В Адыгее подписанты обращения к властям Украины о признании геноцида черкесов сообщили о вызовах в Центр «Э»

Проживающие в Адыгее черкесские активисты Аслан Шаззо, Аднан Хуадэ, Евгений Ташу и Ильяс Сообцоков были вызваны в Центр по противодействию экстремизму МВД республики. По их словам, беседы в Центре «Э» касались подписанного ими обращения к властям Украины с просьбой признать геноцид черкесов.

20 Мая общественные деятели Северного Кавказа и Израиля обратились к и.о. президента Украины, председателю Верховной рады Александру Турчинову с просьбой признать геноцид черкесского народа.

Под обращением, одним из авторов которого стал главный редактор информационно-аналитического агентства «Натпресс» Аслан Шаззо, был объявлен сбор подписей. Его подписали, в частности, черкесские активисты из Адыгеи Ильяс Сообцоков, Евгений Ташу, представитель международной организации «Патриоты Черкесии» по Республике Адыгея Аднан Хуадэ, а также ряд общественных деятелей Кабардино-Балкарии, Азербайджана и США.

26 мая подписанты обращения получили вызовы в Центр «Э». Беседы с сотрудниками правоохранительных органов состоялись 27 мая.

Шаззо: у меня спрашивали об истории признания геноцида черкесов

Беседа в Центре по противодействию экстремизму МВД по Адыгее началась примерно в 11 часов утра и продолжалась около трех часов, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» главный редактор информационно-аналитического агентства «Натпресс» Аслан Шаззо.

«Кому-то из активистов пришли повестки, например, Аднану Хуадэ, Евгению Ташу и Ильясу Сообцокову. Меняже вызвали по телефону. Одного из подписантов, Альмира Абрегова, не вызвали, возможно, потому что он болен», – отметил он..

По словам Шаззо, во время беседы присутствовали старший помощник прокурора Адыгеи Сергей Швецов, сотрудник Центра«Э» по Адыгее Байзет Сташ и еще один сотрудник Центра, имени которого он не знает.

«Один из первых вопросов звучал так: «Почему вы подписали обращение?» Но главный вопрос, который задавали сотрудники Центра «Э», был следующим: «Не считаете ли вы, что данное обращение наносит ущерб безопасности России?» Также спрашивали о моей деятельности, в частности, касающейся агентства «Натпресс». Кроме этого, у меня спрашивали об истории признания геноцида черкесов», – рассказал Аслан Шаззо.

По его мнению, действия Центра «Э» и республиканской прокуратуры являются формой давления на черкесских активистов, подписавших обращение. Шаззо напомнил, что первоначально у обращения было 5 подписантов.

«Мы объявили сбор подписей под обращением, указав электронные адреса, на которые можно прислать согласие быть подписантом обращения. Такие согласия стали приходить из разных регионов, поэтому список подписантов стал увеличиваться», – пояснил он.

Сообцоков: нужно обращаться ко всем странам с просьбой о признании геноцида черкесов

Вопросы во время беседы 27 мая в Центре «Э» касались обращения к властям Украины с просьбой о признании геноцида и ситуации в этой стране, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» один из подписантов Ильяс Сообцоков.

«Беседа со мной началась в 14.00. Все проходило в вежливой форме. Много вопросов касалось ситуации в Украине. Также спрашивали о некоторых формулировках в обращении к властям Украины с просьбой признать геноцид черкесов. Я сказал, что обращение полностью поддерживаю», – сказал Сообцоков.

По его словам, во время беседы главным был вопрос о том, почему такое обращение было направлено к властям Украины.

«Я ответил, что есть два обращения от парламентов Адыгеи и Кабардино-Балкарии в Госдуму РФ с просьбой о признании геноцида черкесов. Я уже не говорю об обращениях черкесских общественных организаций, которые постоянно пишут российским властям по этому вопросу», – отметил Сообцоков.

Он убежден, что с просьбой о признании геноцида черкесов нужно обращаться не только к Украине, но ко всем странам-членам ООН.

«Россия ведь признала геноцид армян, несмотря на дружественные отношения с властями Турции. Что мешает сделать и в отношении нашего народа? Я считаю, надо обращаться ко всем странам, как делают это армяне», – заключил Сообцоков.

