Активисты черкесских организаций обратились к руководству Польши с просьбой о признании геноцида черкесов

Активисты черкесских общественных организаций обратились к руководству Польши с просьбой о признании геноцида черкесов в XIX веке. Инициатором обращения выступила международная организация «Патриоты Черкесии», штаб-квартира которой находится в Стамбуле

Сообщение о том, что активисты обратились к руководителям Польши пришло на смс-сервис "Кавказского узла". 

Обращение было приурочено ко Дню независимости Польши, который отмечался 11 ноября, и разослано в этот же день. Среди адресатов обращения президент Польши Бронислав Коморовский, спикер сейма Радослав Сикорский, председатель сената Богдан Борусевич, премьер-министр Польши Эва Копач.

 

Авторы обращения: польские патриоты поддерживали Черкесскую освободительную войну

Обращение, текст которого размещен на сайте natpress.info, подписали 52 активиста из девяти стран – Турции, России, Иордании, США, Израиля, Германии, Швеции, Голландии, Франции.

Среди подписантов из России - предприниматель, представитель «Патриотов Черкессии» Аднан Хуаде (Майкоп), черкесский общественный деятель Альмир Абрегов (Майкоп), автор сайта cherkessia.net Хильми Ачмиз (Майкоп), черкесский активист Андзор Кабард (Москва), руководитель Общественной организации «Кабардинский конгресс» Аслан Бешто (Нальчик), координатор движения «Черкесский союз» Руслан Кеш (Нальчик), организатор акции против Олимпиады в Сочи Андзор Ахохов (Нальчик).

«В XVIII и XIX веках, с целью захвата территории нашей родины, Черкесии, Российской империей был совершен геноцид против черкесского народа, в результате которого большая часть нашего народа – черкесов - была уничтожена. Оставшиеся в живых были в массовом порядке насильственно изгнаны со своей родины, и во время этого изгнания, как и планировала Российская империя, погибли сотни тысяч людей», - говорится в обращении.

Изгнания под различными предлогами, по данным авторов текста, продолжались и после 1864 года.

«Сегодня только десятая часть черкесского народа, около 700 тысяч человек, живет разрозненно на раздробленной территории, которая является лишь небольшой частью исторической Черкесии», – указано в документе.

Черкесский народ, несмотря на то, что он является единым народом, вынужден «жить разрозненно в различных политических единицах, под различными наименованиями, изолированно друг от друга, как совершенно разные народы», говорится в обращении.

Авторы обращения пишут, что в настоящее время 90% черкесского населения вынуждены жить за пределами своей родины в более чем пятидесяти странах.

«Черкесы, живущие в изгнании, практически лишены считающегося одним из основных прав человека - права коренных народов поддерживать связь со своей родиной. Российская Федерация не позволяет находящимся в изгнании черкесам возвращаться на свою родину, в Черкесию, даже в экстренных случаях или по гуманитарным соображениям», - говорится в обращении.

Кроме того, черкесские активисты, попытавшиеся исключительно демократическими, правовыми и мирными путями поднять «черкесский вопрос», арестовывались, подвергались преследованиям, им угрожали, и на них оказывалось давление, заявили активисты.

Авторы обращения пишут, что ранее парламенты КБР и Адыгеи признали геноцид черкесов. Также они напоминают о признании геноцида черкесского народа Грузией в 2011 году.

Кроме этого, в документе сообщается, что черкесские активисты и правозащитники из разных уголков мира собрались 21 июня 2014 года и обратились к украинскому государству с призывом признать геноцид против черкесов.

«Украинский президент, его превосходительство г-н Петр Порошенко поручил МИД Украины заняться этим вопросом. МИД Украины 07.07.2014 г. в официальном ответе сообщило об этом указании господина Порошенко и о том, что депутат Верховной Рады г-н Олег Ляшко представил на рассмотрение в парламенте соответствующего законопроекта за № 4203 «Об инициировании рассмотрения вопроса о признании геноцида черкесского народа», - поясняют авторы письма.

Также, по их словам, административные единицы Уэйн, Проспект Парк и Халедон штата Нью-Джерси США также признали геноцид черкесов.

