Головная боль абхазо-черкесских отношений

В рубрике «Некруглый стол» черкесский общественный деятель, бывший председатель черкесской организации «Адыгэ Хасэ» Аслан Бешто и абхазский политолог Алхас Тхагушев.

Андрей Бабицкий: Я хотел бы сегодня поговорить о разногласиях между абхазами и черкесами, которые существуют давно, но сейчас, в преддверии Олимпиады, вновь произошел дискуссионный всплеск, и мне, как человеку со стороны, кажется, что обе стороны здесь смотрятся как-то не слишком хорошо: абхазы поддержали Олимпиаду в Сочи, согласившись с Россией, что говорить о геноциде черкесов нет больших оснований; в свою очередь черкесы, которым Грузия предложила дружбу из желания насолить России, признав их геноцид и начав раздавать им грузинское гражданство, – тоже действовали в угоду своим политическим интересам. В общем, по политическим причинам обе стороны отказались от некоего этнического единства. Мне ситуация представляется таким образом. Аслан, может быть, вы внесете какие-то коррективы?

Аслан Бешто: На мой взгляд, ситуация обрисована достаточно верно, за исключением небольших нюансов. Наверное, не следует увязывать друг с другом отношения черкесов и абхазов и черкесов и грузин, потому что в 1992 году, когда встал выбор между кровными отношениями и, наверное, самой близкой дружбой на Кавказе, которая в то время существовала между черкесами и Грузией, черкесы на тот момент все-таки выбрали кровную связь, кровное братство. Простой пример: в Нальчике на тот момент проживало более 15 тысяч грузин, и взаимопроникновение и сотрудничество было очень высоким. Что касается Олимпиады… Я не думаю, что отношения начали портиться именно с объявлением Олимпиады и связанных с ней противоречий просто потому, что большинство черкесов, живущих в России, выбрали позицию игнорирования Олимпиады после того, как стало ясно, что никаких надежд, связанных с Олимпиадой, российское государство осуществлять не намерено. Это всяческое игнорирование Олимпиады на сегодняшний момент составляет главную позицию черкесов. Ухудшение отношений началось довольно-таки давно, но самый большой выхлоп негатива вызвал отказ ныне действующего президента Абхазии Александра Золотинсковича Анкваб от проекта строительства дороги на Северный Кавказ.

Андрей Бабицкий: Алхас, Аслан Бешто сказал, что тогда выбрали кровное родство, а, видимо, уже в последние годы для этого оснований не было. Как вы считаете?

Алхас Тхагушев: Я бы не стал драматизировать ситуацию. Конечно, в отношениях с нашими братьями обозначился какой-то круг серьезных вопросов, но сегодняшний кризис, на мой взгляд, хороший стимул и для нас, и для наших братьев переосмыслить какие-то моменты и подходы, т.е. существует возможность в ближайшем будущем все это исправить. Я бы не стал драматизировать многие моменты, связанные с той же Олимпиадой. Вы обозначили некую консолидированную или неконсолидированную позицию Абхазии. В Абхазии достаточно осторожное отношение к этому всему, и много всяких критических моментов было озвучено по поводу той же российской власти, потому что есть определенные моменты несбалансированности этой позиции.

Андрей Бабицкий: Собственно, есть аналогичные драматические эпизоды и в самой абхазской истории.

Алхас Тхагушев: Безусловно. Все это взаимосвязанные вещи, и невозможно одно отсечь от другого, т.е. Абхазия находится не в изолированной ситуации, в России тоже ситуация постоянно меняется. Вы говорите о том, что в Абхазии не поддержали тему геноцида… В Абхазии никто не считает, что можно переписывать историю и замалчивать трагедию, которая произошла в XIX веке, коснувшаяся адыгов и абхазов, как это сейчас пытаются делать некоторые российские эксперты. Борис Ельцин сделал в свое время вполне смелое заявление, в котором осудил методы ведения русско-кавказской войны. Я думаю, что нынешнему российскому правительству нужно было не закрывать глаза на это и более адекватно реагировать, и тогда многим радикальным призывам просто не было бы места. Но когда нет места для диалога, появляются всякие радикальные требования.