Кавказский узел

Комментарии 118

  1. Ришелье  10 июня 2014, 12:50 0

    Если не ошибаюсь, г-н Даду из братской Абхазии пишет? ))

    Пока Украина была относительно стабильна никаких территориальных претензий к ней со стороны братской России не возникало. Зато потом... Было очень по-братски. )))) Так что разговоры об исторической принадлежности отдельных областей Украины - в пользу бедных. Если кто-то среди русских Донбасса и Луганщины считает, что его притесняют по нац. признаку, ему есть куда уйти от подобных притеснений. Полагаю, такому человеку вполне естественно будет уехать в Россию. В отличие, скажем, от чеченцев. Ибо Турция - это ведь не совсем Чечня, равно как и Норвегия с Германией, не так ли Даду? Хотя в последних двух случаях я бы на месте чеченцев не жаловался. )) На Донбассе и Луганщине мы имеем дело с частью русского народа, у которой есть выбор. И то, не факт (это культурно выражаясь), что большинство там поддерживает г-на Гиркина. В случае с Чечней мы имеем дело с целым народом. Второй Чечни нету. Разве что Ингушетия.

    Надеюсь, угрызения совести вас больше не будут мучить, Даду.

  2. Ришелье  10 июня 2014, 12:52 0

    Не вечер, Giabaggy. Но что-то подсказывает - все у них получится. Шанс хороший, грех упускать.

  3. Если не ошибаюсь, Dadu пишет из братского Израиля.

  4. Конечно получится ))) Я тут с вами согласен. Украину "вычистят" полностью ))) Это как пить дать ))) У большинства украинцев в жилах течёт черкесская кровь ))) Это непомнящие своего родства ассимилированные черкесы-христиане из той самой Черкассии: именно здесь, в Украине, и далее в Европе вы встретите классический профиль настоящего черкеса и черкешенки с настоящим и не очень черкесским характером ))) Смотрите и учитесь, уважаемые и Адыги-мусульмане ))) 

    С уважением и учится
    уважаемо 
    Giabaggy

    P.S. Русское и не очень слово "черкес" происходит от черкесского слова "чэрчэс": так назывался один из черкесских христианских народов, населявших некогда Крым и побережья Азовского и не очень моря. Часть из них осталась в этих же местах, а другая вместе с другим черкесским народом Редады (назовём условно) переселилось в восточную Европу ))) Дело было на переломе 1000 летия ))) Хотите верьте, хотите нет ))) 

  5. Арминиус  10 июня 2014, 14:35 0

    Хотите верьте, хотите нет )))

    Жабаги, не беги впереди паровоза, не ходи козырными картами, смотри слетишь с катушек и выдашь недругам информацию, о том где спрятан марсианский военный крейсер и руководство по его эксплуатации на адыгэбзэ!

  6. ... где спрятан марсианский военный крейсер и руководство по его эксплуатации на адыгэбзэ!

    Ну, уважаемый и Арминиус,

    я об этом не говорил ))) Это Вы выдали тайну о наших и не очень марсианских военных крейсерах с руководством и не очень ))) Теперь жди гостей с черкесским и не очень руководством ))) 

    С уважением и не ждёт
    руководство 
    Giabaggy

  7. http://www.circassianlibrary.org/lib/html/Nart_epos_1/text_1_2_5.html

    ...  А доспехи боевые
    Я надел для дел высоких:
    Мой удел — защита правды!"

    Так сказав, он машет плетью,
    Сплетена из кожи зубра,
    Плеть свистит, и этот посвист
    Слышится в семи ущельях
    И восьмого достигает, ...

  8. Nomen Nescio  25 июня 2015, 13:34 0

    Читая комментарии, навеяло... Дед мой - русский, жил себе, работал, добро наживал, сыновей воспитывал... Пришла власть новая, кулаком назвала, отобрала всё! Изгнала из селения родного... Вынужден был дед скрываться от власти новой как ни странно но всем Вам тут известного места Хаджох. И сколько таких семей убито, умерело от голода в осаждённых деревнях, сёлах, станицах и т.д. Думаю вот к кому бы обратиться о признании геноцида к собственному народу той власти? Может к Грузии, выходец которой уничтожал всех кого нужно и кого не нужно? Что то все оглядываются на Европу, на Америку... Как-будто это мировой эталон! Обидели не только Вас как народ, ВСЕ нахлебались... Но зачем разжигать пепелище? В России русский народ лучше Вашего живёт? В России живут много народов! И честно, смотря и читая на все эти хныканья... Даже не знаю... Куда бы пожаловаться, когда град уничтожает мой урожай... Когда солнце выжигает всё вокруг и не дождинки... В ООН наверное, с оглядкой на НАТО...

