События в селе Белая Речка – часть реализации плана по созданию Карачаево-Балкарской республики

Предлагаем вниманию читателей мнение черкесского общественного деятеля Аслана Бешто относительно событий в балкарских селах Хасанья и Белая Речка, а также опубликованной «Кавполитом» статьи балкарского общественника Мурадина Рахаева. Напоминаем, что мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Причиной моего выступления стали самозахваты земельных участков в соседнем с Нальчиком селении Белая Речка. На первый взгляд, позиция сельчан должна, как минимум, вызывать сочувствие. Ведь со стороны все выглядит весьма благовидно: село борется за свою землю, сельчане хотят расширяться, строить дома и пр. И вроде бы надо к ним присоединиться и выступить против алчной администрации города.

Но такое впечатление возникает у тех, кто не знает лейтмотива происходящего на протяжении последних лет в нашей достаточно маленькой, но бурной республике. На самом деле эта борьба тщательно планируется и подогревается теневыми игроками.

На протяжении последних, как минимум, двадцати лет очень тщательно культивируется этнический миф о том, что вся нынешняя территория Кабардино-Балкарии — это исконная земля балкарцев, в силу исторических перипетий вытесненных в горы. На этом мифе практически вскормлено целое поколение молодежи. И именно эти молодые люди, подогреваемые упомянутыми теневыми игроками, сейчас идут на передовую, чтобы захватить в обход закона земли для индивидуального строительства.

Но надо понимать, что те же самые проблемы, что и в Белой Речке, существуют абсолютно во всех муниципалитетах, как республики, так и всей страны в целом. По объективным причинам, законодательство не может в полной мере отражать все чаяния и быть справедливыми для всех без исключения. Тем более в условиях такого жесточайшего земельного дефицита, который сложился в Кабардино-Балкарии.

Если мы совершим небольшой исторический экскурс, то увидим, что Белая Речка и Хасанья — села, где произошли самозахваты участков – появились в преддверии революции. Начальник Нальчикского округа Султанбек Клишбиев 17 августа 1912 года писал начальнику Терской области, что горские татары из Хулама и Безенги без всяких разрешений и согласований с кабардинским обществом, которое в то время владело территорией, захватывает земли, делит ее на участки и строит там дома. Клишбиев спрашивал: что делать в этой ситуации?

Это архивный документ, его можно найти в ЦГА КБР. И это документальное объяснение появления названных выше сел. Впоследствии они были легализованы. Но каким образом? Их арендовала у кабардинского общества администрация Нальчикского округа и передала во временное владение балкарцам до разрешения ситуации. Потом грянула революция. Было объявлено всеобщее братство и так далее. И проблема сама собой разрешилась.

Есть и другие документальные свидетельства, подтверждающие необоснованность претензий жителей балкарских сел. К примеру, согласно записям известного исследователя Якова Абрамова, в 1894 году на ныне спорных территориях располагались земли Атажукинского сада.

Однако для кого-то все это не аргументы. В конце нынешнего лета некий печатный орган под названием «Вестник Балкарии» вышел с удивительнейшей статьей, в которой утверждалось, что кабардинский народ вообще не имеет права на что-то претендовать. Причем говорилось об этом совершенно шовинистическим тоном. Дескать, вся территория исторически принадлежит балкарскому народу, с чьего великодушного разрешения здесь проживают кабардинцы – люди цыганского склада, не знающие своей земли.

Как черкесскому общественнику, мне приходится постоянно иметь дело с подобными проявлениями национализма. И надо сказать, в этой методичности просматривается определенная стратегия, частью которой стал и демарш с захватом земель.

Дело в том, что этим летом на отчетном собрании Совета старейшин балкарского народа было объявлено, что следующим шагом деятельности организации должно стать создание Карачаево-Балкарской (Аланской) республики.

Если до этого дойдет, то, разумеется, раздел Кабардино-Балкарии будет производиться с учетом границ муниципалитетов. Тут выяснится, что Хасанья и Белая Речка – это исконно балкарские земли. И никакие архивные, правовые документы в расчет приниматься не будут.

При этом перекройка административных границ в пределах Российской Федерации – это лишь один из этапов более глобального плана.

Ни для кого не секрет, что Турецкая республика мечтает прибрать к рукам тюркские земли и воссоздать Османскую империю. Конечная цель тех самых теневых игроков – так называемый Великий Туран. С каждым годом этот проект обретает все более четкие очертания. И якобы справедливая борьба балкарцев за свои земли – всего лишь камушек в строительстве этого новообразования.

Теперь о том, что можно и нужно сегодня сделать.

