Яков Гордин: "Это общая травма"
В Нальчике прошла встреча c петербургским писателем и историком, главным редактором литературно-художественного журнала «Звезда» Яковом Гординым - автором биографии Алексея Ермолова, книг «Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века», «Зачем России нужен был Кавказ».
«Этого человека в Кабарде ждали очень много лет. Сформировалось определенное мнение о нем, о его книгах. Очень много людей, которые хотели с ним поговорить: «Пожалуйста, если его знаешь, привези», - рассказал глава представительства КБР в Санкт-Петербурге Альберт Саральп.
«Уже больше полувека занимаюсь русской политической историей XVIII-XIX веков… В первой половине 90-х стало понятно, что не разобраться в том, что делалось в нашей истории в XIX веке, если не понять проблему российско-кавказских дел. Поскольку Кавказ сыграл в истории России огромную и сложную роль, так же как и Россия в истории Кавказа. Это общая травма», - сказал Яков Гордин.
Отвечая на вопрос о последствиях «российского неоколониализма», он отметил: «Этот весьма печальный эпизод с Крымом и совершенно фантастические по своей нелепости отношения с Украиной... Это, насколько я понимаю, акция скорее для внутреннего пользования, чем для расширения территории. Потому что не знаю, как кого, а меня размеры России абсолютно устраивают... Какие бы ни были у ряда безумных людей имперские порывы - сил нет: современной России дай Бог справиться со своими внутренними проблемами».
Говоря о перспективах признания черкесского геноцида «после Грузии», Гордин подчеркнул: «Я и писал, и говорил, что было бы абсолютно разумно со стороны российского руководства признать факт геноцида. Ну, был геноцид - куда от этого деться? Можно, конечно, делать вид, что все хорошо, но это – нелепая позиция... Но когда узнал о том, что грузинский парламент признал факт геноцида, честно говоря, огорчился. Потому что, конечно, это очень затруднит теперь признание в России. И не уверен, что грузины поступили разумно. Они сделали, так сказать, жест. Но, по-моему, не продумали последствий для действительно решения этого вопроса. А важно ведь, чтобы это было сказано вполне определенно именно в России, а не где-нибудь».
«21 мая мы будем отмечать 150-летие окончания Русско-Кавказской войны, - напомнил председатель координационного совета адыгских общественных объединений Жиляби Калмыков. - В некоторых разговорах, выступлениях мы слышим, что «прошло много времени, пора уже забывать, нельзя жить прошлым...» Это немножко будоражит население. Первый этап черкесского вопроса - физическое уничтожение, изгнание. А теперь уже, получается, уничтожение самой истории изгнания... Второе. Мы много лет просим федеральные структуры, чтобы наших зарубежных черкесов причислили к соотечественникам - надо было внести поправки в закон о гражданстве России. Но нас не слышат. И вдруг под шумок событий на Украине последний вариант закона о гражданстве приняли. И там соотечественниками признаются только русскоговорящие, с русской культурой, традициями. И тем самым отсекли опять черкесов. Получается, в стране делят людей на своих, патриотов и на чужих, второстепенных».
«Даже если бы этот закон приняли, если бы в программу возвращения соотечественников были включены черкесы, не думаю, что такая массовая реэмиграция произошла бы. Это скорее был бы в гораздо большей степени такой нравственно-психологический момент, чем реально-практический. Когда я был в Адыгее, мы проезжали мимо аула для косовских адыгов. По-моему, там немного народу... Но сделать это, да, имело бы смысл. Потому, что это правильно, справедливо и юридически корректно», - заключил Яков Гордин.
Газета Юга
Ничего страшного, что грузины признали геноцид. Очень много грузин участвовало в этой колониальной войне. Никак не поздно, если Россия признает геноцид. Вы не представляете, сколько проклятий на России из-за этой войны. Она должна смыть это. Сейчас есть такая возможность, 150-летие окончания этой страшной войны. Россия потеряла много в связи с уничтожением адыгов. Адыги были буферной зоной. Очень много адыгов участвовало в разных российских делах. Чтобы возродить добро, нужно признать Геноцид нашего народа. Кто думал, что оправдают крымских татар? Однако пришлось это сделать в силу обстоятельств. А если бы сделали раньше, как положено, не было бы той напряженности с крымскими татарами, что имеет сейчас Российская Федерация.
С большим уважением отношусь к писателю, господину Гордину. Но не могу согласиться с тем, что грузины опередили Россию с признанием геноцида. Мой дед говорил, нет старых могил, нет новых могил, есть память. Ее не вытравить, тем более нет адыгской семьи, которая не затронула эта проклятая война на Кавказе. Признание Геноцида не имеет очередности.