Андрей Бабицкий: Алхас, конечно, речь не идет о жесткой консолидированной позиции, но, по умолчанию, поддержка Олимпиады – это поддержка проекта, игнорирующего проблемы черкесского геноцида. Вот Аслан Бешто затронул вопрос о дороге. Я помню, когда шла дискуссия на эту тему, очень многие абхазы даже не слишком хорошо высказывались по этому поводу – дескать, хлынет поток, который затопит Абхазию. Это как-то выглядело не совсем красиво.

Алхас Тхагушев: Мне кажется, что в вопросе обсуждения этой дороги, впрочем, как и по всей повестке абхазо-черкесских отношений, очень много эмоций и очень мало здорового анализа и спокойного, взвешенного отношения к проблеме. Я против этого проекта. Вы знаете, что у Александра Анкваб во внутриполитическом дискурсе есть очень серьезные оппоненты, оппозиция, в Абхазии нет тоталитарного общества, у нас людям не запрещено выражать свое мнение, но после того как президент высказался против этого проекта, спектр мнений был от «за» и до «против».

Андрей Бабицкий: Аслан, не кажется ли вам, что, принимая грузинское гражданство, многие черкесские общественные деятели берут на себя ответственность за те проблемы, которые существуют в отношениях между Абхазией и Грузией?

Аслан Бешто: Они абсолютно четко это осознают. Следующий момент: Абхазия нуждалась в черкесах намного больше, чем черкесы в Абхазии. Черкесам от Абхазии нужно было лишь одно – как бы стартовая площадка для удовлетворения своих национальных амбиций. Этот проект не состоялся, и вместо него получили довольно-таки серьезную головную боль, в том виде, что на черкесов, как на внешнеполитическую силу, они больше рассчитывать не могут.

 

Эхо Кавказа

По словам Аслана Бешто (на фото), ухудшение абхазо-черкесских отношений усугубил отказ президента Абхазии Александра Анкваба от проекта строительства дороги на Северный Кавказ


Комментарии 36

  1. Марина Физикова  17 января 2014, 06:35 0

    Да уж,испугались,что хлынут черкесы в Абхазию......Во-певых никто не собирался захватывать ее,а вовторых лучше бы черкесы,чем хлынули армяне.....Скоро армян там будет больше ,чем абхазов.А сейчас ,если сложить русских и армян,то абхазов уже меньше.Стоить серьезно задуматься,друзья-абхазы.

  2. Марина Физикова, армян там уже давно больше
  3. факт один ,что будуще Грузии в какой то степени зависит от Адыгов.

  4. Черкес 0241  12 января 2014, 21:32 0
    Для меня не существует проблемы отношений черкесов с абхазами, грузинами, абазинами, карачаевцами и т.п. Есть одна проблема - решение черкесских проблем. Кто помогает их решению, тот молодец и товарищ на время такой помощи, кто не помогает, идет мимо. И какая мне разница, кто окажется полезен?
  5. У меня предложение: оставьте их в покое. ))) Работайте только на приём: никаких исходящих.

    С уважением и работаетна приём Giabaggy

  6.  надо понимать ,что Абхазия политически не стабильна,фактически место грузии ,заняла россия; в этом смысле, даже наше положение (кбр и др.) получше будет, т.к нам примерно ясно что с нами будет завтра - (мы будем в россии), поэтому ждать от них (не от абхазов,а от политической верхушки Абхазии, полностью зависящей от россии) поддержки черкесского вопроса не продуктивно. В этом смысле любые "антиабхазские" высказывания - это провокация с целью расскола адыго-абхазов, или в голове у этого человека "алиса в стране чудес".