  9. Nomen Nescio, жалуйтесь кому хотите - это Ваше личное дело. Черкесы никому не жалуются, а обращаются с просьбой признать массовое уничтожение черкесов по этническому признаку, имевшие место в ходе Русско-Кавказской войны и депортации в Османскую империю, геноцидом.

    Что касается "разжигания" и т.п., то это опять же Ваш взгляд на прошлое. Многие граждане современной России проецируют события XIX века на себя и своих сверстников, хотя живут уж в совершенно другой стране. Хотелось бы слышать, от своих сограждан признание преступности действий Имперской России 150-летней давности, т.к. речь идет не о них самих, а о давно почившей стране. Но вместо этого получаем какие то оправдания и демагогию про Сталина, индейцев и т.п.

    К чести русского офицерства стоит напомнить, что чудвищный проект г-на Евдокимова по истреблению черкесов, одобренный высшей властью, имел противников среди русского генералитета и казачьих атаманов, не желавших  запятнать свои мундиры кровью населения Черкесии. К сожалению, решение было принято без учета их мнени. Но эти люди могли бы послужить примером трезвой оценки прошлого России и Кавказа.

  10. Nomen Nescio, научитесь уважать окружающие вас народы (может еще не поздно). На сегодняшний день это главная проблема, общенациональная. Именно это привело вашу страну туда, куда привело.

    А черкесы уж точно вам ничего не должны, хотят - хныкают, хотят - смеются. Вам что за дело?

  11. Nomen Nescio,  нахлебались то все,но одни живут на своей земле и не на своей тоже,выдавая её за исторически "свою"у других всё гораздо хуже.

     Ваш дед не пострадал за то,что был другой национальности и защищал СВОЮ землю от соседнего крупного народа,а совсем по-другим (несопоставимым) причинам.

      Вы наверное в курсе,что в начале 1990-х годов парламент КБР,а следом за ним и парламент Адыгеи(большая часть депутатов  которого к слову этнические русские,но справедливо смотрящие на былое) обратились в Кремль с просьбой признания геноцида,репатриации коренных народов. Сколько лет прошло-но никакой реакции.

    В Олимпиаду всё ещё сильней обострилось-внаглую НЕ МОРГАЯ стали врать,например об истории,чтить тех,кого не грех постыдиться было бы. 

     Вы же не хотите забыть общую для всех нас ВОВ? А войну 1812-го года? Тоже видимо нет. 

     А почему мы должны забывать столь крупную и долгую несправедливость,Отечественную войну черкесов(адыгов,абазин,убыхов),окончившуюся геноцидом?

     Россия не хочет ничего признавать,на диалог не идёт,откровенно агрессивна к этой теме,к репатриантам-адыгам,даже к тем адыгам,кто спасается от войны в Сирии. 

     Мы не хнычем. Это всего лишь правда.

    Если не признают явное у нас-это вынуждает призывать к другим. 

     А вообще-вся суть современной "политики" и "цивилизованности" как говорится налицо-то что удобно признаётся  и активно продвигается СМИ,то что неудобно замалчивается,поливается грязью извращается. И всё это делают "цивилизованные люди",которые ещё умудряются и Бога вспоминать.

     

     

     

     

  12. Nomen Nescio, В чем проблема?  Вы предпочитаете, видимо, словам теракты? - А мы нет.

    Когда Россия закончит Кавказскую войну (а она ее не закончила, что мы все видим), когда наступит нормальный справедливый мир, при котором черкесы смогут вернуться на свою родину, как народ, когда прекратят издеваться над национальным достоинством и памятью наших предков, защищавших от России свой дом, жизнь и достоинство в великой войне, память о которой для нас священна, когда прекратят убивать наших сородичей без суда и следствия, когда наконец-то появится суд в этой стране - тогда мы все будем славить Россию, как замечательную страну, если это все произойдет в ее формате (во что я уже не верю)

    Пока это не так. Вас это устраивает? - Нас нет. Вас не устраивает, что черкесы пока больше говорят, чем делают? - Нас тоже. Мы действуем строго в легальном поле, но, как мы все видим, его в России уже нет. Вы нас за это не уважаете  - Ваше право.