Жители Хасаньи и Белой Речки ссылаются на 131-й закон – о местном самоуправлении. Но этот закон хорош для применения, скажем, в Центральной России. Там, где огромные территории и нет такой плотности населения, как на Кавказе.

Кроме того, 131-й закон оговаривал, что земли отгонного животноводства, как исторически сложившиеся территории, должны быть выведены в отдельную категорию. Балкарские лидеры предпочитали об этом не упоминать. Они требовали распределить между двумя-тремя балкарскими селами огромный пласт отгонных пастбищ, которыми пользовались все населенные пункты республики, не только кабардинские или балкарские.

Каким-то чудом, благодаря мудрости полпреда Геннадия Хлопонина, который потратил очень много времени на изучение ситуации, удалось в тот раз решить вопрос на взаимовыгодных условиях.

Сегодня балкарцы выставляют себя обделенными. Но вот простой пример. В моем родном селе проживает 25,5 тысячи человек. При этом оно располагает площадью в два раза меньшей, чем та же Белая Речка, где численность населения составляет 7,5 тысячи! Так что прежде чем говорить о справедливости, нужно разобраться, как возникла вся эта ситуация.

Мне кажется, власть совершила ошибку, когда в первый раз пошла на уступки. В 2008 году в балкарском селе Кенделен местные жители перегородили дорогу и фактически сорвали конный переход, приуроченный к празднованию 300-летия победы кабардинцев в Канжальской битве. Этот инцидент чуть было не взорвал республику.

Наметилось противостояние. Лидеры Совета старейшин балкарского народа произносили экстремистские речи. Я могу это утверждать, поскольку мой близкий родственник вел следствие по этому делу и на свои личные средства заказывал экспертизу речи Руслана Бабаева. Экспертиза посчитала некоторые призывы недопустимыми. Однако суд отказал в возбуждении уголовного дела. Знаете, по какой причине? Аргументация была выдержана в том духе, что, мол, возбуждение уголовного дела противоречит политическому моменту.

Если бы тогда власть проявила волю и наказала бы виновных в полном соответствии с законом, то сегодня мы не столкнулись бы с той ситуацией, которую имеем.

Но еще не поздно проявить эту самую волю и наказать всех виновных по закону. На мой взгляд, отвечать должны и представители власти, допустившие подобное развитие событий, и общественные лидеры, подталкивающие людей к нарушению закона. Если же власть пустит все на самотек, то на следующем этапе конфликт неизбежно перерастет в межнациональный.

Сегодня шестьдесят процентов балкарцев проживают в Нальчике и кабардинских селах. Остальные сорок хотят жить в столице республики и при этом сдавать в аренду участки, которые они сейчас присваивают. Как известно, аппетит приходит во время еды. Они один раз получили то, что хотели, второй… И будут и дальше продолжать выдвигать новые требования. Пока все не закончится открытой конфронтацией на национальной почве.

Разрешить проблему можно лишь проявив политическую волю и благоразумие. Добиваться результата следует путем переговоров, а не нарушая законный порядок. 

 

Кавказская политика


Комментарии 28

  1. Минсельхоз  10 декабря 2013, 19:31 0

    Уважаемый "Минсельхоз", так проясните реальное положение дел, не дайте увести разговор в сторону. Ждём!

    Сделайте официальный запрос, пожалуйста: http://www.mcx.ru/feedback/index

  2. Ришелье  10 декабря 2013, 20:35 0

    Фермерство, я так понял, убил Каноков. А Коковы, при которых оно процветало, снова устроят всем райскую жизнь. ))

    Если серьезно, как-то за 8 лет привык, что у власти человек, которого можно уважать. По сравнению с тем, что было, по-крайней мере. Да, оно случайно так совпало, что его не выбрали, а назначили. Но это ведь реальная жизнь - и на старуху бывает проруха. Однако, старуха быстро исправилась. ))

  3. Шпицбрудка  10 декабря 2013, 17:41 0

    Уважаемый "Минсельхоз", так проясните реальное положение дел, не дайте увести разговор в сторону. Ждём!

  4. Думается мне, что балкарским радикальным националистам (проще говоря "нацистам") из ССБН, вместе с их сородичем и другом-депутатом Залихановым, Автор статьи отплатил той же монетой, что привыкли оперировать они сами в своих бесконечных адыгофобских опусах.

    Мы все читали массу статей г-на Залиханова, ССБН и пр. в которых черкесы поливались грязью с головы до ног и постоянно указывалось, что за нами стоят "определенные силы" (обожаю это выраженьице))), естественно "заграничные" (ну а где еще найти модные "определенные силы"?). Как следовало из этих откровенно недостойных кляуз, только балкарский и карачаевский народы могут спасти русский народ от "врагов России". 

