Крымская репатриация удивила черкесов

Госдума ​приняла во втором и третьем чтениях законопроект, упрощающий получение гражданства РФ русскоязычными иностранцами. ​По словам замруководителя ФМС Екатерины Егоровой, цель законодательной инициативы состоит в том, чтобы создать «благоприятные условия для переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом».

Юные черкесы Иордании. Фото журнала Вокруг света.Впрочем, условия для переселения представляются благоприятными далеко не для всех потенциальных соотечественников. Всему виной языковой критерий, вокруг которого и строится нынешний законопроект. Чтобы попасть под льготные условия получения гражданства, иностранец, имеющий тесные связи с Россией, должен будет пройти в миграционной службе специальную комиссию, которая должна будет признать его носителем русского языка.

Носителем, при этом, ​считатется лицо, «владеющее русским языком и повседневно использующее его в семейно-бытовой и культурной сферах». Но не стоит забывать, что представители многих народов, претендующих на возвращение в Россию и на получение гражданства, в той самой семейно-бытовой сфере предпочитают использовать свои этнические языки.

Черкесский вопрос

Яркий пример тому — черкесы, говорящие на языках абхазо-адыгской группы, и в значительной степени рассеявшиеся по миру в результате Кавказской войны XIX века. По некоторым данным, черкесская диаспора насчитывает несколько миллионов человек, рассеянных по всему миру, и её представители уже давно проявляют интерес к возвращению на историческую родину.

В особенности это касается тех 100 000 черкесов, которые живут в объятой войной Сирии и в последние годы стремятся покинуть страну в поисках убежища. При этом российское государство, как заявляют черкесские активисты, не спешит помогать вынужденным переселенцам. Ровно поэтому нынешняя законодательная инициатива по возвращению соотечественников вызывает удивление у черкесских организаций. Вот, как корреспонденту «Рустории» описывает сложившуюся ситуацию вице-президент Международной черкесской Ассоциации («Адыгэ Хасэ») Адам Богус:

«Проблема в том, что в Сирии существует угроза физического уничтожения наших соотечественников-черкесов. Осведомлённость политического руководства по этому вопросу самая полная: лично я ездил в Сирию в составе делегации Совета Федерации вместе с сенаторами, которые представляют наши республики, так что информация доложена на самый верх.

Реакции, правда, никакой, вернее она немного даже обратная: дело в том, что в наших республиках была миграционная квота — 2000 человек, но как только война в Сирии началась, и мы начали обращаться в органы власти, квоту эту резко снизили — сначала до 450 человек, а потом и дальше. Нам объясняли, что Россия — это единственное государство, которое поддерживает Сирию, так что если мы сирийским черкесам облегчим возвращение на родину, это бросит тень на политику Российского государства. То есть мы вроде как боремся за мирное урегулирование, а сами вытаскиваем оттуда граждан. Мол, нельзя так».

Языковой конфликт и пути решения

Депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Плигин, активно участвовавший в рассмотрении законопроекта, в свою очередь отказывается признать за депутатской инициативой какую-либо этническую подоплёку. Впрочем, он не отрицает ключевой характер, которую играет в нём русский язык: «Речь идет о приёме в гражданство РФ именно тех лиц, которые являются носителями русского языка. Это не относится к какой-то нации или национальности. Речь идёт о всех тех лицах, которые исторически были связаны с Россией, их семьи проживали на территории РФ, то есть таким образом создаются условия для решения судьбы многих и многих людей, которые готовы отказаться от иностранного гражданства и проживать постоянно на территории РФ», — ​поясняет Плигин.

Адам Богус не согласен с депутатом: «Давайте, если не вести речь о черкесах, пусть это будут татары или эвенки, любые граждане РФ. Они должны иметь равные права, так прописано в конституции. Поэтому надо принять этот закон для всех людей, которые могут считаться соотечественниками коренных народов России, то есть для всех людей, которые знают один из языков коренных народов: пусть это будет чеченский или татарский, какой угодно. Если человек его знает, и он коренной татарин или черкес, он должен иметь право вернуться к себе на родину, так же, как и русский или украинец», — поясняет «Рустории» Богус.