    В России не уважают тех, кто не является преступником и не готов к прямому насилию, как методу, потому что в России сейчас заправляют седые уличные дети - инфантильные невежественные жадные агрессивные "пацаны", остановившиеся в своем развитии в 14 лет и не понимающие, что кроме драки в подворотне есть еще масса иных способов навязать свою повестку дня и согнуть оппонента.

    Пока им везло - их скудоумие и агрессивность прикрывали и оплачивали родители (не ими созданная Бомба и не ими освоенные недра Сибири). Но это время заканчивается на наших глазах и куда девается весь гонор в России, в такие времена, мы  все видели в 90-е гг - в унитаз. То что страна немного отъелась в 00-ые - оказалось весьма вредным для ее психического здоровья, но скоро все вернется на круги своя - голод (во всяком случае, по началу) резко активизирует умственную деятельность и способности к трезвой оценке ситуации.

    Вскрытие покажет кто был прав.

  13. Nomen Nescio  25 июня 2015, 16:13 0

    R2-D2, не рассказывайте мне об УВАЖЕНИИ других народов... Я очень долго жил и работал в Республике... Есть у меня много друзей и бжедугов, шапсугов и убыхов... Я люблю и УВАЖАЮ Культуру и обычаи своих друзей! Нет у меня национальностей... Я делю людей лишь на два признака: ХОРОШИЙ человек и плохой...    Уважаемый, SAHнет никакой демагогии и проекции, есть лишь исторические события... Да, согласен, ужас который постиг адыгов никакими извинениями не исправишь... И признаниями о генациде тоже... Это было! Так было, так сложилось! ("что было, то было"... Так говорит мой друг - Али Азметович (убых.. Я думаю про их участь не надо рассказывать..)). Я никого не оправдываю! Вы сможете стать лишь инструментом в руках плохих людей, я надеюсь Вы понимаете о чём я...   Уважаемый 76AUAя не призываю ЗАБЫТЬ... Об этом МЫ все должны ПОМНИТЬ! Что бы не повторять тех ошибок, которые совершали наши предки... А ненавидить русский народ лишь за то, что 150 лет назад он совершил ошибку... И искать понимания от других государств (которые ненавидять Россию вообще), для меня вот ЭТО не понятно... Ничего в этом хорошего... И странно слышать о России современной и о Имперской... Это история одной страны... 

  14. Nomen Nescio  25 июня 2015, 16:17 0
    Diomedes:

    Nomen Nescio, 

    Вскрытие покажет кто был прав.

    Абсолютно с Вами согласен... Но только лишь с этой фразой. Нда... Русофобия я вижу входит в моду... 

  15. Nomen Nescio  25 июня 2015, 16:26 0

    Diomedes,  а может "русофобия" продается?  Или вообще, для достижения своей цели "все способы" хороши? 

  16. Nomen Nescio  25 июня 2015, 16:31 0

    Я думаю что для вас будет странным поведение Коли Кузьмина из произведения А. Приставкина... Жаль...

  17. Nomen Nescio, Вы назовите за что черкесам любить сегодня Россию - мы вместе полюбим. Пока это развлечение для мазохистов, в черкесском случае - точно.

    "Патриотизм", кстати, лихо продается за бюджетные деньги: есть расценки, есть "фабрики троллей" (теперь это "информационные войска России"), есть масса плюшек для "профессиональных российских патриотов" среди "национальных кадров". Очень часто это порождает проекцию по Фрейду в адрес оппонентов.

    Меня поражает только одно: как глубоко "грех объективизации" въелся в трактовку российскими аутсайдерами любого проявления черкесами собственной воли. Настолько глубоко, что это даже ими не замечается.

  18. Nomen Nescio, а еще большой метеорит может упасть на землю и всем нам вместе придет кирдык. Так давайте же лежа на диване будем ждать произойдет это или нет.

    Али Азметовичу привет. Знаю одного деятеля черкеса, который дабы не оскорбить чувств приезжего русского гостя, ответил на его вопрос об отсутствии адыгских аулов в самых красивых местах Адыгеи сочинением на тему "напали чеченцы и угнали отсюда всех адыгов в Турцию" ))) Видимо, Ваш друг тоже шибко толерантен.