  7. 2014-рэ илъэсыр, ЛЪЭПКЪЫМИ, ХЭКУМИ и ЛЪАПСЭР нэхъ быдэу ПСЫХЬА зыщ1ын УНАГЪУЭЩ1ЭХЭР къызэрыдгъэхъунум дыпывгъэлъ! АДЫГЭ, АБАЗЭ ЩАУЭХЭМ, ПЩАЩЭХЭМ УНАГЪУЭ ЗЭДАЩ1МЭ, Щ1ЭЖЬЕЙХЭМ ди ЛЪЭПКЪХЭМ я ГУПЩЫСЭР ХЭКУМ зызэриужьыжынум хуиунэт1ынущ! АДЫГЭМ благъэбэ ди1эщ, ауэ АБАЗЭХЭР ди БЛАГЪЭДЫДЭЩ!!!  Абхъазхэм, политикышхуэу залъытэж, дэ дыкърадзэкъым, дигуэпагъэм ироджэгу, хуабжьу мэукхъуэхэ. АДЫГЭР-ХАБЗЭЩ! АДЫГАГЪЭМ, ДЭ ХЭКУМ дыхуишэжынущ! БЗЭР, ХЭКУР, АДЫГАГЪЭР, ТХЬЭР ЗЫЩ!!!

  8. SAH, Пожалуй соглашусь,возможно и не стоило всё это писать-это как я понимаю итак всем известно. Не буду "в обиде" если сообщение будет удалено как оффтоп. К тому же "разжигание" негатива-точно не было моей целью.

     

  9. Не вижу смысла обсуждать фантазии дешевых популистов.
  10. Согласен с САХ.

    Добавлю только, что считаю неправильным подкидываться на банальный троллинг. 

  11. Проблема между абхазским государством и черкесским миром действительно существует. У черкесского мира вообще много проблем на данном этапе, и на повестке дня вопрос отношений с абхазами, к сожалению или к счастью, занимает далеко не первое место. И, по моему мнению, Олимпиада тоже не главный вопрос. Худшее, что может произойти с черкесами, происходит на наших глазах - черкесы уничтожаются физически, в Сирии и на Родине. В Хэку головами попавшей под зомбирование черкесской молодежи заполняются отчеты для центра, причем акцент делается не на предотвращение или предупреждение, а на физическое уничтожение. Контр-пропаганды не ведется, это, видимо, не нужно никому, хотя, понятно, что логичнее было бы предупредить, а не уничтожить. Сотни молодых людей ежегодно отправляются в могилу, в отчетах указываются как "уничтоженные" враги общества, хотя еще пару лет назад это были обычные дети из обычных черкесских семей, была возможность не дать им попасть в лапы человеконенавистнической идеологии, которую пытаются подсунуть черкесам как религию, с которой у черкесов никогда никаких проблем не было. Куча людей, в том числе черкесов, сделали себе политический капитал на этой проблеме. Причем, в отличие от черкесов, кровавый маховик убийств смогло остановить то же чеченское общество, я думаю, в первую очередь благодаря их лидеру.

     

    И если с этой проблемой абхазы не смогли бы нам помочь при всем желании - это проблема черкесов, как ни крути - то с сирийской проблемой Абхазия могла бы оказать помощь, и их позиция по Олимпиаде была бы забыта черкесами. Но наши братья предпочли отгородиться от этой проблемы Кавказским хребтом. А что касается того, что "хлынет поток, который затопит Абхазию", поток уже хлынул, и возможно даже затопил Апсны - поток армян, которым не нужна дорога через горы, они туда добираются и без нее. Что ж, удачи апсуа, везения и счастья.

     

    В целом, поддерживаю табу на обсуждение А-А отношений на ah))

  12. Данный дискурс привлекает слишком много шизоидов-горлопанов, к сожалению. 

