Черкесам «шьют» экстремизм
14 декабря по поручению Следственного Комитета России (СКР) в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи были задержаны и принудительно доставлены в Краснодар 11 черкесских активистов. Одновременно сотрудники Центра по противодействию экстремизму провели в их домах и квартирах обыски. Спустя некоторое время большинство активистов были отпущены, за исключением героя Абхазии – Ибрагима Яганова
Аресты черкесских активистов сразу в нескольких регионах юга России вполне укладываются в сложившуюся систему репрессивных мер по подавлению любых форм протеста вокруг Олимпиады в Сочи.
Им предшествовали: разгон экологов, местных жителей, не довольных размером компенсаций за отнятые в районе олимпийских строек земельных участков, гей-парады и многие другие выступления. Все эти формы протестов, в числе которых и черкесский вопрос, с самого начала искусственно маргинализировались властью. На это были брошены российские историки, политические деятели, СМИ.
«Черкесский вопрос» активно педалировался последние несколько лет именно в контексте проведения сочинской Олимпиады, а черкесские активисты неоднократно заявляли о необходимости включения черкесского компонента в культурную программу Олимпиады. Их общие заявления никогда не выходили за рамки требований относительно сохранения единого культурного пространства.
Однако черкесский вопрос значительно политизировался во многом благодаря Грузии, которая в свете олимпийских игр признала геноцид черкесов. Этот политический шаг Грузии, который до сих пор вызывает споры в самой Грузии относительно его оправданности, как мы сегодня видим, продолжает оказывать медвежью услугу черкесскому движению.
Последовавшие вслед за признанием геноцида контакты черкесских активистов с грузинскими НПО и официальными властями, безусловно, помогли Москве дискредитировать черкесское движение в глазах российской общественности.
Сами же аресты носят скорее устрашающий характер и направлены, в первую очередь, на усмирение черкесов в период проведения Олимпиады. С этим мнением согласна и сотрудница ПЦ «Мемориал» Екатерина Сокирянская: «Это попытка оказать жесткое давление на черкесских лидеров перед Олимпиадой, а также сигнал остальным активистам, что любое публичное инакомыслие или попытки протеста в отношении Олимпийских игр будут пресечены. Эти грубые задержания и обыски (хотя никто из доставленных в Краснодар активистов не имел статуса обвиняемого), можно поставить в один ряд с давлением на экологов и некоторых независимых журналистов, работающих в Сочи. Перед играми власти пытаются заглушить голоса тех, кто может дать критическую оценку Олимпиаде».
Однако, по мнению правозащитницы, «эффект будет обратным, и теперь черкесская тема прозвучит гораздо громче. Черкесские лидеры никогда не призывали к насильственным или незаконным действиям, и продвигали не только интересы своих народов, но и озвучивали многие болезненные проблемы республик, в которых живут».
Для нивелирования возникающих сомнений относительно серьезности намерений в отношении черкесского вопроса, Москва выбрала традиционный метод запугивания и шантажа. Не случайно координатором акта устрашения избран Следственный комитет, а исполнителем - Центр по борьбе с экстремизмом. Вместе с тем, по-видимому, решение о проведении захвата принималось импульсивно, сиюминутно, без особой подготовительной работы. Черкесам не предъявили обвинения, но эпатировали в Краснодар, как особо опасных преступников.
Ярким подтверждением тому служит постановление, согласно которому следственные мероприятия, в рамках которых проводились аресты и обыски, связаны с розыском некоего «ваххабита Чернышева». Исламский фактор является весьма удобным, так как, в свете обеспечения угрозы терактов, позволяет оправдать даже убийства, которые сегодня на Северном Кавказе широко применяют специальные отряды, дислоцированные в Ставрополье.
Появление же «ваххабита Чернышева» в «черкесском деле» выглядит особо нелепо в связи с тем, что черкесские национальные лидеры и представители так называемого ваххабитского подполья - злейшие враги. Ваххабиты объявили настоящую войну и ведут охоту за черкесскими активистами, так как те представляют, относительную, но все же идеологическую угрозу исламистскому движению на Кавказе. Достаточно вспомнить убийство черкесского активиста, этнографа Аслана Ципинова.
