Адыгея - отчужденность власти

Отчужденность — в психологии состояние
эмоционально-психологической отстраненности,
чуждости по отношению к кому-либо или чему-либо ...

12 марта 2012 года полномочия Тхамадэ (руководителя) Общественного движения «Адыге Хасэ — Черкесский Парламент» Республики Адыгея (Хасэ) сложил с себя Арамбий Хапай. Он так же вышел из Совета движения, опубликовав обращение к Исполкому Хасэ, в котором объяснил свой поступок невозможностью решать задачи, стоящие перед организацией, пока Республику возглавляет Асланчерий Тхакушинов.

Через три дня, 15 марта Исполком организации опубликовал итоги планового заседания, на котором были рассмотрены всего два вопроса. Первым значился: «Проведение ежегодного праздничного мероприятия «Адыгский Новый Год» 21 марта 2012г.»; вторым: «Позиция по заявлению бывшего Тхамады «Адыгэ Хасэ» РА Хапай А.Ю.».

Прощание Тхамадэ

Посетители черкесских интернет-сайтов вплоть до 15 марта не часто встречали на их страницах результаты плановых заседаний Хасэ. Публикация итогов последнего заседания сделала очевидным то, что главным вопросом, рассмотренным на нем, был именно второй — уход Арамбия Хапая и его прощальное обращение к соратникам по организации. Увы, резолюция заседания по второму, т.е. по главному вопросу разочаровала общественность, т.к. не содержала ни подробностей, ни интриги происшедшего. Исполнительный комитет всего лишь открестился от обращения бывшего Тхамадэ, назвав его «личным мнением».

Но все же позитивный момент в итогах заседания присутствовал — широкая черкесская общественность, не искушенная в деталях внутренней жизни Хасэ Адыгеи, наконец то узнала имена членов исполкома, т.к. их подписи присутствовали в резолюции. До сих пор Хасэ ассоциировалось исключительно с Арамбием Хапаем.

Было ли решение А.Хапая неожиданным? Да. Именно сейчас, когда черкесы пристально следят за судьбами своих сирийских сородичей, поступок Тхамадэ стал неожиданностью. Отчасти по тому, что именно он в значительной степени нес бремя рупора чаяний черкесов Адыгеи относительно репатриации сирийских соотечественников; именно он вел диалог с властями Республики по вопросу возвращения Сирийских черкесов и принимал на себя удары в ответ на поставленные вопросы. Этот поступок вызвал озабоченность у некоторых черкесских общественных деятелей. Свое сожаление публично выразили Ибрагим Яганов, Мухамед Черкесов, Аскер Сохт.

По какому же делу на столько сильно разошлись мнения г-на Хапая и руководителя Адыгеи Асланчерия Тхакушинова, что первый оставил пост Тхамадэ и место в Совете организации, которую вполне удачно выстроил за более, чем полтора срока своего руководства?

Загадка Тхамадэ

Незадолго до своего демарша Тхамадэ дал интервью, выразив недовольство тем, что руководство Республики не идет на встречу Хасэ в вопросе увеличения часов, выделяемых на изучение адыгейского языка в школах региона. Но откровенно отрицательного настроя против республиканской власти г-н Хапай в этом интервью не выразил.

Так же известно, что племянник г-на Тхакушинова и по совместительству премьер-министр Республики Адыгея Мурат Кумпилов навещал г-на Хапая зимой 2010 года перед отчетно-выборным собранием Хасэ. Во время своего визита г-н Кумпилов просил г-на Хапая не снимать свою кандидатуру на выборах Тхамадэ организации. Не известно имел ли этот визит молодого премьер-министра какое то действие на г-на Хапая, но тот изменил своему первоначальному решению покинуть пост Тхамадэ и его кандидатура была утверждена на второй срок 11декабря 2010 года. Это значит, что совсем недавно руководство Адыгеи вполне устраивала кандидатура г-на Хапая в качестве Тхамадэ общественного движения «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» Адыгеи.