    Очень немногие могут так же как Аслан Бешто, - взвешенно и без пошлого надрыва, напеть эту тему. Навскидку, пожалуй, могу вспомнить еще только Заура Борова, но он редко дает интервью,

    Практически весь остальной гвалт, стоящий вокруг этой темы, не несет в себе даже намека на конструктив. Зачастую он до того нелеп, что в здравом уме и твердой памяти систематизировать и распространять такую дичь не представляется возможным - дичь игнорировалась, игнорируется и будет игнорироваться на ah.

  13. К сожалению с момента Абхазо-Адыгского круглого стола  (6.06.2013) видимо ничего не решилось:

    http://www.youtube.com/watch?v=B8IdRySXnIc

    И в статье на мой взгляд не упомянули об очень важной проблеме-Абхазия (как государство) фактически не принимает репатриантов-адыгов (в первую очередь-из Сирии,объятой войной,как и Россия-та небольшая часть,что смогли приехать из Сирии в Россию-это капля в море),хотя могла бы это делать,они (Абхазия) имеют право выдавать паспорта. Я например об этом не знал раньше-думал принимают всех-как адыгов так и абхазов.

     Действительно печально всё -братские,кровные народы разделяет политика.

     Могу только предположить-Абхазия без поддержки России довольно быстро столкнётся с войной-её ведь не многие страны признали как суверенное государство. А России к сожалению совершенно наплевать на репатриацию,на наших соотечественников.

  14.    Табуируй,не табуируй,а от жизненных реалий никуда не денешься.Страусиная политика никого до добра не доводила.

  15. 76AUA:

    К сожалению с момента Абхазо-Адыгского круглого стола  (6.06.2013) видимо ничего не решилось:

    http://www.youtube.com/watch?v=B8IdRySXnIc

    И в статье на мой взгляд не упомянули об очень важной проблеме-Абхазия (как государство) фактически не принимает репатриантов-адыгов (в первую очередь-из Сирии,объятой войной,как и Россия-та небольшая часть,что смогли приехать из Сирии в Россию-это капля в море),хотя могла бы это делать,они (Абхазия) имеют право выдавать паспорта. Я например об этом не знал раньше-думал принимают всех-как адыгов так и абхазов.

     Действительно печально всё -братские,кровные народы разделяет политика.

     Могу только предположить-Абхазия без поддержки России довольно быстро столкнётся с войной-её ведь не многие страны признали как суверенное государство. А России к сожалению совершенно наплевать на репатриацию,на наших соотечественников.

    Тема А-А взаимоотношений до сих пор табуируется на нашем сайте, т.к. ее острота привлекает слишком много не совсем здоровых людей. Изрядно приправленная скандалом и руганью, она представляет из себя почти волшебное средство для самопиара самопровозглашенных общественников и действует на многих, как абазинский флаг на быка. Виртуальные пики ломаются сотнями, а бык все бегает без устали по одному и тому же маршруту.

    По факту же Абхазия сейчас находится в сложной ситуации и внешнеполитической и внутриполитической. Отстрел ветеранов, зависимость от России, коррупция и т.д.

    Что тут обсуждать? Пожелаем удачи и выживания абхазскому меньшинству Абхазии.

  16. Бзаджэнаджэ, щ1энэк1алъэ, щхьэубатэныгъэ зэхэтык1эр, Тхьэм пы1эщ1э тхуищ1. 2014 илъэсым, ди лъэпкъым, езым хуэфащэж гъуэгум, Тхьэм жи1эм дытехьэжынщ! АДЫГЭ ГЪУЭГУР МАХУЭЩ! Нэрыбгэ, Зэ1ущ1э, Зэхэхьэ, Зэхуэс, Унафэ, Хасэ, Гугъап1э, Гурылъ, Лъэпкъ, Хэку, Адыгагъэ, Гъащ1э! ХЭКУР, АДЫГАГЪЭР, ТХЬЭР ЗЫЩ!!!

  17. Тхагушев - это черкесская фамилия, а не абхазская. Когда выскажутся люди с чисто абхазскими фамилиями?

