Бан черкесского исследователя в Турции стал орудием лобби армянских националистических сайтов против адыгов
В начале 2008 года в прессу Европы вышло открытое письмо черкесского журналиста-исследователя по имени Мехмет Саит Улуишик, которое вызвало резонанс, как в черкесской диаспоре Турции, так и в сети армянских национальных сайтов.
Автор письма утверждал сдледующее:
«Меня зовут Мехмет Саит Улуишик, я родился в Турецком городе Эскисехир 10 июля 1959 года. 20 ноября 2007 года по прибытию в аэропорт Стамбула, приказом Министерства Внутренних Дел я был задержан, внесён в списки «подозрительных лиц» и отправлен обратно в Берлин на первом самолёте.
Я жил в Берлине с 1984 года, работал журналистом и публицистом с 1992. В связи с моим черкесским происхождением я всегда был заинтересован в черкесской истории, и с 2005 года я, оставив свою профессию, уделил всё свободное время сбору документов по истории адыгов.
В 1991 году моё Турецкое гражданство было отозвано в связи с тем, что я не прошёл обязательную службу в армии. Я получил немецкое гражданство в 1997 году и без проблем въезжал в Турцию.
Мне не дали официальных пояснений запрета на въезд в Турцию последний раз, но исходя из той информации, что мне удалось собрать из источников, причиной моей депортации явились мои исследование в Президентском Архиве Отоманской Империи (ПАОИ) в Стамбуле …
… С недавнего времени я начал плотное изучение черкесской истории и хочу написать книгу на эту тему. Основным интересом моих исследований являются события 1915 года в Турции и роль черкесов в них, если она вообще была. Какие отношения были между черкесами и другими малыми народами Турции до и после тех трагических событий? Последние два года я систематически посещал ПАОИ и работал с документами того периода, собирая необходимую информацию. Большая часть моего времени была проведена в этих архивах.
Несколько раз мне закрывали доступ к определённым докуметам работники самого архива, которые, по моему убеждению, являются последователями турецкой националистической идеологии. Я думаю, что мой запрет на въезд в Турцию связан именно с этими людьми. Позже парламентарий мистер Уфук Ураса пояснил, что приказ о моей депортации пришёл прямо из Министерства Внутренних Дел, а не из Министерства Национальной Безопасности и не имел никакой связи с моим неслужением в турецкой армии.»
Дальше в письме М. Улуишик предъявляет требования к Правительству Турции о немедленном рассмотрении этого дела и выдаче официального ответа о причине запрета на въезд в Турцию.
Во Всемирное Адыгское Братство это письмо попало сразу же после публикации новостей на сайте Turkey Daily News (http://www.turkishdailynews.com.tr/article.php?enewsid=92968). 7 января ВАБ начал расследование этого инцидента. Мы обратились к нескольким представителям адыгской диаспоры Турции, работающим в Хасэ Стамбула, и ждали ответа.
В течение нескольких дней эта новость была подхвачена армянскими сайтами и блогерами, и произошло то, чего никто не мог ожидать.
Из проблемы одного черкесского исследователя, «инициативные писатели» перешли в открытую провокационную пропаганду против черкесов в контексте исторических событий 1915 года и трагедии армян.
Ниже мы приведём эти ложные и провокационные заявления и наши ответы на них.
Заявление: На сайте Блогиан.ком (http://blogian.hayastan.com/category/human-rights/) автор сразу приписал статье название «Исследователь ГЕНОЦИДА недопущен в Турцию»
Ответ: М. Улуишик никогда не называл себя «исследователем геноцида», так же он очень редко использовал слово «геноцид» в своих публикациях, да и вообще при разговоре. Он чётко утверждал то, что он исследует черкесскую историю, и хочет глубже изучить роль черкесов в событиях периода Первой Мировой войны.
Заявление: «Турция не может причислить господина Улуишика к разряду «предателей» потому как он является этническим черкесом и исследует участие своего народа в истреблении армян. То есть ДА, Мехмет Саит Улуишик является более опасным для Турецкого аппарата, чем любой другой исследователь. Поэтому его в Турцию и не пустили».