  19. Nomen Nescio  25 июня 2015, 17:09 0
    Diomedes:

    "Патриотизм" ведь продается за бюджетные деньги: есть ставки, есть "фабрики троллей" (теперь это "информационные войска России"), есть масса плюшек для "профессиональных российских патриотов". Очень часто это порождает проекцию по Фрейду в адрес оппонентов.

    Вам виднее...  Но - Зэдашхэ Iэшу, зэдэлажьэ тхъагъо... Мира Вам и Добра. 

  20. Nomen Nescio, взаимно

  21. Nomen Nescio  25 июня 2015, 17:12 0

    SAH, нет уважаемый... Со мной никто не церимонился... И сказки мне не рассказывал. А привет передам, спасибо. 

  22. Ничего нового... "У меня много друзей среди аборигенов, уважаю их культуру..." Покоренным народам культура и танцы, пока не рассосутся, а самим величие с геополитикой подавай. У меня тоже есть русские друзья, друзья детства и что? Среди них есть и те, кто радуется тому, что вы творите в Украине, увы. Что делать, не бить же за это...

    Не готов поддержать подлости против Украины - русофоб. Не готов соглашаться со всем, что говорят и делают - русофоб. Мирно обращаешься со вполне разумными и скромными просьбами по черкесскому вопросу - русофоб. Зато дают Героя России и генеральские погоны человеку, который, по их же словам, резал головы русским солдатам. Что и говорить, душа у вас действительно загадочная.

    Мотивы ваши понятны: страна превращается (-лась?) в изгоя, будущее настолько туманно, что лучше онем вообще не думать, опереться практически не на кого, одиноко-зябко-страшно... Есть, правда, где-то внутри страны те, кого до сих пор за людей не считали. И среди них даже есть лохи, которым можно запудрить мозги и отправить подыхать в Украину за Русский Мир. Погоды это уже не сделает, от закономерного итога не спасет, но все как-то уютнее.

    Никто и ничто вам не сможет помочь, кроме вас самих. Научитесь уважать народы, научитесь понимать, что у них тоже есть свои потребности и чаяния, а не тыкайте под нос дружбу с отдельными их представителями. И делать это лучше не когда жареный петух клюнул, а немного раньше.

  23. Да, согласен, ужас который постиг адыгов никакими извинениями не исправишь... И признаниями о генациде тоже...

    25 лет черкесы пытаются рассказать, как перевернуть эту страницу... Фэйспалм...

  24. Всё таки в нашем случае фобия называется Быдлорусофобия, разницу улавливаете надеюсь. Это разница между русскими и быдлорусскими. Настоятельно требую не путать.

  25. Nomen Nescio,  С каких пор говорить правду стало русофобством?!?

     Я сам наполовину русский-как я по-вашему могу ненавидеть русских ?!?

     Это приятно,что у вас такие друзья,хорошо,что вы осознаёте то,что было(заметьте вас никто и не обвиняет),но это не хочет осознавать Россия. Малый народ вне Родины постепенно ассимилируется(убыхи-тому пример). Потому вполне понятно,что люди хотят вернуться на Родину.

     Россия проводит пропаганду через СМИ,переписывает "историю" ,вы знаете,а будут ли это знать дети,или внуки,читая лживые книжки? Они уже будут жить,уверенными,что это "исконно наши земли".

     

    Nomen Nescio:

     Об этом МЫ все должны ПОМНИТЬ! Что бы не повторять тех ошибок, которые совершали наши предки... 

     А как их можно не повторять,если об этом не говорить? Уже растёт поколение людей,которым вдалбливают совершенно лживую информацию.

     Россия могла совершенно по-другому отнестись к этой трагедии,а открыв дорогу ДОМОЙ для адыгов и абазин-стала выглядеть бы гораздо лучше в глазах многих.

     Но она выбрала путь вранья и агрессии. Более привычный путь.

     Кстати-знаете-21 мая на шествии в Нальчике я заметил и совершенно русских людей,был например дедушка,который стоял и спрашивал-что означает,то что изредка выкрикивает толпа.

     Наконец есть весьма мудрая пословица-"Кто старое помянет-тому глаз вон,а кто ЗАБУДЕТ-тому-два".

     

     

     

     

     

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.