«Черкесская полития»: скоро все всё увидят

Никто уже не рассчитывает на репатриацию в Россию, и создаваемые на сегодняшний день новые черкесские транснациональные структуры, которые рассчитаны на диаспору, никаким образом не ориентированы на Россию

ПРАГА---Сегодня у нас будет необычный «Некруглый стол», хотя бы тем, что наши гости находятся в разных концах света – один в США, а второй в Австралии, и оба они являются черкесскими активистами. Андзор Кабард у нас на линии из Нью-Йорка и Алан Джамирзе из Сиднея.

Дэмис Поландов: Мы беседуем с вами 15 сентября и запись начинаем в 15:00. Я говорю об этом потому, что ровно в эти минуты в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» начинается пресс-конференция на тему «Черкесы: вчера, сегодня, завтра». Вы – черкесские активисты. Я знаю вас и о вас много лет, и я точно знаю, что вас на эту пресс-конференцию, разумеется, не пригласили, и поэтому одновременно с ней мы ведем с вами беседу – я из Праги, вы из Нью-Йорка и Сиднея. Мой первый вопрос, Андзор, я адресую вам: в последнее время черкесский вопрос вдруг оказался на повестке дня в России.

Долгое время до этого по этому поводу вообще никто не высказывался. Насколько я понимаю, все началось с подачи одного из известных российских общественных деятелей Максима Шевченко, который вдруг заявил, что Россия должна принять черкесов из Сирии, именно черкесов, потому что это коренной народ Российской Федерации, и у Российской Федерации есть ответственность перед этим народом. После этого началась общественная дискуссия. Как вы считаете, почему вдруг внезапно был поднят черкесский вопрос, имеет ли это отношение только к тому гуманитарному кризису, который мы наблюдаем с сирийскими беженцами?

Андзор Кабард: Мне кажется, что в основном два момента определили актуализацию темы сирийских черкесов в России на сегодняшний день – это та истерия, которая наблюдается в России по поводу якобы гуманитарной катастрофы в Европе, которая скоро закончится из-за наплыва беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки; второй момент – 19 числа будет проходить съезд МЧА (Международная черкесская ассоциация) в Нальчике. У МЧА уходит земля из-под ног и она развивает определенную деятельность для того, чтобы показать свою полезность власти.

Дэмис Поландов: А, вообще, получается что-то показать? Что именно предлагают сегодня черкесы, которые входят в Международную черкесскую ассоциацию, как реагирует российская власть, в том числе, на предложения того же Шевченко? Насколько я понимаю, черкесские организации поддерживают это предложение...

Андзор Кабард: Что касается предложения Шевченко: то, как реагирует на него российская власть, можно увидеть на портале федерального информационного агентства Регионы.ру, где по этому поводу отписалась масса депутатов парламента Российской Федерации, священнослужителей, которые теперь высказываются по всем поводам в Российской Федерации. У них абсолютное единодушие на предмет того, что никаких черкесов пускать в Россию нельзя ни в коем случае, это вообще абсурдное предложение и вообще непонятно, зачем это предложение сейчас озвучено. Что касается какой-то полезности МЧА власти... Ну, она выполняет свои функции, как и выполняла. Это агентурная сеть – с одной стороны, и пропагандистский механизм – с другой стороны. Все эти туристические поездки граждан из Турции, Сирии, Иордании в Сочи и так далее – подтверждение того, что они – прогрессивные силы вместе с Россией в этот тяжелый час санкций Запада. Все то же самое, что делал в свое время Антисионистский комитет советской общественности в Советском Союзе.

Дэмис Поландов: У меня вопрос в Сидней: Алан, вы возглавляете общину австралийских черкесов и говорите от ее имени. Пытаетесь ли вы как-то обращаться к российским властям по поводу именно сирийских черкесов? Я знаю, что у вас было обращение в ООН, которое касалось судьбы черкесов, а пытаетесь ли вы взаимодействовать, в том числе, с российскими властями?