Промежуточной мерой для решения назревшей проблемы он считает облегчение визового режима со странами, в которых проживают значительное черкесское население, а также увеличение квот для иностранных граждан, желающих переехать в Россию.

Напомним, что за три года гражданской войны в Сирии погибло уже несколько сот граждан черкесского происхождения. Ряд мест компактного проживания черкесов были разорены, а их население вынуждено было бежать.

Рустория


Комментарии 29

  1. Предполагается, что процедура получения российского гражданства будет упрощена для соотечественников, которые свободно владеют русским языком.

    Признание носителем русского языка будет осуществляться по результатам собеседования, проводимого соответствующей комиссией, которая формируется ФМС России.

    Гражданин, претендующий на то, чтобы получить гражданство РФ, должен или сам проживать когда-либо на территории РФ или Советского Союза, или его прямые родственники по восходящей линии — в Российской Федерации, в Советском Союзе или на территории, принадлежащей Российской империи. 

    http://onf.ru/2014/04/01/segodnya-gosduma-rassmotrit-zakon-ob-uproshhennom-predostavlenii-grazhdanstva-rf/

    Даже владея идеально русским языком, черкесы не смогут получить гражданство РФ по упрощенной схеме, так как они не подпадают ни под одну из выше перечисленных групп, согласно письма подписанное деректором депортамента  межнациональных отношений ГД Журавским А.В. 

    http://www.elot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3170&Itemid=1

  2. Нет фашне  09 апреля 2014, 20:14 0

    Здравствуйте. Давайте жаловаться Президенту, МВД, Прокуратуру Генеральную на факт розжига межнациональной розни. Основной упор на чеченцев в этой статье, но и другим "горцам" тоже "досталось"

    с

    Здравствуйте. Просьба проанализировать на предмет розжига межнациональной розни статью КАВКАЗСКАЯ ГРЯДА ПРОБЛЕМ на сайте газеты "Советская Россия" (совросс.ру)Вызывают вопрос такие фразы:1."В САМЫЕ сложные для России времена вайнахи показывали свое истинное лицо. В 1918 году они создают Горскую рес­публику и демонстративно выходят из РСФСР. Правительство новоявленной республики во главе с чеченцем Абдул Межид Чермоевым сразу же заключает договор с Турцией и призывает ее незамедлительно оккупировать территорию Кавказа. Чеченцы и ингуши на стороне турок принимали самое активное участие в захвате Буйнакска, Махачкалы, Дербента и Баку. В 1921 году во Владикавказе они собирают еще один Горский учредительный съезд, решив подмять под себя уже весь Северный Кавказ и создать государство в составе Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Балкарии, Кабарды и Осетии. Именно с тех лет националистами навязывается коренным народам региона идея «Великой Ичкерии». "

    Получается, что в этом абзаце огульно все чеченцы и ингуши выставлены антисоветски настроеными гражданами, воюющими на стороне Турции. А как-же Шерипов Асланбек Джемалдинович? Активный просоветский деятель, и тоже вроде чеченец. Но автору не нужен детальный анализ, ему, видимо, хочется опорочить чеченцев и ингушей, "обвинить их во всех смертных грехах"

    2.Вайнахам срочно понадобилась плодородная земля, которую они так и не научились в ХХ столетии обрабатывать. Ничего удивительного, совершать набеги на соседей легче, да и привычнее, чего уж там скрывать.

    Где доказательства, что в 20 столетии вайнахи не обрабатывали землю? Если почитать биографию вайнаха, покойного главы Чечни Ахмата Кадырова, то там написано "работал комбайнёром в рисоводческом колхозе". Сможет или не сможет Владимир Попов это опровергнуть?Это уже клевета получается

    3."В этой жесткой схватке гибли не только взявшиеся за оружие горцы, быстро восполнявшие свои потери подрастающей в избытке молодежью, но и ни в чем неповинные русские солдаты Красной Армии. И, конечно, обол­ганные российскими демократами чекисты тех лет. " Опять-же, для розжига межнациональной розни, противопоставление "горцы и русские солдаты". 