«Многие польские патриоты, покинув ряды российских войск или вернувшись из стран, где они находились в изгнании, приняли участие в черкесской борьбе за свободу. Они не ограничились лишь участием в войне, польские патриоты внесли свой вклад в модернизацию Черкесии, многие изучили черкесский язык, породнились с черкесами путем заключения браков», - говорится в письме к руководству Польши.

Помимо участия в боевых действиях, многие польские патриоты политической деятельностью поддерживали черкесскую освободительную войну, оказывали финансовую и моральную поддержку, указывают авторы обращения.

Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы* на грань исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Власти России до сих пор не приняли решения о признании геноцида черкесов во время войны. Участники расширенного заседания исполкома "Адыгэ Хасэ" Адыгеи в 2011 году поддержали предложение объявить 2014 год Годом траура и памяти во всем черкесском мире.

 

Бешто: обращение к Польше – один из этапов восстановления исторической справедливости

Сбор подписей под обращением к руководству Польши продолжается, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» один из подписантов обращения, руководитель движения «Кабардинский конгресс» Аслан Бешто.

«Инициатива, как многие в курсе, витает в воздухе давно и периодически признается государствами и государственными образованиями федераций - в 1992 году геноцид черкесов был признан парламентом КБР, в 1996 – Адыгеи. Тогдашний президент КБР Валерий Коков как профессиональный юрист и политик в своей книге «Восхождение к идеалам» дал полную и развернутую оценку произошедшим в XIX веке событиям и бескомпромиссно назвал произошедшие события геноцидом», - сказал Бешто.

Помимо того, по его словам, нынешний президент Международной черкесской ассоциации Хаути Сохроков как возглавляющий одну из самых крупных черкесских организаций также в одном из интервью заявил, что «признание геноцида должно являться целью каждого черкеса».

«Исходя из всего выше сказанного, считаю, что обращение к Польше стоит в ряду других обращений по поводу признания и является одним из этапов восстановления исторической справедливости», - заключил Бешто.

 

Кабард: черкесы не могут и не хотят исчезнуть ради душевного комфорта Кремля

С обращением о признании геноцида черкесов к Польше нужно было обращаться давно, считает один из подписантов письма, активист Андзор Кабард.

«Ко мне обратился координатор турецкого движения «Патриоты Черкесии» с предложением подписать обращение о признании геноцида черкесов со стороны империи Польшей. Я дал свое согласие», - сказал Кабард корреспонденту «Кавказского узла».

«Почему именно к Польше? Странно, на самом деле, что к ней не обратились до сих пор, учитывая выдающуюся роль, которую сыграли некоторые польские патриоты, сражаясь за независимость Черкесии против российской агрессии», – добавил он.

«Официально поданы обращения в Европарламент и Верховную Раду Украины. В Москве, которая достаточно агрессивно отрицает геноцид черкесов, попутно прославляя его авторов и исполнителей, подобные инициативы, несомненно, вызывают определенное раздражение. К ней неоднократно обращались с призывом признать геноцид черкесов и снять с потомков изгнанных Россией людей поражение в праве воссоединиться на своей отчизне. Она осталась ко всему этому абсолютно глухой», – говорит Кабард.

Но времена меняются, Россию в любом случае ждут перемены, раньше или позже, и к этому моменту должна быть завершена работа по широкому международному признанию факта геноцида черкесов, считает активист.

«Это позволит быть готовыми к тому, чтобы решить вопрос с новыми российскими властями, а рано или поздно власть сменится, нынешняя не навечно. Вместо того, чтобы тратить время и ресурсы на отрицание очевидного, делая себя, таким образом, соучастником в том давнем преступлении, давно можно было бы решить вопрос и перевернуть страницу, начав с чистого листа. Ведь отрицание геноцида черкесов и права черкесского народа на воссоединение с родиной - это, фактически, продолжение Кавказской войны иными средствами», - убежден Кабард.

По его мнению, «в черкесском нацдвижении после провала попытки найти общий язык с Россией хотя бы по вопросу репатриации сирийских черкесов в ситуации жизни и смерти, сегодня никто уже не верит в возможность конструктивного диалога с Москвой».