Ответ: М. Улуишик не исследовал участие черкесов в истреблении армян, а рассматривал документы о том, что именно делали черкесы в этот период. Использование «неудачной фразы» автором блога сразу придало негативный оттенок деятельности исследователя и всей черкесской диаспоре Турции. На данный момент неизвестна причина запрета на въезд Мехмета в Турцию. Довод о том, что он, оказывается, докопался до правды и теперь является «наиболее опасным исследователем» - это надуманное залючение. То есть, в данном заявлении «доводы» автор преподносит как «реальные факты», с чем мы никак не можем согласиться.
На сайте Хейфорум.ком (http://hyeforum.com/lofiversion/index.php?t17379.html) обсуждение перешло в открытое оскорбление черкесов, которые были позже отредактированы. «Инициативными писателями» высказывались версии вплоть до того, что именно черкесы начали «истребление» мирного армянского населения.
О том, что творилось на туркоязычных сайтах, говорить в прессе невозможно, потому как раскручивание амрянского вопроса в связи с этой темой опустилось до унижений и непристойной лексики в адрес адыгов.
Ситуация усугубилась, когда некоторые черкесские сайты Ближнего Востока, не подумав об эффекте, который вызовет переписывание ложных новостей, начали простое копирование и публикование этой «демагогии», под такими же названиями, с использованием словосочетания «черкесский историк исследовал армянский геноцид», что, как мы поняли, и хотели создатели ажиотажа.
Истории известны имена видных черкесов и даже одной черкешенки, которые в Гамидие, Карсе, Хаджине, Геклуне, Шардере, Азизие и др. пунктах не только не принимали участия в грабежах, но спасли много христиан, иногда и с опасностью для себя. Известно так же, что Каймакам Феки (Вакке), по происхождению черкес - единственное влиятельное административное лицо, в районе которого не было пролито человеческой крови.
Своим личным опытом с «ВАБ» поделился представитель Адыгской Диаспоры Турции Ауни Чугунэ, который рассказал, что в 1966 году во время пребывания в Турции, он вместе с президентом Северо-Кавказской Хасэ Хасаном Ирдакулом обсуждал проект, связанный с Иорданскими черкесами. Хасан Ирдакул предложил Ауни помощь в приобретении билетов на самолёт обратно в Иорданию и направился с ним в маленький офис на углу Истиклал авеню. Войдя в помещение, они увидели 2-х пожилых мужчин, которые поприветствовали их. Завязался долгий разговор на черкесском языке на разные темы, и все четверо после чашечки чая, попращавшись, разошлись. Хозяева авиа оффиса произвели хорошее впечатление на Ауни, и он спросил Хасана: «Из какого черкесского рода они происходят?». На что Ирдакул ответил: «Эти пожилые мужчины вовсе не черкесы, они армяне». Во время событий 1910-1918 годов многие армяне проходили через черкесские селения. Так, в районе Узунияйля, в кабардинских селениях армяне оставили сотни своих детей, дабы спасти их от опасности. Кабардинцы (черкесы) приняли детей как родных и растили их на протяжении многих лет. Спустя время, армянские семьи возвращались и забирали детей обратно, но могие так и остались жить в черкесских селах.
Такая же ситуация была и в Иордании, когда армянские беженцы переселялись в Амман, в большинстве населённый черкесами-мусульманами. В Сирии армянские семьи поселились неподалёку от города Халб Мембуг (черкесский город), в то время как Бейрут, густонаселённый христианами, был намного ближе.
Эти свидетельства очевидцев и историков не могут не показать, насколько пережившие в 19 веке геноцид и изгнание черкесы стремились помочь беженцам и отказывались уничтожать мирное армянское население, часто ценой своей собственной жизни.
На эту тему говорить мы можем действительно долго, и это является предметом работ для многих исследователей.
Мы выступаем против того, чтобы проблемы черкесов были использованы в пропаганде или лобби интересов тех или иных стран друг против друга. Призываем администраторов сайтов, медиа ресурсов и блогеров к ответственности за ту информацию, что они выдают в эфир, потому как это может создать эффект цепной реакции и привести к межнациональному конфликту.
В особенности это следует отнести именно к Адыгскому Интернет пространству на всех языках, которое регулярно посещается, как минимум, миллионом черкесов по всему миру. Необдуманное копирование подобных новостей из непроверенных источников является такой же дезинформацией населения, как и их (новостей) создание.
Наша задача как представителей общественности и информационных ресурсов - правдивое отражение событий, происходящих в мире. Те, кто искажает реальность под свои интересы, должны понять, что долго вводить население в заблуждение они не смогут.