Смысл приглашения господина Я. Гордина, я так и не понял. Где можно найти его книги для прочтения??? Чем бы этот уважаемый человек мог бы нам помочь? Кто читал его книги? Написаны они предвзято или в велико-Русском ключе, восхлавляющем о величии русского оружия??? Если кто прочитал, напишите общее впечатления, так как я ни разу о нем не слышал. С уважением!
Черкес,
http://www.aheku.net/news/society/360
http://www.aheku.net/news/society/2199
Для SAH. Тхьэ уигъэпсэу!
Уважаемый Яков,чувствую гордость за Вас.
Наивности людей нет предела!!! говорите признали по крымским татарам, вы в курсе что именно признали, не догадываетесь почему признали именно сейчас и чего стоят их обещания, вас жизнь никогда и ничему не научит !
Совершенно верное замечание )))
С уважением к замечаниюверный Giabaggy
Ничего принципиально нового вы, конечно, из его книг не почерпнете, а главное, когда будете читать, имейте в виду, что он "писатель" (о его литературном величии я, конечно, умолчу). Писательство его заключается в том, что книги написаны не строго и довольно сумбурно, но внешне выглядят как "научные" (из-за ссылок и прочего). Но удивляться тому, что его воспринимают за исследователя не приходится, тем более, что у нас и заметки Лермонтова или Пушкина многие воспринимают за "объективное наблюдение"...
В общем, будьте осторожны, поскольку его идеи можно кратко охарактеризовать как "цивилизационно-неоимперские". Неоимперские в том отношении, что он восхищается в своих работах великими деяниями российского офицерства, хотя и с оговоркой, что оно участвовало в "трагедии". А "трагедия" "столкновения цивилизаций" для него заключалась не в глубоком понимании мира, который был разрушен на Кавказе, а в том, что "горцы" "не понимали" русских, а русские "не понимали" "горцев"... вот такая чепуха! а мы-то ведь с вами все понимаем!
Но даже если оставить все это в стороне и воспринимать его как публициста, то, например, работа Фадеева о Кавказской войне (пусть она и явно проимперская), намного интереснее и тоньше.
То что этот товаричЪ проимперец может не понимать только глупый имбицыл, которые никогда не были нигде кроме своего спорзалЪэ и "къуажэжь", которые свято верят что во всем эмерика финофата. Или из числа сэ сы адыгэ я люплю "горька чай" (пить и слушать). На счет арапа Пушкина- Ганибала Петровского отказника- промолчу, А Лермонтов собиратель слухов и плагиатщик дешовый который собирал свои материалы подпаивая пъянчуг солдафонских. Кому интересно прочтите "герои нашего времени" и другой литературный бред перетикающий в фантом под авторством человека болевшего манией приследования. Этот вЯликий писссатель не знал разницы в черкесах и чеченцах, он думал что кабардинцы (черкесы) тюркоязычные и описывает их в своих слухо-сборниках, говорящими на "тыркубзэ". Так что качайте не только бЫцыпсы но иногда и мозги "къуэшани".
Шоржэн, татарский был языком межнационального общения у горцев. В силу того, что он проще любого кавказского языка, татарский можно было освоить достаточно быстро. К тому же можно было легко найти толмачей из числа горских татар. Почитайте "Казаков" Толстого. Лермонтов в своих произведениях воспроизводил слова, которые знал сам. Те самые татарские слова, которые мог легко запомнить. Вряд ли он был готов учить черкесский язык ради этнической достоверности своих литературных произведений. Не стоит его рассматривать, как источник для научных статей по этнографии, истории или культуролоии адыгов. Он много всего красивого и не очень насочинял.
Не буду с тобой SAH вступать в споры и раскладывать всю мою мотивацию, потому что "хамут" на тебе не хочу утяжелять. Я излагаю свою мысль, как обыватель. То что михаил юрич не знал предмет своих произведений- это факт. Ты говоришь что вЯликий не обязан знать языка и культуры, индивидуальных особенностей народов кавказа. Абсолютно с тобой не согласен, по той простой причине что это и есть- искожение реалей того времени (даже худ. произведен.) Еще скажи что наши предки ели мяско гяуров (как любят представлять публике вЯликие).
Кому интересно прочтите "герои нашего времени"
Вот так, с легкой руки г. Шоржена основная масса адыгов была заподозрена в незнании школьной программы по литературе))) Основной посыл "Героя" вовсе не этнографическое описание Кавказа, а на примере Печерина раскрытие особенностей и состояния общества российского на тот момент. Так что Михаилу Юрьевичу вполне простительно незнание этнографических нюансов.