    4. "Нужно понимать психологию горца. Он может быть, без сомнения, храбрым воином, беспощадным бойцом криминальной бригады, преданным нукером, которому на всякий случай не стоит подставлять спину, заниматься другой раз мелкооптовой торговлей, не без выгоды для себя работать в госучреждении. Но чтобы день-деньской тянуть лямку на рабочем месте у станка, да еще сознавать, что работаешь на соседа – никогда.". Господин Попов, вероятно, знает наперечёт весь станочный парк Юга России, и всех частников, владеющих станками на Юге России. Похвально.

    5.  "Может быть, вы уже получили согласие местных жителей – отцов и мужей, на то, чтобы их любимые дочери и жены здесь работали. Не получите, не надейтесь. Русские женщины тоже не поедут, достаточно натерпелись издевательств за годы кавказской смуты. ". Это согласно какому закону "любимые дочери и жёны" должны "спрашивать согласие у отцов и мужей". Я  читал трудовой кодекс, такого там не нашёл.

    6. "Припозднились мы, мягко говоря, на четверть века. Там уже до нас все сделали ваххабиты и муллы, получившие образование и военную подготовку в духовных учебных заведениях арабских стран. О чем интересно органы безопасности тогда думали? А теперь жизнь и сознание подростков находится под их повседневным контролем, начиная со школы и заканчивая вступлением в боевую группу по месту «прописки»." Пусть приводит конкретные списки, иначе это огульное окорбление Молодёжи Юга России (якобы "все попали под контроль"

    7. "Может быть, активистам «Единой России» стоит при вашей поддержке заняться более активно воспитанием подрастающего поколения в исконно русских областях и в Сибири, пока славян там большинство.". То есть исконно руссим областям и Сибири нужен патриотизм, а Югу нет? Такой вывод? Но это тоже розжиг розни!

    8. "А сейчас здесь ненависть к русским умелыми руками разлита по урочищам, ущельям и долинам, ею пропитан воздух и отравлена наша общая земля. " Со стороным кого ненависть-то?

    9. "Почти каждый день телевидение и пресса приносят тревожные новости о правонарушениях с участием выходцев с Северного Кавказа. Убийства, драки с использованием боевого и травматического оружия, хулиганство, вызывающее поведение в общественных местах и, как всегда, вялая реакция милиции, укрепляющая в них веру в свою исключительность и безнаказанность. Мы возвращаемся в атмосферу диких 90-х годов и, главное, персонажи хорошо узнаваемые. А по-иному и быть не могло. На Кавказе вступают в жизнь молодые варвары, не получившие гуманитарного образования, воспитанные на антирелигиозных догматах неуважения к людям другой национальности и веры". Пусть приводит списки "молодых варваров" иначе это огульное оскорбление. А о правонарушениях против выходцев с Кавказа автор забыл? Видимо да, ему-же нужно оскорбить вайнахов и розжечь рознь. 

    10. также сомнительные комментарии

    11. Вывод: Лично я считаю. что статья розжигает межнациональную рознь к вайнахам, и, по хорошему, я-бы привлёк издание к ответственности. Если есть печатные копии статьи (эта газета вроде печатается и на бумаге), то я-бы изъял их всех библиотек,складов,типографий,редакций эту статью и уничтожил. Спасибо. с уважением

  3. Упсэу, утхъэж АДЭМ! Урысей федерацэм и Думэм къищта ХАБЗЭМ лъэпкъ зэхэдз ещ1!?!?!? Урысей Федерацэм ис лъэпкъхэм, щ1ыдэлъхухэм ябзэхэм ирипсалъхэр, ди къэралым и нэрыбгэу къэлъытауэ, къэк1уэжыну хуейхэм ди ПАСПОРТЫР ятын хуейщ!!! ЛЪЭПКЪ ЗЭХЭГЪЭЖЫР ЩЫГЪЭТЫН ХУЕЙЩ!!! 

  4. Нет фашне  10 апреля 2014, 00:02 0

    Здравствуйте. Давайте вместе жаловаться Президенту и Генеральному Прокурору  на фашистскую публикацию: Найти её можно на сайте регнум.ру расширенным поиском сайта Яндекс по запросу "шоколаде дерьме". Некий фашист без каких-либо цифр от государственного агентства Росстат голословно утверждает, что развитие региона зависит от этнического состава населения. Это нарушает статью 282 Уголовного кодекса России. Кроме того, на страницах сайта этот-же фашист восхваляет дискриминацию нехристианского населения в досоветской России.