Но не смотря на кажущееся взаимопонимание, некоторые действия руководства Адыгеи вызывали острую реакцию со стороны руководителя Хасэ и общественности Республики. Превращение дома правительства в лавку, торгующую местами депутатов и сенаторов от Адыгеи, где покупателями являются лица, не имеющие никакого отношения к Республике, но имеющие деловые и дружеские связи с ее руководством, было встречено попытками общественности организовать митинг с требованием отставки г-на Тхакушинова. Это протестное движение быстро захлебнулось, встретив сопротивление администрации. Данный скандал обнажил потребительское отношение республиканского руководства к собственной Родине и ее государственности. Трудно было представить более безобразного оскорбления в адрес народа Адыгеи. Но тем не менее протест г-на Хапая не был выражен в отставке с поста лидера Хасэ. Видимо, по двум причинам: приближался к концу срок президентства г-на Тхакушинова и не были исчерпаны возможности прямого диалога с властями. Именно этот диалог и случившийся публичный скандал, скорее всего, повлияли на временную паузу в упомянутом бизнесе руководителей Республики. В итоге в качестве сенатора от Адыгеи в Москву отправился Мурат Хапсироков, чья кандидатура устраивала все стороны конфликта. Может быть, за исключением покупателя из Краснодара, получившего утешительное место депутата райсовета одного из районов Республики.

Почему же именно сейчас, в такое не простое для всех черкесов время г-н Хапай снял с себя полномочия Тхамадэ Адыгэ Хасэ и покинул совет организации?

Вопреки заявлению бывшего Тхамадэ, указывающем на разногласия с республиканским руководством в вопросе изучения адыгейского языка в школах Адыгеи, мы могли бы предположить другую причину. И для этого стоит восстановить хронологию некоторых событий, в которых пересекались черкесские общественники и руководство Адыгеи.

Хронология отчужденности

В декабре 2011 года группа из 115 сирийских черкесов направила открытое обращение Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву, Главе Республики Адыгея А.К.Тхакушинову, Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея, Общественному движению «Адыгэ Хасэ» Республики Адыгея, народу Республики Адыгея, в котором просила содействовать репатриации сирийских черкесов на свою историческую родину — Северный Кавказ. «Обращаемся к Вам с призывом принять все необходимые меры по созданию возможности беспрепятственной репатриации представителей черкесской диаспоры Сирии, которые выразят желание переселиться на историческую родину - в Россию,на Северный Кавказ» - говорилось в обращении.

Незадолго до этого А.Тхакушинов удивительным образом был утвержден на должность Главы Республики Адыгея на второй срок. До этого момента вероятность его очередного воцарения на эту должность оценивалась, как крайне низкая абсолютно всеми российскими аналитиками. Вплоть до 7-го декабря 2011 года имя г-на Тхакушинова можно было встретить на страницах топовых российских периодических изданий в списке из десятка губернаторов кандидатов на отставку. Но 7-го декабря 2011 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев внес кандидатуру Асланчерия Тхакушинова для наделения его полномочиями Главы Республики Адыгея на второй срок, чем вызвал, мягко говоря, недоумение и у жителей Адыгеи и у знатоков внутриполитической жизни России.

После публикации послания сирийских черкесов на интернет-ресурсах и его широкого оглашения публика заинтересовалась мнением руководства Адыгеи по поводу инициативы наших сирийских соотечественников. Именно тогда и прозвучал первый тревожный звонок, который определил политику республиканского руководства в отношении репатриации сирийских черкесов в Республику Адыгея. Пресс секретарь Главы Республики ответил, что письмо они не получали. Так была обозначена позиция республиканской власти — «политика отчужденности». Дальнейшая хронология действий и бездействия руководства Адыгеи подтверждает этот тезис.