Алан Джамирзе: Да, мы делали обращение австралийскому государству о помощи черкесам из Сирии. Эту петицию подписали 10 тысяч черкесов. Петиция была о том, чтобы Австралия оказала помощь черкесам, которые считают себя беженцами из Сирии. Мы написали, что черкесы являются беженцами не только в связи с сегодняшним конфликтом в Сирии, но еще со времен русско-кавказской войны. В нашей истории нас уже несколько раз переселяли, сейчас уже в четвертый раз. В петиции указываются моменты, важные, об идентичности черкесов – не как общей массы беженцев, а как меньшинства, и это очень важный момент, который мы привели в петиции. Мы попросили государство, чтобы Австралия помогла черкесам по обычаям, согласным с международным правом.

Дэмис Поландов: Получили ли вы какой-то ответ от австралийских властей?

Алан Джамирзе: Я думаю, то, что в последние дни Австралия согласилась принять 12 тысяч беженцев из Сирии, Иордании и Турции, является позитивным ответом не только нам, но и другим меньшинствам. Я знаю точно, что мы не первая организация и не первое меньшинство, которое подавало такое письмо.

Дэмис Поландов: Собственно, мой первоначальный вопрос был как раз о том, обращались ли вы не только к Австралии, но, может быть, к другим государствам. Вы не обращались к России?

Алан Джамирзе: Мы обращались по обращениям самих черкесов. Нас о России никто не спрашивал. Просили именно в Австралию, Америку, Новую Зеландию и страны, ближайшие к этому региону.

Дэмис Поландов: Но откуда-то вы получали какие-то ответы? Допустим, если вы обращались к властям Соединенных Штатов, то, может быть, получили что-то оттуда?

Алан Джамирзе: Протокол нас повел по дороге UNHCR.

Дэмис Поландов: Давайте, переведем – это Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Алан Джамирзе: Они приняли эту петицию и сказали, что определяют черкесов как уникальное меньшинство с уникальной историей и будут их принимать как черкесов, а не общесирийских беженцев. UNHCR определяет разные категории беженцев и консультируется с государствами, определяет, кому какая помощь нужна, и самый главный пункт мы здесь исполнили.

Дэмис Поландов: У меня вопрос в Нью-Йорк. Андзор, сама тема, которую сегодня поднимают в Москве, – «Черкесы: вчера, сегодня, завтра», насколько можно судить по тому, что вы сказали, и по тому, что я читал, действительно, российские политические деятели и депутаты отвергают будущее зарубежных черкесов, которые по результатам русско-кавказской войны оказались за пределами Российской империи и последующих государств на этой территории. Т.е. будущее с Россией связывать не имеет никакого смысла. А что это значит для тех черкесов, которые сегодня бегут от войны? Где они могли бы сохранить свою идентичность, как это вообще происходит, допустим, в США или в Германии, где, насколько я знаю, уже есть достаточно крупная община черкесов?

Андзор Кабард: В США существует община именно сирийских черкесов с Голанских высот – около четырех тысяч человек компактно проживают в штате Нью-Джерси, в получасе езды от Нью-Йорка. Как раз на днях у них закончился Черкесский день, где участвовали и черкесы из Канады, и черкесы из Германии, которых вы сейчас упомянули. То есть опыт адаптации и интеграции в американское общество компактно проживающего и одномоментно мигрировавшего черкесского сообщества из Сирии здесь есть. Он успешен и может быть повторен в ближайшее время, если будет на то политическая воля правительства Соединенных Штатов. Если говорить о том, что происходит сейчас в России, то кого, в принципе, сейчас волнует, что говорят в России по поводу черкесов? Все, что могла Россия сказать, она сказала делом, в частности, к осени 12-го года, потому что с 11-го года в течение года мы как только могли бомбардировали российские власти обращениями по поводу эвакуации, спасения, репатриации черкесов. Это только маленький эпизод в течение того, что творилось в последние 25 лет, когда черкесы просто каждый год обращались к России с требованиями, просьбами признать себя народом-изгнанником и открыть дорогу домой. Это полностью вписывается в контекст того, что творит Россия уже 150 лет. Четыре раза сменилось название государства, но черкесская политика у нее не менялась никогда. Поэтому то, что говорит сегодня Россия, по большому счету уже мало волнует людей, которые живут за ее пределами. Никто уже не рассчитывает на репатриацию в Россию, и создаваемые на сегодняшний день новые черкесские транснациональные структуры, которые рассчитаны на диаспору, никаким образом не ориентированы на Россию, на ее мнение и на что-либо в этом роде.