«Кроме тех, кому «верить» положено по должности - я имею ввиду некоторых функционеров из российских ручных околовластных черкесских организаций. Черкесы могли стать или проблемой или ресурсом России, но просто исчезнуть, ради душевного комфорта Кремля, черкесы не могут и не хотят. Россия выбрала формат взаимодействия с черкесами как с «проблемой». Абсолютно естественна взаимная реакция, особенно со стороны людей, которых четверть века «водили за нос» и рассчитывают делать это и впредь. Но так не будет», - заключил Кабард.

 

Кавказский узел

*Примечание ah: Правильно "адыгский (или "черкесский") народ", в единственном числе. 


Комментарии 41

  1. История говорит о другом., вот только Магамет Амин не распоряжался ни в Шапсугии, ни в Натухае. И британцам это было отлично известно.

  2. Убых ака Хамосапиенс ака Faust XXI  18 ноября 2014, 02:30 0

    Что вы так привязались к этой крымской войне, я не говорил что речь шла именно об этом времени, в этом рйоне всгда сталкивались интересы русских, турок, ингличан, немцев и т.п.

    Что насчёт кафкасских укрепленных линий и прочих засек, то их легко прорвать, гарнизон задущить и остатся незамеченным на какое-то время(радиосвязи небыло), много времени не надо, ход конём.

  3. История говорит о другом.  18 ноября 2014, 01:36 0
    Хамосапенс:
     Я гворил о линии фронта, была ли вообще в то время такая "сплошная линия фронта" как типа в ВМВ? Ну хпен с ним, компьютерными играми все грешат в наше время, почему-бы англичанам-туркам и т.д. было не обойти лагерь, армию русских базирующуюся где то на западе(от нас) и напасть на них с неожиданной стороны? Это я называю, "проникнуть в тыл", "обойти с фланга" или еще как-то(суть в том что враги РИ не могли использовать черкесскую землю для своих манёвров), не знал что существует запрет на употребление этого слова в разных смыслах, кроме вам известных и понятных. Насчёт высказываний русских генералов, я не могу дать точну ссылку, процитировать и т.п., я вам не компьютерный архив, я простой работающий и играющий с сабакой человек, но я помню что где-то слышал что типа русские(может и не генералы это были) говорили что зря переживали что черкесы окажут поддержку англичанам и т.д., но в итоге они ни англичан не турок на свою территорию не пустили, и что это мог быть положительный фактор для сближения, а россии пошла по другому пути, если вы такой всезнайка, разберитесь сами. Если вы со всеми так быстро разделываетесь, вы далеко пойдете, 
    Кавказские укрепленные линии
     http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/7181/%D0%9A%D0%90%D0%92%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95
  4. История говорит о другом.  18 ноября 2014, 01:54 0
    Хамосапенс:

    А как начёт того что черкесы тупо не пускали никого на свой берег(в тыл к русским), некоторые русские генералы говорили об этом с благодарностью и с сожалением о том что в благодарность нас сожгли

    Сложилась уникальная ситуация: Россия оставила единственные опорные пункты в Черкесии, за обладание которыми пришлось так долго сражаться в 1830-1840гг. Правящие круги Англии и Франции, совершенно справедливо не признававшие условий Адрианопольского трактата, а именно статьи четвертой, получили прекрасную возможность закрепиться на черкесском побережье. За три года войны союзники так и не воспользовались этой ситуацией . Черкесские депутаты во главе с Мухаммедом Амином в июле 1.854 г. посетили Варну, где располагался объединенный штаб союзных войск. Черкесы пытались убедить англичан и французов в необходимости высадиться в районе Анапы, но было принято решение атаковать Севастополь . 

    http://adygi.ru/index.php?newsid=5524

  5. История говорит о другом.  18 ноября 2014, 07:54 0
    Убых ака Хамосапиенс ака Faust XXI:

    И еще я не согласен с тем что доблесть черкесов приписывают каким то ожиданиям сторонней поддержки и с прочей фальсификацией мотивов нашей борьбы, черкесы не пред кем не прелонялись,

    Кто то здесь усомнился в доблести и отваге моего народа? По моему мы говорим о разных вещах, и на разных "языках"?