  18. Иван Узурпатович  09 января 2014, 01:58 0

    Отношение Абхазии и Грузии - это дело Абхазии и Грузии. Отношение адыгов и грузин - это дело адыгов и грузин. Если кого то это смущает, то это его проблемы. И тема олимпиады здесь абсолютно лишняя, т.к. в самой адыгской среде отношение к этой авантюре совсем не однозначное и без абхазов с грузинами.

  19. кабардинец 07  16 мая 2014, 13:27 0

    Я  думаю что черкесы и абхазы братья , и пусть останутся братьями.

  20. Diomedes  18 мая 2014, 00:01 0

    Я думаю, что у нас у всех есть близкие и дорогие нам люди среди самых разных народов. Но "братских народов" не бывает, что сегодня, на примере России и Украины, нам еще раз доказали - все же отлично видно. А на Кавказе это черкесы и так давно знают - были возможности убедиться. Каждый идет своим путем и рад полезным и просто приятным в дороге попутчикам. Но потом дороги расходятся.

    У нас (абхазов и черкесов) сегодня, увы, уже нет общей дороги. Такое было еще недавно возможно (я лично этого очень желал), когда-то, вероятно, будет (или не будет) возможно снова, но сегодня этого нет. Дороги разошлись. Для каждой стороны это открывает одни двери, но за счет того, что закрылись другие. Выбор все давно уже сделали.

     

    http://ttolk.ru/?p=18138

    Никакая нация не держит своего слова. Нация – большой бессмысленный червяк, преследуемый чем? Конечно, роком, судьбой. У нации не может быть чести; она не может держать слова. По этой причине в старые времена старались иметь короля, обладающего личной честью и словом.

     

    .

  21. В Сухуми начался штурм здания администрации президента

    27 мая 2014, 20:35

     

     В Сухуми несколько тысяч сторонников оппозиции вышли на митинг, потребовав отставки президента и правительства Абхазии. Начат штурм администрации президента Абхазии. Несколько десятков человек разбили окна и двери.

     

    http://argumenti.ru/world/2014/05/341573

  22. Diomedes  27 мая 2014, 22:47 0

    Их страна, их власть, их оппозиция: хотят - милуются,  хотят - дерутся. Нас это не касается.

    Вот что касается нас, так это каким образом новым коковским постпредом в Москве стал экс-премьер Абхазии Нодар Хашба? - При всем уважении, но совершенно непонятно, почему номенклатурная единица КБР занята человеком, который имеет весьма сомнительное касательство к ней? В Кабарде, порывшись на местной овощной базе чиновников, совсем некого было откопать, отряхнуть и катапультировать в Москву? - Сомневаюсь.

  23. Giabaggy  27 мая 2014, 23:54 0

    ... каким образом новым коковским постпредом в Москве стал экс-премьер Абхазии Нодар Хашба? 

    Тяжёлый и не последний случай ))) Я в шоке ))) Как тут не вспомнить о старом Жэбэхъы, Козьме Пруткове и Шекспире ))) ... и молчание ягнят ))) Да, а чем занимается "постпред" в Москве вообще и в жизни в частности? ))) 

    С уважением и в частности  вообще Giabaggy 

  24. Diomedes:

    Их страна, их власть, их оппозиция: хотят - милуются,  хотят - дерутся. Нас это не касается.

    Как сказал наш общий знакомый, цитирую, первая копия с оригинала:

    Говори за себя, уважаемый 

    С уважением и от себя  неуважаемый Giabaggy

     

  25. Вот так вот.

    Габниа: Анкваба свергли из-за массовой раздачи абхазских паспортов

    В Сухуме легитимизируют временное правительство и утвердят дату выборов президента.

    - Главной движущей силой протеста была паспортизация лиц грузинской национальностей в гражданство Абхазии. Наши конституционые законы не позволяли этого. А действующий президент в обход всех законов массово раздавал абхазские паспорта людям с других территорий. 

    http://lifenews.ru/news/133970

     

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.