Дэмис Поландов: Я как раз хотел спросить об этих наднациональных структурах, которые бы объединили диаспору. Совсем недавно в российской прессе как раз зашел разговор о том, что черкесы пытаются каким-то образом создавать такие структуры, и, Андзор, речь шла именно о вас. Вы могли бы объяснить, о чем вообще идет речь?

Андзор Кабард: Судя по тем отрывкам, которые были приведены в этой статье (я не читал ее полностью), там приводится отрывок из наших первоначальных рабочих документов, каким-то образом попавших к этому журналисту. Там приводится название «Черкесская полития» – это действительно название той организации, которую мы собираемся соучредить в ближайшее время. Это говорит о том, что какие-то фрагменты нашего проекта попали в российскую прессу. Если говорить обо всем остальном, как это было оформлено в этой статье, то это, конечно, абсолютная глупость – какие-то цэрэушники, грузины, фонд Джеймстаун. Они никакого отношения, конечно, к этому не имеют, но мы были бы рады, наверное, их видеть в сотрудничестве с нами по причине того, что, кто же отказывается от сотрудничества с такими крупными государственными структурами. Но, к сожалению, к этому проекту они никакого отношения до сегодняшнего дня не имели. Это чисто наши разработки, которые были начаты еще с Альбертом Кажаровым (покойным) в январе 13-го года, когда мы договорились основать новую черкесскую организацию в Лондоне, в чем-то калькированную с сионистской организации. К сожалению, Альберт погиб в августе 13-го года, и с ним эта тема дальше не пошла. Если говорить о том, как она развивается сейчас, то скоро все всё увидят.

Дэмис Поландов: Алан, вы тоже каким-то образом участвуете в этом проекте? 

Алан Джамирзе: Да, и мы приглашаем всех, кто хочет мирно работать над развитием нации, которая имеет полное законное право быть самой собой. Это благородный, хороший проект, который я поддерживаю, и мы, черкесы, имеем право жить, так же как и испанцы, китайцы, японцы, австралийцы и все остальные люди. Мы занимаемся вопросом будущего черкесов и Черкесии, а Черкесия у меня сегодня в сердце.

Дэмис Поландов: Если мы говорим о сионизме, как о движении по возвращению еврейского народа на родину их предков (такова идеология сионизма), то о чем идет речь в случае с черкесским вопросом? Вы сейчас сказали, что Черкесия в вашем сердце... Мы говорим конкретно о главной стратегической цели черкесов вернуться на родину, которая сегодня находится на территории Российской Федерации – Черкесия, или мы говорим о том, что создается какая-то наднациональная структура для того, чтобы сохранять черкесов, объединять их в диаспоре, сохранять культуру?

Алан Джамирзе: Черкесии в Российской Федерации нет.

Дэмис Поландов: Да, я понимаю, что такого субъекта Российской Федерации не существует...

Алан Джамирзе: Вот почему на сегодняшний день этот вопрос не существует, он не стоит на повестке дня, в разговорах. А то, что стоит конкретно, – это масса людей, которые себя называют черкесами. Мы занимаемся вопросом консолидации, идентификации черкесов. Так что мы вернемся в Черкессию, когда Бог откроет нам дорогу, а в нынешний момент мы будем концентрироваться на том, на чем мы можем концентрироваться, – на своих умах и сердцах.