  5. Нет фашне  10 апреля 2014, 22:03 0

    Давайте жаловаться:

    Здравствуйте. Просьба проверить на предмет розжига межнациональной розни к чеченцам статью на сайте Изборского клуба некого Максима Калашникова "Трезубец мести"Обращаю Внимание, что на данной странице есть ссылки на копии статьи на других сайтах. Цитаты и комменарии1. В РФ оказалась на пороховой бочке русско-кавказской внутренней войны. 2.Все усугубляет новая Чечня: фактически отдельное от РФ этнократическое государство, которое путинская власть щедро питает из национального бюджета. Что воспринимается и русскими, и чеченами как выплата дани. Путин давным-давно проиграл Чеченскую войну. Розжиг розни и к чеченцам и к русским.Власть питает многие регионы из бюджета3.Кадыров зримо обваливает рейтинг ВВП, как бы насмехаясь над всеми: «Ну, и что вы можете мне сделать? Я живу на ваши средства – и ставлю вот такие памятники. И вы продолжите выплачивать дань, и Путин утрется». Над кем он насмехается конкретно. Непонятно4.наглость кавказских «диаспор» в наших городах побудит русских массой двинуть в антипутинскую оппозицию,. О какой "наглости диаспор" ипдёт речь?Спасибо

  6. Решение вопроса репатриации зависит не от формы написания законов (кто вообще читает законы ? Ты виноват лишь тем что хочется мне кушать , вот и весь реальный закон для местности ), не от плохих и хороших аргументов общественников,... асе это как дизайн к книжке. А книжки то и нет. А если даже и есть , то ее не видят, не слышат, не читают, господа книгопечатники. Кто примет на печать книгу из за одного дизайна обложки ? ))
  7. хасан сохроков  10 апреля 2014, 00:48 0

    2014 год памяти и скорби началсья скорбна и унизительна.

  8.  Вот в каком ключе собираются писать историю наши депутаты и "историки"-ссылка на сайт госдумы:

    http://www.duma.gov.ru/news/273/646438/

     Т.е.-вся история России-исключительно "мирная",розовая даже.  Вместо признания ошибок ПРЕДЫДУЩИХ правителей (не себя,других людей) детям будут рассказывать весьма плохие,но хорошо звучащие сказки. Весьма несмешно это.

     Видимо-татарам повезло больше,чем черкесам.

     

  9.  Хотя-возможно я погорячился,сказав,что татарам повезло больше...

    http://kavpolit.com/articles/v_krymu_pravovoj_vakuum_ischezajut_ljudi-1969/

    " Строитель Решат Аметов не хотел присоединения Крыма к России. 3 марта он принял участие в молчаливом протесте перед окруженным вооруженными людьми зданием Кабинета Министров. Он простоял там чуть более часа, после чего охрана вынудила его уйти.

    В тот же день он отправился в военкомат с намерением мобилизоваться и пропал. 16 марта его обнаженный труп со скованными ногами, головой, обмотанной липкой лентой, и со следами пыток был обнаружен близ села Земляничное Белогорского района Крыма.У Решата осталось трое детей, младшему из которых всего 2 месяца. "

     Другого похитили ("задержали" на 10 дней).

    (((

     

  10. Крымские татары как и черкесы, в основной массе живут в Турции, и возвращение на историческую родину им заказано.

     

    Лиля Буджурова — Крымскотатарская поэтесса.

    Когда мы вернёмся..

    https://www.youtube.com/watch?v=w8HX-zelcAU

     

  11. рустам  15 апреля 2014, 14:09 0

    очень наивно думать, что кто либо позволит вернуться адыгам вернуться на родину из благородных или каких либо других побуждений. может быть ситуация при которой какой то очень ограниченной части дадут такую возможность, но суть не в том чтобы вернуть на родину сто или двести семей, а принципиально такое право должен получить весь народ. вот это победа. вернутся или не вернутся, это уже другой вопрос. но к сожалению, на сегодняшний день нет такой силы. мы не готовы. какие то реверансы, с властью, жалкое мяуконие, в крайнем случае борьба одиночек.