Высказывания Главы Республики на тему репатриации сирийских черкесов, сделанные тогда, когда молчать уже было просто не прилично, не содержали никакой конкретики и отсылали публику к федеральной власти. А вселявшее в черкесов надежду, обращение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников - адыгов (черкесов), проживающих в Сирийской Арабской Республике, принятое в адрес Совета Федерации РФ и руководства страны, стало последним позитивным действием республиканской власти во всей этой истории.

Делегация из трех сирийских черкесов, посетившая Россию в поисках поддержки репатриации своих сородичей на Кавказ, сделала первую остановку именно в Адыгее, как в духовном центре всего черкесского мира. Но по неизвестным до сих пор причинам, у Главы Республики г-на Тхакушинова за четыре дня прибывания делегации в Майкопе так и не нашлось времени для встречи с черкесами, приехавшими из охваченной войной Сирии. Проигнорированные властью Адыгеи, делегаты отправились сначала в КБР, а потом в КЧР, где их немедленно приняли Глава КБР Арсен Каноков и Руководитель администрации президента и правительства КЧР Эльдар Салпагаров соответственно. Оба выразили готовность оказать посильную помощь репатриантам.

Ситуация с сирийской делегацией в Адыгее возмутила даже некоторых абхазских общественных деятелей, участвующих в организации репатриации представителей абхазского народа из Сирии в Республику Абхазия. Так советник президента Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Беслан Кобахия, выпустил обращение в котором призвал г-на Тхакушинова уйти в отставку.

Тем временем ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский Парламент» Адыгеи вышло с инициативой проведения расширенного съезда организации, посвященного проблеме репатриации черкесов Сирии. На съезд были приглашены руководители Республики Адыгея, общественные деятели, в т.ч. из других регионов. Немедленно после принятия этого решения на Тхамадэ организации стало оказываться давление с целью не допустить проведение съезда. Прокуратура Адыгеи выписала ему предостережение о недопустимости нарушения закона с сомнительной мотивировкой. Правоохранительные органы Республики выдвинули версию о том, что письмо 115 сирийских черкесов было сфабриковано для провокационных действий. Начались поиски и допросы предполагаемых провокаторов.

Видимо, следователям не было известно то, что еще в начале октября 2011 года из Сирии в Совет Федерации РФ был передан первый список с именами 180 сирийских черкесов, желающих вернуться на свою историческую Родину - в Россию. Этот список не стал публичным, т.к. был передан адресату из рук в руки. Консультации в МИД России, в Государственной Думе России и в Совете Федерации России по вопросу репатриации российских соотечественников Сирии начались еще до того, как эта проблема была обнародована в декабре 2011 года.

Ни Хапая, ни черкесское общество Адыгеи действия властей и правоохранительных органов не остановили. Съезд был проведен, хотя и под их строгим контролем и с заранее готовой политкорректной резолюцией.

История с обращением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в Совет Федерации России, принятом 28 декабря 2011 года, получила любопытное продолжение уже в Москве. 17 Февраля 2012 года Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко инициировала совещание по проблеме репатриации российских соотечественников Сирии. «В Совете Федерации внимательно изучают обращение Республики Адыгея к Федеральному собранию о содействии сирийским черкесам в возвращении на историческую родину.» - сообщалось в заявлении пресс-службы верхней палаты российского парламента. На совещание были приглашены сенаторы и главы парламентов Адыгеи, КЧР и КБР. Но никто из приглашенных представителей Республики Адыгея на совещание не явился, вызвав этим справедливое возмущение Председателя Совета Федерации. Не нашлось среди адыгейских сенаторов и желающих посетить Сирийскую Арабскую Республику в составе делегации Совета Федерации РФ по изучению проблемы репатриации российских соотечественников Сирии. Вместо них из Адыгеи в путешествие отправились общественник Аскер Сохт, общественник Адам Богус, депутат Парламента Адыгеи Мугдин Чермит и председатель Комитета по работе с соотечественниками Правительства Адыгеи Аскер Шхалахов. Очевидно, что указанные лица не обладают ни связями, ни полномочиями сенаторов Совета Федерации России и вряд ли могут содействовать репатриации российских соотечественников Сирии на федеральном уровне.