Андзор Кабард: Я бы добавил к тому, что сказал Алан, несколько более конкретных пунктов. Дело в том, что основной задачей, которая стоит на сегодняшний день перед черкесами, которые живут в диаспоре, является выживание как народа и трансляция своей идентичности последующим поколениям. Соответственно, именно этими основными задачами, то есть практически прошивкой транснации, структуризацией и созданием некоторой субъектности на международной арене и будет заниматься новая организация. Если говорить церковным языком, то основной харизмой этой организации будет, скорее всего, образование, потому что это главный становой хребет любой такой общности, особенно нации, расселенной во многих государствах. Это фактически структурирование сети. Если говорить об отношениях с Россией, репатриации, то репатриация была большой, великой надеждой черкесского народа. Я думаю, что как цель воссоединение с родиной останется всегда, но в границах прогноза эта задача не стоит - по причине того, что, во-первых, массовая репатриация невозможна, пока Россия эффективно контролирует территорию исторической Черкессии, – это уже надо просто признать и избавиться от иллюзий на этот счет. Второй момент в том, что тщетная надежда на то, что с Россией возможен конструктивный диалог на этот счет, приводит к параличу воли в диаспоре. Мы же будем содействовать более фундаментальному окапыванию и укреплению своих позиций там, где сейчас живут наши люди и где они будут жить в обозримой перспективе. Наша задача – создать лоббистские центры, национальные системы образования и приложить массу усилий для того, чтобы черкесы транслировали свою идентичность, если понадобится, и 40 поколений, до того момента, когда смогут, наконец, осуществить эту репатриацию, о которой все так долго говорят.

Дэмис Поландов: Андзор, а как обстоят дела с поддержкой? Вот, австралийские черкесы вас поддерживают, а есть поддержка в таких крупных диаспорах, как, например, в Турции?

Андзор Кабард: Так как большинство черкесов у нас проживает в Турции, то, естественно, основной рынок сбыта нашего продукта – анатолийские черкесы. В основном, конечно, мы имеем контакты именно с ними. Я думаю, что это не очень хорошая новость для МЧА, потому что, по всей видимости, их активность на этом фронте через какое-то время придется свернуть.

Дэмис Поландов: Алан, я знаю, что у вас была еще одна инициатива: вы предложили делать черкесские паспорта. Вы могли бы немного подробнее объяснить, для чего нужны эти черкесские паспорта?

Алан Джамирзе: Главная функция черкесских паспортов – идентификация черкесской нации, принадлежности человека к черкесской нации. Почему сегодня важно это действие? UNHCR обращает особое внимание на народы-меньшинства. Черкесам, как народу, очень важно себя определить черкесами, а не сирийцам. Они, может быть, граждане Сирии, но этнические черкесы, и в этом смысле очень важно, чтобы свой народ тебя признал как черкеса и ты сам себя признал как черкеса.

Андзор Кабард: Я бы добавил, что наша «Черкесская полития» должна выступать агентом идентификации как раз через паспортизацию черкесов. Мы собираемся массово паспортизировать черкесов, проживающих в самых разных странах, и таким образом снять вопрос вообще о едином теле народа.

 

АУДИО

 

Эхо Кавказа


Комментарии 47

  1. В России МЧА правят 80-летние, а молодежь хочет создать свою партию. Долго ли будет жить эта партия, не известно? Конечно, хотелось бы, чтобы были сдвиги в отношении переселения черкесов, их обустройства. Создается такое впечатление, что мы без головы, только создаем какие-то организации-однодневки. Тем не менее, хочу заявить, за последние 25 лет мы многое узнали о себе, что у нас есть флаг, многие приехали на Кавказ впервые. Отсюда поехали люди туда, нашлись родственники. Начался диалог с властью, что-то получается, что-то нет. Конечно, хочется большего. Однако, не так все просто. Уж слишком много потеряно. Радует, что есть ребята, которые не теряют духа, пытаясь возродить потерянное. Только так видимо сможем выжить, преодолеть эрозию. Господин Поландов, мы к Вам привыкли, как к специалисту по актуальным вопросам. Так вот, почаще бы, да по больше. 

  2. Астемир Казаков  17 сентября 2015, 02:18 0

    Трам, все будет хорошо. Последние события, связанные с Россиией, Украиной, Европой и Ближним Востоком, говорят о том, что будут большие перемены, которые повлияют на весь мир. Одни только технологические прорывы изменяют мир и важно не тратить время впустую. Транснация так транснация. Это все-таки новый, для нашего народа, способ существования. Благо есть у кого перенимать опыт. У этого способа даже больше плюсов. И самый большой плюс - народ будет вынужден умнеть, а ум - важнейшая способность человека, способствующая более быстрому и, если так можно сказать, правильному развитию человеческого вида. К тому же у нас достаточный культурный багаж, чтобы без раздумья не становиться чатью обществ и народов, рядом с которыми живем и будем жить.

