"Здесь кругом звучала черкесская музыка.."
Черкесская диаспора в фотографиях. Из личного альбома Козеты Бек.
Почти год назад я писала об удивительной женщине, журналисте, Козете Бек, черкешенке, которая в 1960-е, будучи редактором арабской редакции Московского радио, впервые стала каждый четверг выходить с авторской программой для черкесов диаспоры. Мои посты о Козете здесь: 1, 2 ,3, 4.
К ее позывным «Шъуипчыхьэ шIу! Добрый вечер! У микрофона Козета Бек» в 1960-ее гг. прислушивались черкесы и в Кфар-каме, и в Стамбуле, и в Аммане. Ее передачу любили, ждали, а вокруг радиоприемников, которые в то время были редкостью в черкесских аулах диаспоры, собирались соседи и целые семьи. Она получала от черкесов диаспоры столько писем, сколько не получала вся арабская редакция. И в каждом письме — и фото, и просьбы найти родственников, и просьбы научить адыгейскому языку, и желание приехать на родину, в СССР.
Козета прожила сложную жизнь и прошла непростой путь. Будучи молодым инженером, она вдруг решает круто изменить свою судьбу и в 1953 г. поступает в МГУ на факультет журналистики, на вечернее отделение. Вскоре она выучила арабский, блестяще защитила диплом по арабской прессе и получила распределение на Московское радио. Здесь она работала под руководством Евгения Максимовича Примакова, и когда в редакцию пришло письмо с вопросами о черкесах в СССР от черкеса из Ирака, Козета предложила своему шефу сделать передачу о черкесах.
Передача о черкесах СССР вышла в 23.00 в 1959 или 1960 году в уже действующей рубрике «Спрашиваете — отвечаем» и длилась 20 минут.
Успех передачи превзошел все ожидания, а начиная с 1950-х гг. передача стала регулярной - каждый четверг в 21.00 Козета уже вела свою авторскую (по меркам того времени, разумеется) программу для черкесов диаспоры. Инициативу Козеты поддержал не только ее мудрый шеф Примаков, но и высокопоставленные советские чиновники, работавшие с Ближним Востоком.
До 8 марта я успела навестить Козету, поздравить с праздником. Она ведет очень насыщенную жизнь — много читает, общается с друзьями, рисует картины, которые с удовольствием дарит своим подругам. Козета поделилась со мной фото, присланными ей в разные годы ее слушателями из черкесской диаспоры, пройти мимо которых просто невозможно. И я с удовольствием делюсь ими со своими читателями.
В 1960-е гг. Козете писали из черкесской диаспоры очень часто. Она сама по себе стала символом, связывающим черкесов диаспоры со своей Родиной. Ведь тогда, в 1960-1980-ее, когда и поездка в Болгарию по комсомольской путевке была событием, о поездках в диаспору можно было думать не более, чем о полете на Луну, и только семейные устные истории и фольклор сохраняли память о трагическом исходе черкесов за Черное море. И представить было невозможно, что скоро на улицах Нальчика и Майкопа появятся гости из Дамаска, Аммана или Анкары, а в вузах - студенты-черкесы из далеких стран.
На дворе была хрущевская оттепель, и железный занавес, если не рухнул, то чуть приоткрылся...Связи с черкесами диаспоры, в том числе и радиовещание на черкесов диаспоры, стали видеться как стратегическая задача ближневосточной политики, и все, что начала делать Козета за несколько лет до официальных решений, получило государственную поддержку.
В 1965 г. Кабардино-Балкарский обком КПСС направляет в ЦК КПСС предложение «об усилении работы с кабардино-черкесской эмиграцией, проживающей в странах Ближнего и Среднего Востока».
В Нальчике при покровительстве КБ обкома КПСС на общественных началах создавался Комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом. В штат Комитета вошли самые проверенные представители черкесской советской элиты — ученые, общественники, рабочие и колхозники из Кабардино-Балкарской АССР, Адыгейской и Карачаево-Черкесской автономных областей.