    SAH я знаю какова была сфера влияния Магамет Амина, но так как Хамосапиенс утверждает о чем то, ссылаясь но то , что он где то это слышал, вот я ему и привел один из примеров, хотя обращения с просьбой о военной помощи к той же Британии, были не однократны. 

  6. История говорит о другом.  18 ноября 2014, 15:49 0
    Убых ака Хамосапиенс ака Faust XXI:

    ВТОРАЯ ЧАСТЬ УДАЛЕНА (SAH)

    К сожелению, или к счастью, вторую часть я не прочел, но предпологаю в каких тонах оно было написано. Ну что тебе сказать: 

    "Зыпльыхьи тыс, гупшыси псалъэ"

  7. История говорит о другом.:
    Убых ака Хамосапиенс ака Faust XXI:

    ВТОРАЯ ЧАСТЬ УДАЛЕНА (SAH)

    К сожелению, или к счастью, вторую часть я не прочел, но предпологаю в каких тонах оно было написано. Ну что тебе сказать: 

    "Зыпльыхьи тыс, гупшыси псалъэ"

    Я лишь возмутился против осуждения меня на сожжение, у меня нет желания спорить в интернете, просто я не хотел проглатывать оскорбление, я уже толком не помню о чем мы спорили, кажется я спросил что думают о таком-то вопросе, потом меня объявили врагом народа))) кароче все, мне это неинтересно.

    Еще раз скажу что очень надеюсь что Польша признает и осудит геноцид черкесов, надеюсь что Украина тоже это признает, и еще надеюсь что это будет продолжаться дальше, это важный вопрос, в будущем мы можем извлечь из этого огромную пользу, нет ничего унизительного в том чтобы подавать такие прошения и обращения к разным странам, в конце концов мы не клан воинственных самураев чтобы считать подобный путь чем-то недостойным, наоборот, сидеть сложа руки пока есть хоть какая-то возможность улучшить наше положение - вот что действительно недостойно, трудности будут, но если будем держаться вместе, все получится. 

    Давайте начнем прямо сейчас, мы не побежим в парламенты всей толпой, предоставим эту задачу тем, кому это по плечу, а мы простые ребята, давате хотя-бы наладим наши отношения между собой, не скажу "давайти дружить", но давайте будем учиться хотя-бы понимать друг друга, а то мы все время такой ненаваистью поливаем друг друга, какой наши предки не испытывали даже к империи.

  8. История говорит о другом.  18 ноября 2014, 20:09 0
    Убых:
     если будем держаться вместе, все получится. 

    + + +

    Я не собирался ни кого оскорблять, поэтому и поставил кавычки, наверное чересчур резко высказался, за это приношу свои извинения!

    Упсэу!

  9. История говорит о другом.:
    Убых:
     если будем держаться вместе, все получится. 

    + + +

    Я не собирался ни кого оскорблять, поэтому и поставил кавычки, наверное чересчур резко высказался, за это приношу свои извинения!

    Упсэу!

    Упсэуж! Я рад что мы пришли к взаимопониманию.

    Еще хотел спросить у знающих людей, как по вашему, сколько примерно времени займёт рассмотрение Польшей вопроса и вынесение решения? Наверное если процесс пойдет, это займет не больше полугода? Главное чтобы он пошел, а не "ожидал рассмотрения" в течение ста лет, будем надеятся все будет отлично.

  10. История говорит о другом.  19 ноября 2014, 00:43 0

    При желании Польской староны, этот процесс займет не так много времени, по крайней мере намного меньше чем он занял у Грузии. Грузии пишлось собирать докозательства, что бы собрать необходимый пакет архивных документов, а Польша уже может воспользоватся этим пакетом документов, зделав официальный запрос парламенту Грузии, надеюсь не откажут. Я конечно не специалист в этих делах, но думаю что подобный вариант возможен, опять же при желании Польши.  