  3. Не удивительно, что на репатриацию не расчитывают, никто же не занимается созданием рабочих мест. Зато участие в международных делах сулит активистам столько приятных поездок. 

  4. чилиец, становись "активистом" и езжай в "приятные поездки" - сколько хочешь, раз только это увидел - туда же все приглашаются, кто готов участвовать. это не "закрытый клуб" типа МЧА

  5. Кто давал право американцу Андзору Кабард говорить от имени всех черкесов? Репатриация худо бедно но идёт, а он говорить о том, что никто на неё уже не рассчитывает. Ложь. Здесь ведёт активную пропаганду сворачивания репатриации и всех призывает переезжать в США, даже тех кто родился в Черкесии (реальной земли, а не мифический "в сердце" австралийца Алана). Так какая разница между властями РФ, который мечтают о Кавказе без кавказцев и американцем Андзором Кабард (цензура-ah), который по факту занимается тем же самым? Никакой. Есть у нас, черкесов, поговорка "Дыщэ унэ нэхърэ уи унэжь", новым американцам и прочим людям без родины её видимо не понять.

  6. 45:

    чилиец, становись "активистом" и езжай в "приятные поездки" - сколько хочешь, раз только это увидел - туда же все приглашаются, кто готов участвовать. это не "закрытый клуб" типа МЧА

    Вот вспоминаю, где то в середине 90х, с одним знакомым обсуждали третьего. Как тот сначала пытался примкнуть к международным адыгейским делам, а там оказалось тяжело, не давали денег :). Тогда он переключился на религиозные дела, стал ездить во всякие арабские страны. 

    Это я к тому, что трудно отличить тех, кто хочет сделать что то полезное, от тех кто ищет корысть. 

     

  7. Необходимость создания транснациональной черкесской организации давно созрел и не видеть этого могут только ограниченные люди. Я всецело поддерживаю это начинание, в добрый путь!

  8. чилиец, у вас своя компания - у нас своя. Тут денег давать не будут - тут платить за членство придется (вот такие пироги) и заплатив: избирать и быть избранным, при желании, контролировать etc. нормальная такая западная система, которая в Совке не приживается, но нормально работает в иных местах. Хотите - участвуйте, не хотите - критикуйте со стороны, но вы тогда не в бизнесе, как говорится.

    Нарт, не путайте форум с фейсбуком - здесь нельзя обращаться по имени к людям, пишущим под ником: за раскрытие данных - бан (см. Правила).

    По сути Вашего вопроса: то что там "худо-бедно идет" (вернее "шло") - как раз при участии "обвиняемого" зачатый и поставленный проект, очень небольшой группой черкесских националистов из Москвы, изначально. Он экспериментально показал потолок, который способна, обомлевшая вначале от такой наглости Москва, дать черкесской репатриации. Москва давно пришла в себя и для сирийских черкесов путь в Россию сегодня практически закрыт. 

    Что Вас так возмущает - понять сложно: землю на которой живете - не контролируете, власть на ней - не выбираете, навести порядок на ней, чтобы кровь перестала в таком количестве литься, - не сможете, предотвратить более масштабное кровопускание - тоже,  экономику наших республик - Москва будет давить, выводя все что дышит - кластерами, проистекающие от этого потери от эмиграции в центральную Россию - десятки тысяч человек в моменте, никакой репатриацией, даже если бы Россия позволила, за поколение не перекрыть. Суда даже элементарного нет, зато пытки в полиции - сколько угодно. Здравоохранения и образования - нет как класса.

    Куда людей зовете? Какую им жизнь обещаете? Они должны жить на этой скотобазе, в которую завоеватели превратили нашу Родину, на положении бессловесного скота, пока не получат паспорт, а затем, на положении бесправных смердов, когда таковой получат? 

    Родина, друзья мои, это не только то, что контролирует тебя, но и то - что контролируешь ты. Вам пальцем показать, кто ее сейчас контролирует? 

    Никто никого не обвиняет - я такой же как и все мы, т.е. тот который не смог это изменить. Разница с оппонентами только в одном: считаюсь с реальностью и не люблю быть постоянно проигравшим - люблю побеждать. Тот путь, которым шло черкесское движение до недавнего времени, - путь к поражению. по определению и изначально.

