В Адыгее подписанты обращения к властям Украины о признании геноцида черкесов сообщили о вызовах в Центр «Э»

Проживающие в Адыгее черкесские активисты Аслан Шаззо, Аднан Хуадэ, Евгений Ташу и Ильяс Сообцоков были вызваны в Центр по противодействию экстремизму МВД республики. По их словам, беседы в Центре «Э» касались подписанного ими обращения к властям Украины с просьбой признать геноцид черкесов.

20 Мая общественные деятели Северного Кавказа и Израиля обратились к и.о. президента Украины, председателю Верховной рады Александру Турчинову с просьбой признать геноцид черкесского народа.

Под обращением, одним из авторов которого стал главный редактор информационно-аналитического агентства «Натпресс» Аслан Шаззо, был объявлен сбор подписей. Его подписали, в частности, черкесские активисты из Адыгеи Ильяс Сообцоков, Евгений Ташу, представитель международной организации «Патриоты Черкесии» по Республике Адыгея Аднан Хуадэ, а также ряд общественных деятелей Кабардино-Балкарии, Азербайджана и США.

26 мая подписанты обращения получили вызовы в Центр «Э». Беседы с сотрудниками правоохранительных органов состоялись 27 мая.

Шаззо: у меня спрашивали об истории признания геноцида черкесов

Беседа в Центре по противодействию экстремизму МВД по Адыгее началась примерно в 11 часов утра и продолжалась около трех часов, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» главный редактор информационно-аналитического агентства «Натпресс» Аслан Шаззо.

«Кому-то из активистов пришли повестки, например, Аднану Хуадэ, Евгению Ташу и Ильясу Сообцокову. Меняже вызвали по телефону. Одного из подписантов, Альмира Абрегова, не вызвали, возможно, потому что он болен», – отметил он..

По словам Шаззо, во время беседы присутствовали старший помощник прокурора Адыгеи Сергей Швецов, сотрудник Центра«Э» по Адыгее Байзет Сташ и еще один сотрудник Центра, имени которого он не знает.

«Один из первых вопросов звучал так: «Почему вы подписали обращение?» Но главный вопрос, который задавали сотрудники Центра «Э», был следующим: «Не считаете ли вы, что данное обращение наносит ущерб безопасности России?» Также спрашивали о моей деятельности, в частности, касающейся агентства «Натпресс». Кроме этого, у меня спрашивали об истории признания геноцида черкесов», – рассказал Аслан Шаззо.

По его мнению, действия Центра «Э» и республиканской прокуратуры являются формой давления на черкесских активистов, подписавших обращение. Шаззо напомнил, что первоначально у обращения было 5 подписантов.

«Мы объявили сбор подписей под обращением, указав электронные адреса, на которые можно прислать согласие быть подписантом обращения. Такие согласия стали приходить из разных регионов, поэтому список подписантов стал увеличиваться», – пояснил он.

Сообцоков: нужно обращаться ко всем странам с просьбой о признании геноцида черкесов

Вопросы во время беседы 27 мая в Центре «Э» касались обращения к властям Украины с просьбой о признании геноцида и ситуации в этой стране, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» один из подписантов Ильяс Сообцоков.

«Беседа со мной началась в 14.00. Все проходило в вежливой форме. Много вопросов касалось ситуации в Украине. Также спрашивали о некоторых формулировках в обращении к властям Украины с просьбой признать геноцид черкесов. Я сказал, что обращение полностью поддерживаю», – сказал Сообцоков.

По его словам, во время беседы главным был вопрос о том, почему такое обращение было направлено к властям Украины.

«Я ответил, что есть два обращения от парламентов Адыгеи и Кабардино-Балкарии в Госдуму РФ с просьбой о признании геноцида черкесов. Я уже не говорю об обращениях черкесских общественных организаций, которые постоянно пишут российским властям по этому вопросу», – отметил Сообцоков.

Он убежден, что с просьбой о признании геноцида черкесов нужно обращаться не только к Украине, но ко всем странам-членам ООН.

«Россия ведь признала геноцид армян, несмотря на дружественные отношения с властями Турции. Что мешает сделать и в отношении нашего народа? Я считаю, надо обращаться ко всем странам, как делают это армяне», – заключил Сообцоков.