  11. Незнаю, но мне кажется Польша не примет такого решения. Если бы обратились к Литве, Латвии или Эстонии, они думаю приняли бы, мы же обращаемся к тем кто больше имеет зуб на Россию. Или я не прав?

  12. История говорит о другом.  19 ноября 2014, 15:45 0
    Bibars:

    Незнаю, но мне кажется Польша не примет такого решения. Если бы обратились к Литве, Латвии или Эстонии, они думаю приняли бы, мы же обращаемся к тем кто больше имеет зуб на Россию. Или я не прав?

    Как я понимаю, цена на газ, в данном случае будет иметь решающее слово.

  13. Къыолъэ1у  26 ноября 2014, 02:04 0

    А мне кажется нужно обратиться ко всем странам, армяне не стыдятся этого делать. Чего выделять какую-либо страну. На трагедию народов, всегда отзывались. Сама Польша три раза терялась с карты Европы, но она возродилась. Поляки это европейские кавказцы. Поляки, кто бы что не говорил, это сильная нация. Недаром в такой стране, как США было несколько Государственных секретарей из Польши. В СССР много было военных, ученых, политиков. Да и в Европе, они занимают очень приличные посты. Яркий пример, Туск и многие другие. Католическая Церковь очень много сделала для Польши. Она объединяла разных людей, с разными верованиями, они в Польше тоже есть, разными отношениями к жизни людей, от атеиста до коммуниста. А у нас был уникальный человек, Аслан Ципинов, угрохали. Так нельзя, сейчас в нашем деле нужен всякий человек, знающий религиозные вопросы, политик, дока в своем деле, художник, умеющий представить ситуацию несколькими мазками, поэты и писатели, которые словом могут выразить многое, сильные духом люди, которые понимают, что нужно делать, тонкие юмористы, подмечающие некоторые отрицательные черты человека, возводящие все до анекдотов. Полноценность нации формируется таким образом, все это называется народ. Сколько людей, сидевших в тюрьме, с тяжелыми статьями оказались героями Великой Отечественной войны. Опыт человеческий, он очень разнообразный, как мы сами, непохожие друг на друга.

  14. Обращаться надо только туда, где есть 100% шанс рассмотрения дела и хотя бы 50% шанс его успешного исхода. Все остальное играет только против черкесов, поскольку каждое обращение без результата - сажает наш рейтинг.

    И еще: я никогда не был сторонником  всех этих обращений, хотя и поддерживаю их из чувста "национальной дисциплины" - не более. Не "признанием геноцида" черкесы вернут себе достоинство и родину, а если только будут силой, с которой нельзя не считаться, пусть и не высших порядков. В мире ставят на победителей - так было, так есть и так будет. А для того чтобы быть сильными и победоносными, черкесам предстоит еще  только стать организованными. И уж точно не привыкать чувствовать себя "жертвами" чего угодно.

  15. Адыг Черкесов  27 ноября 2014, 00:47 0
    Diomedes:

    Обращаться надо только туда, где есть 100% шанс рассмотрения дела и хотя бы 50% шанс его успешного исхода. Все остальное играет только против черкесов, поскольку каждое обращение без результата - сажает наш рейтинг.

    И еще: я никогда не был сторонником  всех этих обращений, хотя и поддерживаю их из чувста "национальной дисциплины" - не более. Не "признанием геноцида" черкесы вернут себе достоинство и родину, а если только будут силой, с которой нельзя не считаться, пусть и не высших порядков. В мире ставят на победителей - так было, так есть и так будет. А для того чтобы быть сильными и победоносными, черкесам предстоит еще  только стать организованными. И уж точно не привыкать чувствовать себя "жертвами" чего угодно.

        Вот с чем можно согласится на все 99%! Парламент, рассмотревший вопрос и не принявший его в мирное время, и потом будет относиться к делу как к уже решонному, а многочисленные отказы придадут делу уж совсем не перспективный характер.

        У Польши если не больше, то никак не меньше причин не дружить с Россией, чем у Литвы, Латвии или Эстонии, не дружили они не только во времена Сталинов, Романовых, но и во времена Рюриковичей и православной когда-то Польши.

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.