  12. Андрей  19 апреля 2014, 02:35 0

    Сейчас самое время вернуться на родину и внести вклад в её процветание и в общее процветание России. Идёт подъем самосознания. Каждый кто приедет ничего не потеряет поддержат национальные диаспоры, казаки и ОНФ.

    Южный федеральный округ

    Республика Адыгея

    Сопредседатели

    БАГОВ Альберт Нурбиевич, заведующий отделением общей хирургии МБУЗ «Майкопская городская клиническая больница», доверенное лицо президента РФ В.В.Путина

    ЛЕЛЮК Анатолий Федорович, вице-президент федерации велоспорта Российской Федерации

    ШИШЕВА Людмила Валерьевна, член Адыгейского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

    Председатель РК

    МАМИЙ Дауд Казбекович, член Адыгейской республиканской общественной организации Общество «Знание» России

  13. Вот поражают меня эти высказывания о "вкладе в процветание россии". В россии процветает пышным цветом то ,во что внести вклад обычным людям нет возможности.Кознокрадство,корупция, клановость.Пожалуй в культивировании личности "вождя",есть необходимость участия обывателей.А в остальном определённость полная и в доступном для воображения долгом времени.

  14. Андрей:

    Сейчас самое время вернуться на родину 

    Аддыгэ Хэку зовет, а "родина" в лице России, делает все, что бы этого не произошло для черкесов.

    А такой граматей как ты, даже прочитав все, что здесь написано, или нечего не понл, или просто прикинулся дурачком.

    Я склоняюсь ко второму.

  15. Андрей  19 апреля 2014, 14:08 0
    Dadu:
    Андрей:

    Сейчас самое время вернуться на родину 

    Аддыгэ Хэку зовет, а "родина" в лице России, делает все, что бы этого не произошло для черкесов.

    А такой граматей как ты, даже прочитав все, что здесь написано, или нечего не понл, или просто прикинулся дурачком.

    Я склоняюсь ко второму.

    Тыкать незнакомому человеку верх коректности. Не уважающий собеседника - не уважает в первую очередь себя. И это факт. Так что можете сунуть Ваши претензии куда Вам заблагорассудится. Теперь по теме: можно либо предпринимать усилия для решения проблемы, либо скулить и искать кругом виноватых. Как себя вести - только Ваш выбор. И это неоспоримый факт.

     

  16. Обращение на ты не оскорбление и не унижение.Страшного в этом ничего нет.Можете отвечать тем же. А вот по поводу скулежа,просто сделаю Вам замечание.Скулят собаки,а люди жалуются.И человек требующий обращения к своей персоне на Вы,всё таки должен изъяснятся несколько в других дефинициях.

  17. Андрей  19 апреля 2014, 22:08 0
    Амук:

    Обращение на ты не оскорбление и не унижение.Страшного в этом ничего нет.Можете отвечать тем же. А вот по поводу скулежа,просто сделаю Вам замечание.Скулят собаки,а люди жалуются.И человек требующий обращения к своей персоне на Вы,всё таки должен изъяснятся несколько в других дефинициях.

    Я не уподобляюсь тем кто не уважает себя. А тех кого задевает подъем на многонациональной территории России и кто пытается принизить это или обвинить в настоящем кого-то в том что произошло в прошлом, те индивиды именно скулят. В прошлом много национальностей попало в мясорубку истории об этом надо помнить и делать выводы чтобы это не повторилось. А то что сейчас отличное время для возврата - это факт.

  18. Андрей, в чем заключается "подъем на многонациональной территории России"?

  19. Андрей  19 апреля 2014, 23:19 0
    SAH:

    Андрей, в чем заключается "подъем на многонациональной территории России"?

    В том что, появляется шанс у простого человека чего-то добиться - хоть и маленький.

