Древние памятники археологии Адыгеи под угрозой разорения
Из 3 000 памятников археологии Адыгеи ни один не вошел в число объектов культурного наследия народов России.
Несовершенство законодательства ежегодно ведёт к потере уникальных памятников археологии. За 20 лет в республике не проводилось ни одного самостоятельного исследования. Хотя многие из раритетов можно спасти.
Разграбленный курган «Табор», грабительские раскопки четырёх курганов в Цицинском лесничестве – заповедной части Адыгеи. Из сотни дольменов целыми можно увидеть не более десятка. Сейчас под угрозой сноса в Тахтамукайском районе около 25 меотских курганов и поселений III–IV в. до н.э., на месте которых собираются строить нефтеперегонный завод. Это несколько неутешительных фактов об археологическом наследии республики, которые были озвучены в начале года культуры на парламентских слушаниях в Госсовете–Хасэ Адыгеи.
Клондайк «энтузиастов»
Сейчас из 3 510 объектов культурного наследия 3 148 – археологические. То есть, памятники древности составляют львиную долю того, что должно по закону считаться собственностью России и должно охраняться государством. Однако ни один из них документально не является собственностью страны, не имеет установленных границ и зон охраны и не включён в Единый реестр объектов культурного наследия народов России. А для выполнения всего этого, для проведения платной экспертизы объектов необходимо 4,5 млрд. рублей – это почти полугодовой бюджет республики.
– Я считаю, что для защиты и охраны тех же мегалитов Западного Кавказа, которым миллионы лет, необходима федеральная программа. Это же наш, российский Стоунхендж! Спокойно смотреть на их разрушение и разграбление нельзя. Без сохранения этих памятников археологии не будет у нас развития туризма. Но самостоятельно республиканский бюджет с этим не справится, – уверен депутат Госсовета–Хасэ Адыгеи Евгений САЛОВ.
В прошлом году сотрудники Государственного музея искусств народов Востока проводили охранно–спасательные работы по линии строящегося газопровода «Майкоп–Сочи
– Неудивительно, что сегодня, несмотря на ужесточение закона, археологические артефакты остаются очень доходной статьей, отличным вложением капитала. С юга России находки «нелегалов» вывозятся на Запад целыми фурами. Вывозится в разы больше, чем найдено официальными экспедициями. Неслучайно на «чёрном» рынке даже альбомы и каталоги артефактов издаются. Но вещи, вырванные из контекста обряда, лишенные происхождения, обесценивается для науки. Правда, «чёрным копателям» на это наплевать. А государство на этот грабеж реагирует вяло, – отметил заведующий сектором археологии Кавказа Государственного музея Востока Владимир ЭРЛИХ.
Стоит ли удивляться, что курганы, древние поселения и могильники Кавказа слывут «клондайком» для «чёрных» копателей и любителей археологических раритетов.
По словам начальника Управления по охране и использованию объектов культурного наследия РА Рустема ЦИПИНОВА, за шесть лет ни одно дело о разграблениях объектов археологического наследия не дошло до суда.
– В правоохранительных органах дальше дознания дело не идёт, хотя грабительские раскопки – проблема всего юга России. В прошлом году в Шовгеновском районе задержали двоих «чёрных копателей», один из которых оказался депутатом из Усть–Лабинска. Но после передачи всей информации в край, дело попросту закрыли. То же самое случилось и с курганной группой «Шахан», которая находится к востоку от посёлка Первомайский Майкопского района. Копателя задержали на месте преступления, причём, бывшая при нём машина числилась в угоне. Но даже после признательных показаний дело до суда не дошло, – рассказал Рустем Ципинов. И всё это на фоне ужесточения до 5 млн рублей штрафа и ответственности за разграбление памятников археологии и использовании спецоборудования.
В экостиле
По мнению председателя республиканского отделения Русского географического общества Игоря ОГАЯ, несовершенство законодательства ежегодно ведёт к потере уникальных памятников археологии. За 20 лет в республике не проводилось ни одного самостоятельного исследования. Хотя многие из раритетов можно спасти.