Замир Шухов,
ОО «Всемирное Адыгское Братство»
www.adygaunion.com
Автор письма утверждал сдледующее:
«Меня зовут Мехмет Саит Улуишик, я родился в Турецком городе Эскисехир 10 июля 1959 года. 20 ноября 2007 года по прибытию в аэропорт Стамбула, приказом Министерства Внутренних Дел я был задержан, внесён в списки «подозрительных лиц» и отправлен обратно в Берлин на первом самолёте.
Я жил в Берлине с 1984 года, работал журналистом и публицистом с 1992. В связи с моим черкесским происхождением я всегда был заинтересован в черкесской истории, и с 2005 года я, оставив свою профессию, уделил всё свободное время сбору документов по истории адыгов.
В 1991 году моё Турецкое гражданство было отозвано в связи с тем, что я не прошёл обязательную службу в армии. Я получил немецкое гражданство в 1997 году и без проблем въезжал в Турцию.
Мне не дали официальных пояснений запрета на въезд в Турцию последний раз, но исходя из той информации, что мне удалось собрать из источников, причиной моей депортации явились мои исследование в Президентском Архиве Отоманской Империи (ПАОИ) в Стамбуле …
… С недавнего времени я начал плотное изучение черкесской истории и хочу написать книгу на эту тему. Основным интересом моих исследований являются события 1915 года в Турции и роль черкесов в них, если она вообще была. Какие отношения были между черкесами и другими малыми народами Турции до и после тех трагических событий? Последние два года я систематически посещал ПАОИ и работал с документами того периода, собирая необходимую информацию. Большая часть моего времени была проведена в этих архивах.
Несколько раз мне закрывали доступ к определённым докуметам работники самого архива, которые, по моему убеждению, являются последователями турецкой националистической идеологии. Я думаю, что мой запрет на въезд в Турцию связан именно с этими людьми. Позже парламентарий мистер Уфук Ураса пояснил, что приказ о моей депортации пришёл прямо из Министерства Внутренних Дел, а не из Министерства Национальной Безопасности и не имел никакой связи с моим неслужением в турецкой армии.»
Дальше в письме М. Улуишик предъявляет требования к Правительству Турции о немедленном рассмотрении этого дела и выдаче официального ответа о причине запрета на въезд в Турцию.
Во Всемирное Адыгское Братство это письмо попало сразу же после публикации новостей на сайте Turkey Daily News (http://www.turkishdailynews.com.tr/article.php?enewsid=92968). 7 января ВАБ начал расследование этого инцидента. Мы обратились к нескольким представителям адыгской диаспоры Турции, работающим в Хасэ Стамбула, и ждали ответа.
В течение нескольких дней эта новость была подхвачена армянскими сайтами и блогерами, и произошло то, чего никто не мог ожидать.
Из проблемы одного черкесского исследователя, «инициативные писатели» перешли в открытую провокационную пропаганду против черкесов в контексте исторических событий 1915 года и трагедии армян.
Ниже мы приведём эти ложные и провокационные заявления и наши ответы на них.
Заявление: На сайте Блогиан.ком (http://blogian.hayastan.com/category/human-rights/) автор сразу приписал статье название «Исследователь ГЕНОЦИДА недопущен в Турцию»
Ответ: М. Улуишик никогда не называл себя «исследователем геноцида», так же он очень редко использовал слово «геноцид» в своих публикациях, да и вообще при разговоре. Он чётко утверждал то, что он исследует черкесскую историю, и хочет глубже изучить роль черкесов в событиях периода Первой Мировой войны.
Заявление: «Турция не может причислить господина Улуишика к разряду «предателей» потому как он является этническим черкесом и исследует участие своего народа в истреблении армян. То есть ДА, Мехмет Саит Улуишик является более опасным для Турецкого аппарата, чем любой другой исследователь. Поэтому его в Турцию и не пустили».
Ответ: М. Улуишик не исследовал участие черкесов в истреблении армян, а рассматривал документы о том, что именно делали черкесы в этот период. Использование «неудачной фразы» автором блога сразу придало негативный оттенок деятельности исследователя и всей черкесской диаспоре Турции. На данный момент неизвестна причина запрета на въезд Мехмета в Турцию. Довод о том, что он, оказывается, докопался до правды и теперь является «наиболее опасным исследователем» - это надуманное залючение. То есть, в данном заявлении «доводы» автор преподносит как «реальные факты», с чем мы никак не можем согласиться.