    больше шансов конечно через ОНФ

    Республика Адыгея

    Сопредседатели

    БАГОВ Альберт Нурбиевич, заведующий отделением общей хирургии МБУЗ «Майкопская городская клиническая больница», доверенное лицо президента РФ В.В.Путина

    ЛЕЛЮК Анатолий Федорович, вице-президент федерации велоспорта Российской Федерации

    ШИШЕВА Людмила Валерьевна, член Адыгейского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

    Председатель РК

    МАМИЙ Дауд Казбекович, член Адыгейской республиканской общественной организации Общество «Знание» России

  20. Андрей, не вижу никаких признаков того, что маленький шанс чго то добиться вырос. Скорее - наоборот. С каждым годом российский Северный Кавказ все больше и больше становится похожь на удельные княжества, которые возглавляют вассалы московского правителя. Вот у кого шансов чего то добиться стало больше, так это у родни этих самых назначенцев. Экономическая ситуация все тухлее и тухлее. Или не очевидно, что народ уезжает из республик, краев и областей в центральную Россию не из за улучшения уровня жизни на переферии? Маленький шанс с каждым днем все меньше.

  21. Андрей  20 апреля 2014, 00:18 0
    SAH:

    Андрей, не вижу никаких признаков того, что маленький шанс чго то добиться вырос. Скорее - наоборот. С каждым годом российский Северный Кавказ все больше и больше становится похожь на удельные княжества, которые возглавляют вассалы московского правителя. Вот у кого шансов чего то добиться стало больше, так это у родни этих самых назначенцев. Экономическая ситуация все тухлее и тухлее. Или не очевидно, что народ уезжает из республик, краев и областей в центральную Россию не из за улучшения уровня жизни на переферии? Маленький шанс с каждым днем все меньше.

    То что в экономике на переферии да и в центре ситуация по нисходящей согласен с Вами. Но эта тенденция связана с другими экономическими факторами описывать не буду - долго и многое спорно. То что удельные князьки беспределят - факт. У меня у родственника спалили редакцию газеты вместе с офисом где она находилась. В газете печатались материалы о беспределе местных чиновников. Но в моём случае, через письменные обращения я заставил во первых выделить мне кусок земли в городе где построил дом, во вторых местные получили взыскание. Сейчас на фоне борьбы с коррупцией можно ещё попытать удачу, ниточек стало больше за которые можно подёргать.

  22. Я не уподобляюсь тем кто не уважает себя. А тех кого задевает подъем на многонациональной территории России и кто пытается принизить это или обвинить в настоящем кого-то в том что произошло в прошлом, те индивиды именно скулят. В прошлом много национальностей попало в мясорубку истории об этом надо помнить и делать выводы чтобы это не повторилось. А то что сейчас отличное время для возврата - это факт.       Ваши кривляния просто жалки.Какой подъём  в россии?Это дешёвый пропагандистский трёп,аля общероссийское тв .Ну что ж,блаженен верующий.При этом не забывайте,от того что Вы повторяете слово халва,в стране сладко не будет.Это довольно старая мудрость.К тому же,мы из мясорубки не вылезали. А облаивающие нас псы,прекрасно это знают и постоянно передёргивают.

  23. Если комментарий отредактирован,делайте хотя бы пояснение об этом.Перефразирую свою мысль,не прошедшую цензуру. Андреям,анреячью жизнь,ну и смерть соответственно.

  24. Андрей  21 апреля 2014, 23:16 0
    Амук:

    Если комментарий отредактирован,делайте хотя бы пояснение об этом.Перефразирую свою мысль,не прошедшую цензуру. Андреям,анреячью жизнь,ну и смерть соответственно.

    Судя по характеру Ваших ответов мне, Вы торопитесь и злитесь когда пишите. Чем это обусловлено, весенним обострением или чем другим, не знаю - я не доктор.

    Анализировать и слушать - это не про Вас. Вы истерично пытаетесь оскорбить, делаете это хаотично. Отсюда вывод: может это и есть корень Ваших проблем, чтобы что-то сделать хорошо нужно сконцентрироваться и использовать все возможные способы для достижения цели. Кодекс чести (Адыгэ хабзэ) для Вас чужд.

    Вы можете продолжить изливать желчь и прочее, но на Ваши репризы я реагировать не буду. Поэтому - Давай До свидания!

    Кстати: Сегодня появилась ещё одна ниточка, которую возможно будет использовать. Путин сегодня подписал Федеральный закон об упрощении получения гражданства.

  25. Андрей, этой ниточкой будет очень трудно воспользоваться, т.к. упрощенный механизм получения гражданства РФ касается только носителей русского языка.

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.