– В прошлом году я был в Государственном историческом музее Москвы, где рассказал об адыгейских дольменах. Музейщики заинтересовались. Несколько лет назад в реке Колихо в Туапсинском районе они обнаружили дольмен. В реке он покоился тысячелетиями, и однажды после обильного паводка его вымыло. Для спасения памятника археологи под руководством Виктора Трифонова даже изменили русло реки и достали с глубины каменные плиты весом не меньше тонны. Сейчас дольмен Колихо хранится в зале бронзы Государственного исторического музея, – вспоминает он.
Если грамотно вложить средства, уже сейчас можно начать обустройство Богатырской поляны под туркомплекс, украшением которого станут 337 дольменов.
– Мы копали городище в Майкопском районе – древнее поселение меотов – и нашли много лепной и гончарной керамической посуды. По ней можно проследить историю керамики от III до I века до н.э. и хоть сейчас писать диссертацию по истории гончарного искусства, – рассказывает Владимир
Перепаханные раритеты
Но не только «чёрные» копатели представляют реальную угрозу и памятникам, и развитию туризма. В этом году сотрудники Управления по охране памятников культурного наследия предотвратили 159 случаев разрушений, когда археологические ценности должны были пойти под снос или строительство.
Дело в том, что основная масса курганов и могильников расположена на сельскохозяйственных угодьях. Их год за годом распахивают. В прошлом году в результате строительных и земляных работ был повреждён могильник и культурный слой поселения «Псенафа», разрыты три кургана группы «Цица–1», разрушен курган могильника «Майкоп–2», повреждены грунтовые погребения VI–IV вв. до н.э., шесть захоронений раннемеотского периода. Печальный список можно продолжать. Сейчас под вопросом судьба меотских погребений III в. до н.э. в Тахтамукайском районе. Сегодня 10 объектов археологического наследия выведены из землепользования. Предлагается издать «Красную книгу археологического наследия Адыгеи», усилить борьбу с «чёрными» копателями и контроль за сохранностью археологических объектов.
И, может быть, в Год культуры Россия защитит памятники археологии республики и вступит, наконец, в законные права владения?
В русско-адыгейском словаре Ю.А.Тхаркахо государственность переводится как къэралыгъуагъ,если именно это окончание Вам больше нравится-на здоровье.В адыгском огромная масса используемых,применяемых,живых слов с окончанием ныгьэ и всем понятно,что оно означает.
Уважаемый,
дело не в том, нравиться нам то слово или нет. Таких длинных слов в черкесском языке нет. Все эти слова с -ныгъэ образованы искусственно в советское время. И ничего общего с черкесским языком не имеют. Уважаемый автор тоже ошибается. И он не одинок в своей ошибке. У нас на сегодняшиний день вообще отсутствует нормальный словарь: нет ни одного нормального словаря. Во всех имеющихся словарях присутствует масса ошибок: как по написанию, так и по толкованию слов. Потому на них ссылаться нельзя и категорически запрещено. ))) По этой причине, мы и не развиваемся. По этой причине у нас нет ни литературы, ни истории, ни театра, ни науки и т.д. и т.п. Не хочу спорить на эту тему: она избита и безсодержательна, за отсутствием аудитории.
С уважением к аудиториисодержательный Giabaggy
Я не знаю, потому спросил )))
С уважением и спросилот не знания Giabaggy
Вторая часть слова- бий означает воинственный,смысл дословного перевода-враждующий,то есть Кьэральбий-воинственный король.Бий-кабардинский вариант,хотя распространился среди всех адыгов,кемиргоевский вариант-пий в русском написании:Хьэпые(Хапай,Хапий)-хьэ первоначально означает живое как неодушевленное(хьэ-ячмень) так и одушевленное(хьэцьэпацьэ,хьэчэкьуачьэ),применительно к человеку хьэ-человек,люди,хьэпые-воин,более поздний вариант-дзэуольы.Хотя многие даже носители подобных фамилий ошибочно полагают,что пий,бий означает враг по отношению к первой части имени или фамилии.Это легко опровергается тем,что пий,бий добавляется к именам собственным-Сафербий,Схатбий,Нальбий и т.д.