Кавказский узел

Комментарии 118

  1. Къэралби  29 мая 2014, 22:05 0

    Скоро людей будут сажать за то, что в газету с изображением Путина завернули калбасу, как это было при Сталине.

  2. из комментов:  29 мая 2014, 23:05 0

    Вывесите уже наконец это Обращение к Украине на всех языках основных стран проживания черкесов, на черкесском, на украинском и на английском, чтобы все черкесы могли его подписать!

    Уверен, соберем 100тыс подписей за месяц.

    Тогда и смысла таскать подписантов в "гестапо", как давно некоторые в народе называют "Центр Э", - не будет.

    А к Москве обращались уже 25 лет - хватит. Пока нынешняя власть в России не сменится на нормальную, она никогда черкесский вопрос не решит. Но рано или поздно, придет тот день, когда с Россией можно будет разгаривать как с нормальной современной европейской страной.

    К этому дню черкесы должны быть готовы.

  3. Но рано или поздно, придет тот день, когда с Россией можно будет разгаривать как с нормальной современной европейской страной.

    Ой ли? Скорее всего мы скоро будем разговаривать с китайской провинцией.

  4. Ришелье  30 мая 2014, 16:44 0

    А что ты предлагаешь, Giabaggy?

  5. Giabaggy  30 мая 2014, 15:54 0

    Ой ли? Скорее всего мы скоро будем разговаривать с китайской провинцией.

    Ну, кто бы сомневался ))) Не только разговаривать, но жить в китайской и не очень провинции )))

    С уважением и живётв провинции Giabaggy

  6. Giabaggy  30 мая 2014, 19:02 0

    А что ты предлагаешь, Giabaggy?

    Осваивать Марс ))) Я вот почему-то уверен, что первым на Марс ступит нога черкеса ))) 

    С уважением и уверенно почему-то Giabaggy

  7. Ришелье  30 мая 2014, 20:36 0

    А Рогозина мы больше в расчет не принимаем? ))))

  8. Арминиус  30 мая 2014, 20:37 0

    Я вот почему-то уверен, что первым на Марс ступит нога черкеса )))

    Наконеце-то хоть кто-то из нас вернется домой!

  9. Черкес  30 мая 2014, 20:52 0
    А я желаю скорейшего прекращения русско-украинской войны. Даже в страшном сне не мог себе такого представить. До чего довели бездарные и безответственные политики. Это всё равно, если случится адыго-абхазская война, не дай Аллах. А подписантов таскать не надо никуда. КБР и Адыгея признали геноцид 20 лет назад. Это официальная государственная позиция, ведь республики - это государства в составе Федерации. Ни один российский суд не отменял этих решений.
  10. Руслан кабардинец  03 июня 2014, 10:58 0

    Кажется пора уже нам определиться чего мы хотим. Жить в России, которая признает геноцид 150-летней давности, но которая будет держать нас как утильсырье и "болванок", которых можно в случае необходимости назвать террористами? Или же мы хотим стать полноправными гражданами и не обязательно государства Российского? Я наверное много поддержки не найду но все же скажу... Не надо было сейчас посылать обращение к украинским властям. Во-первых, власти нынешней Украины националисты-русофобы и этого достаточно для того, чтобы очернить лишний раз черкесское движение. Во-вторых, какое положение в мире занимает украинская власть? Кто с ней считается? Никто! И после этого создается впечатление, что нам достаточно  признания геноцида кем угодно, лишь бы назло России... Мне кажется это неправильно. Я всегда придерживаюсь мнения, что ждать мылости от людей, которые до сегодняшего дня ведут политику истребления нашего народа нет смысла. Хватит просить.. Геноцид был. Разве один адыг в этом сомневается? Думаю, уверен что нет. Нужно направить все силы на то, чтобы в наших республиках улучшить оброзование. Именно через нее мы сможем взрастить поколение патриотов и способных анализировать события прошлого и настоящего. Люди, которые сегодня пишут достоверные исторические книги делают огромный вклад в развитие нашего народа. А быть нам Российским "диким" краем или полноценным и процветающим народом нам решать. И надеюсь единство в этом вопросе в скором времени настанет..