Но Москва никогда не отличалась тонкостью и изобретательностью в таких делах. Зачем придумывать велосипед, когда существуют проверенные временем методы? Нужно принять закон, и подвести под этот закон всех, кто против. Таким законом, со множественными дополнениями к нему, является закон об экстремизме.
Именно под него, с помощью «ваххабита Чернышева», пытаются подвести 11 черкесских активистов под статью. Главный вопрос заключается в том, к чему приведут такие жесткие меры в отношении черкесов.
По мнению Екатерины Сокирянской, аресты черкесов могут иметь прямо противоположный эффект, нежели то, что был задуман. «Давление на уважаемых общественных деятелей только взбудоражит общество и приведет к мобилизации и консолидация возмущенных сторонников. Именно этого власти старалась не допустить», - считает правозащитник
Статья хорошая ( всмысле та, на которую ссылка).
Что бы ни шили черкесам, шить надо на вырост (но всеравно порвется)
Выводы правильные.
Флъагъурэ. Дау мыхъуми, Адыгэ Хабзэм фыхуэк1уэжынущ. Гувами, щ1эхами. Нэгъуэщ1 амал С'лъагъу1ым. Щы1эуи Сы и ф1эщ хъу1ым. Дэ ди псэук1эр - Адыгагъэщ. Адыгагъэ зыхэмылъыр Ды и гум зэи дыхьэну1ым. Зэи.
Аращи, зэи дыхьэну1ым Фы и гум Giabaggy
Ну в данном случае поучительная история...Зачем нужно ждать,пока тебя пинком под зад не выкинут из креслаГде чувство собственного достоинства?Ведь знал ,что новая метла прийдет и погонит,уйди в отставку достойно,нет надо подождать пока тебя унизят!Чего хотел,то и заработал!
А на счет именно коко клана,так его как такового нет!Дыгъуасэ Куэкуэхэ я хьэдагъэ сыщы!эти,нахъыжьхам тхьэусыхау зыхэсхащ:Лъэпкъым нахъыжь ди!экъым!!!А что касается прислужников так их как грязи,искать долго не прийдется!
Пошла репликация!
Hatussa, пошел обратный процесс, теперь главное чтобы у коко-клана хватило родственников для всех постов. Комедия, вернее трагикомедия.
Господа хорошие, не нравится смотреть спектакли - надоело? Не ходите в театр, пусть он разорится, пусть уволят режисера и разгонят трупу. Все в руках ея величества ПУБЛИКИ. Не можете? Не умеете? Не хотите? Боитесь?
Так вам и надо!
Сегодня главный экстремолог-коко снял с должности мэра Нальчика Хагасова.
Hatussa, пошел обратный процесс, теперь главное чтобы у коко-клана хватило родственников для всех постов. Комедия, вернее трагикомедия.
Разве наши раны не являются частью всего общечеловеческого.наши проблемы разве не часть проблем "равнодушного мира"?
Никакой "медвежьей услуги" в признании геноцида черкесов Грузией я лично не вижу - оно сыграло важную роль в прокачке черкесского вопроса и озвучивании его на различных международных площадках, вплоть до ООН. Хотя сама тема геноцида меня никогда не вдохновляла: демонстрация своих ран равнодушному миру и, тем более, врагам, - не лучший путь к победе.
"Российская общественность" это ноль без палочки, к сожалению, - никакого гражданского общества нет, мнение же здешней толпы почти всегда сходится на том, что "хороший кавказец - мертвый кавказец", вне зависимости от того, чего он там о чем-то говорит и насколько он прав (последнее разозлит только больше). Власти же 20 лет морозили тему и без Грузии, так что "дискредитация" это дутая проблема - мы "дискредитированы в глазах" т.н. "российской общественности" просто исходя из нашего происхождения, вне зависимости ни от чего, так что нет смысла отвлекаться на такие мелочи.
В остальном, в целом, согласен с Автором. Разве что, многократно уже подчеркивалось: пресловутый "культурный компонент" мало кого волнует. Черкесский протест против Сочи-14 это политический протест и за ним стоят политические требования, прежде всего, связанные с правом на репатриацию черкесского народа-изгнанника, с корректной оценкой событий Кавказской войны (она влияет на сегодняшний день, в частности, в вопросах государственной пропаганды, - это отнюдь не только академический вопрос), с реформами в образовательной системе, связанными с расширением сфер использования черкесского языка и пр.