Ничего страшного, что грузины признали геноцид. Очень много грузин участвовало в этой колониальной войне. Никак не поздно, если Россия признает геноцид. Вы не представляете, сколько проклятий на России из-за этой войны. Она должна смыть это. Сейчас есть такая возможность, 150-летие окончания этой страшной войны. Россия потеряла много в связи с уничтожением адыгов. Адыги были буферной зоной.
Россия ничего не теряет и не приобретает от непризнания геноцида или как угодно называйте. Более того, в связи с окончанием Сочинской Олимпиады острота и злободневность черкесской тематики падает в разы как во внутриполитическом российском пространстве, так и на международном уровне. Кстати, хорошо помню как тут звучали заклинания, мол, Олимпиаде не бывать...да все раворовано..да в срок ничего не сдадут...да никто не приедет на Олимпиаду...ан вон оно как...все прошло..и даже весьма неплохо. Теперь же объективно до черкесов никому нет дела.
А вот от кого это адыги были буферной зоной для России - весьма любопытно было бы узнать...
Кто сказал мяу? Ещё не вечер дебет с кредитом сводить.Жизнь покажет,уже вот-вот,кстати всем.
малоУченому Коту: Кошак, то что вы себе многое могЁте простить, мы батенька давно знаем и непонаслышке!Не перекладывай с ПУСТОЙ башки в здоровую в попытках "вбить клин" А почему не признаете сотворенное, ответ на поверхности : 1- Ымперность мешает, "вЯличие" 2- пострадавшых много (практически все кто рядом), 3- бабла на всех не хватит, а если признать то надо как то "замять" и т.д. и т.п.
Но суть в другом- все возвратится накруги своя "п1цым льакъуэ щ1эткъым" (переводи).
Шордэн,
салам алейкум. Запредельный по уровню баланс садо-мазохизма, вера в мантру "что хотим мы, того хочет Бог", патологическое нежелание использовать разум и гуманизм в познании мира ("загадочная" душа), весьма специфическое представление о чести и достоинстве, короткая и избирательная народная память, да много еще чего, что интуитивно чувствуют в них окружающие, а тем более мы, уроженцы Кавказа, - и вуаля, получите народ, способный завоевать шестую часть суши. Народ, способный, если не уничтожить, то пережить, перетерпеть всех и вся. Я только теперь, на фоне пережитого развала СССР, 20 лет дикого переходного периода и последних событий в Украине начала понимать весь масштаб проблемы противостояния наших предков и русской империи. Стал больше гордиться своим происхождением, стал лучше понимать трагизм и безвыходность положения адыгов, стал уважительнее оценивать их достижения, не всегда однозначные, в стремлении быть свободными, в том числе от имперской проказы. В стремлении жить красиво в широком смысле. Кое-кому этого, увы, не понять. Не ищите правды там, где ее отродясь не было, цените свой народ и свое мнение.
Нальчаник, си гум ил1ыр къипхащ1 упсо. Мы къазыл1хуар зымыщ1э гупым даф1э былъымпэщ1щ, дагъаущь, дагъэсэж. Хабзэ бэлъых1 "ящикымк1э" къытхуэх1, къах1пэн, аркъафэн, нарикын..... Ди бзэк1э быныр школъым сых1атит1 тхамахуэм ирагъаджэу аркъэ ???Дэ ды1ещь- содэ, дуне псом х1э иальагъу мыхъурэ мыхэр, къуэк1э х1э къеджэрэ, къамылъэжьу п1эрэ ???
Лъэпкъыр кхъуэм ебгъащхьу езыхэм ещхьу зыбощl, ар сфlэемыкlуу къысщохъу. Хабзэр аракъым. Пэжу жыпlэмэ, мыщэ хьэл нэхъ яхэлъщ
Нальчаник, уигум сеуэну сыхуеркъым, ауэ сэ сызэщх1ыр сытчэ п1щэрэ ? Сэ ил1эсипщ1к1э сахэсауэ соц1ыху сызытепсал1ых1хэр, быдэц1ык1у уф1эщь щ1ы. Ижь ижыжь л1андэрэ дызытепсал1ых1хэм иамыгъагу1э зы гъунэгъу щы1э ? Х1амэ идж1ыпсту хамэ къаралъ их1ауэ льы иагъажэр тамэм ? (сэ ящикым къисх1акъым, львовкъалъэ щыщ1у ныбжьэгъу сиахэм къек1уэч1 дыдэр кысл1агъа1асыр).
Мыщэ нэхъ мых1анэншэ псоущ1х1э дыдэхэм иащ1ыщ1у согугъэ(Аллыхым къысхуигагъуи), щ1ымахуэ псом зыщ1эц1эжауэ мажейри. гъатхэм бжьэгъуэр затырекъутэ, къы1арых1эр иекъутэр, хуэшхыр ешхри мэжейжыр, ди гъунэгъури ахуэдэхэщь.