В Кабардино-Балкарии обнаружено предполагаемое место захоронения воинов крымского хана
Предполагаемое место захоронения участников Канжальской битвы в 1708 году, воинов крымского хана, обнаружено в низовьях плато Канжол в Кабардино-Балкарии, сообщил сегодня краевед Виктор Котляров.
"В ходе исследования данного участка с помощью специального прибора ИГА-1 – индикатора геофизических аномалий, высокочувствительного селективного измерителя электромагнитного поля, позволяющего обнаружить человеческие останки и предметы на глубине трех метров, удалось выяснить, что внизу плато Канжол, на пригорке, свободном от леса, расположено место, где, судя по показаниям прибора, имеется большое количество захоронений", - рассказал Котляров.
В первые аномалии были зафиксированы 15 сентября, с тех пор Виктор Котляров ездил к месту четыре раза, и прибор показывал "как пустоты, так и органику".
"Мы предполагаем, что здесь нашло последний приют крымское войско, так как своих погибших местное население увозило и хоронило дома", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Виктор Котляров.
По его словам, ориентиром для поисков стали топонимические названия в этой местности: Долина стонов, Курган дележа добычи, Дорога в царство мертвых и другие.
Возможное проведение археологических раскопок на этой территории (высота 2232 м над уровнем моря с координатами 43 градуса 37 минут северной широты и 42 градуса 43 минуты восточной долготы) позволит уточнить детали события, имевшего место 305 лет назад, считает краевед.
Канжальская битва, согласно историческим источникам, состоялась осенью 1708 года. Однако точный день ее главного сражения неизвестен, нет конкретных сведений и о численности войскового контингента крымцев.
Как следует из публикации во французской королевской "Газете" за 23 марта 1709 года, крымский хан, столкнувшись с трудностями, "выделил двадцать тысяч воинов одному князю из числа своих родственников, дабы проникнуть к черкесам с другой стороны, покуда сам с большей частью своей армии силой овладеет проходом".
"Речь в данном случае, скорее всего, идет об отряде, оказавшемся в верховьях реки Малка – том самом, что был, согласно народным преданиям, практически полностью уничтожен в ходе решающей битвы", - предполагает Виктор Котляров.
В комментах, видимо, как всегда битва шахмурзаевских троллей титанов - даже открывать линк и смотреть на тролльчатник в комментах КУ давно лень.
Почему "Канжол", а не "Канжал"? В чём проблема? В незнании или нежелании?
С уважением и со знанием нежелательный Giabaggy
Неужели так важна, эта канжольская или канжальская битва. У нас с Крымом было больше хорошего, чем плохого. Зачем раздувать плохое, когда есть хорошее. Крымско-татарских сел в количестве более 3000 тоже "переселили" в Турцию. Весь юг Украины и Молдовы до сих пор имеют крымско-татарские названия сел и разных месть. Судьба у нас одна, до сих пор наши народы и крымские татары не могут восстановить свой быть, культуру и жизнь. Зачем эти крайности, непонятно?
Еджэрыкъуай, мне важна. С какой радости такое забывать? Чтобы татар не обидеть?
Для западного черкеса это выглядит конечно пустячком,а вот восточный не до пустячков,когда на кону наша ХАКУ.Это даже я бы сказала стратегический праздник для нас,ведь речь идет о карабалках,оспаривающих и живущих на наших землях!По ходу и ингуши туда же начинают идти...
"Здесь Родос - здесь прыгай" - если не будет сомнений в нашей сегодняшней состоятельности, то и все сомнения в состоятельности исторической потеряют смысл сами собой. Все эти утешения прошлыми деяниями - пустая трата сегодняшнего времени, если они не вдохновляют людей что-то делать здесь и сейчас, а остаются лишь частью застольной культуры.