    Почему по определению? Да потому что ставит в зависимость от старого кровника, низводит из роли стороны переговоров до роли вечного просителя и строит все планы на песке надежд, исполнение которых не зависит от самих черкесов, а только от воли внешних сил, приучая людей к инфантильности, к тому что кто-то им чего-то должен, к комплексам жертвы.

    И мы ВСЕ это знаем - 25 лет это доказывалось ежегодно. Кто-то может с этим спорить?- Никто! Вернее, зная нашу черкесскую натуру, знаю что найдутся те, кто будут стараться, но выглядеть это будет крайне нелепо, смешно и грустно

    Хотите так жить дальше? - Ваше право. То что создается сейчас в Диаспоре только поможет выжить черкесам в Хэкуж в перспективе, увеличив их вес в глазах Москвы, - на самом деле, это НАШ единственный шанс на выживание в этом столетии. Но сдохнуть, ради иллюзий некоторых интеллектуальных морфиенистов, народ, который практически целиком, за исключением небольшой части на огрызках Родины и во власти врага, находится в изгнании, не должен и такая перспектива даже не рассматривается.

    Инфраструктура для сохранения черкесской идентичности в Диаспоре - будет создаваться. Независимый и неподконтрольный Москве центр политических решений - тоже. Это уже решено очень многими черкесскими мужчинами и женщинами, которые подпирают этот проект своей страстью, своим участием и своими деньгами. 

    Что при этом будут кричать с трибун, спортсменов, настроенных на победу и знающих свое дело, волновать не должно. Все кто действительно хотят участвовать в девелопменте транснации - пусть спускаются на поле. Поскольку начинание демократическое - каждый может возглавить его, если завоюет авторитет. Остальные - не в счет.

    Всем доброй охоты - уступаю пост коллегам-админам.

  9. Отличная статья и мне приятно осозновать, что появляются идеи подготавливающие черкесов к будущему.Транснация концепция способная сохранить и адатировать народ к реальной ситуации( абсолютное большинство черкесов живут вне своей Родины) и  к будущей мировой тенденции( профессионалы -кочевники в глобальных городах).Упор на образование звучит очень оптимистично.Thaweghepseu !Андзору.Алану и другим людям которые реализовывают такие проекты. А судя по комментариям, концепция революционная.

  10. За 150 лет политика этой страны никак не изменилась. И все это время (за исключением пары непродолжительных периодов) у нас не было власти на своей территории, и все те притеснения, о которых ты пишешь, были и есть. Однако мы на своей Родине как нация сохранились гораздо лучше чем черкесы в диаспоре, история которой фактически уже подходит к концу. В случае, если текущее положение дел не изменится, останутся ли через 100-150 лет на Кавказе черкесы как нация? Да, я уверен в этом на 99%. Останутся ли через 100-150 лет черкесы как нация в диаспоре? Однозначно нет. Они уже практически растворились, в целом осталось только имя и воспоминания. Еще максимум 2-3 поколения, и не останется ничего. "сохранение черкесской идентичности в Диаспоре" это утопия. Вы ошибаетесь, и зовете остальных за собой в пропасть.

  11. Нарт, просто создайте другую концепцию направленую на развитие Хэкужь.И действуйте никто же не мешает. Что бы было меньше критики- просто представьте,что данная концепция -это объединение Зихия,а ваша концепция будет Касогией.Каждый будет работать над своей идеей ,от этого будет только лучше.

  12. Возможно и не ошибаетесь, а намеренно подключились к проекту "кавказ без кавказцев". Хотя разницы никакой нет - цель у вас одна.

  13. Нарт, т.е. Вы утверждаете, что после XX в и все через что прошли наши предки в России, мы лучше сохранились чем черкесы в Узун-Яйле в Турции, к примеру, которым тоже досталось, но отнюдь не так как нам при том же Александре II или Сталине? - Очень многие с Вами не согласятся, включая ученых, изучающих современные черкесские анклавы. Они-то как раз считают наоборот, но это другая песня.

    Давайте решать проблемы по мере их поступления. Вот завтра Путин скажет: "Черкесы - привет вам! Айда жить обратно, репатриантам отдаю свой дворец в Сочи!" - тогда и будете расписывать о том, что лучше бы жить в Хэкуж, а не в Германии, к примеру. Пока это бессмысленный разговор: Россия закрыта, частных денег на репатриацию, в объемах 12 г, больше не будет - это я Вам ответственно заявляю.