    Тхьэм фигъэпсэу!

  11. Таймураз  03 июня 2014, 12:10 0

    Руслан кабардинец,

    1. В целом все так, как ты сказал. Хэку, Хабзэ, Адыгабзэ, образование, семья-демография и здоровый образ жизни - это то, что нам нужно. Осталось реализовать это в рамках государства, которое даже не признает за соотечественников наших сородичей, живущих за ее пределами.

    2. Россия никогда не признанает геноцид черкесского народа. Почему? Потому что наша страна живет прошлым не имея в настоящем абсолютно ничего. Окончание ВОВ, пара эпизодов в последующие годы, которых явно мало для построения национальной-патриотической политики, СССР и его распад - это все, чем можно (?) гордится в 20м веке. В 21же не сделано вообще ничего, что не разделяло бы на части российское общество. Поэтому историческим базисом для становления менталитета россиянина стал имперский XIX век с вытекающими отсюда последствиями. Соответственно и общество, никогда не отличавшееся креативностью и современностью, морально находится там же. До сих пор на официальном уровне слышны фразы "подвиг русского оружия - покорениие Кавказа", "гоняли абреков по горам" и т.п. Дискурс вокруг величия, Олимпиады и "крымнаш" очень хорошо показал, чего стоит гуманизм и дружелюбие современной России.

    Я не собираюсь анализировать руссофобию украинского правительства, равно, как и грузинского или любого другого. Однозначно то, что Россию никто не любит. Не за что. А нам  надо ответить на один воспрос: будем ли мы заложниками этой ситуации или в состоянии абстрагироваться от окружающего нас агрессивно-имперского шовинизма?

  12. Таймураз:

    Руслан кабардинец,

     А нам  надо ответить на один воспрос: будем ли мы заложниками этой ситуации или в состоянии абстрагироваться от окружающего нас агрессивно-имперского шовинизма?

    С такими темпами решения наших первоочередных задачь здесь на родине, таких как объединения в одну нацию (самоназвание, иноназвание ),  создание единой писменности ( хотя бы ввести одинаковое сочетание букв для всех звуков), объединенние черкеских республик в единый регион ( для начала хотя бы объединить КБР и КЧР ), но ни по одному из этих вопросов мы не продвинулись ни на один шаг, с момента приобретения статуса Республик в !991 году. Более того мы, даже не смогли добится Культурно-ациональной автономии для черкесов проживающих в Краснодарском крае, казалось бы в этом вопросе мениму припятствий, но увы, а воз и ныне там.

    Так что в ближайшем времени, ни каких перспектив для укрепления позиций черкесской нации в РФ, лично я не вижу.

     

  13. Руслан кабардинец  03 июня 2014, 13:53 0
     

    Таймураз, я ни в коем случает не призываю быть за нынешнюю Россию.. Лично я против нее.. Говоря Россия я прежде всего имею ввиду политику федеральных властей на Кавказе и особенно по нашему народу...Я с тобой согласен.. В последнее время все чаще мы слышим приставку "РУССКОЕ" ко всему хорошему... Хотят они вырастить народ шовинистов? Ради Бога, их право... Я же призываю к тому, что мы полноценный народ.. И не считаю необходимым добиваться признания геноцида или чего-нибудь другого другим народом, будь то русским или украинским.. Сам факт геноцида и отрицание со стороны властей должны навести нас на мысли и правильные выводы...

  14. "Луганские террористы получили обещание от российских координаторов на прибытие подкрепления от «кавказцев» (численность подкрепления и маршруты проникновения в Украину уточняются)", - пишет ...

    http://www.unian.net/politics/925357-na-granitse-s-ukrainoy-sformirovanyi-avtokolonnyi-iz-50-gruzovikov-s-boevikami-tyimchuk.html

    Как мне кажется, скоро это слово "кавказец" станет ругательным ))) Благодаря кому-то ))) И кое-кто начнёт открещиваться от неё как от назойливой мухи ))) Вот к чему приводит незнание собственной истории ))) 

    С уважением к истории 
    сообственно 
    Giabaggy

  15. Пражский Кот  04 июня 2014, 20:05 0

    Интересно, речь хоть о "настоящих, линейных" или о тех , кто "любит кахетинское и широкие шёлковые шаровары" )) Кстати, наличие там чеченцев признал уже сам Р. Кадыров.

