Мурат Каширгов: "Мне важно быть ближе к своим корням"
Музыкальный ролик «Ночь абрека» появился в сети всего несколько дней назад, но уже набирает популярность.
Это «проект трех» – поэта Мурата Брата, музыканта, основателя фолк-рок-группы Noba Rey Мурата Каширгова и художника, работающего в технике sand-art, Шеомира Гучепшоко. В основе клипа тема, знакомая каждому черкесу. Он о времени Кавказской войны, о том, что война имеет и личное измерение, о том, как человек может в одночасье потерять дом, семью, детей, любовь – все то, вокруг чего строилась его жизнь. Главный герой сюжета, вопреки своей воле став абреком, выбрал путь мщения.
Об истории создания этого клипа, о черкесских мотивах в его творчестве, об образе абрека и о том, будет ли продолжение темы, я поговорила с Муратом Каширговым.
Мурат, расскажи, пожалуйста, как возникла идея создания именно такого проекта, где музыка и текст соединились с санд-артом?
Идея возникла благодаря Мурату Брату, предложившему своё замечательное стихотворение для реализации в песенной форме. Далее, по моей просьбе он редактировал его, добавлял припевные части под написанную мной мелодию. Мелодия родилась неожиданно быстро. Изначально я видел аранжировку в более лирической, акустической форме, потом решил сделать песню более динамичной. Как только трек был записан мной в форме, близкой к окончательному варианту, я предложил Шеомиру попробовать создать песочную визуализацию. В то время Шеомир был занят подготовкой к своему спектаклю в одном из Мадридских театров и к представлению в КЧР, посвящённому траурной дате, Дню памяти и скорби черкесов, 21 мая. Но в первой половине июня раздался звонок, и Шеомир сказал, что уже работает над нашим проектом. Сюжет клипа он придумал сам. В середине месяца мы встретились, я скопировал видеофайлы и приступил к монтажу. Материал включал более пяти часов съёмок с двух камер. Монтаж давался не очень просто, много талантливо сделанного материала пришлось сокращать, было очень жалко опускать какие-то эпизоды, так как хронометраж ограничен всего 3,5 минутами.
Тема абреков, абреческой культуры занимает особое место в традиции и в литературе черкесов, вспомним и героев Адиль-Гирея Кешева, и Тембота Керашева. Абреки воспринимались как идеальные герои, заступники, покровители слабых, люди с обостренным чувством справедливости. К трагическому одиночеству абреков люди относились чуть ли не с пиететом. Абрекам приписывали почти что мистическую силу, даже бессмертие. Есть известный персонаж, черкесский абрек Казбич, о котором говорили, что в жарких сражениях с неприятелем он даже после смерти не раз чудился на белом коне и в белой одежде. Тебе интересна абреческая тема?
В данном случае по замыслу автора текста, Мурата, персонаж стихотворения - это неприкаянный, свободный, мятежный человек, оказавшийся в одиночестве. Текст абстрактный, иносказательный, именно он меня и привлёк, а не тема абречества как таковая.
Я знаю, что среди твоих треков много ремейков черкесских народных песен, они практически в каждом твоем альбоме. Почему тебя влечет эта тема? Что такого мы, люди, живущие в XXI веке, можем найти в песнях, которым более 100 лет?
Для меня это желание быть ближе к своим корням. Помимо музыкальной составляющей фольклорные песни несут и важную для нас информационную составляющую — исторические события, трагические сюжеты, описание традиций и пр. Но каждый, кто серьёзно интересуется этим пластом, находит в них для себя что-то своё, как я думаю. Я занимался ремейками народных черкесских песен на протяжении 8-9 лет, сейчас решил немного отойти от этого направления в творчестве. В новом материале песни на родном языке полностью авторские — музыка моя, а тексты сочиняют талантливые поэты. В двух других записанных на данный момент песнях, которые войдут в новый альбом, стихи Анфисы Фировой.
Сам вопрос может звучать противоречиво, но…Традиционная музыкальная культура адыгов современна?
Если под традиционной музыкальной культурой понимать песни в их изначальной, архаичной форме, то они существуют вне времени и моды. Они - неотъемлемые элементы бытия народа. Их исчезновение говорит о культурной деградации и процессе потери самосознания. Если речь о современной музыке черкесов, то я не особо интересуюсь ей. Хотя несколько лет назад были замечательные работы на основе фолка Аслана Дудара, Аслана Готова, Анзора Увижева, группы «Хатти». Возможно, я просто упустил из виду какие-то проекты и артистов из-за того, что я в принципе далёк от поп-музыки, тем более в её кавказском варианте.
Вы, все авторы, выбрали для ролика острую тему. Обратившись к сюжетам Кавказской войны, Вы изменили оптику, сместив акценты с больших форматов до уровня трагедии одного человека. В этом, как мне кажется, вы следуете тем традициям черкесской песенной культуры, в которых в центре стоит личность, а духовный мир одного человека не менее сокровенен, чем мир всего народа. Какие самые важные вещи ваш зритель должен понять благодаря этому клипу?
Война — это всегда бедствия. Она разрушает не только территории, но и тонкий духовный и эмоциональный мир общности людей и отдельных личностей. Человек, с оружием вторгающийся на чужие территории, должен понимать, что он несёт только зло. А когда жертвами войн становятся беззащитные люди (дети, женщины, старики) — это зло в квадрате. К сожалению, наш этнос перенёс жесточайший геноцид, и сюжетов, подобному тому, что показан в клипе, было множество.
Планируете ли выпуск новых песен в такой же стилистике с теми же соавторами?
Сложно спланировать творческий процесс, тем более в соавторстве. Чаще всего это происходит спонтанно. Скажу лишь, что мне было очень комфортно во всех смыслах работать с Муратом и Шеомиром. Надеюсь, у нас ещё будут идеи и возможности для реализации других проектов.
Комментарии 6