    "А что, б..., если нет?" - как поется в одной известной песенке? Ну вот так вот - все останется как было и как сейчас есть. Конечно же, Диаспора должна сдохнуть у границ России - вся. Просто расстаять как льдина.

    Так уже не будет.

    Самое главное - вам-то чем все это мешает? Чем Вам конкретно мешает то, что в Диаспоре черкесы останутся черкесами и создадут для этого инфраструктуру? - Боитесь, что все хэкурысы тогда сбегут за кордон?- Не сбегут, хотя стоило бы, но я уже об этом писал. 

    И еще: лучше Кавказ без кавказцев, но которые живут свободно и достойно, чем Кавказ с рабами-кавказцами, которые живут так, как сейчас живут (что "достойной жизнью" и в страшном сне сейчас не назвать, увы), а еще хуже - с кавказцами убитыми и замученными.

  14. Diomedes:

    Нарт, т.е. Вы утверждаете, что после XX в и все через что прошли наши предки в России мы лучше сохранились чем Узуе-Яйла в Турции, к примеру? - Очень многие с Вами не согласятся, включая ученых, изучающих современные черкесские анклавы. Они-то как раз считают наоборот, но это другаяыф песня.

    Позвольте поинтересоваться, кто такие эти "Очень многие"? Вы, уважаемый, хоть раз были в черкесском селе/ауле на Кавказе? Где практически все говорят по-черкесски, понимают язык и передают его своим детям, внукам? Видимо нет, раз сравниваете это с районом Узуняйла, где по-черкесски говорит только старшее поколение, а из их детей-внуков язык знают только единицы. Следующие поколения его уже знать не будут совсем. На кого вообще расчитано это сравнение? Я прекрасно осведомлен о положении черкесской диаспоры, так что вы промахнулись. Или язык для вас не показатель сохранности нации? Что же это тогда? Что-то глубоко "в сердце"? Нам такого сохранения нации не надо, спасибо.

  15. Нарт, Нет, я видимо гусей гонял на Луне. В Узун-Яйле, да, хуже сохранился  язык - половина уже не знает (в Адыгее, к примеру, уже сейчас - 1/3 черкесов "потерявших язык", как некоторые говорят) - урбанизация в Турции для черкесов раньше началась, у нас она язык добьет, при сохранении тенденций, на два поколения позже. Зато у них физически не уничтожена референтная группа народа и сохранены его традиции - те самые, о "возрождении" которых в Хэкуж только говорят и то фольклористы. 

    Все сказано. Доброго времени суток и следите за новостями.

  16. Все эти разговоры очень хорошее дело. Разные движения, общества и другие говорильни дело не решают. Не решают и работать не будет, никогда и нигде по одной простой причине: потому что если и есть народ, но нету сформированного общества. Вот когда будут заняты все социальные ниши, все квалифицированные специальности, когда люди не будут гнушаться неприятными и непрестижными по их мнению профессиями, тогда и будет решение проблемы и будет формироваться привлекательная жизнь не только для адыгов, но и для других. 

  17. Diomedes, Упсэу, утхъэж! ДЕМИС ПОЛАНДОВ, АНДЗОР КАБАРД, АЛАН ДЖАМИРЗЕ, ТХЬЭМ, АДЫГЭ ГЪАЩ1ЭБЭ ДАХЭ ФИГЪЭПСЭУ, ФИ ГУРЫЛЪЫР НЭРЫЛЪАГЪУ ФХУЭХЪУНУЩ!!! "ЧЕРКЕССКАЯ ПОЛИТИЯ" ГЪУЭГУ МАХУЭ!!! ХЭКУМРЭ ЛЪЭПКЪЫМРЭ ЗЫУЭ, АДЫГЭУ ПСЭУНУЩ!!!

  18. Наконец-то! Столько лет ждали, когда это произойдет.

  19. Я даю право говорить от моего имени Андзору Кабарду и Алану Джамирзе, а "нартам" рекомендую не беспокоиться о сердцах и землях.