Кстати,хьэпащэ означает предводитель,ячменные усы это,конечно,весело.
Для Жэбагъы и Лиу Пэрыт! Дословное, смысловое значение слово " КЪЭРАЛ"- Государство, Отечество,Родина. Слово "Бий" - враг, недруг, противник. И объязателно, в конце пишется "Й". Зисхьэнхэу, щ1ыхь зыхуэсщ1хэу Жэбагъырэ,Кэрал*бийрэ!
Уи жагъуэ умыщ1, Зиусхьэн Урысбий: пэжу зэратхыр "Зисхьэну, щ1ыхь зыхуэсщ1 Жэбагъырэ, Кэрал*бийрэ!"-щ
Аращи, пэжу етхКъэрал*бий-р Giabaggy
Сэри сыщыуащ: ))) "Зисхьэн"-къым "Зиусхьэн"-щ )))
Аращи, щоуэзэзэмызи Giabaggy
Если кьэраль-это государство,то что такое кьэралыгьуэ и как будет на адыгском государь по Вашему мнению?
Для Жэбагъы и Лиу пэрыт! Къэралыгъуэ ар - Государственность. Государь, Император, Царь- ар "ПАЩТЫХЬ". "ЗИУСХЬЭН"-ар псынщ1э жы1эк1эщ, ауэ псалъэр зэпкъырыпхмэ "ЗИ УЗ СХЬЫН" жыхуи1эщ. Абык1э Пщым и бынхэм, и щхьэгъусэм, Уэркъхэм зыхуагъазэу щытащ. Аращ Зиусхьэнхэ, мы пэжыу зыгуэрэ стхамэ вгъэзэхуэжынк1э фыхуитщ. УрысБий.
Мыр
пэжкъым. Нэхъ 1упщ1ыу еплъ ))) the i uthe han - егупсысыт нэхъыф1ы1уэу )))
Аращи. нэхъыф1ы1уэуйогупсыс Giabaggy
Если у Вас кьэралыгьуэ-государственность,то что же тогда кьэралыгьуныгьэ?
Кьэралыгьуэ-пришлое слово в адыгском языке,означает королевство,кьэраль-король.Нарицательное слово король происходит от имени собственного Карл,Карл Великий,император Франции.
И,пожалуйста,обращайтесь ко мне и к Жьэбагьи по отдельности,у него свое мировоззрение,у меня свое.
Такого слова в черкесском языке (ни в одном из диалектов) нет. ))) Это искусственное придуманное слово. Такое же, как "щ1эныгъэ", "лъэгъуныгъэ" и т.д.
С уважением и т.д.такой Giabaggy
P.S. А имя "Карл" по-черкесски "Къэраль" (женское и мужское). По нашей письменности пишется так: "Kare Ale" )))
Пжэщ, КъэралБи жи1эр ! Ищхьэк1э 1эбэн зэрыхуейр куэд щ1ащ, дызощтэ!
Знаете, как переводится с черкесского языка на русский слово "къэральбий"?
С уважением и знаеткъэральбий Giabaggy
Giabaggy!!! Может прояснишь, значение имени "КЪЭРАЛ*БИ" Спасибо зараннее! С Уважением УрысБий!
Если Россия не хочет признавать культурно-истарическое начледие черкесов, то нужно обратится в международные организации, ЮНЕСКО. Мы должны научится решать свои проблемы сами, а не надеятся на доброго дядю. Скоро уже 150 лет, как надеямся на доброго дядю....... .
Къэрал*би, беда еще и в том, что мы думаем, что этот дядя добрый.