  16. Кадыров лучше бы Турчинова &Co проконсультировал на тему, которую он хорошо знает, - вся эта история про донецко-киевскую битву по целому ряду моментов просто дежавю в миниатюре.

  17. http://www.unian.net/politics/925672-za-noch-v-ukrainu-popalo-15-gruzovikov-s-terroristami-lutsenko.html

    Слухи ходят, что это надолго ))) При советах был Афганистан, а теперь - Украина )))  

    С уважением к Украине
    теперь 
    Giabaggy

  18. Кадыровцы в Донбассе уже не представляют серьезной силы - их мало осталось, после того как местные, которым они на фиг не упали, их просто слили украинским силовикам, подставив в нужный момент. И не раз. И правильно сделали - нечего было лезть в Донбасс, их никто там не ждал, как и нацика Гиркина (Стрелкова) из Москвы или кударцев из Южной Осетии. Те тоже опасаются, что в любой момент с ними поступят так же, если смогут, поэтому "освобождаемым донбассцам" не доверяют абсолютно, тем более, там отнюдь не большинство стремилось в Россию, а как раз меньшинство, да и вообще в базе была разводка Ахметова, которому точно в Россию не надо, но Киев хотелось попужать.

    Кстати, г-на Кадырова некоторые люди в Москве стали прочить в "приемники" нашего "вождя". Срастется тема или нет - не понятно, но поскольку разговорчики сии идут уже не среди маргиналов, то их уже можно считать одним из рассматриваемых сценариев будущего России. Если Рамзан решил помочь себе въехать в Кремль через Крым с Донбассом (в том числе), то со вторым он явно просчитался - только своих людей зря положил.

    Сейчас в Нормандии Путин предпримет последнюю попытку спасти игру: потребует права РФ контролировать воздух над Донбассом, как минимум, и ввести российских "миротворцев", как максимум. Естественно, его пошлют куда подальше (и правильно сделают). После этого, сюжет станет веселее: понятно, что залегендированную российскую спецуру эвакуируют с Донбасса домой, но что делать с отморозками-нациками и прочим сбродом из России, который туда подался с Кубани, Ставрополья, Твери, Воронежа, Москвы?

    Дома их ждет, возможно, даже статья УК РФ, придуманная для кавказцев, а не для русских, но там же так не написано. Можно забить на закон, как обычно, но это не есть гуд. Можно, учитывая всю истерику вокруг "русского мира" после аннексии Крыма, а также позиционирование Путина как его отца-папы, забить что это не есть гуд, но все равно эту отморозь надо потом куда-то девать. А можно грохнуть где-нибудь в приграничном лесочке или донских степях (лучше всего - прямо на украинской территории, даром что граница дырявая) и сказать что все они геройски пали в Луганде за Россию.

  19. Diomedes:

    Кстати, г-на Кадырова некоторые люди в Москве стали прочить в "приемники" нашего "вождя". Срастется тема или нет - не понятно, но поскольку разговорчики сии идут уже не среди маргиналов, то их уже можно считать одним из рассматриваемых сценариев будущего России.

    Насмешил)))

    Страшилки для старонников Путина, и не более. После Сталина, скорей Россия распадется, чем кавказец придет к власти, скольки пядей нибыло бы во лбу.

     

     

  20. Вы видимо плохо знаете российскую историю: Кадыров не первый и даже не второй "кавказец", который будет (если будет) во главе России. В странах где нет гражданского общества как такового (в России его нет), а есть, вместо него, быдло (неструктурированное и покорное власти пассивное население) все решает баланс в силовых элитах и близость к телу диктатора (надеюсь, доказывать тот факт, что в России диктатура Владимира Путина - не надо?). Кадыров как приемник это не обязательный сценарий, а пока лишь один из, но это уже не юмор.