  20. Поискал:

    28 ноября 2010:  "На нынешнем этапе речь идет о создании национальных сетевых структур: гибкие, распределенные в пространстве, полицентричные сетевые структуры решат вопрос первичной консолидации нации вопреки нашей традиционной разобщенности. Результатом этих процессов станет рождение нового игрока в Черноморско-Каспийском и Ближневосточном регионах, с которым невозможно будет не считаться всем тем кто имеет в нем интересы - ни больше, ни меньше". http://www.cherkessia.net/author_article_detail.php?article_id=3121

    20 июля 2013: "Ожидания черкесов, особенно российских черкесов, были одни, а сирийская тема – тема репатриации сирийских черкесов в 2012 году – их закрыла. Стало понятно, что Россия даже в ситуации "жизни или смерти" для нашего народа никогда не пойдет нам навстречу... В ближайшие пять лет, к концу десятилетия, мы увидим совершенно другой народ, намного более структурированный, системный, консолидированный, чем то рыхлое образование, которое мы видели до этого. К сожалению, Россия не будет тем государством, которое приложило к этому руку, потому что оно предпочло видеть проблему в черкесах вместо ресурса". http://www.ekhokavkaza.com/content/article/25051605.html

    7 февраля 2014:  "Чаяния 1990-х гг, главным из которых было истребование права на репатриацию для народа-изгнанника, так и не пришли, за почти что четверть столетия, в согласие с реалиями российской политики... российские черкесы практически утратили свое положение в центре черкесского мира, занимаемое по праву хранителей родной земли и благодаря своему статусу, сегодня уже во многом лишенного практического наполнения. В Турции, как уже говорилось выше, живет основная часть народа, а, люди, в конечном счете, важнее камней и травы, даже безмерно любимых,- люди это самое главное. Процесс перемещения политического центра черкесской транснации из России в Турцию вскорости будет институционально оформлен, - это неизбежно и это дело совсем недалекого будущего". http://www.apn.ru/publications/article31034.htm

    14 февраля 2014: "центр тяжести формирования новых смыслов в черкесском движении будет находится, из-за полной маргинализации его, фактически, в России, за пределами юридического поля Российской федерации. Скорее всего - в Турции". http://aheku.net/news/society/5576

    Кабард 5 лет гнет свою линию и перешел от слов к делу, не случайный человек. Мне нравится то, что он предлагает. Дело Джамирзе с паспортами мне очень понравилось. Становлюсь в очередь на черкесский паспорт.

  21. Адыгэ оркъ  17 сентября 2015, 16:06 0

    С черкесскими паспортами будет небольшая проблема. Потомки холопов и ассимилированных инородцев встанут в один ряд с настоящими адыгами,а еще дальше появятся княжеские удостоверения. 

  22. А нам что теперь что, как нацистам с циркулем к людям подходить? У всех народов полно "ассимилированных инородцев", а "потомки холопов" это 9/10 любого народа. Среди них много сегодня достойных людей, а среди вчерашних дворян - наоборот. Быть адыгэ сегодня трудно - случайные и слабые за паспортом не пойдут, просто испугаются.

  23. Полностью поддерживаю, каждая новая организация сулит надеждой, что хоть что-то пойдет на пользу черкесам, вокруг чего мы могли бы сконцентрироваться и объединиться.. Более того, предлагаю создать Черкесское правительство, именно прав-во в изгнании, пусть будет меджлис, сенат или ещё как нибудь, но был ориентир для каждого черкеса.. Пусть получают черкесские паспорта те кто солидарен с этим пр-вом и сделал выбор в пользу него..

    ​Надеяться не на кого, только на себя самих.. Россия дала понять, что ее не интересуют проблемы черкесов, сама начертила перед нами черту, и тут думать о выборе не приходится, такая страна мне не нужна.. Но и уезжать от сюда не собираюсь, уж очень большая уступка будет для них, короче говоря "Если гора не идет к Магамеду, то пошла она на Х....."

     

  24. Адыгэ оркъ  17 сентября 2015, 16:46 0

    Дай челяди паспорт,и он захочет "ярлык на княжение". Живой пример Машбаш. Сделали заслуженным писателем,считает теперь нас всех УГ.

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.