На сайте Хейфорум.ком (http://hyeforum.com/lofiversion/index.php?t17379.html) обсуждение перешло в открытое оскорбление черкесов, которые были позже отредактированы. «Инициативными писателями» высказывались версии вплоть до того, что именно черкесы начали «истребление» мирного армянского населения.
О том, что творилось на туркоязычных сайтах, говорить в прессе невозможно, потому как раскручивание амрянского вопроса в связи с этой темой опустилось до унижений и непристойной лексики в адрес адыгов.
Ситуация усугубилась, когда некоторые черкесские сайты Ближнего Востока, не подумав об эффекте, который вызовет переписывание ложных новостей, начали простое копирование и публикование этой «демагогии», под такими же названиями, с использованием словосочетания «черкесский историк исследовал армянский геноцид», что, как мы поняли, и хотели создатели ажиотажа.
Истории известны имена видных черкесов и даже одной черкешенки, которые в Гамидие, Карсе, Хаджине, Геклуне, Шардере, Азизие и др. пунктах не только не принимали участия в грабежах, но спасли много христиан, иногда и с опасностью для себя. Известно так же, что Каймакам Феки (Вакке), по происхождению черкес - единственное влиятельное административное лицо, в районе которого не было пролито человеческой крови.
Своим личным опытом с «ВАБ» поделился представитель Адыгской Диаспоры Турции Ауни Чугунэ, который рассказал, что в 1966 году во время пребывания в Турции, он вместе с президентом Северо-Кавказской Хасэ Хасаном Ирдакулом обсуждал проект, связанный с Иорданскими черкесами. Хасан Ирдакул предложил Ауни помощь в приобретении билетов на самолёт обратно в Иорданию и направился с ним в маленький офис на углу Истиклал авеню. Войдя в помещение, они увидели 2-х пожилых мужчин, которые поприветствовали их. Завязался долгий разговор на черкесском языке на разные темы, и все четверо после чашечки чая, попращавшись, разошлись. Хозяева авиа оффиса произвели хорошее впечатление на Ауни, и он спросил Хасана: «Из какого черкесского рода они происходят?». На что Ирдакул ответил: «Эти пожилые мужчины вовсе не черкесы, они армяне». Во время событий 1910-1918 годов многие армяне проходили через черкесские селения. Так, в районе Узунияйля, в кабардинских селениях армяне оставили сотни своих детей, дабы спасти их от опасности. Кабардинцы (черкесы) приняли детей как родных и растили их на протяжении многих лет. Спустя время, армянские семьи возвращались и забирали детей обратно, но могие так и остались жить в черкесских селах.
Такая же ситуация была и в Иордании, когда армянские беженцы переселялись в Амман, в большинстве населённый черкесами-мусульманами. В Сирии армянские семьи поселились неподалёку от города Халб Мембуг (черкесский город), в то время как Бейрут, густонаселённый христианами, был намного ближе.
Эти свидетельства очевидцев и историков не могут не показать, насколько пережившие в 19 веке геноцид и изгнание черкесы стремились помочь беженцам и отказывались уничтожать мирное армянское население, часто ценой своей собственной жизни.
На эту тему говорить мы можем действительно долго, и это является предметом работ для многих исследователей.
Мы выступаем против того, чтобы проблемы черкесов были использованы в пропаганде или лобби интересов тех или иных стран друг против друга. Призываем администраторов сайтов, медиа ресурсов и блогеров к ответственности за ту информацию, что они выдают в эфир, потому как это может создать эффект цепной реакции и привести к межнациональному конфликту.
В особенности это следует отнести именно к Адыгскому Интернет пространству на всех языках, которое регулярно посещается, как минимум, миллионом черкесов по всему миру. Необдуманное копирование подобных новостей из непроверенных источников является такой же дезинформацией населения, как и их (новостей) создание.
Наша задача как представителей общественности и информационных ресурсов - правдивое отражение событий, происходящих в мире. Те, кто искажает реальность под свои интересы, должны понять, что долго вводить население в заблуждение они не смогут.
Замир Шухов,
ОО «Всемирное Адыгское Братство»
www.adygaunion.com
Алыги никогда не посягали на чужие территории. Ныне армяне себя чувствуют на Северном Кавказе как настоящие хозяева, отнюд не считаются с России. Просто они в виду не подаются. Ждут они своего "часа", когда Россия выдохнется. Не дождутся!