    Г-ин Бешто просто вернул соседям должок, тем более оснований для подобных утверждений, но уже в их адрес, куда больше, чем у названных выше "пионеров жанра". Невозможно не оценить авторскую иронию, в данном случае.

    А так, с Автором статьи согласен по всем остальным пунктам - дерзость это похвальное качество для молодого человека, но оно зачастую ценится подростками из-за того, что юноши идут на дело с риском не хило огрести. Рано или поздно, так и бывает со всеми "дерзкими" хулиганами, а "активисты ССБН" это как раз банальные хулиганы и есть, хотя отнюдь уже не "молодежь" и используют в публичной речи отнюдь не блатную феню. 

    Очень хотелось бы надеяться на то, что в данном случае все закончится цивилизованно. 

  5. Минсельхоз  10 декабря 2013, 13:57 0

    Настоящим, доводим до вашего сведения, что высказывания пользователя "Аслан" не имеют никакого отношения к реальному положению дел в аграрном секторе Кабардино-Балкарской республики. Более того, это плохо замаскированная попытка увести разговор в сторону.

  6. Шпицбрудка  08 декабря 2013, 16:54 0

    Молодец, Аслан, зришь в корень! Тем более, что не так уж он и глубоко зарыт, как выясняется))

  7. Более того, причем тут Турция, мы сами налаживаем связи с Турцией, куда по вашему деть многомиллионную черкесскую диаспору в этой стране. Зачем пилить сук, на котором пытаемся сесть? В глазах РФ вся черкесская диаспора автоматически тоже становится проводником политики Турции и что тогда?

  8. Почему бы нам всем дорогие не занятся каждый своим селом, скажите в скольких селах розданна земля по паям и кому? По вашему, молодые критикуны, должна земля принадлежать нам крестьянам или нет по закону РФ? Вас устраивает, что мы обязаны ее арендовать у дядей в Нальчике пусть даже соплеменников? Вас устраивает, что убито фермерство? Кто из вас вообще, чудиков, работает на земле!?

    В Урванском, Терском, Лескенском каком районе, где это осуществленно? Кто-нибудь из вас разговаривал там с жителями?

    То что сделали в Белой речке, разделили земли бывшего Совхоза Белореченский, который по закону должен был относиться к этому селу, ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛИ, село вообще не имели права упразднять, непонятно почему кого-то это волнует. Этот пример, надо перенимать и оформлять все юридически законо и решать проблемы своих сел. 

    Хорошая статья Тимура Куашева, советую почитать. 

    п. с. Вестник т.к называемого Балкарского народа, где кабардинский народ называют цыганами, ни что иное как провокация (соответственно это никакие не националисти, а ручные исполняющие роль нациков), рассчитанная дискредетировать законные требования крестьян по земле во ВСЕЙ (а не только балкарской ее части) республике, соответственно статья "ответ" Бешто всего лишь продолжение этой провокации. Все это ради того, чтобы мы с вами погрязли в обсуждении кто круче, кто древнее, а не попытались решать реальные проблемы на селе! 

     

  9. Что могу сказать о прочитанном? Поражаюсь ненависти некоторых элементов к нации в целом.

    Причём здесь, кто ты балкарец или кабардинец? Народ в Белпй речке не просит дать участки на Атажукино или квартиры на Тарчокова. Мы стоим в очереди на участок с 1994 г. когда терпение у народа заканчивается происходит то, что произошло. Народ села не пришёл на чужую территорию, не захватил чьи то квартиры. Как можно делить людей на нации в нашеё республике. У меня снохи кабардинки и племянники говорят на кабкрдинском языке,  мне от них отказаться что ли? Если взрослые люди могут писать такую ахинею о балкарцах и кабардинцах, к чему прийдут наши дети? Подумайте.

  10. Танзи, наверное проблемы земли не только у ваших земляков, но никто еще в КБР не додумался захватывать земли и начинать незаконное строительство. Никаких проблем не будет, если те, кто занялся самозахватом земель на территории города Нальчика, поедут например в Кендален и построят себе там дома. Я тоже хочу бесплатно землю на территоррии Нальчика и не только я. Построю там дом и продам в 2 раза дороже, чем затратил. Умные какие, все списывают на национальные розни.

  11. 007:

    14 января 2008 г. Верховный суд Кабардино-Балкарии принял решение о запрете деятельности Совета старейшин балкарского народа как экстремистской организации http://www.regnum.ru/news/992406.html . Почему они до сих пор действуют?

    А вот в 2010 г. издателей газеты ССБН привлекли к судебной ответственности за распространение клеветы http://sudact.ru/arbitral/doc/I0ezg1OmJbbK/ может за каждую клевету привлекать в суд и тогда они успокоятся?