    А то что Россия распадется в 20-е гг, - в этом моменте сегодня многие разделяют Ваше мнение. Я с ним тоже спорить не буду, но чтя УК РФ, оставлю свое мнение при себе.

  21. ... но это не есть гуд ...  что это не есть гуд

    Уважаемый,

    черкесское слово "гуд" в буквальном и не очень смысле означает "влагалище" ))) На кирилице оно так и пишется ))) Представляю выражение лица кавказских черкесов, читая это слово ))) 

    С уважением к слову  
    читает  
    Giabaggy

  22. Diomedes:

    Вы видимо плохо знаете российскую историю: Кадыров не первый и даже не второй "кавказец", который будет (если будет) во главе России.

    Иторю заню не плохо, хотя я не профисионал. Кавказец был всего один Сталин, других я не знаю. Ессли можно примеры. Про М.Алигуковича не надо, он не был царем)))

    Diomedes
    А то что Россия распадется в 20-е гг, - в этом моменте сегодня многие разделяют Ваше мнение. Я с ним тоже спорить не буду, но чтя УК РФ, оставлю свое мнение при себе.
     
    Я такого мнения не высказывал, это была обычная аллегория. Уточнил, что бы не было недосказанности.
    Абхазия, Южная Осетия, а теперь вот Крым, странная логика распада, не правда ли?  Не чего личного, просто факты.
    P.S. Опять же, что бы не было недосказанности, я не сторонник сегоднешней России, и тем более политики сегоднешней власти, но строить планы, опуская очевидные факты, обречь эти планы, на их предсказуемую не состоятельность.
     
  23. Сталин рулил империей как надциональным образованием, возведенной на "внеэтнической" идеологии. В сознании подвластного населения его этническая принадлежность по сути не имела какого-либо отпечатка вообще, как не имелось восприятия его как проводника каких-то "узконациональных" интересов, ценностей и т.п. Поэтому в этом смысле ссылаться, что СССР управлял "кавказец" Сталин, вряд ли возможно.

    Сейчас тенденции "национализации" РФ (фактической утраты признаков имперскости, что бы там не вопили нео-имперцы) - имхо налицо. Сами заклинания про "русский мир", "собирание русских земель" - это явные симптомы такого дискурса.

    Кадыров, как махровый, гипертрофрованный "кавказец", не покатит ни как глава империи, ни как  глава национального государства (ну, только если это государство не Ичкерия :-)).

  24. Dadu, Иван Борисович Черкасский - 20 лет был фактическим правителем Русского государства. Да, царем не был, но факта это не меняет, тем более он был одним из тех кто царя "сделал". Но не желаете засчитывать - оставьте одного Джугашвили (Сталина).

    На счет "логики распада": после дебилизма "затокрымнаш" с Украиной, Россию вполне могут тихо и без барабанов придушить уже в 20-е гг. Так что ничего странного. Но мы, конечно же, злопыхателям не верим и желаем нашему солнцеликому счастья и вечной жизни.

  25. Инга, Сталин похоронил "коммунистический универсализм" своей империи и фактически вернулся к шишковско-уваровско-победоносцевской триаде (ну заменили православие на коммунизм) - это, конечно, упрощение, но в целом корректное. Собственно, он получил признание как "русский фашист" даже от русских эмигрантов (причем, от одних воссторженно, а от вторых - наоборот). Это все не отменяет того что он был грузин и, кстати, много сделал для расширения пределов и развития своей Грузии.

    Я дважды это прописывал и в третий раз прописываю прямым текстом: то что такие разговоры ведутся уже не на маргинальном уровне, отнюдь не означает, что такой сценарий реализуется на практике. Он просто "один из" и у меня нет никакого калькулятора чтобы просчитать его вероятность. Так что обсуждать пока тут нечего.

    Но на предмет симпатий и антипатий "народонаселения" сказать есть что: эффективность российской пропаганды внутри России - чудовищная и за последнюю пятилетку в этом направлении были сделаны качественные успехи в полной мере продемонстрированные в этом году вокруг украинского кризиса. Так что был бы консенсус на самом верху и благословление "отца-папы русского мира" - "народу" объяснят. 

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.