До сих пор остается загадкой то, с чем связано бездействие адыгейских сенаторов по данному вопросу. Вряд ли ныне покойный Председатель Парламента Адыгеи Ф.Федоренко, сенаторы В.Шверикас и М.Хапсироков на свой страх и риск проигнорировали приглашение В.Матвиенко, заранее пообещав присутствовать на совещании. Для такого поступка, вернее - проступка, нужны веские причины или чье то весомое прямое указание. Так или иначе, но их действия вполне укладываются в уже упомянутую выше «политику отчужденности».

Причина отчужденности

Складывается впечатление, что республиканская власть боится внимания со стороны федеральных СМИ и, тем более, со стороны властных структур федерального масштаба. В случае начала репатриации сирийских черкесов в Адыгею, такого внимания избежать не удастся. И мало ли что могут заметить из Москвы при более пристальном взгляде на маленькую Республику.

Пользуясь влиянием на некоторых представителей черкесской интеллигенции Адыгеи, власти пытаются дискредитировать идею репатриации, выражая сомнительные мысли их устами. Уже можно услышать невнятные заявления о «культурном вызове», который несет народу Республики переселение в ее пределы даже пары сотен сирийских черкесов. И это в многонациональной Адыгее, в субъекте многонациональной страны, славящейся разнообразием национальных культур! Ну что же, это значит, что серьезных доводов против репатриации у властей нет.

Совершенно очевидно, что сложившееся отношение республиканской власти к важной для нашего общества проблеме репатриации сирийских черкесов и избранная ей «политика отчужденности» делают любые усилия общественных организаций Республики по содействию репатриации абсолютно бесполезными. Фактически ОД «Адыгэ Хасэ — Черкесский Парламент» Адыгеи без поддержки со стороны руководства Республики превращается в бумажную организацию, производящую шум, который никого не беспокоит. Должность Тхамадэ организации в такой ситуации превращается в должность свадебного генерала, а его авторитет в бесполезные звезды на погонах. Диалог черкесского общества с властями Адыгеи по проблеме репатриации зашел в тупик. Похоже, что Арамбий Хапай не захотел становиться свадебным генералом, стоящим перед глухой стеной, построенной Главой Республики А.Тхакушиновым перед движением репатриации черкесов в Республику Адыгея. И похоже, что он знает, как разрушить эту стену.

Эпилог

Скоро мы узнаем справедливость данной версии. Пока же стоит пожелать успехов Хасэ Адыгеи и ее новому руководителю, которым 25-го марта 2012 года был единогласно избран Адам Богус. Судьба независимости организации не может не вызывать обеспокоенность черкесского общества. Последние события в Республике показали, что властям выгодно иметь полностью подконтрольную организацию — так их некому будет тревожить. В этом случае авторитет, заработанный для ОД «Адыгэ Хасэ» Арамбием Хапаем, станет для республиканской власти отличным инструментом, позволяющим лицедействовать и изображать деятельность на национальном черкесском направлении без ущерба для собственного благополучия.

Алим Абазов
28.03.2012
© aheku.net 

Комментарии 2

  1. Не живется спокоино воины хочется да. В Адыгее власть самая коррумпированая в России здесь как конституция России сама по себе власти сами по себе.Вроде закон есть но его вовсе нету потому там сильнеиши застои коррупция и преступность.Например открывать свои бизнес опасно для жизни потому нормальные люди переезжают в Россию об этом надо заботится

  2. Нурик, из твоего коментария непонятно, все таки, ты поддерживаешь республиканскую власть или критикуешь его ("не живется спокойно воины хочется да" и  "нормальные люди переезжают в Россию"). Может на адыгском напишешь - наверное так тебе  легче будет выразить свои мысли.

    Последние публикации

    Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

    Подписаться

    Здравствуйте!
    Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

    Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.