     

    Может один раз посадить в тюрьму на 20 лет, и тогда они успокоятся?

  12. Не долго музыка играла, не получилось отхапать очередную порцию адыгской земли

  13. 14 января 2008 г. Верховный суд Кабардино-Балкарии принял решение о запрете деятельности Совета старейшин балкарского народа как экстремистской организации http://www.regnum.ru/news/992406.html . Почему они до сих пор действуют?

    А вот в 2010 г. издателей газеты ССБН привлекли к судебной ответственности за распространение клеветы http://sudact.ru/arbitral/doc/I0ezg1OmJbbK/ может за каждую клевету привлекать в суд и тогда они успокоятся?

  14. Аслан Бешто еще мягко сформулировал. Это обыкновенный нацизм, омерзительный как и любой подобный феномен. Вот совсем недавний образчик пропаганды, использующейся нацистами для мобилизации паствы:

  15. Не вижу смысла тратить время на обсуждение их проблем

    Не потому ли, что боитесь обсуждать эту тему? Кого боитесь, уважаемый? ))) И зачем? ))) 

    С уважением и не боитсяобсуждать Giabaggy

  16. Не нужно столько внимания уделять соседям. Никуда они не денутся с подводной лодки. Пусть пока делают, что могут.  Нас 7 млн. а их всего 250 тыс. О чем вообще разговор. Не нужно им лишнюю рекламу делать. Просто игнорировать и все.

  17. У людей свои проблемы, у нас свои. Не вижу смысла тратить время на обсуждение их проблем. И рекомендую это всем остальным.

  18. Дорогой Аслан, есть категория людей, которые считают, что все методы хороши. Им наплевать на документы, исторические факты. Этот типус людей будет смотреть "честными благородными глазами" на тебя и врать на всю Черкесию. То явление, которое видим сегодня очень уникально. В Молдавии было очень много людей, которые там жили и поносили все молдавское. Теперь, эти люди стали ярыми сторониками молдаван, заставляют женить своих детей на молдаванках, не упускают случая на свадьбах танцевать только по-молдавски, пить вино только молдавское, тосты только на молдавском. Смотреть на эту шпану со стороны омерзительно, но и в чем-то поучительно. Тоже самое будет с кара-балкарцами, не сейчас, чуть позже. 

  19. Ришелье  01 декабря 2013, 18:48 0

    Что значит "мистичковый"? Никогда не слыхал о таком. o_O

  20. Со стороны смотришь на ваши потуги, желание выглядеть гораздо значительнее, умнее чем вы есть на самом деле  и не понятно смеяться или больше смеяться. Такие героические "ники" даже страшно становится! Особенно радуют слова: БЫЛИ, МОГЛИ, ИМЕЛИ, ЖИЛИ. Вас практически НЕТ в реальности вы вертуальные, а свои жидкие умозакличения вы вбрасываете что бы ублажить свое самолюбие??? Мистичковый бред от къуаганап1а- фочау! Надо сделать то, это...И все вы видите и все знаете, но пользы от вас ни какой.Выйдите и сделайте, не скулите как базарные бабы !!!

     

  21. Ришелье  01 декабря 2013, 13:24 0

    Старый добрый гауляйтер и там успел отметиться. ))

  22. Обсуждения статьи в Фейсбуке:

    - на стенке Ахэку: https://www.facebook.com/AHeku/posts/547540698664877 ;

    - на других стенках, с участием Автора:

    a) https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=611247615583043&id=100000934304165 ;

    b) https://www.facebook.com/suleiman.gurji/posts/590800350968977 .

     

  23. Аслан:

    Автору статьи 

    Правда глаза колет, дорогие соседи по коммуналкам?  - Ну-ну.

  24. Автору статьи пора бы лечится, другое неуместно, и этот позор ходячий себя адыгом называет . Чиновики через таких "типов" снова прибегают к старой тактике, в попытке оказать сопротивление в законных требований крестьян на землю. В терском и других районах нашей малой родине, крестьянам бы тоже посоветовал собрать сходы и раздать прилегающие земли сельчанам, как это по законам РФ, а не понятиям чинуш. Этого, именно "дурного" примера больше всего и боятся эти зажравшийся чинуши. Спокойно исполняем ФЗ 131 во всех селах, исключение только по спорному вопросу пастбищ Зольском районе, когда все будет решено, этот вопрос тоже разрешится нашими старшими. У кого есть хоть грам мозгов да услышит.

  25. Не стоит жалеть, у нас тоже мордочка в пушку.Статья в том же ряду ,что и мой затёртый язвительный коментарий к отураченым поклоникам балкарской публицистики. 

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.