских республик (КБР, КЧР, Адыгеи) и Успенского района Краснодарского края.
Немаловажной его особенностью стало налаживание связей с общественной организацией "Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент", в ходе чего был достигнут ряд соглашений:
- развитие племенного коневодства;
- возрождение культуры наездничества со всеми сопутствующими ей ремесленными составляющими (шорное, кузнечное, ювелирное, золотошвейное и др.);
- проведение конных межрегиональных переходов с целью определения и совершенствования характерных для данной породы качеств, таких как выносливость, неприхотливость и способность преодолевать дальние расстояния;
- укрепление братских уз между регионами - местами компактного проживания черкесов.
По завершении официальной части мероприятия все присутствовавшие были приглашены к столу, где смогли отведать блюда национальной кухни:
лэпс, нэкулъ, щыпс, мэл гъэжьа, прынджь 1эф1, тхъурыжь, бэхъсымэ и прочие.
Не оставило никого равнодушным выступление известного музыканта, мастера народных промыслов Нагоева Заура и фольклорного ансамбля "Ащэмэз", которые исполнили старинные песни,окончательно насытив витавшую весь день в воздухе аутентичную черкесскую атмосферу.
Во всем этом великолепии необходимо подчеркнуть заслугу многочисленных устроителей мероприятия: Тхапшокова Альберта, Брафтова Руслана, Кошокова Каплана, Бружева Анзора, Мурата Хуштова и других, вложивших в него душу и сердце. Спасибо вам, друзья!
Ну и не обходится сегодня в Адыгее ни одно мало-мальски серьезное начинание без ансамбля кавказских танцев "Абреки", участники которого, выступив в новом для себя амплуа, в буквальном смысле были вездесущими и активными в ходе всего организационного процесса. Без преувеличения можно отметить, что республика может гордиться такими сынами.
Хочется надеяться, что взятый старт будет иметь результативное продолжение, и черкесская лошадь, официально известная ныне под названием кабардинская, получив массовое распространение, наконец займет свое заслуженное место в наследии наших предков.
В добрый путь, бисмиЛлях!
Короче, как бы там ни было у коневодства, при грамотном подходе, у нас на Кавказе,-есть не малые перспективы! Особенно и в Адыгее, где прекрасные горы и предгорье, и близость моря, вкупе может оказать благотворное влияние на коневодство и конный бизнес!
Не мало у нас уже на Кавказе и коневодов -любителей, которые занимаются лошадьми в частном порядке, и многие их питомцы занимают призовые места в возрождающихся соревнованиях! Из истории могу сказать, крупнейшим ипподромом на Кавказе, с вековой историей-является Пятигорский., который функционирует и по сей день! До не давнего времени он был государственным, а теперь вроде частный стал…
Когда наездник уезжал куда-то по своим делам, то он брал с собой веточки оригинальных фруктов и прививал. На базе черкасской породы овец создана куйбышевская порода, одна из лучших полутонкорунных овец в Российской Федерации. Очень непонятно происхождение калмыцкой породы крупного рогатого скота. Таких животных нет в Монголии и Китае, откуда пришли сами калмыки. Создается такое впечатление, что калмыцкая порода крупного рогатого скота, со своим мраморным мясом, местный продукт, а калмыки ее сохранили. Хотя черкеска по мне сшита, всему Кавказу подошла… Замечательные слова из стихотворения Исхака Машбаша. Это уникальная форма, здесь и оружие, здесь и защита (хьазыри, всякие лекарственные вставки, кинжал и сабля на ремнях, бурка и бешмет, как средства защиты от тогдашних пуль, холода и дождя). Папаха и легкие летние шляпы из шерсти не позволяли появлению пота на лице. Все это делалось из подручного материала. По каракулю был специальный тип ягненка, который давал каркульчу (кавказский тип) для изготовления кавказских шапок. Для изготовления летних шляп, тоже были особые грубошерстные породы овец разных окрасов. Еще много можно написать, но просто Рамазан своей статьей поджог меня и я решил написать то, что смог собрать. Эти вопросы я излагал в ряде трудов конференций, они есть в Адыгее, Северной Осетии-Алании и др.
Сегодня, та самая порода Кавказского волкодава практически, усилиями энтузиастов воссоздана и возрождена, есть сегодня уже прекрасные особи, по всем параметрам подстать своим благородным предкам, ну к сожалению есть и не мало собак с больной наследственностью.Как следствие хаотичной, не организованной селекции…
И всё таки по притягательности ничто не сравнимо с Лошадью, лошадь действительно несла огромную значимость в жизни черкесов.О благородстве и преданности лошадей ходили легенды, а лошади черкесов отличались к тому ж и развитым интеллектом, как и подобает боевой лошади.Как то слышал одну притчу, о хорошем табуне, и о двух самцах возглавлявших табун! Один самец был крупным и злым, а другой был менее силён но, был намного благонравней… Крупный часто задирал своего собрата, гонял, бил и кусал… Благонравный же стойко терпел все эти нападки но,, в один прекрасный день увлёк своего соперника к высокому обрыву, и когда соперник начал его настигать,-прыгнул и перепрыгнул глубокую лощину! Соперник же под силой своего веса не смог, и разбился упав с кручи…
Притча показывает как черкесы любили в лошадях не только силу но, и благородство, преданность и интеллект.
Уэй ща с продуктами сегодня действительно беда, только что смотрел по новостям, девочка в Ставрополе обожглась выпив обычного сока! Я то же долго мучился с этими сомнительными продуктами из магазинов а, потом плюнул и завёл не большой курятник! И сегодня с мясом и яйцами,-вообще проблем нет!
Уэй щэ., седлаешь когда лошадь, обуревают столько эмоций, чувствуешь себя как тот Аватар на Драконе…
Агэ, а маманя у него была мудрая женщинв, ану ка, говорит давайка поподробней сынок! И рассказал как всё это было, при этом упомянул что, у коня Тохтомыша глаза то прикрыты были! Собрала мудрая мать совет мужей достойных(время вроде было матриархата), и стали советовать Сеусэрукъо,- как Тохтомыша одолеть!
Ставку сделали на пугливого коня Тохтомыша, у которого глаза были прикрыты., с таким прицелом, что бы испугать его! Дали ему собак наученных, шкуру тотемного волка и., отправили на бой!
Агэ, еури атка., подкрался Сеэсерукъо к противнику скрытно, приблизившись приствистнул сильно, кинул на морду коню волчью шкуру и., притравил собак! Обезумевший от испуга конь Тохтомыша дёрнулся и скинул седака… сеэсерукъо осталось подойти и срубить голову! Правда бедный Тохтомыш молил о пощаде, просил не убивать, однако Сэусерукъо не смог себе этого позволить!
Вообще передатчики стихопесенного адыгского Эпоса особо не любили коварного и хитрого Сэусерукъо, отдавая предпочтение Бэтынокъо.
Однако мне думается действия Сэусерукъо были вполне обоснованными, тем более хитрости те и коварства были навеяны мудрыми материнскими советами!
По словам очевидцев, во время массового изгнания черкесов, у побережья Чёрного (мы фыцер)море., когда огромное количество черкесов в изнеможении, страхе и скорби ожидали переправы в Турцию… Один из достойных войнов-адыгов, ходил вместе со своим конём, вдоль побережья, и просили купить у него амуницию и оставшееся оружие.Однако никто ничего не покупал, а если кто и хотел купить,-предлагали сущие копейки.Вконец, устав от безысходности и печали., войн тот вскочил последний раз в седло, пришпорил коня в море и., так и плыл, пока у его верного боевого друга не оставили силы!