К сожалению восприятие своего прошлого,видимо к сожалению,у нас разное!Но от этого суть не меняется и эти детский лепет по-поводу кто кому куда и зачем,сути лично для меня не меняет!Есть народы которые гордятся своим историческим прошлым,и потому они являются народами,социумами объединенными общей национальной идеей,а посему и я ГОРДА прошлым своего НАРОДА!И чем понятнее Будет для нас наша национальная идея,тем больше будет позитива и оптимизма в нашем обществе!Позитив и долголетие-путь к долголетию и процветанию,чего сейчас днем с огнем не сыщешь!!!
Когда было 100 летие битвы,я поинтересовалась у своей работницы,что означает Канжал,она сама карачаевка,а муж крымский татарин(зная что карачаевский,балкарский и крымского-татарский имеют 90%-е сходство).Она без затруднений перевела:Кан Жол-Кровавый Путь.
Так как правильно: "Канжол" или "Канжал"?
Битва "Канжальская", а плато "Канжол". В чём проблема-то?
С уважением и в чём-то
проблемный
Giabaggy
Правильно "Къэнжал" - понятно, что у слова тюркская этимология, но по-черкесски оно пишется так и в русский язык вошло с последней гласной А, а не О. Первый раз в тексте вижу последний вариант с О.
Извините за не аккуратность правильно Кан Жал
"... понятно, что у слова тюркская этимология ..."
Спасибо за ответ.
Нo, я не согласен с "тюркской этимологией".
Я считаю слово "къанжал" черкесским.
И тому есть яное обяснение.
С уважением и ясно
обяснил
Giabaggy
P.S.Затраценная и не очень модерация.:)))
Вполне вероятно!Как и слово наль неизвестного происхождения...
У нас есть пословица: "У къуаншэми захуэу псалъэ" Это я к тому, что если даже эти слова нечеркесские, не уступайте их так легко. Пусть докажут турецкие специалисты "своё право собственности". Я в этом сомневаюсь. Мы можем: как и со словом "наль" и т.д.
С уважением и может словом Giabaggy
Правильно пишет Hatussa: Къан Жал. Только, что означает слово "Къан" и "Жал"? Тоже интересно: подумайте на досуге. Большинство из тех кто владеет западным диалектом знают смысл этих слов. Только кабардинцы могут и не помнить.
С уважением и помнит кабардинец Giabaggy
P.S.Затраценная и не очень модерация!
Со словом наль как-то посложнее!У афганцев оно означает тоже самое и произносится также:(((
Ну и что? Почему-то афганцев не беспокоит то, что у черкесов есть слово "наль".Почему вы так о них переживаете.
С уважением и не переживаето нихGiabaggy
Кто этот местный и учёный?
С уважением и не местно совсем неучёный Giabaggy
Ну как же местного разлива археолог Котляров,который утверждает,что с кабардинского Ха это собака и тд...Хотел бы узнать значение этого слова,поинтересовался у адыгских лингвистов,а так легко так просто перевел,как будто он носитель языка.Такие как он до сих пор занимаются историей нашей земли и все врут врут и врут!И местным ученым до этого дела нет!!!Нет бы сразу поставить на место,чтоб не было последователей!Или стесняются не пойму позицию нашей интеллигенции???
Я почему о наль спрашиваю,потому,что тут уже известную гору в Кабарде,Хара-Кхъуэрэ,называют Хара-Хора и местный ученый Интерпретирует чуть ли не с хари кришной!!!Так сказать озабочена....
В кабардинском языке нет такого слова "Ха".
А современное название собаки "хьэ".
Однако, это слово имеет более широкий смысл.
И об этом должно быть вам известно, поскольку значение слова "хьэ" имеется во всех словарях.
Хотя и не полное.
С уважением и не хотя
полный
Giabaggy
Я бы так не была бы категорична с современным черкесским языком,многое осталось со времен Хаттов.УА У ХАТ???Ха-изначально-Человек,а как это произносится сейчас или когда-либо еще ,не имеет значения....
А вы докажите, что "Ха" = "человек".
Я и, все остальные послушаем. )))
С удовольствием и не очень.
С уважением и не безь удовльствия
слушает
Giabaggy
И в вопросе "уэ у хэт?" слово "хэт" не означает "Хат".
Это вы так думаете, что это так. )))
С уважением и не такдумает Giabaggy