Комитет становился одним из пропагандистских рупоров Советского Союза, на этот раз ориентированным именно на черкесскую диаспору. Одна из задач Комитета - «повседневное разъяснение внешней и внутренней политики СССР, всестороннее освещение политического и экономического могущества Советского Союза, роста благосостояния советского народа, расцвета науки, техники и культуры, достижений народов Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкессии, воспитание на этой основе чувства патриотизма и гордости за свою Родину».
Но даже в таких плотных идеологических тисках Комитет активно и продуктивно работал - посылал в диаспору газеты, журналы, книги, фильмы, пластинки с черкесской музыкой, «дружил» с общественными организациями в диаспоре, содействовал в отправке в диаспору танцевальных коллективов из КБАССР, ААО и КЧАО; приглашал в СССР как своих гостей руководителей и активистов черкесских Хасэ из диаспоры; организовывал турпоездки черкесов на Родину, а их детей – на отдых в пионерские и молодежные лагеря, на учебу в техникумы и вузы Кабардино-Балкарской АССР; помогал черкесам диаспоры найти родственников в СССР.
Комитет по согласованию с МИДом СССР, посольствами в странах Ближнего и Среднего Востока и Министерством высшего и среднего специального образования СССР ежегодно отбирал до 10 человек из «представителей прогрессивной кабардино-черкесской эмиграции» для учебы в техникумах и вузах СССР.
Впервые в истории советские черкесы стали ездить в диаспору — Комитет направлял по 1-2 своих представителей в Сирию, Иорданию и другие страны Ближнего и Среднего Востока. И хотя в такие поездки попадали только высокопоставленные чиновники, это было целым событием.
Козета дала мне несколько фото поездок делегации из КБАССР в диаспору, а в статье Михаила ГЕРАНДОКОВА «Это моя нация. Черкес рассказывает о своем народе». О книге Расима Рушди, опубликованной в «Литературной Кабардино-Балкарии» (2008г, №6), напечатаны воспоминания об отчете об одной из таких поездок:
«27 июля 1967 года (советские и партийные работники- НН) приглашаются на партийно-хозяйственный актив республики (КБАССР — НН).
Секретарь областного комитета партии Мухамед Хагуцирович Шекихачев открыл работу форума республики и огласил повестку дня: «Отчет делегации Кабардино-Балкарского ОК КПСС, побывавшей с дружеским визитом на Ближнем Востоке (Египте, Сирии, Иордании, Турции) по работе с соотечественниками за рубежом в составе делегации ЦК КПСС, и результаты поездки».
В течение трех часов секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС М. Х. Шекихачев и другие члены делегации рассказывали о сложившейся жизни соотечественников в странах востока и во всем мире, об их традициях, нравах, обычаях, о социальном положении черкесов в тех государствах, где они живут и т. д.
С большой гордостью М. Х. Шекихачев говорил о том, что иногда, на стадионах, в других местах скопления людей в Сирии и Иордании, нам казалось, что мы находимся где-то на стадионе в Нальчике, на какой-то площади, во Дворце культуры, где обычно проводим массовые культурные, спортивные мероприятия. Здесь кругом звучала черкесская музыка, кругом танцевали наши национальные танцы, и как бы на стадионах это наши артисты, спортсмены и т. д. И это все, как нам доказывали наши соотечественники, является обычным явлением. Мы были горды и счастливы, что у наших соотечественников есть такие политические, социальные права, данные правительствами этих стран».
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева.
Кавказский узел.
У меня уточнение. Со слов уважаемой Козеты я записала, что она работала на Московском радио. Сегодня проверила эти сведения по биографии Примакова Е.М. Речь идет о Гостелерадио СССР, вещании на арабские страны. Именно здесь в 1956-1962 гг. работал Примаков, пройдя путь от корреспондента до главного редактора.
Сыд хъугъэнк1и фит, тхьауегъэпсэу Наима !
Упсэу, утхъэж НАИМЭ! Уи тхыгъэр, гуапэщ. ЛЪЭПКЪЫМРЭ ХЭКУМРЭ, ТХЬЭМ ЗЫ ИЩ1ЫЖ!